проект "Организация шахматной школы "Белая ладья""
рабочая программа (2 класс)
Проект «Организация шахматной школы «Белая ладья» в рамках внедрения ФГОС в начальной школе» подразумевает постепенное проникновение шахмат в систему школьного и дошкольного образования для достижения значимых для системы образования целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 48.3 КБ |
rabprogr_dlya_uchtren_gruppy_shahmaty.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
Проект Управляющего Совета школы
«Организация шахматной школы «Белая ладья»
в рамках внедрения ФГОС в начальной школе».
Руководитель проекта: Ухинова С.Б.
с. Баргузин
2013 год
Содержание:
Раздел I. Аннотация проекта.
Раздел 2. Обоснование актуальности проекта.
Раздел 3. Цели и задачи.
Раздел 4. Рабочий план и механизмы реализации проекта.
Раздел 5. Ресурсное обеспечение.
Раздел 6. Ожидаемые результаты и механизмы оценки результатов.
Раздел 7. Дальнейшее развитие проекта.
Раздел I. Аннотация проекта.
Многие задачи, поставленные в «Нашей новой школе», можно решить только совместными усилиями представителей системы образования, местного сообщества и родительской общественности. Например, при переходе на новые стандарты управляющий совет должен иметь полномочия для утверждения той части образовательной программы, которую определяет сама школа. Общественность необходимо привлекать к решению вопросов новой школьной инфраструктуры, созданию новой образовательной среды. Авторы инициативы имели в виду не только возможность организации семейного досуга на базе образовательных учреждений, но и комплекс условий для содержательного диалога и совместной практики улучшения школы. Все мы – представители власти, работники системы образования, работодатели, родители - вместе должны сделать нашу школу новой.
Проект «Организация шахматной школы «Белая ладья» в рамках внедрения ФГОС в начальной школе» подразумевает постепенное проникновение шахмат в систему школьного и дошкольного образования для достижения значимых для системы образования целей.
Изменение миссии человека в обновляющейся системе, его политических и духовных взглядов приводит к изменению требований к личности члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке.
Социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. Значит очень важно для России, чтобы каждый её гражданин к моменту своего совершеннолетия обладал следующими качествами:
- самостоятельностью и критичностью мышления
- умением мыслить как логически, так и творчески;
- развитой интуицией;
- умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;
- цепкостью, последовательностью в достижении поставленной цели, в том числе в условиях противодействия намеченным планам;
- выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;
- хорошей, а может быть, даже отличной памятью;
- умение планировать, анализировать, контролировать;
- самодисциплиной и самоконтролем;
- уважению к чужому мнению;
- развитой фантазией и воображением;
- умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием;
- способностью бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях.
Начинать формирование этих качеств необходимо уже у младших школьников, и опыт показал, что прекрасным средством для реализации этой благородной цели являются шахматы.
Проект ««Организация шахматной школы «Белая ладья» в рамках внедрения ФГОС в начальной школе» стартовал в апреле 2013г. Идея создания проекта, принадлежащая А.С.Эрдыниеву, выпускнику школы, вице – президенту Родительского комитета РБ, получила поддержку администрации МБОУ «Баргузинская СОШ», Управления образования Баргузинского района, Комитета по делам молодежи, физкультуре и спорту администрации МО «Баргузинский район».
Главная целевая аудитория – учащиеся 2 классов, педагоги начальной школы и родители данных учащихся МБОУ «Баргузинская СОШ».
Срок реализации проекта – 3 года.
Деятельность по разработке, планированию и реализации пилотного проекта предполагает следующие этапы:
1 этап: подготовительный (с 1апреля 2013г. по 31 августа 21013г.)
2 этап: основной (1 сентября 2013г. 31 мая 2016г.)
3 этап: заключительный (с 1 июня по 20 августа 2013г.).
Подготовительный этап включает в себя:
- Оформление концепции проекта.
- Поиск источников финансирования проекта.
- Информирование целевой аудитории о проекте (размещение пресс- анонсов в школьной газете, распространение рекламных листовок¸ помещение информации на стендах, объявление на классных часах и родительских собраниях.
