презентация " Фольклор,традиции, обряды" доклад " Фольклор, традиции, обряды"
творческая работа учащихся (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Иситская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«Фольклор, традиции, обряды »
Выполнили ученицы 1 класса:
Прохорова Айталина, Прохорова Диана
Руководитель: Филиппова З.А.
2015г
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
- Введение ----------------------------------------------
- Обряды и обычаи наших бабушек --------------
- Обряды , дошедшие до наших дней .-------------
- Заключение-------------------------------------------
- Литература -------------------------------------------
- Приложение -------------------------------------------
Тема: Обряды и обычаи в моём селе.
Когда мы видим наши полные энергии танцы,
слышим родные напевы, мы испытываем
гордость за наш народ, сумевший, несмотря
на невзгоды, сохранить традиции, в которых
воплощено то, чем испокон веков дорожили
русские – это вдохновенный труд, радость
созидания, глубокое чувство солидарности.
(Р.С. Акчурин)
У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить. Ибо праздники — это праздники сердца, души народа.
Русские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу. Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо…
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, а так же одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром прошлого, он для вас пуст.
Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая семьей или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь»
В нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия.
До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.
Актуальность исследования. На всех этапах своего развития человек был тесно связан c обычаями и традициями своего народа . Человек – часть общества , он не может существовать вне общества и без общения ,потому должен подчиняться ее законам.. При этом теряются основы воспитания молодого поколения на народных традициях, культуре. А это, мы считаем очень важным. Наша исследовательская работа посвящена изучению прошлого и настоящего русского народа, проживающего на территории Хангаласского района. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма, формировании любви к малой Родине, родителям, гражданских чувств, представляет знакомство с традициями, обычаями, бытом, фольклором, русских.
Предмет изучения: Обряды и обычаи русских.
Проблема: Отсутствие систематизации и недостаточность знаний об этнографии русского народа, проживающих на территории Хангаласского района.
Противоречие: Богатая культура народов, проживающих в Хангаласском районе – низкая информированность и заинтересованность нашего поколения старшего поколения к младшему.
Гипотеза: Если вести поисково-исследовательскую, краеведческую работу, то это приведет к систематизации наших знаний об этнографии народов, повышению культурного уровня, информированности, заинтересованности в дальнейшем поиске материала, любви к родному народу и своей малой Родине.
. Поэтому мы поставили такие цели.
Цели:
- Сохранение и развитие народных традиций и обычаев.
- Углубление знаний истории культуры своего села.
- Укрепление дружбы между народностями, проживающих в районе.
Мы хотим понять , каким образом происходит сохранение самобытной культуры в нашем селе? Очевидно то, что одним из основных способов является передача информации от поколением обычаев, обрядов, культуры своего народа.
Задачи:
1. Исследовать обычаи и обряды русских Хангаласского района.
2. Выявить особенности обычаев и обрядов.
3. Найти взаимодействие культур.
Методы:
1. Поиск и сбор материала.
2. Исследование материала.
3. Анализ материала.
4. Систематизация.
Ожидаемый результат:
1. Зарождение чувства гордости, патриотизма за культуру своего народа.
2. Уважение к культуре другого народа.
3. Систематизация материала по этнографии русского народа.
4. Толерантность в отношении к человеку другой национальности.
Составные части проекта
Для изучения обычаев и обрядов потребовалось исследование литературы, встречи со старожилами, системный анализ особенностей и взаимодействия традиций народов, населяющих с Исит.
Существующая исходная ситуация
В с. Исит проживают всего 270 человек , – русских– 123 , казах 58 человек, . Данный факт свидетельствует о богатом культурном наследии.
На наш взгляд, любовь к родному краю начинается с любви и уважения родителей, друзей, родного языка, обычаев своих предков.
: Обряды и обычаи наших бабушек
Опрашивая старожилов села мы воссоздали жизнь и быт наших предков проживающих в с. Исит
На жизненный уклад, народные традиции и культуру русского народа оказало влияние, верования в бога. Так по божескому закону у каждого человека три вида обязанностей:
1. обязанности перед Богом;
2. обязанности перед самим собой;
3. обязанности перед тем, что принадлежит ему в этом мире, чем он пользуется.
Верования русских направляют к тому, чтобы человек жил хорошей, бережливой жизнью, не забывал о своих обязанностях перед родными и друзьями, и всеми людьми.
Мы уже внуки и правнуки наших бабушек и дедушек русских стараемся узнать и сохранить традиции, культуру русского народа.
По рассказам сторожилов села мы узнали какие проводились праздники и обычаи в нашем селе.
