урок - монопроек «Фольклор. Малые жанры фольклора»
план-конспект урока по чтению на тему

Кудасова Ольга Александровна

проект по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor._malye_zhanry_folklora.docx46.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока - презентации проекта

Предметная область: «Литература»

УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока: урок – проект (монопроект)

Тема  урока: «Фольклор. Малые жанры фольклора»

Цель урока: создание условий для расширения и углубления знаний учащихся о произведениях устного народного творчества и формирование общекультурных, информационных, учебно-познавательных и коммуникативных компетенций учащихся через их включение в коллективную деятельность.  

Методическая тема: «Формирование языковой компетентности средствами малых жанров фольклора».

Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с фольклорными произведениями; совершенствовать связную речь, обогащать словарный запас учащихся; познакомить с жанровыми особенностями фольклорных произведений; учить сравнивать произведения фольклора.

Задачи урока:

Дидактические:

- овладение детьми умением работать с текстом и понимать прочитанное;

- формирование у учащихся умения применять полученные знания в своей речи, расширять читательский кругозор;

- формирование умения ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения (своё и партнёра);

Развивающие:

- развитие оперативно-речевой памяти для улучшения речемыслительной деятельности;

- развитие образного, причинного и творческого мышления;

Воспитывающие:

- приобщение детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;

- воспитание любови к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку.

1. Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:

- воспитывать интерес к изучению фольклорных  жанров;  

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- воспитывать лучшие качества личности: доброту, трудолюбие, целеустремлённость, терпение;

- развивать самостоятельность и личную ответственность в ходе проекта;  

2. Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения:

- развивать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- развивать умения использовать различные способы поиска информации;

- формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности;

- формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- развивать умения соединять творческий материал с практической деятельностью;

- формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- формировать умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности.

3. Учебные задачи, направленные на формирование предметных результатов обучения:

- познакомить с одним из явлений русского народного искусства – фольклором;

- выявить прежний читательский опыт (знание малых жанров фольклора);

- развивать умение различать, анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества;  

- развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям;
- работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов;  

- развиватьречь учащихся, их актёрские способности; развивать интерес учащихся  к изучению истории и прививать художественный вкус;

- формировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

 - осознавать целостность окружающего мира, элементарные правила и нормы нравственного поведения в мире людей;

 - осваивать доступные способы изучения окружающего мира (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве.

Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, нетбуки, инструкционные карты, листы самооценки, презентации, источники информации (учебники, научно-популярная литература, статьи из сети Интернет), дополнительный наглядный материал.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п /п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся и родителей

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

Эмоциональное

начало урока.

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Мотивирует учащихся на работу.

-  Ребята,  на нашем уроке присутствуют дорогие гости – ваши бабушки и мамы. Сегодня они снова сели за парты и будут учиться вместе с вами. Вы согласны? Значит, на уроке на вас прольется свет их мудрости, опыта, профессионализма. А у вас появилась удивительная возможность, как говориться из первых уст, узнать много нового и все усвоить. Но также у вас есть возможность произвести впечатлениена ваших близких. Вы уже знаете, что именно первые 5 минут общения с человеком формируют представление о нем.

Поэтому вначале давайте поприветствуем гостей. Как вы желаете это сделать?

- Поприветствуем все вместе. Поклон.

Приветствуют учителя.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Слушают и принимают участие в диалоге.

Дети

- Улыбнуться, помахать рукой, обнять, поцеловать руку, поклониться.

Родители

- Поклон головой.

Личностные:

- выражение положительного отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний.

2.1. Актуализация знаний, достаточных для построения новых знаний.

2.2.Выход на тему проекта в сотворчестве с учащимися через организацию побуждающего диалога, основанного на предположении детей.

Задает вопросы, побуждая к диалогу. Как говорил К. Станиславский «чтобы что – то понять, вначале нужно почувствовать.

Я думаю, что мы уже разбудили наши чувства и готовы работать.

Я произнесу одно слово, а вы, пожалуйста, и дети и взрослые, подумайте и скажите, что включает в себя это понятие и приведите пример («устное народное творчество - фольклор»).

Просит послушать и выдвинуть предположения о теме урока.

Поможет нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока творческое задание. Послушаем выступления детей.

Мотивирует учащихся на определение темы.

Подводит итог сказанному.

- Среди произведений устного народного творчества выделяется целый пласт малых жанров фольклора:  пословицы, поговорки,  потешки, прибаутки, небылицы, скороговорки. Малые формы фольклора имеют большое воспитательное значение. Так, колыбельные песни покоряют нежностью, сказочностью, мелодичностью; прибаутки и небылицы обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений; заклички, приговорки, игровые припевы формируют поэтическое отношение к природе, к жизни; считалки, скороговорки помогают вырабатывать правильную речь. Считалка, загадки, закличка, скороговорка предлагаются для расширения читательского кругозора детей.