Основной этап включает в себя:
- Реализация программы мероприятий проекта в указанные сроки.
Заключительный этап включает в себя:
- Подготовка отчета о реализации проекта, публикации в СМИ и на сайте ОУ, планирование дальнейших перспектив развития проекта.
Источниками финансирования проекта выступают: внебюджетные средства ОУ, спонсорская помощь выпускников и родителей школы, Управляющего совета.
В результате реализации проекта ожидается развитие у детей специальных и общих качеств личности и ума, развиваемых шахматами:
– фантазия (оригинальность мышления);
– системность мышления (выработка внутреннего плана действий);
–память (специальная и общая);
– скорость принятия решений (реактивность мышления);
– способности к рассуждению (логическое мышление);
– комбинационное мышление (зрение);
– правильная оценка складывающихся ситуаций (позиций);
– упорство и цепкость (защитные качества);
– целеустремлённость и дисциплина (командные качества);
– стремление к самосовершенствованию (развитие);
– все качества души (духовность).
В перспективе данный опыт реализации проекта может быть распространен в других муниципальных общеобразовательных учреждениях района.
Раздел 2. Актуальность.
Министерство образования Республики Бурятия третий год рекомендует заменить третий урок физкультуры на шахматы. Об этом говорил министр образования Бурятии Алдар Дамдинов на открытии международного фестиваля по шахматам в Иволгинском дацане, где с рабочим визитом побывал известный дипломат и президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов. Только через четыре года в школах Бурятии планируется ввести уроки шахмат. Между тем в школах Томской, Псковской областей, Республики Калмыкия, Ханты-Мансийского округа работают шахматные факультативы. В Калмыкии шахматный спорт давно стал визитной карточкой. Там по указу Президента Кирсана Илюмжинова еще 15 лет назад ввели шахматы в школе как обязательный предмет. В связи с этим в настоящее время 97% выпускников школ поступают в лучшие вузы России и мира.
- Когда калмыки внедряли шахматы в школах, у них не было ни одного гроссмейстера, они начинали с нуля. У нас достаточно мастеров и гроссмейстеров становится все больше. Недавно юная шахматистка Инна Ивахинова получила звание международного гроссмейстера.
Шахматы энергично внедряются в школах за рубежом: В США, Испании, Венгрии, Италии, Голландии, Швеции, Израиле, Аргентине, Мексике, Исландии, Индии и т. д. В Индии, например, по данным Российской шахматной Федерации шахматы изучают около 2 000000 школьников. В Интернете имеются сведения, что в Израиле, например, этим занимается местное отделение Академии Гарри Каспарова, открывшееся в Иерусалиме. Цель Академии – введение шахмат в общую систему образования. Академия добилась включения шахмат в школьную программу в трех городах. Результаты превзошли все ожидания: исследования показали, что шахматы оказывают колоссальное влияние на развития мышления учащихся и приводят к повышению успеваемости по другим предметам. Но пока шахматы не являются официальным учебным предметом в школе, и сегодня одной из первоочередных задач является сбор и анализ информации о пользе, которую принесли шахматы в процессе их изучения младшим школьникам.
Многие известные шахматисты подчеркивают пользу обязательного изучения шахмат. Вот как, например, писал об этом Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного… Я считаю, что шахматы следовало бы включить в школьные программы во всех странах. В возрасте десяти лет школьники должны начинать изучение шахмат по программе, которая бы учитывала их возраст и одаренность». Г.Каспаров писал так: «В образовании человека шахматы могут сыграть важную роль… Я хотел и хочу, чтобы шахматы стали частью регулярного школьного образования». Солидарен с Г.Каспаровым гроссмейстер Евгений Свешников. Он пишет «Посредством шахмат упростится знакомство с компьютерной техникой, не будет проблем с математикой, физикой, логическим мышлением. Сегодня идет поиск оптимальных структур, гибких образовательных систем, обеспечивающих полноценное развитие и воспитание ребенка.
