«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Павлова Мария Владиславовна

«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.

- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в литературе;

- развивать умения чувствовать и понимать другого;

- воспитывать любовь к Родине с точки зрения любви к общечеловеческим ценностям;

- формировать любовь к книге, как к источнику знаний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ         Павлова М.В.                   Дата: _________     

Тема

«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.

Педагогические цели

- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в литературе;

- развивать умения чувствовать и понимать другого;

- воспитывать любовь к Родине с точки зрения любви к общечеловеческим ценностям;

- формировать любовь к книге, как к источнику знаний.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты
(предметные)

- расширить кругозор учащихся о малых жанрах русского фольклора;

- показать самобытность народа, которая проявляется в устном народном творчестве: песнях, сказках, потешках, загадках, пословицах, поговорках;

- раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;

- обогатить речь учащихся с помощью различных жанров фольклора.

Личностные результаты

- ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

- обогащение  активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте  его функциональных  возможностей  в  соответствии  с  нормами  устной  и письменной речи, правилами речевого этикета.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Звенит звонок, зовет звонок,

   Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

1. Беседа

Фронтальная, индивидуальная

Практический.

Поразмышляйте.

– Родина. Родина – это место, где…

Продолжите мою мысль …твои родные и близкие, спокойно играешь, ходишь, родился, растёшь.

- У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом. Это его малая родина. Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая, великая родина.

- Какие произведения изучили о России?

Беседа

Рассуждают

III. Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя

Вашему вниманию на экране представлены предметы (Береза, балалайка, матрешка, медведь). Слайд 2

- Как вы думаете, что их объединяет? (это символы России)

“Плывут над Родиной года,
но неизменно хороша
Игрушка русского народа,
как и сама его душа”.

И действительно, широта русской души, доброе и ясное лицо, характер русского человека отражается во внешнем облике матрешки.

Матрешка - не только символ России, но символ русского народного творчества. Она сегодня будет нашей помощницей на уроке.

Как мы называем устное народное творчество? (Фольклор)

- Какова  же тема нашего урока?

- Что предстоит узнать?

Слушают учителя

Определение темы и цели урока

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем, отвечают на вопросы.

IV. Усвоение
знаний и способов действий.

1. Знакомство с понятием «фольклор».

2. Беседа по презентации.

Коллективная, индивидуальная.

Словесный,
проблемный, творческий,

практический.

Беседа, работа
с текстом и

иллюстрациями

рассказ

  1. - Заглянем в словарь С.И. Ожегова. Слайд 3

Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.

Фольклор, в переводе с английского языка, означает “народная мудрость, народное знание”.

Образуйте родственные слова (Фольклорный, Фольклорист)

 Слайд 4 -6

Значение слова Фольклорист по Ожегову:

Фольклорист - специалист по фольклору. Слайд 7

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами.

Сможете ли вы назвать себя Фольклористом, специалистом по фольклору, судить вам по окончании нашего урока.

2.

 - Какие жанры русского фольклора вы помните?

Песни (колыбельные, исторические песни, игровые, хороводные и плясовые песни, частушки). Детский фольклор (заклички, дразнилки, потешки, прибаутки, считалочки). Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, сказки, предания, легенды, былины.

Народная песня

Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью. Я говорю о колыбельной песенке, потешках, дразнилках, считалочках, закличках.

- Вы знаете, что такое песня?

- Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого - народ. Слайд 8-10

- Русский народ славится своими красивыми, задушевными, с глубоким смыслом песнями, дающими тему для размышления

Колыбельные. Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка.

- А вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?

Потешки. Слайд 11

Вместе с колыбельными песенками в жизнь ребёнка входят потешки – песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками и ножками.

Послушайте потешки в исполнении детей:

Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:

А лады, лады, лады, не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт.
Топ, топ, топ.

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока, сорока белобока,
Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдали.

Какое назначение у потешки?

Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям.

Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением.

Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?

Васенька, кашка, детки.

Заклички. Слайд 12

У наших предков была сильная связь с природой, они одухотворяли ее. В непростые времена люди за помощью обращались к силам природы. Например, в засушливое лето наши предки призывали дождик:

Кто помнит обращение к дождику?

Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей —
Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зеленые листочки!

Вот такие стихи мы называем закличками, от слова кликать, т.е. звать.

- Что же такое закличка?

Считалочка Слайд 13

Наши предки много и тяжело работали, обрабатывали и возделывали землю, строили себе жилище, шили и украшали свою одежду. Но они всегда находили время для отдыха, сами придумывали игры. А чтоб не было ссор во время игры, сочиняли считалки.

- Кто знает считалочки? Что такое считалочка?

Считалка - это стихотворение, которое учит распределять права и обязанности в игре.

С помощью считалочки выберем ведущего, который проведет с нами физкультминутку.

Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто её возьмёт –
Тот и вон пойдёт

Работа по презентации

Развернутое толкование значения слова

Беседа по презентации

Выразительное чтение в парах, группах

Владеют смысловым чтением текста.

Строят речевое высказывание по теме

Физкультминутка

Коллективная. Практический.

Бабочка.

Закройте глаза. Представьте, что вы на зелёном лугу, вокруг красивые, яркие цветы:

  Спал цветок и вдруг проснулся,

  Больше спать не захотел.

  Шевельнулся, потянулся,

  Взвился вверх и полетел.

  Солнце утром лишь проснётся,

  Бабочка кружит и вьётся.

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.

V. Закрепление знаний и способов действий.

1.Работа  с пословицами и поговорками

2. Разгадывание загадок

 

Фронтальная. Словесный,
проблемный.

