Рабочая программа "Донской фольклор"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поливянская средняя общеобразовательная школа №29
им. Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева
Песчанокопского района Ростовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу Донской фольклор
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4 класс
Количество часов: 34
Учитель: Гриднева Анна Алексанровна
Рабочая программа к курсу «Казачий фольклор» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования), с использованием хрестоматии для младших школьников «Край родной» (составители Бутенко Т. А., Небратенко В. Б. Ростов-на-Дону, издательство «Баро-Пресс», 2013), направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных).
- Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Казачий фольклор» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования), с использованием хрестоматии для младших школьников «Край родной» (составители Бутенко Т. А., Небратенко В. Б. Ростов-на-Дону, издательство «Баро-Пресс», 2013), направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных).
Цели курса:
Познакомить обучающихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.
Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.
Расширять кругозор детей.
Основные задачи:
формирование представления о многообразии жанров, стилей и тематики Донского фольклора;
понимание своеобразия национального характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населении донского края;
знакомство обучающихся с лучшими образцами фольклорного жанра, музыки, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;
формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донского казачьего фольклора;
создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
создание условия для понимания обучающимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;
введение учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента;
формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
расширение представления учащихся об особенностях лексики жителей Дона, нашедшей отражение в произведениях;
обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством. Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Турции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.
Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духовной культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.
Содержание курса
Курс «Казачий фольклор» предназначен для более полного ознакомления обучающихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Содержание курса учитывает возрастные особенности младшего школьника и предлагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах Дона. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен и т.д.
В ходе занятий можно применять не только музыкальные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия. Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их родителям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.
При отборе содержания программы положены следующие принципы:
Эстетический принцип, который означает:
отбор произведений осуществляется с точки зрения их эстетической значимости;
в содержание образования включаются мотивация читательской и литературно-творческой деятельности, необходимые для её осуществления знания и умения;
основным методом изучения художественного произведения является целостный анализ текста, а методом развития речи – литературное творчество учащихся;
Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка, национально-психологических особенностей ребенка, национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями;
Принцип культуросообразности, направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих донской край, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур.ирование системы читательских и литературно-творческих умений, начальных литературоведческих и речеведческих знаний.
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры ), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми .
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; ), ценностного отношения к социальной реальности в целом (знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи).
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия (первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности), формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения (нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; опыт социальной и межкультурной коммуникации; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества). Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Предметные:
-общие представления о традиционной казачьей культуре: быте и укладе жизни, народных костюмах, оружии, ратных подвигах, устном народном творчестве.
-укрепление ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким, любви к своей малой родине,
Метапредметные:
1. Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально–положительного отношения к казачеству, чувства гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать его традиции;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач.
- воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.
-развитие нравственных качеств, эстетической и экологической воспитанности, творческих способностей;
-формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности; --- воспитание патриотизма, формирование семейных и общечеловеческих ценностей; формирование межличностных отношений.
2. Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом;
-мотивация на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи;
-обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности; обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
3. Познавательные универсальные учебные действия:
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-получение знаний о красоте живой природы, культуре, культурных ценностях;
-формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину;
-совершенствование умения искать, анализировать и обобщать информацию;
-знакомство с произведениями устного народного творчества.
- строить рассуждения в форме связи простых суждений о поступках героев сказок и их личностных качествах, формулировать выводы.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
-совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам;
-обогащение словарного запаса;
-обучение невербальному общению, умению распределять роли, чувствовать как весь коллектив, так и каждого его члена в отдельности, --учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
-отработка умения слушать и вступать в диалог, выступать на сцене;
-участие в коллективных творческих делах.
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
III. Место учебного курса
Участники программы: дети младшего школьного возраста (4 класс).
Срок реализации программы: один учебный год.
Длительность программы: 34 ч., одно занятие в неделю на 30 мин.
Согласно плану МБОУ ПСОШ№129 им.В.С.Погорельцева для образовательных учреждений Российской Федерации на занятия по внеурочной деятельности отводится 1час в неделю (34ч.- в год.) Программа будет пройдена за 34 часа.