Многие ведущие специалисты настаивают на том, что образовательное учреждение должно давать модели, а не всеобъемлющее знание. И именно шахматы по многим показателям — это идеальная объяснительная модель. Ведь шахматы — это в первую очередь игра, а в ней, как известно, лучше и без утомления усваивается учебный материал. Шахматы активно формируют способность к логическому мышлению. Эта древняя игра открывает новые горизонты познания, создает положительную мотивацию учения, активно формирует личность и является особым видом творческой деятельности. Регулярные занятия шахматами могут влиять на общее развитие ребенка, его жизненную активность, противостояние стрессовым ситуациям, наибольшее раскрытие природных способностей. Первые научные изыскания А. Авраменкова, В. Захарова, В. Князева, Б. Стеденко положили начало теоретическому и практическому исследованию многоаспектных проблем шахматного всеобуча. Но сделаны лишь первые шаги. Остаются неисследованным формы обучения, средства и методы, условия и организация занятий, эффективность и система внедрения шахматной игры в систему образования. Этой проблеме посвящен приказ Минобразования РФ № 2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ".
Актуальность данного проекта вызвана потребностью осмысления организации и содержания обучения шахматной игре учащихся начальных классов. Данная работа отражает поиск действенных форм и методов обучения детей шахматной игре, ведь шахматы формируют характер, свойства и качества натуры ребенка, помогают в учении, развивают многие произвольные процессы: мышление, внимание, память, т.е. являются не только механизмом интеллектуального развития, но и здоровьесберегающей технологией.
Раздел 3. Цель проекта:
Поиск путей привлечения к шахматной игре младших школьников, как средству интеллектуального развития ребенка.
Задачи:
1. Изучить научно-литературные источники по теории шахмат.
2. Выявить особенности шахматной игры, влияющие на развитие ребенка.
3. Проанализировать состояние шахматного всеобуча.
4. Разработать организационные основы шахматного всеобуча в с. Баргузин 5.Привлечь как можно большее количество учащихся школ и воспитанников к занятиям шахматами.
6. Привить детям интерес к шахматной игре.
Раздел 4. Рабочий план и механизм реализации проекта.
Блок I. Подготовительный этап.
Включает в себя комплекс мероприятий для реализации поставленных задач:
- Проведение обучающих семинаров с учителями начальных классов общеобразовательных учреждений по обучению шахматной игре.
2. Круглый стол - обсуждение позиции родителей в организации шахматного всеобуча.
3. Оборудование кабинетов «Шахматы» мультимедийным комплексом.
4. Развитие медиатеки (приобретение электронных учебных пособий по шахматам, разработка занятий с использованием ИКТ).
5. Разработка и проведение заочных занятий с использованием сети Интернет.
6. Оборудование кабинетов для занятий шахматами.
7. Помощь школе в обеспечении методической литературой и электронными учебными пособиями по шахматам.
Блок 2. Основной этап.
1. Организация учебных занятий по шахматам в 2 классах силами педагогов и родителей.
2. Проведение открытых занятий для родителей и педагогов, интересующихся проблемами шахматного всеобуча.
3. Организация школьных соревнований «Белая Ладья», Рождественский турнир, турнир, посвященный Дню защитников отечества, детский шахматный турнир «Лето», районного шахматного фестиваля «Форпост».
4. Организация участия школьников в районных, республиканских и Российских соревнованиях.
Блок 3. Заключительный.
Подготовка отчета о реализации проекта, публикации в СМИ и на сайте ОУ, планирование дальнейших перспектив развития проект
Раздел 5. Ресурсное обеспечение проекта.
5.1. Кадровые ресурсы:
1. Руководители проекта: составляет график работ и расчет бюджета проекта, контролирует назначенные сроки исполнения мероприятий, отвечают за оперативное решение возникших проблем, готовит отчет по реализации всего проекта.
2. Ответственный за техническое обеспечение проекта: отвечает за установку мультимедии, фотосопровождение проекта.