- Обычаи и традиции, дошедшие до наших времён
К обрядовому фольклору
относятся:
1.календарный фольклор
(колядки, масленичные песни, веснянки),
2.семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
3.окказиональный (заговоры, заклички, считалки
Древние славяне называли январь « сечень» - время вырубки леса.в январе зима в самом разгаре: лютует стужа, все морознее воздух. Особенно это ощущается у нас. Это самый холодный месяц года. Недаром говорят январь – году начало, зиме середка, макушка и перелом зимы.
6 января – Рождественский сочельник. Вечер и ночь накануне дня Рождества Христова – это сочельник в народе его еще называли Кутейником, так как полагалось на него готовить кутью. Ужину в Рождественский сочельник придавалось большое значение. Избу убирали тщательно, стол застилали чистой скатертью, ели молча, при этом крестьяне заставляли ребят лазить под стол и цыкать там цыпленком, чтобы хорошо водились куры.
7 января – Рождество Христово. это радостный праздник. Люди веселились узнав о рождении божественного Младенца Иисус Христа, который вырастет и принесет людям счастья и радость. Самым шумным и веселым праздником после длительного рождественского поста были святки которые продолжались от Рождества до Крещения. Во время святок проходили колядования, когда молодежь наряжалась, надевала маски зверей, птиц, ходила по дворам, пела песни. Желая людям счастья, богатого урожая, колядовщики получали от хозяев угощение. После окончания рождественских праздников колядовщики обязательно должны были искупаться в проруби чтобы смыть грех.
. В Рождество на Руси всегда колядовали.
Колядки
- Кто звал, вызывал, Коляду кричал?
Я к вам иду, колядовщиков веду
Звезда светит нам в пути
Каждый дом надо нам обойти!
С новым годом! С новым годом!
Ходила Коляда накануне Рождества
Искала Коляда боярского двора.
Кто подает пирога, тому двор живота!
А кто не дает лепешки, завалим снегом окошки!
Сеем, веем, посеваем с новым годом поздравляем!
- Хозяева :
Спасибо, спасибо, вот вам награда
Печенье, конфеты – кому что надо!
- Пошла Коляда отворяйте ворота
Открывай сундучок, подавай пятачок!
Хоть оладушек, хоть блин, хоть сало клин
Двоим ,троим, - давно стоим!
- Хозяева :
Вот вам пышный бисквит
Его с поклоном получай!
- Пошла Коляда – отворяй ворота
Здесь Сергеев двор
Хозяин с хозяйкой зажигайте свечи
Открывай сундучок- доставай-ка пятачок!
- Хозяева :
Не плясали и не пели! Угощенья захотели!
Я корову уберу, хлеб припрячу я в стогу
Курочек под лавку, поросят в канавку!
Или уходите, или нам пляшите!
Мы плясать-то мастера, не боимся пляски
Руки в боки веселей, то не пляски сказки!
Пляши не скучай, Рождество встречай!
- Хозяева :
Спасибо , спасибо. Вот вам награда
Печенье , конфеты- кому что надо!
Повсеместно проходили святочные посиделки игры гадания. Особенно в силу гаданий верили с 13 на 14 января и в конце святок на Крещенье 19 января. Гадали о своей судьбе, о доме. В день Крещения купаются на реке чтобы омыться освященной водой, чтобы излечиться от болезней очиститься от грехов.
Гадания
- 1.В стакан воды кидали золотое кольцо, рядом ставили зеркало с обоих сторон свечи. Заглядывали в середину кольца, пытаясь рассмотреть образ суженого.
- 2. Заходили в подполье и в коридоре ставили шесть зеркал образуя коридор, зажигали свечи и в этом коридоре смотря на зеркала должны были увидеть образ суженого- ряженого.
- Зажигали одну свечу в полной темноте и на блюдце зажигали бумагу. Когда бумага сгорит смотрели на отражение тени от свечи. Предугадывали что будет в будущем
- . Наливали в миску воды и ставили на улицу на ночь, утром смотрели как замерзла вода. Если вода замерзла бугорком, то в жизни все будет хорошо и с карьерой и по жизни. Если вода замерзла ровно то в жизни все будет спокойно, равномеренно. Если же от замершей воды миска внизу обуглилась, то это плохому.
- 5. Брали белую нитку с новой иголкой. Прилаживали к ладони и поднимали иголку с ниткой немного вверх. Иголка начинает вращаться по кругу, значит будет мальчик. Иголка движется назад и вперед, значит будет девочка. Также можно угадать сколько будет детей.
Заключение
Проведя исследовательскую работу, анкетирование и беседы с жителями села мы пришли к выводу :
Русские села Исит не потеряли свой язык, культуру, традиции, хотя все эти годы они учились и говорили на русском языке. И не потеряли связь со своим народом и не отошли от своих традиций.