Слушают и принимают участие в  диалоге.

Анализируют, формулируют выводы.

Перечисляют жанры фольклора и приводят примеры.

Слушают. Подготовленные дети рассказывают произведения фольклора и задают вопрос об определении жанра.

Строят предположения. Отвечают на вопросы. Формулируют тему.

Личностные:

- мотивация учения; нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные:

- умение вести диалог;

- формулирование своей позиции и мнения

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности;

- контроль, оценка, прогнозирование, целеполагание

Познавательные:

- умение находить ответ на вопрос, строить рассуждение

- логические: анализ, сравнение, обобщение

Регулятивные:

- постановка и удержание учебной задачи

- оценка уровня знаний,

целеполагание,

- умение работать по предложенному учителем плану

Познавательные:

- высказывание предположений

- использование знаково-символических средств

3

Операционно-исполнительский этап.

3.1. Постановка проблемы.

3.2. Выдвижение гипотезы.

3.3. «Открытие»  

детьми нового знания в ходе активного взаимодействия

3.4 Применение новых знаний, закрепление материала

Создаёт проблемную ситуацию.

Фиксирует затруднение. Даёт объяснение слову «проблема», точно формулирует её.

- На уроках мы говорили с вами о том, какие разные есть на свете люди. У каждого народа есть  традиции, обычаи, праздники, есть свой язык.

Сегодня мы вновь попробуем проникнуть в тайны родного языка, почувствуем его силу и глубину, прикоснемся к культуре и нашим национальным традициям.

-  А для чего нуженфольклор»?

Просит высказать предположения (гипотезу).

А какие у вас предположения? (выслушивает  ответы)

Подводит итог диалога.

Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, сохранив все самое ценное в фольклоре. Устное народное творчество отражает  все стороны жизни людей. Народная мудрость, запечатленная в сказках, прибаутках, потешках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному слову. И, я считаю, обращение к огромному и богатому миру фольклора особенно необходимо, оно животворно и очищающе влияет на каждого из нас, а особенно на вас милые дети. И напившись из этого чисто родника, вы познаете сердцем свой народ, станете духовными наследниками его традиций, и, значит, вырастите настоящими людьми.

Предлагает провести исследование.

Нужно ли знать человеку произведения фольклора, и отражает  ли он все стороны жизни людей?

-Чтобы проверить наше предположение, предлагаю вам, как настоящим учёными.

Организует работу по плану. Заранее  проводит индивидуальную работу с учениками и родителями.

Организует работу с компьютерной презентацией.

Учитель в качестве помощника – фасилитатора организует представление информации. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением   временных рамок этапов деятельности.

Слушает ответы детей

Организует игровой момент.

Организует деятельность по применению знаний.

Задание для групп

- Вставьте подходящие слова в синквейн «Пословица»

- Оживи дерево с названием «Фольклорис». У каждого из вас есть листик. На нем вы пишите любое произведение фольклора и вешаете на наше дерево.

Формулируют затруднение

Родители и дети высказывают гипотезы.

Отвечают на вопросы, используя личные впечатления и ощущения.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Выполняют запланированные действия  в группе самостоятельно. При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения.

Слушают сообщение  товарища.

Смотрят компьютерную презентацию,

анализируют, сравнивают, запоминают.

Учащихся осуществляют презентацию

деятельности групп.  

1 группа:  «Пестушки, потешки, прибаутки»

1 ученик: Устное народное творчество – это кладезь мудрости, запасник нравственного здоровья, это наши истоки, корни.

2 ученик: Столетиями русский народ волновала сущность счастья. Испокон веку ставилась задача вырастить умную, добрую, смелую, трудолюбивую смену отцам и дедам. И, этот духовный опыт сквозь века дошел до наших дней. Знакомство ребенка с миром фольклора начиналось с песенок, потешек, прибауток, пестушек.

3 ученик:  Пестушки – небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками…

(презентации)

Продукт работы 1 группы: фотоальбом,презентации.

2 группа:  «Колыбельные песни».

1 ученик: Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых. В народе их зовут байками. Это название произошло от глагола «баять», «баить» – «говорить». Старинное значение  - «шептать», «заговаривать». Такое название колыбельные песни получили неслучайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне: «Дремушка – дрема, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. А к малышу, напротив, дрему звали:

Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

2 ученик: Со временем эти песенки утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыканье кота приносит сон  и покой ребенку Кота зовут ночевать:

Ваня будет спать,

Котик Ванечку качать.

Продукт работы 2 группы: видеоролик, фотоотчет.

3 группа: «Скороговорки».

1 ученик: Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в то же время остаются простой игрой.

Продукт работы 3 группы: видеооролик.