3. Педагогический состав- учителя начальных классов, классные руководители, учителя физической культуры: отвечают за разработку и реализацию рабочих программ, проведение учебных занятий, своевременно готовит промежуточный и итоговый отчеты по реализации всего проекта.
5.2. Материальные и финансовые ресурсы:
Источники финансирования для приобретения мультимедийного комплекса, шахмат.
Для реализации проекта используются следующие средства:
- Комплекты шахматных фигур с досками – 50 шт.
- Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 4шт.
- Часы шахматные – 4 шт.
4. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу (в необходимом количестве.
Раздел 6. Ожидаемые результаты:
1. Создание материально – технической базы для занятий шахматами в школе.
2. Подготовка педагогов, владеющих теорией и методикой обучения шахматной игре.
3. Введение шахмат в учебный план школ.
4. Развитие информационно-коммуникационных компетенций учащихся через занятия шахматами.
Раздел 7. Дальнейшее развитие проекта.
В перспективе данный опыт реализации проекта может быть распространен в других муниципальных общеобразовательных учреждениях района. Реализация данного проекта в последующем предполагает другие формы работы как:
- шахматные фестивали в классах, на параллели начальной школы;
- чествование наиболее успешных учеников;
- семейные турниры;
- приглашение спортсменов – разрядников, знаменитых чемпионов района и республики для организации блиц-турниров, мастер-классов;
- организация встреч-турниров с учащимися других ОУ.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»
МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671610, Республика Бурятия, п. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540, эл. адрес: barguzinschool@gmail.com
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании зам. директора по ВР Директор _______
кафедры_________ ___________ Молчанов А.И.
Протокол № _____ Цыденова Ж.В. «____» ___________2018 год.
От «_____»_______2018 год
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Шахматы»
Возраст учащихся 7 – 16 лет
Срок обучения 1 год
Составитель:
Ухинова С.Б.
педагог дополнительного
образования
Баргузин
2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. «Шахматы »
«Без шахмат нельзя представить полноценного
воспитания умственных способностей памяти.
Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной
школы как одна из элементов умственной культуры».
В.А.Сухомлинский
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты, а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
Актуальность программы.
Актуальность программы продиктована требованиями времени – ФГОС второго поколения, в соответствии с которым приоритетными направлениями внеурочной деятельности определены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое направления, общественно-полезная и проектная деятельность. Раздел «Внеурочная деятельность» обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции. Формирование развитой личности – сложная задача. Преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на х педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), использовании интерактивной доски и интернет - ресурсов.
Программа адресована
учащимся 2 -11 классов МБОУ «Баргузинская СОШ».
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
Обучающие:
- Ознакомить с историей шахмат;
- Обучить правилам игры;
- Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
- Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
- Формировать навыки запоминания;
- Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
- Прививать навыки самодисциплины;
- Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Валеологические:
- Соблюдать надлежащую обстановку и гигиенические условия в классе
- Создавать здоровый психологический климат на уроках, повышать мотивацию учащихся
Характеристика занятий.
Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер.
- направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность.
- Объединение включает учащихся 2 - 11 классов, прошедших первую, вторую ступень обучения во втором классе.
- Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
- В составе группы второго года обучения - 15 человек.
- На 2 и 3 год обучения дети принимаются по результатам обучения первого года. Программа составлена для обучения детей с разными психологическими особенностями, не обладающими специальными способностями и рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся два раза в неделю по 2,5 академических часа во внеурочное время. По субботам организованы соревнования.
Ведущие принципы.
Общепедагогическая методика различает лекционный метод, задачный метод и рабочий метод преподавания.
Следует отдавать предпочтение тому методу, который прививает склонность к самостоятельному мышлению и учитывает специфическую ситуацию в процессах шахматного мышления.
Наиболее приемлемым является заданный метод, т.е. преподавания по так называемому проблемному принципу.
Сюда относятся инициатива и самостоятельная работа учащегося - рациональное зерно всего метода.
Конечно, при самостоятельном решении задач учащимися преподаватель затрачивает больше времени, нежели с помощью лекционного метода преподавания. Зато при самостоятельном изучении и повторении учебного материала приобретенные знания усваиваются глубже и прочнее.
