урок - монопроек «Фольклор. Малые жанры фольклора»
план-конспект урока по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока - презентации проекта
Предметная область: «Литература»
УМК «Начальная школа XXI века»
Тип урока: урок – проект (монопроект)
Тема урока: «Фольклор. Малые жанры фольклора»
Цель урока: создание условий для расширения и углубления знаний учащихся о произведениях устного народного творчества и формирование общекультурных, информационных, учебно-познавательных и коммуникативных компетенций учащихся через их включение в коллективную деятельность.
Методическая тема: «Формирование языковой компетентности средствами малых жанров фольклора».
Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с фольклорными произведениями; совершенствовать связную речь, обогащать словарный запас учащихся; познакомить с жанровыми особенностями фольклорных произведений; учить сравнивать произведения фольклора.
Задачи урока:
Дидактические:
- овладение детьми умением работать с текстом и понимать прочитанное;
- формирование у учащихся умения применять полученные знания в своей речи, расширять читательский кругозор;
- формирование умения ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения (своё и партнёра);
Развивающие:
- развитие оперативно-речевой памяти для улучшения речемыслительной деятельности;
- развитие образного, причинного и творческого мышления;
Воспитывающие:
- приобщение детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
- воспитание любови к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку.
1. Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:
- воспитывать интерес к изучению фольклорных жанров;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
- воспитывать лучшие качества личности: доброту, трудолюбие, целеустремлённость, терпение;
- развивать самостоятельность и личную ответственность в ходе проекта;
2. Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения:
- развивать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- развивать умения использовать различные способы поиска информации;
- формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности;
- формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развивать умения соединять творческий материал с практической деятельностью;
- формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- формировать умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности.
3. Учебные задачи, направленные на формирование предметных результатов обучения:
- познакомить с одним из явлений русского народного искусства – фольклором;
- выявить прежний читательский опыт (знание малых жанров фольклора);
- развивать умение различать, анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества;
- развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям;
- работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов;
- развиватьречь учащихся, их актёрские способности; развивать интерес учащихся к изучению истории и прививать художественный вкус;
- формировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, элементарные правила и нормы нравственного поведения в мире людей;
- осваивать доступные способы изучения окружающего мира (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве.
Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, нетбуки, инструкционные карты, листы самооценки, презентации, источники информации (учебники, научно-популярная литература, статьи из сети Интернет), дополнительный наглядный материал.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п /п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся и родителей | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. Эмоциональное начало урока. | Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. Мотивирует учащихся на работу. - Ребята, на нашем уроке присутствуют дорогие гости – ваши бабушки и мамы. Сегодня они снова сели за парты и будут учиться вместе с вами. Вы согласны? Значит, на уроке на вас прольется свет их мудрости, опыта, профессионализма. А у вас появилась удивительная возможность, как говориться из первых уст, узнать много нового и все усвоить. Но также у вас есть возможность произвести впечатлениена ваших близких. Вы уже знаете, что именно первые 5 минут общения с человеком формируют представление о нем. Поэтому вначале давайте поприветствуем гостей. Как вы желаете это сделать? - Поприветствуем все вместе. Поклон. | Приветствуют учителя. Осуществляют самооценку готовности к уроку. Слушают и принимают участие в диалоге. Дети - Улыбнуться, помахать рукой, обнять, поцеловать руку, поклониться. Родители - Поклон головой. | Личностные: - выражение положительного отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность Коммуникативные: - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация знаний. 2.1. Актуализация знаний, достаточных для построения новых знаний. 2.2.