4 группа: «Дразнилки и небылицы».

1 ученик: Небылицы – особый вид песен с шутливым текстом. Основаны они на неправдоподобии, вымысле…

2 ученик: Дразнилка – форма проявления детской сатиры и юмора. В большинстве случаев они возникали как рифмованные прибавления к имени. К примеру: Архип – старый гриб.

Продукт работы 4 группы: презентации.

5 группа:  «Заклички и приговорки»

1 ученик:Заклички – от слова «закликать» - «звать, просить, приговаривать, обращаться». Это обращения к явлениям природы: солнцу, радуге, ветру, дождю и др.  

Дождик, дождик пуще!

Дай хлеба гуще!

2 ученик: Приговорки чаще всего каждый ребенок произносит поодиночке. Это – обращения к улитке, мышке, жучкам, растениям и цветам.

Божья коровка!

Полети на небко…

Продукт работы 5 группы: выставка рисунков.

6 группа:  «Пословицы и поговорки»

1 ученик: Пословицы и поговорки – это лаконичные выразительные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости.

2 ученик:  Пословицы и поговорки обогащают и украшают язык, органично вплетаются в речь.

Продукт работы 6 группы: презентации.

7 группа:  «Считалки»

1 ученик: Это рифмованные стишки с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру.

2 ученик:  Происхождение их связано с древними формами гаданий. У считалок две особенности: во – первых, в основе большинства из них лежит счет; во – вторых, считалка может быть буквально нагромождением бессмысленных слов ми созвучий.

Катился горох по блюду.

Ты води, а я не буду!

Продукт работы 7 группы: памятка.

8 группа:  «Загадки»

Продукт работы 8 группы: книжка малышка.

9 группа «Сатирический фольклор. Ответы в рифму. Остроты»

Продукт работы 9 группы: комиксы.

10 группа: «Молчанки. Голосянки»Продукт работы 10 группы: рисунок – игра.

Познавательные:

- формулирование проблемы

- построение логической цепи рассуждений

- выдвижение гипотезы

Коммуникативные

- участие в коллективном обсуждении проблемы умение слушать другого

- взаимодействие с партнёром

Регулятивные

- составление плана последовательности действий

Регулятивные:

- принятие учебной задачи и её удерживание, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция

-умение следовать внутреннему плану действий

Познавательные:

- умение работать с информацией, моделирование

-умение грамматически правильно строить свою речь, слушать и понимать речь других

-построение логической цепи рассуждений

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

- способность сохранять доброжелательные отношения; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

- умение оформлять свои мысли в устной форме, вести диалог с партнёром

Коммуникативные:

- сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью (монолог)

Личностные:

- оценивание поступков людей

Познавательные:

- умение представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде

- осознанное построение речевого высказывания

- обоснование выдвинутых гипотез, доказательство, решение проблемы

Регулятивные:

- саморегуляция, контроль, оценка, коррекция

4

5

Оценочно-рефлексивный этап

4.1.  Вывод по результатам исследовательской работы

4.2 Самооценка детьми собственной деятельности

4.3Эмоциональное окончание монопроекта

Домашнее задание для любознательных.

Организует рефлексию.

 Ответили ли мы на главный вопрос «Нужно ли знать человеку произведения фольклора и отражает  ли он все стороны жизни людей?»

- Захотелось ли вам поделиться с другом или своими родными новыми знаниями?

-Какие моменты урока особенно понравились и запомнились?

-Пригодятся ли вам полученные знания в жизни, и в каких ситуациях?

Предлагает оценить работу (лист самооценки)

Закончить урок хотелось бы пословицей Дорого не то, что дорого, а то, что дорого!»Как вы понимаете ее смысл?

-Как выразите  своё настроение после этого урока?

Дает задание по желанию.

Кроссворд «Малые жанры фольклора»

Осознание результатов учебной деятельности

Учащиеся осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия.

Познавательные:

-обобщение информации

Личностные:

- дифференцированное отношение к самому себе

-способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха, связанных с усилием, трудолюбием и старанием

Регулятивные:

- умение оценивать результат своей работы

-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности.

Регулятивные:

-осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку

Коммуникативные:

-проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Прогнозируемый результат:

- систематизация знаний и представлений учащихся о малых жанрах фольклора;

- формирование навыков исследовательской работы в рамках проекта;

- развитие навыков эффективного сотрудничества в группе.

- развитие эстетических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости; воспитание интереса и уважения к произведениям устного народного творчества;

- формирование уважительного отношения к Родине - России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её прошлой и современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.

Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...

урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора"

Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством( потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные во...

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ...

Презентация к уроку музыке малые жанры фольклора Батищева Н.А

Презентация к уроку музыке малые жанры фольклора Батищева Н.А...

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)...