Исходя из исследований, для преподавания шахмат могут быть сформулированы следующие дидактико-методические принципы:
- единство обучения шахматам и обучения;
- систематичности;
- доступности;
- наглядности;
- прочного усвоения знаний, способностей и умения.
Принцип единства обучения шахматам и воспитания.
- Образование и воспитание диалектически связаны между собой.
- Под получением образования понимают передачу и усвоение полного объема учебного материала, умения и способности его применения.
- Воспитание личности - это сложный и многообразный процесс, зависящий от интеллектуальных, эмоциональных и волевых влияний.
Формами воспитательного воздействия являются:
- целенаправленное создание определенной ситуации, например участие в дискуссиях, выступления командных соревнованиях, принятие на себя обязательств общественного характера;
- возложение на молодых спортсменов конкретных ответственных задач, передачи им небольших педагогических функций в процессе обучения или тренировки.
Принцип систематичности.
В основу этого принципа входит содержание учебного материала и способ его преподавания.
- Первое правило - в зависимости от возраста детей учитывается психологическая настройка и цель занятия, теоретическая подготовка, практические упражнения, тематические тренировочные партии, повторение пройденного материала, проверка домашних заданий.
- Второе правило - материал должен излагаться педагогом последовательно, в определенном логическом порядке, на известном педагогическом принципе- «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому».
- Третье правило - вновь изучаемый материал следует разложить на составные части, которые располагаются по определенной системе с иллюстрацией на конкретном примере.
- Четвертое правило - каждое занятие должно иметь хотя бы один ключевой момент, который помогает успешно разобраться в данной тематике (в основах теории дебютов, принципов эндшпиля, стратегии миттельшпиля и т.п.).
Принцип доступности.
В основу этого принципа входит учет индивидуальных, возрастных, физиологических и иных особенностей учащихся.
- Активизация творческих сил и дидактической помощи.
- Различия в скорости или темпе обучения.
- Индивидуальный подход.
- Умение обнаружить врожденные способности учащегося и оказать содействие их совершенствованию.
Принцип наглядности.
Переходя к этому принципу, начнем с того, что у большинства людей из всех видов памяти, самой эффективной является зрительная, поскольку известно, что человек в среднем на 85 % познает мир с помощью глаз. «Наглядность - абсолютный фундамент всякого познания» (И.Песталоцци).
Предметные компетенции обучающихся формируются в соответствии требований ФГОС:
- Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
- Участии в тренировочных играх, в соревнованиях по шахматам;
- В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
- В проведении педагогом инструктажей;
- В применении индивидуальных форм работы;
- В корректировке игры;
- В рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
- Педагогическое наблюдение;
- Учет результативности участия обучаемых в соревнованиях.
- Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
- Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
- Изучении специализированной литературы;
- Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
- В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
- В проведении бесед;
- В применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
- Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;
- Определение уровня эрудиции обучаемых.
Организация образовательного процесса.
Формы занятий: используется групповая форма; работа по звеньям; в малых группах; индивидуальная работа.
При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
- структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
Оценка результативности второго года обучения.
Формирование знаний, умений и навыков.
К концу учебного года дети должны знать:
- Основные тактические приемы.
- Основы дебюта, миттельшпиля, эндшпиля.
- Партии при открытом, полуоткрытом и закрытом дебютах.
К концу учебного года дети должны уметь:
- Записывать шахматную партию.
- Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
- Проводить тактические комбинации и приемы.
Формой контроля результативности образовательной программы дополнительного образования «Шахматы» являются следующие мероприятия:
- Личные участия в районных и республиканских турнирах.
- Командные соревнования.
- Участия в интернет – турнирах.
- Личное первенство «Шахматные Надежды», в открытом Первенстве Бурятии.
- Сеанс одновременной игры.
- Интеллектуальные турниры.
Учебно - тематический план года обучения.