Беседа, работа
с текстом

Поговорки, пословицы. Слайд 14

Кроме песен, живут в народе тысячи и тысячи весёлых, лукавых, мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. Без пословицы и речь не молвится. Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека, помогает ему находить точные и остроумные ответы на вопросы. “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка”, - так говорили наши предки.

Вспомним определение пословицы и поговорки. (экран)

Поговорка – устойчивое изречение, особо краткое, не составляющее законченного высказывания. (легок на помине, как снег на голову, бить баклуши, Береги нос в большой мороз.)

Пословица - это краткое народное изречение, в которой отражается народная мудрость и жизненный опыт. Обычно пословица состоит из двух или трех частей. В первой части содержится меткое описание явления или предмета, а во второй — его выразительная оценка.

А пословицы вы какие-нибудь знаете? Назовите.

- Поработайте в парах и выскажите свое предположение. Фраза “Заруби себе на носу”. Это пословица или поговорка? Слайд 15

Это поговорка.

Как определили? Предположения детей.

О чём эта поговорка?

Эта поговорка означает, что надо запомнить что-то крепко-накрепко, навсегда.

Слово нос в этой поговорке не означает наш обычный нос, орган дыхания. Как это не странно, оно означает “маленькая дощечка для записи”. В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки, зарубки на память. Эти дощечки и называли носами.

Существует очень много пословиц на разные темы. В них выражен характер народа, его ум, наблюдение за жизнью.

Работа в парах

Слайд 17

У каждого народа свои поговорки – свой фольклор.

Например:

У нас: “Молчание – золото”, у японцев “Молчание – цветы”

Я предлагаю вашему вниманию пословицы разных народов.

Прочитайте пословицы. Определите их тему. Галочкой отметьте русскую. Пословицу. Докажите свою мысль.

Один друг лучше ста священников. (Французская)

Из старого врага не сделаешь друга.   (Турецкая)

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.   (Русская)

Обидеть друзей - угодить врагам.  (Персидская)

Хороший друг без зова приходит.  (Эстонская)

Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (Японская)

Верный друг и через век будет другом. (Азербайджанская)

Дерево без корня что человек без друга. (Адыгская)

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали!

Загадки. Слайд 18

Опишу я вам предмет,
Угадайте, дав ответ.
Я сама же жду разгадки,
Потому что я...

На экране слово загадка.

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово загадка?

Само название жанра “загадка” происходит от слова “гадати”- думать, рассуждать.

Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.

- Какова роль загадки?

Развлекает, учит сообразительности, испытывает ум.

Я предлагаю каждому из вас пройти испытание загадкой.

Всем раздается кроссворд, ребята заполняют кроссворд.

https://urok.1sept.ru/articles/642701/Image5290.gif

1.Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. Корова.

2.Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. Собака.

3.Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. Гусь.

4.Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Лошадь.

5.Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготочки остры. Кошка.

6.Шапочка красненькая, кафтанчик рябенький, ходит по двору, квохчет. Курица.

Слайд 19 “Проверь себя” 

Звук из программы “Что? Где? Когда?”

- Подумайте, какой предмет спрятан в ящике: учит, воспитывает, заставляет думать, развлекает.

Существует великое множество загадок о книге, но я предлагаю Вам сочинить свою загадку и представить ее нам.

Выполняют задания

Ребята называют пословицы

 

Работа в парах

Работа в группах – отгадывание кроссворда с загадками

Проверка по образцу

Устанавливают причинно-следственные связи.

Формируют нравственные качества

Развивают речь, доказывают свое мнение

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

- Хотели бы вы продолжить изучение этой темы?

- Что нового вы узнали?

- На каком этапе урока было особенно интересно?

Я хочу пожелать вам: изучайте русский фольклор, ваша речь станет богаче, фольклор учит человека мыслить. Ведь за всеми этими символами нужно уметь увидеть и различить скрытую мудрость, скрытый смысл. И помните: Век живи – век учись. 

Слайд 20

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание

Словесный

  1. Сочинить свою загадку и представить ее классу.
  2. Загадки о временах года.

Записывают задание в дневник

https://urok.1sept.ru/articles/642701/Image5290.gif

  1. Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. 
  2. Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. 
  3. Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. 
  4. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. 
  5. Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготочки востры
  6. Шапочка красненькая, кафтанчик рябенький, ходит по двору, квохчет. 

https://urok.1sept.ru/articles/642701/Image5290.gif

  1. Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. 
  2. Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. 
  3. Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. 
  4. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. 
  5. Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготочки востры
  6. Шапочка красненькая, кафтанчик рябенький, ходит по двору, квохчет. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект факультативного занятия по русскому языку в 4 классе по теме Фразеологизмы- народная мудрость

материал предназначен для проведения дополнительных занятий по русскому языку...

Транспорт- составная часть народного хозяйства нашей страны.

задачи:продолжить формировать умения соблюдать правила уличного движения и правила поведения пассажиров;заинтересовать детей особенностями различных моделей машин выпушенных в Россиисформировать чувст...

Игра по русскому языку "Народная мудрость" для 4 класса в рамках предметной недели

Разработка игры на материале раздела "Фразеологизмы". Материал можно включать в тестовые задания школьных олимпиад....

Открытый урок во 2 классе по теме "Фольклор - народная мудрость".

Открытый урок во 2 классе по теме "Фольклор - народная мудрость". Раскрывается понятие "фольклор", знакомство с его разновидностями, слушание фольклорных произведения. использование игр, разминок. Исп...

Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа

Презентация к уроку музыки "Фольклор", 2 класс, по программе Критскойтест по теме "Фольклор",  слова песни "Старый клен" (сноска на яндекс-диске)https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%...

Фольклор - народная мудрость

Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам....

Технологическая карта урока музыки во 2 классе "Фольклор – народная мудрость"

Методическая разработка урока музыки для 2 класса по теме "Фольклор - народная мудрость"...