IV.Содержание учебного курса
Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины. Тематика малых жанров: о Родине, казачья дружба, казак и конь, о житейской мудрости, о явлениях природы, о животных, о природе.
Сказки
Казачьи народные сказки: «Про царицу Лютру», «Жбан», «Лиса и рак», «Две козы», «Свадебный каравай», «Кот и лиса», «Одноногий журавль», «Глубец и жеребец».
Волшебные сказки: «Горе-злосчастье», «Ванюша и Баба-Яга», «Про царскую дочь и козленка».
Казачьи песни.
Походные песни: «Поехал казак на чужбину далеку», «Ой да, разродимая моя сторонка», «За лесом солнце воссияло», «Трава моя, травка».
Семейные песни: «Посею лебеду на берегу», «Посидите, гости, побеседуйте», «Сею, вею беленький леночек», «Я по садику ходила», «На улице дождь, дождь», «Ой, да, какой же я наделала беды».
Народные песни.
«Ермак у Ивана Грозного», «Кутузов и Платов», «Конь боевой с походным вьюком», «Поехал казак на чужбину далеку», «Дедушка, дедушка, седая бородушка».
Бытовые песни. Обрядовые песни.
Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов.
А. Скрипов «Степан и его друзья», «Зургунец и венец лебедя», «С вольного Дона выдачи нет»; П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»; Ю. Харламов «Мальчик из пшеничного зернышка» (сказки бабы Груши); В. Моложавенко «Почему Дон Иванычем зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное», «О временах незапамятных», «Ветер с Родины», «Живая вода», «Про городище Кудеярово», «Аленкин брод».
Казачьи игры и забавы. «Удочка», «Камешки», «Меткий бросок», «А ну-ка, отзовись!», «Угадай кто», и другие.
Народный театр. Рождественский вертеп.
Праздники. Покровская ярмарка на Дону, Святки, Масленица, Казачьи посиделки.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В результате реализации программы внеурочной деятельности обучающиеся:
Знают традиции песенной культуры казачества.
Каждый участник умеет правильно интонировать мелодию песни.
Исполняют фольклорные тексты, песни.
Умеют сочетать виды исполнительского мастерства.
Умеют реконструировать фрагментов обрядов.
Участвуют в смотрах, конкурсах, концертах, праздниках.
VI. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Количество часов | Виды деятельности | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 | Вводное занятие. Заветная шкатулка. | 1 | Знакомство с содержанием и тематикой занятий. самостоятельного творчества, развития индивидуальности | Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем | Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. | |
2 | Главная песня казаков | 1 | Знакомство с гимном Ростовской области, разучивание гимна. | Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края | Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений | Расширять знания детей о родном крае. Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. | |
3-4 | Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины. | 2 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами | Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем | Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. | |
5 | Сказ «На поле было Куликовом» | 1 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами | Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края | Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений | Расширять знания детей о родном крае.Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. | |
6 | Праздник «Покровская ярмарка на Дону» | 1 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами | Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем | Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. | |
7 - 8 | Казачьи походные песни. | 2 | Знакомство и разучивание песен казаков. | Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем | Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. | |
9-12 | Народные сказки Донского края. Проект | 4 | Составление алгоритма работы, исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами | Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем | Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений. Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. | Расширять знания детей о родном крае Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. | |
13-15 | Казачьи волшебные сказки: «Горе-злосчастье», «Ванюша и Баба-Яга», «Про царскую дочь и козленка». | 3 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами, инсценировка. | Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края | Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений | Расширять знания детей о родном крае Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. | |
16 - 17 | Обычаи и праздники казаков. Рождественский вертеп. | 2 | Знакомство и разучивание песен, колядок казаков. | Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем | Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность. Развивать творческие способности. | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. | |
18 | Святки. | 1 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами | Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем | Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. . Воспитывать целеустремленность | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. | |
19 -20 | Казачьи потешки, небывальщины, загадки. Создание книжки-малышки | 2 | Работа с литературой, интернет ресурсами, инсценирование. | Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем | Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. | |
21 | Масленица. | 1 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами | Стимулировать интерес учащихся к изучению истории, традиций Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края | Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений | Расширять знания детей о родном крае Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. | |
22 | Женщина-казачка. Сказка «Алёнкин брод» | 1 | Знакомство и обсуждение сказки | Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края | Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений | Расширять знания детей о родном крае Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. | |
23 | А. Скрипов «Степан и его друзья», «Зургунец и венец лебедя», «С вольного Дона выдачи нет»; | 1 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами | Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем | Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. . Воспитывать целеустремленность | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. | |
24 | В. Моложавенко «Почему Дон Иванычем зовут». | 1 | Работа с текстом, инсценирование, изготовление рисунка к произведению. | Стимулировать интерес учащихся к изучению культурных традиций Донского края. | Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений | Расширять знания детей о родном крае Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. | |
25 - 27 | Казачьи песни (семейные, бытовые, обрядовые). | 2 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Работа с текстом, инсценирование, изготовление рисунка к произведению. | Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем. Стимулировать интерес учащихся к изучению культурных традиций Донского края. | Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. | |
28 -30 | Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов. | 3 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами | Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем | Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. | |
31- 34 | Казачьи игры и забавы | 4 | Знакомство с играми и забавами казаков | Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем | Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. | |
35 | Праздник «Казачьи посиделки» | 1 | Праздник | Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края | Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений | Расширять знания детей о родном крае Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. |
Народные песни Дона.