№ п\п | Наименование разделов | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Шахматная азбука. Повторение пройденного материала. | 8 | 4 | 4 |
3 | Тактические приемы и комбинации | 20 | 10 | 10 |
4 | Основы дебюта и партии | 30 | 15 | 15 |
5 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 8 | 4 | 4 |
ИТОГО: | 68 | 34 44 | 34 |
Содержание программы третьего года обучения.
Вводное занятие:
- Комплектование группы
- Правила техники безопасности на занятии, в школе, на перемене.
1. Вторая ступень. Шахматная азбука. Элементы шахматной партии. (повторение пройденного материала).
- О правилах поведения во время игры.
- Что такое мат. Мат одинокому королю ладьей, ферзем, двумя слонами, слоном и конем.
- Шахматные задачи. Учебные партии.
- Практика учебных партий.
2. Третья ступень.
- Тактические приемы и комбинации (связка, сквозной удар, ловля фигуры, двойной удар).
- Принцип быстрейшего развития.
- Гармоничное пешечное расположение.
- Ошибочная игра в дебюте.
- Дебют: открытые дебюты, полуоткрытые дебюты, закрытые дебюты.
- Как играть в миттельшпиле и эндшпиле.
- Реализация материального перевеса.
- Пешке помогает король. О крайних пешках.
- Позиционное преимущество (территориальное).
- Оппозиция.
- Преимущество во времени. Цейтнот.
- Короткие партии и ловушки.
- Шахматные задачи. Учебные партии.
- Практика учебных партий.
Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:
- наличие единого контингента воспитанников;
- взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;
- единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;
- осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
- обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;
- определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста
- система оценок достижений обучающихся.
Условие реализации программы.
Для проведения занятий требуются:
- Просторный хорошо проветриваемый кабинет.
- Удобные столы и стулья.
- Шахматные доски и шахматы (1 комплект на 2 учащихся ).
- Шахматные часы (1 часы на 2 учащихся ).
- Демонстрационные доски и шахматные фигуры ( 2 комплекта ).
- Проекционные аппараты, компьютеры с программным обеспечением, интерактивная доска.
- Наглядные пособия, дидактические материалы.
Программно – методическое обеспечение.
Для педагога
1. Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. Шахматы в школе. Первый год обучения. Второй год обучения. Третий год обучения. Москва, Просвещение, 2016 г .
2. Методические рекомендации «Шахматы в школе». Первый , второй, третий год обучения. Москва, Просвещение, 2016 г .
Для детей
1. Рабочие тетради «Шахматы в школе». Второй и третий год обучения. Е.А. Прудникова. Москва, Просвещение, 2016 г
2. Сухин И. «Удивительные приключения в шахматной стране», Издательство Москва «Поматур», 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытия шахматного турнира "В стране шахматных чудес"
Формирование творчески мыслящей личности, развитие умственной культуры детей. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. ...
Разработка шахматного урока по проекту В.Зарецкого "Шахматы для общего развития" по теме "Шахматные комбинации в дебюте". 3 класс.
Шахматный проект "Шахматы для общего развития" под руководством кондидата психологических наук, профессора МГППу Зарецкого В.К....
Анкета для родителей удовлетворенность занятиями в объединении дополнительного образования шахматный клуб «ЛАДЬЯ»
Удовлетворенность занятиями в объединении дополнительного образования шахматный клуб «ЛАДЬЯ»...
Внеурочная деятельность. 1 класс. Шахматы. Шахматная фигура. Ладья.
Разработка занятия....
Конспект урока технологии. Тема: "Расписные ладьи”. Аппликация “Ладья", 3 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Цели деятельности учителя: повторение знаний об оригами, ознакомление новому приему оригами, изготовление новой аппликации....
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема: “Расписные ладьи”. Аппликация “Ладья”, 2 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема: “Расписные ладьи”. Аппликация “Ладья” Цели деятельности учителя: повторение знаний об оригами, ознакомление новому приему оригами, изготовле...
Конспект занятия кружка «Белая ладья» для 2 класса на тему: «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»
На занятии проводится игровая практика по достижению материального перевеса с помощью дидактического задания “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика п...