Проанализировав свою работу , мы пришли к выводу, что русский народ имеет богатое культурное наследие... Нами проделан определенный объем работы.
Как выяснилось, молодые жители деревни устраивают жизнь в доме так же, как их матери, отцы и деды. Они убеждены, что без знания обычаев и без соблюдения традиционных правил можно нажить беду. Эти знания помогают быть уверенным в своих силах, ощущать родную землю, помогают чувствовать свою причастность к народу и ответственность за его будущее. Велика роль поверий, традиций и обычаев, связанных с дорогой в жизни русских. Их функция – познавательная, поучительная, воспитывающая. Но не все школьники и молодёжь знают обычаи и традиции своего народа , придерживаются их.
Поэтому в школе ведётся работа по изучению культуры русского народа , проводятся экскурсии в музей , встреча со старожилами села. Наша поисковая деятельность в рамках данного исследования заставила нас по-иному посмотреть на людей, живущих с нами рядом, на окружающую природу и на себя
. Миссия молодых людей — воспринять родные традиции и бережно передать их своим детям. Сегодня мы можем сказать, что уже начали познавать этот мир, и эти знания нам дороги .Выражаем благодарность жителям с.Исит Хангаласского района за беседу и ценную информацию. А также за предоставление материалов сельской библиотеке за оказанную помощь в подборке материалов.
Литература :
- Алишев С.Х. По следам минувшего .- Казань , 1986 г
- Русский энциклопедический словарь. Москва , 1999
- Трепавлов В. Исторический журнал «Троя» №1 1992г
- Халиков Н.А. Обычаи и обряды русских – Москва , 1998 г
- КнязеваО.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт- Петербург Издательство « Детство- Пресс» 1999г
Приложение 1
Анкета. ( среди молодёжи)
1.К какой национальности вы себя относите?_____________________________
2. Назовите этнографические группы народа___________________
3.Какие народные обычаи и обряды вам известны?________________________
4.Соблюдает ли кто – либо в вашей семье русские обряды, обычаи, праздники? Укажите какие_______________________________________________________
5.Как вы думаете, соблюдаются ли в вашей местности какие нибудь обычаи, обряды, связанные со старинной русской верой? Если да, то какие именно_____________________________________________________________
6.Какую свадьбу вы хотели бы устроить себе?
Без обрядов___________________________________________________________
Современный гражданский обряд________________________________________
Гражданский обряд с элементами народной свадьбы________________________
Традиционный обряд с религиозным оформлением брака____________________
7. Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождениемребенка?____________________________
Приложение 2
Анкета. ( среди взрослого населения )
1.К какой национальности вы себя относите?_____________________________
2. Назовите этнографические группы народа___________________
3.Какие народные обычаи и обряды вам известны?________________________
4.Соблюдает ли кто – либо в вашей семье русские обряды, обычаи, праздники? Укажите какие_______________________________________________________
5.Как вы думаете, соблюдаются ли в вашей местности какие нибудь обычаи, обряды, связанные со старинной русской верой? Если да, то какие именно_____________________________________________________________
6. Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением ребенка?_____________________________________________________________
Приложение 3
Результаты анкеты
Пожилой возраст | Молодежь | знают | Не знают | знают | Не знают | ||
Знание этнографической группы | 23 | 15 | 12 | - | 3 | 7 | |
Знание народных обычаев и обрядов | 29 | 11 | 12 | - | 6 | 4 | |
Соблюдают ли в семье русские обряды. | 15 | - | 12 | - | 6 | 4 |
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить. Ибо праздники — это праздники сердца, души народа Актуальность темы: Наша исследовательская работа посвящена изучению прошлого и настоящего русского народа, проживающего на территории Хангаласского района. По рассказам старожилов села мы узнали какие проводились праздники и обычаи в нашем селе.
колядки Кто звал, вызывал, Коляду кричал? Я к вам иду, колядовщиков веду Звезда светит нам в пути Каждый дом надо нам обойти! С новым годом! С новым годом! Ходила Коляда накануне Рождества Искала Коляда боярского двора. Кто подает пирога, тому двор живота! А кто не дает лепешки, завалим снегом окошки! Сеем, веем, посеваем с новым годом поздравляем! Хозяева : Спасибо, спасибо, вот вам награда Печенье, конфеты – кому что надо!
Пошла Коляда отворяйте ворота Открывай сундучок, подавай пятачок! Хоть оладушек, хоть блин, хоть сало клин Двоим ,троим, - давно стоим! Хозяева : Вот вам пышный бисквит Его с поклоном получай!