Выход на тему проекта в сотворчестве с учащимися через организацию побуждающего диалога, основанного на предположении детей. | Задает вопросы, побуждая к диалогу. Как говорил К. Станиславский «чтобы что – то понять, вначале нужно почувствовать. Я думаю, что мы уже разбудили наши чувства и готовы работать. Я произнесу одно слово, а вы, пожалуйста, и дети и взрослые, подумайте и скажите, что включает в себя это понятие и приведите пример («устное народное творчество - фольклор»). Просит послушать и выдвинуть предположения о теме урока. Поможет нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока творческое задание. Послушаем выступления детей. Мотивирует учащихся на определение темы. Подводит итог сказанному. - Среди произведений устного народного творчества выделяется целый пласт малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, небылицы, скороговорки. Малые формы фольклора имеют большое воспитательное значение. Так, колыбельные песни покоряют нежностью, сказочностью, мелодичностью; прибаутки и небылицы обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений; заклички, приговорки, игровые припевы формируют поэтическое отношение к природе, к жизни; считалки, скороговорки помогают вырабатывать правильную речь. Считалка, загадки, закличка, скороговорка предлагаются для расширения читательского кругозора детей. | Слушают и принимают участие в диалоге. Анализируют, формулируют выводы. Перечисляют жанры фольклора и приводят примеры. Слушают. Подготовленные дети рассказывают произведения фольклора и задают вопрос об определении жанра. Строят предположения. Отвечают на вопросы. Формулируют тему. | Личностные: - мотивация учения; нравственно-этическое оценивание Коммуникативные: - умение вести диалог; - формулирование своей позиции и мнения Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности; - контроль, оценка, прогнозирование, целеполагание Познавательные: - умение находить ответ на вопрос, строить рассуждение - логические: анализ, сравнение, обобщение Регулятивные: - постановка и удержание учебной задачи - оценка уровня знаний, целеполагание, - умение работать по предложенному учителем плану Познавательные: - высказывание предположений - использование знаково-символических средств |
3 | Операционно-исполнительский этап. 3.1. Постановка проблемы. 3.2. Выдвижение гипотезы. 3.3. «Открытие» детьми нового знания в ходе активного взаимодействия 3.4 Применение новых знаний, закрепление материала | Создаёт проблемную ситуацию. Фиксирует затруднение. Даёт объяснение слову «проблема», точно формулирует её. - На уроках мы говорили с вами о том, какие разные есть на свете люди. У каждого народа есть традиции, обычаи, праздники, есть свой язык. Сегодня мы вновь попробуем проникнуть в тайны родного языка, почувствуем его силу и глубину, прикоснемся к культуре и нашим национальным традициям. - А для чего нуженфольклор»? Просит высказать предположения (гипотезу). А какие у вас предположения? (выслушивает ответы) Подводит итог диалога. Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, сохранив все самое ценное в фольклоре. Устное народное творчество отражает все стороны жизни людей. Народная мудрость, запечатленная в сказках, прибаутках, потешках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному слову. И, я считаю, обращение к огромному и богатому миру фольклора особенно необходимо, оно животворно и очищающе влияет на каждого из нас, а особенно на вас милые дети. И напившись из этого чисто родника, вы познаете сердцем свой народ, станете духовными наследниками его традиций, и, значит, вырастите настоящими людьми. Предлагает провести исследование. Нужно ли знать человеку произведения фольклора, и отражает ли он все стороны жизни людей? -Чтобы проверить наше предположение, предлагаю вам, как настоящим учёными. Организует работу по плану. Заранее проводит индивидуальную работу с учениками и родителями. Организует работу с компьютерной презентацией. Учитель в качестве помощника – фасилитатора организует представление информации. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Слушает ответы детей Организует игровой момент. Организует деятельность по применению знаний. Задание для групп - Вставьте подходящие слова в синквейн «Пословица» - Оживи дерево с названием «Фольклорис». У каждого из вас есть листик. На нем вы пишите любое произведение фольклора и вешаете на наше дерево. | Формулируют затруднение Родители и дети высказывают гипотезы. Отвечают на вопросы, используя личные впечатления и ощущения. Слушают. Отвечают на вопросы. Выполняют запланированные действия в группе самостоятельно. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения. Слушают сообщение товарища. Смотрят компьютерную презентацию, анализируют, сравнивают, запоминают. Учащихся осуществляют презентацию деятельности групп. 1 группа: «Пестушки, потешки, прибаутки» 1 ученик: Устное народное творчество – это кладезь мудрости, запасник нравственного здоровья, это наши истоки, корни. 2 ученик: Столетиями русский народ волновала сущность счастья. Испокон веку ставилась задача вырастить умную, добрую, смелую, трудолюбивую смену отцам и дедам. И, этот духовный опыт сквозь века дошел до наших дней. Знакомство ребенка с миром фольклора начиналось с песенок, потешек, прибауток, пестушек. 3 ученик: Пестушки – небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками… (презентации) Продукт работы 1 группы: фотоальбом,презентации. 2 группа: «Колыбельные песни». 1 ученик: Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых. В народе их зовут байками. Это название произошло от глагола «баять», «баить» – «говорить». Старинное значение - «шептать», «заговаривать». Такое название колыбельные песни получили неслучайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне: «Дремушка – дрема, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. А к малышу, напротив, дрему звали: Сон да дрема, Приди к Ване в голова, Сон да дрема, Накатись на глаза. 2 ученик: Со временем эти песенки утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыканье кота приносит сон и покой ребенку Кота зовут ночевать: Ваня будет спать, Котик Ванечку качать. Продукт работы 2 группы: видеоролик, фотоотчет. 3 группа: «Скороговорки». 1 ученик: Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в то же время остаются простой игрой. Продукт работы 3 группы: видеооролик. 4 группа: «Дразнилки и небылицы». 