Листопадов А. М. Ой да, сторона ты моя: Донские казачьи песни. Военно-бытовые. Любовные. Семейные. Свадебные. Гулебно-плясовые. Ростов-на-Дону, 1979.
Песни над Доном: /Сборник/ Сост. И. Я. Рокачев-Вешенский:/ Вступ. Статья Б. Н. Путилов. Ростов-на-Дону, 1980.
Екимов Б. Песни донских казаков. Волгоград, 1982ю
Коробков Г. Я. Когда казаки поют: Записки о донском народном творчестве. Волгоград, 1985.
Рокачев-Вешенский И. Я. Песни станицы Вешенской. Ростов-на-Дону, 1990.
Переверзев П. Д. Песни казачьей станицы. Ростов-на-Дону, 1990.
Пословицы, поговорки.
Дон волною серебрится. Частушки, пословицы, поговорки Дона. Ростов-на-Дону, 1979.
Доброе слово, что весенний день: из устного народного творчества донских армян. Составитель Шагинян Ш. М. Ростов-на-Дону, 1979.
Эхо степи. Народная мудрость. Киев, 1965.
Загадки.
Живой родник. Донские загадки, пословицы и поговорки. Составитель Земцев С. Н., Волгоград, 1985.
Доброе слово, что весенний день: из устного народного творчества донских армян. Составитель Шагинян Ш. М. Ростов-на-Дону, 1979.
Эхо степи. Народная мудрость. Киев, 1965.
Народное творчество Дона (под ред. М. П. Громова), Ростиздат. 1952.
Народные сказки донского края: .
Бисеринка. Составитель Тумилевич Т. И. Ростов-на-Дону, 1985.
Народное творчество Дона (под ред. М. П. Громова), Ростиздат. 1952.
Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов.
Лебеденко П. В. Сказки Тихого Дона. Ростов-на-Дону, 1969.
Аматуни П. Г. Сказки. Ростов-на-Дону, 1980.
Аматуни П. Г. Чао – победитель волшебников. Москва, 1968.
В Моложавенко. Заветная шкатулка. Ростов-на-Дону, 1973.
А. Скрипов. Добрые дела не умирают. Ростов-на-Дону, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Фольклор"
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Русский фольклор".
В младшем школьном возрасте закладывается основа любых знаний, формируется характер и мировозрение. Работу по введению в русский фольклор также целесообразно начинать с этого возраста. Фольклор в силу...
Рабочая программа детского объединения татарского фольклора "Тан йолдызы"
Направленность, в рамках которой реализуется образовательная программа: художественно-эстетическое воспитание. Возраст детей: 8 – 15 лет. Срок реализации программы: 3 года. Актуальность данной програм...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Казачий фольклор"
Курс "Казачий фольклор" знакомит обучающихся с культурой Донского края....
презентация " Фольклор,традиции, обряды" доклад " Фольклор, традиции, обряды"
презентация о обрядах...
урок - монопроек «Фольклор. Малые жанры фольклора»
проект по литературному чтению...
«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.
laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...