Конспект урока по курсу " Социокультурные истоки"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Конспект урока по курсу "Социокультурные истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_kursu_istoki_2_kl.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по курсу «Социокультурные истоки»

по теме: «Семья»

проведённого во 2 классе МБОУ СОШ № 6 г.Югорска

Урок подготовила и провела: Асанова Элиза Орозовна

Тема: «Семья»

Форма проведения: ресурсный круг «Мир и лад- доброй семьи клад»             ( с участием родителей)

Цель:

Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники».
  • Развивать речь, внимание, мышление, память,
  • Способствовать формированию понимания значимости семьи.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей семье, почитание к своим родственникам
  • Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.
  • Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, потому что мы будем говорить о самом главном в жизни человека, о семье.

- На доске ребус : 7Я. Разгадайте его.

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

К цифре « семь» добавлю «Я»

И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.

( учитель переворачивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ )

- О чём пойдёт речь сегодня на занятии?(О семье)

Основная часть.

- Что такое семья? (ответы детей)

Чем семья отличается от другой группы людей?

Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)

А сейчас, послушайте, я вам прочитаю определение слова «семья» из словаря:

Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

-А каков состав вашей семьи? Кто является членами вашей семьи? (ответы детей)

Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.

На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

Семья-это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой семье. Тот кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

 

 Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, семейные традиции. Это не только дни рождения.

-Какие ещё праздники мы можем праздновать вместе с семьёй? (ресурсный круг)

- Почитание и уважение родителей во все времена являлось главным достижением нашего народа. Ни одно серьёзное дело не начиналось без благословения родителей. Родительское слово было обязательным. Дети возрастали духом и умом в послушании. Каждый в семье знал своё дело и исполнял его старательно.

-Какие обязанности имеете вы в своей семье? (ресурсный круг)

- Материнская любовь — душа семьи- согревала всех своим теплом, воспитывала доброжелательность и милосердие. Материнская забота наполняла дом светом и радостью.

- Отеческая любовь — мудрость семьи- приносила в семью мир и уверенность в завтрашнем дне, воспитывала деловитость, волю, целеустремлённость. Отеческая забота проявлялась не только в семье, но и об Отечестве. Дети с ранних лет помогали родителям. Так с любовью и уважением все и делалось.

И в наши дни главное в семье — мир и лад.: Мир и лад- доброй семьи клад. (разбор пословицы)

А какие пословицы о семье вы знаете?

Работа с пословицами (работа с раздаточным материалом: составить пословицы)

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • В недружной семье добра не бывает.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • Согласие да лад_ в семье клад.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • Отца с матерью почитать- горя не знать.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Семья- опора счастья.

-А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.

Группа 1:

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • Согласие да лад - в семье клад.
  • Отца с матерью почитать- горя не знать.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Семья-опора счастья.

Группа 2:

  • В недружной семье добра не бывает.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.

Посмотрите, какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.

Ответы детей:       Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь

Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.

- Основой порядочности человека являются почитание и уважение родителей.

«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле».

Обобщение полученных знаний.

- Какие качества счастливой семьи Вы можете назвать? (ресурсный круг)

-Назовите  определения  счастливой семьи начиная словами: Семья будет счастливой если.. (ресурсный круг)

Творческая работа:

Ну, а в конце нашего урока небольшая творческая работа, ваши родители могут вам помогать.

(Учитель раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)

Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.

Итог урока .

Выставка рисунков (дети объясняют, что нарисовали и почему.)

Ответы детей:

1 рис.- «Наша семья, как солнышко, большая и теплая, все лучики - это все мои родные.»

2 рис.- «А наша семья красивая как цветочек, а лепесточки это мама, папа, я и все остальные наши близкие и дальние родственники.» и т. д.

Учитель:     Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ!

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!!!

- Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению по теме "Активные формы обучения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки"

Презентация тезисно отражает основные положения об активных формах обучения (АФО) во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки". Она сопровождает выступление ...

Конспект урока в рамках социокультурного курса "Истоки" "Традиции честного слова"

Цель урока:  ввести понятия «присяга», «обет», научить детей различать понятия                    «у...

Конспект и презентация к уроку по курсу "Социокультурные истоки", 3 класс

Тема занятия:  «Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает» Цель: подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями ...

Урок в 3 классе по курсу "Социокультурные истоки"

Тип урока: урок "открытия новых знаний"....

Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки". Тема "Образ защитника Отечества" 1 класс

Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки" Тема занятия: "Образ защитника Отечества" 1 класс....

Конспект занятия по теме «Дом» во 2 классе по курсу «Социокультурные истоки».

Целью данного урока является содействие формированию ценностно-смысловой сферы учащихся через освоение социокультурной категории “Дом”....

Конспект урока по курсу _Социокультурные истоки_ _Кузнецы-умельцы_ (2 класс)

Тема урока: Кузнецы-умельцы.Цель урока: дать общее представление о работе кузнеца.Задачи урока:  расширить знания учащихся о профессии кузнеца и особенностях его труда;создать условия для ра...