1 ученик: Небылицы – особый вид песен с шутливым текстом. Основаны они на неправдоподобии, вымысле… 2 ученик: Дразнилка – форма проявления детской сатиры и юмора. В большинстве случаев они возникали как рифмованные прибавления к имени. К примеру: Архип – старый гриб. Продукт работы 4 группы: презентации. 5 группа: «Заклички и приговорки» 1 ученик:Заклички – от слова «закликать» - «звать, просить, приговаривать, обращаться». Это обращения к явлениям природы: солнцу, радуге, ветру, дождю и др. Дождик, дождик пуще! Дай хлеба гуще! 2 ученик: Приговорки чаще всего каждый ребенок произносит поодиночке. Это – обращения к улитке, мышке, жучкам, растениям и цветам. Божья коровка! Полети на небко… Продукт работы 5 группы: выставка рисунков. 6 группа: «Пословицы и поговорки» 1 ученик: Пословицы и поговорки – это лаконичные выразительные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. 2 ученик: Пословицы и поговорки обогащают и украшают язык, органично вплетаются в речь. Продукт работы 6 группы: презентации. 7 группа: «Считалки» 1 ученик: Это рифмованные стишки с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру. 2 ученик: Происхождение их связано с древними формами гаданий. У считалок две особенности: во – первых, в основе большинства из них лежит счет; во – вторых, считалка может быть буквально нагромождением бессмысленных слов ми созвучий. Катился горох по блюду. Ты води, а я не буду! Продукт работы 7 группы: памятка. 8 группа: «Загадки» Продукт работы 8 группы: книжка малышка. 9 группа «Сатирический фольклор. Ответы в рифму. Остроты» Продукт работы 9 группы: комиксы. 10 группа: «Молчанки. Голосянки»Продукт работы 10 группы: рисунок – игра. | Познавательные: - формулирование проблемы - построение логической цепи рассуждений - выдвижение гипотезы Коммуникативные - участие в коллективном обсуждении проблемы умение слушать другого - взаимодействие с партнёром Регулятивные - составление плана последовательности действий Регулятивные: - принятие учебной задачи и её удерживание, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция -умение следовать внутреннему плану действий Познавательные: - умение работать с информацией, моделирование -умение грамматически правильно строить свою речь, слушать и понимать речь других -построение логической цепи рассуждений - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: - способность сохранять доброжелательные отношения; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания - умение оформлять свои мысли в устной форме, вести диалог с партнёром Коммуникативные: - сотрудничество в поиске и выборе информации - умение оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью (монолог) Личностные: - оценивание поступков людей Познавательные: - умение представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде - осознанное построение речевого высказывания - обоснование выдвинутых гипотез, доказательство, решение проблемы Регулятивные: - саморегуляция, контроль, оценка, коррекция |
4 5 | Оценочно-рефлексивный этап 4.1. Вывод по результатам исследовательской работы 4.2 Самооценка детьми собственной деятельности 4.3Эмоциональное окончание монопроекта Домашнее задание для любознательных. | Организует рефлексию. Ответили ли мы на главный вопрос «Нужно ли знать человеку произведения фольклора и отражает ли он все стороны жизни людей?» - Захотелось ли вам поделиться с другом или своими родными новыми знаниями? -Какие моменты урока особенно понравились и запомнились? -Пригодятся ли вам полученные знания в жизни, и в каких ситуациях? Предлагает оценить работу (лист самооценки) Закончить урок хотелось бы пословицей Дорого не то, что дорого, а то, что дорого!»Как вы понимаете ее смысл? -Как выразите своё настроение после этого урока? Дает задание по желанию. Кроссворд «Малые жанры фольклора» | Осознание результатов учебной деятельности Учащиеся осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия. | Познавательные: -обобщение информации Личностные: - дифференцированное отношение к самому себе -способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха, связанных с усилием, трудолюбием и старанием Регулятивные: - умение оценивать результат своей работы -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности. Регулятивные: -осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку Коммуникативные: -проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
Прогнозируемый результат:
- систематизация знаний и представлений учащихся о малых жанрах фольклора;
- формирование навыков исследовательской работы в рамках проекта;
- развитие навыков эффективного сотрудничества в группе.
- развитие эстетических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости; воспитание интереса и уважения к произведениям устного народного творчества;
- формирование уважительного отношения к Родине - России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её прошлой и современной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...
Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.
Урок русского языка в 4 классе Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...
урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора"
Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством( потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные во...
открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ
открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ...
Презентация к уроку музыке малые жанры фольклора Батищева Н.А
Презентация к уроку музыке малые жанры фольклора Батищева Н.А...
Презентация к уроку литературного чтения "Малые жанры фольклора"
Малые жанры фольклора...
Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)
Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)...
- Мне нравится (1)