Пошла Коляда – отворяй ворота Здесь Сергеев двор Хозяин с хозяйкой зажигайте свечи Открывай сундучок- доставай-ка пятачок! Хозяева : Не плясали и не пели! Угощенья захотели! Я корову уберу, хлеб припрячу я в стогу Курочек под лавку, поросят в канавку! Или уходите, или нам пляшите! Мы плясать-то мастера, не боимся пляски Руки в боки веселей, то не пляски сказки! Пляши не скучай, Рождество встречай! Хозяева : Спасибо , спасибо . Вот вам награда Печенье , конфеты- кому что надо!
гадания 1 .В стакан воды кидали золотое кольцо, рядом ставили зеркало с обоих сторон свечи. Заглядывали в середину кольца, пытаясь рассмотреть образ суженого. 2. Заходили в подполье и в коридоре ставили шесть зеркал образуя коридор, зажигали свечи и в этом коридоре смотря на зеркала должны были увидеть образ суженого- ряженого. 3 . Зажигали одну свечу в полной темноте и на блюдце зажигали бумагу. Когда бумага сгорит смотрели на отражение тени от свечи. Предугадывали что будет в будущем.
. Наливали в миску воды и ставили на улицу на ночь, утром смотрели как замерзла вода. Если вода замерзла бугорком, то в жизни все будет хорошо и с карьерой и по жизни. Если вода замерзла ровно то в жизни все будет спокойно, равномеренно. Если же от замершей воды миска внизу обуглилась, то это плохому. 5. Брали белую нитку с новой иголкой. Прилаживали к ладони и поднимали иголку с ниткой немного вверх. Иголка начинает вращаться по кругу, значит будет мальчик. Иголка движется назад и вперед, значит будет девочка. Также можно угадать сколько будет детей.
Заключение Проведя исследовательскую работу, анкетирование и беседы с жителями села мы пришли к выводу : русские села Исит не потеряли свой язык, культуру, традиции,. И не потеряли связь со своим народом и не отошли от своих традиций. Также русские нашего села сохранили национальное верование, отмечая некоторые религиозные праздники Проанализировав свою работу , мы пришли к выводу, что русский народ имеет богатое культурное наследие... Нами проделан определенный объем работы. Как выяснилось, молодые жители деревни устраивают жизнь в доме так же, как их матери, отцы и деды. Они убеждены, что без знания обычаев и без соблюдения традиционных правил можно нажить беду. Эти знания помогают быть уверенным в своих силах, ощущать родную землю, помогают чувствовать свою причастность к народу и ответственность за его будущее. Поэтому в школе ведётся работа по изучению культуры русского народа , проводятся экскурсии в музей , встреча со старожилами села. Наша поисковая деятельность в рамках данного исследования заставила нас по-иному посмотреть на людей, живущих с нами рядом, на окружающую природу и на себя.. Миссия молодых людей — воспринять родные традиции и бережно передать их своим детям. Сегодня мы можем сказать, что уже начали познавать этот мир, и эти знания нам дороги.
Анкета. ( среди населения) 1.К какой национальности вы себя относите ? __________________________ 2. Назовите этнографические группы народа? ________________ 3.Какие народные обычаи и обряды вам известны ? _____________________ 4.Соблюдает ли кто – либо в вашей семье русские обряды, обычаи, праздники? Укажите какие_ ______________________________________________________ 5.Как вы думаете, соблюдаются ли в вашей местности какие - нибудь обычаи, обряды, связанные со старинной верой? Если да, то какие именно_____________________________________________________________ 6.Какую свадьбу вы хотели бы устроить себе? Без обрядов___________________________________________________________ Современный гражданский обряд _______________________________________ Гражданский обряд с элементами народной свадьбы _______________________ Традиционный обряд с религиозным оформлением брака ___________________ 7. Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением ребенка? __________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Традиции,обряды,обычаи"
Разработка проекта,который можно использовать на уроках окружающего мира,литературного чтения и во внеклассных мероприятиях...
Презентация для внеклассного мероприятия "Народные традиции"
В данной презентации содержится информация о народных праздниках по временая года....
Презентация к уроку "Гостеприимство как традиция народа".
Ознакомить учащихся с понятием "гостеприимство"....
учебный проект "Традиции, обряды и обычаи русского народа"
Проект проводится в рамках учебного предмета ОРКСЭЦели:·Формирование этической и экологической культуры школьников через приобщение учащихся к народным, природным праздникам прошлого.·Фо...
Презентация к уроку"Религиозные обряды. Обычаи и обряды".
Презентация к уроку"Религиозные обряды. Обычаи и обряды"....
Рождество Христово: традиции, обряды, приметы и поверья.
Описание праздника Рождества Христова....