Конспект урока в рамках социокультурного курса "Истоки" "Традиции честного слова"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Туманова Галина Алексеевна

Цель урока:  ввести понятия «присяга», «обет», научить детей различать понятия     

               «уговор» и «договор»

Задачи урока:

- закрепление духовно-нравственных понятий традиции слов

- расширение  словарного запаса учащихся

- привитие чувства ответственности за свои слова

- расширение понятий «патриотизм», «служение Отечеству»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chestnoe_slovo.docx519 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                «Средняя общеобразовательная школа №4»

                                                              Конспект урока в 4 классе.

                                                      Социокультурный курс «Истоки».

                               «Традиции честного слова»

                               

                                                                                                Автор: Туманова Галина Алексеевна,

                                                                                                             учитель начальных классов,

                                                                                                             МБОУ «СОШ №4».

                                                                           Югорск, 2016г

                                                         Урок по курсу «Истоки» в 4 классе

                                                       Тема урока: «Традиции честного слова».

Цель урока:  ввести понятия «присяга», «обет», научить детей различать понятия      

               «уговор» и «договор»

Задачи урока:

- закрепление духовно-нравственных понятий традиции слов

- расширение  словарного запаса учащихся

- привитие чувства ответственности за свои слова

- расширение понятий «патриотизм», «служение Отечеству»

Оборудование: мультимедийная презентация Power Point, карточки с текстами, карточки с  

                             пословицами, карточки с буквами.

                                                                             Ход урока:

  1. Организационный момент.

(Вступительное слово учителя).

             - Сегодня у нас в классе праздник. Не пытайтесь вспомнить, какой. Не ищите его в календаре. Ощущение этого праздника вы найдёте в своей душе к концу урока, потому что сегодня мы будем говорить о самых главных и важных для каждого человека словах.  – Хочу всем пожелать хорошего настроения, удачи, везения, открытия новых интересных знаний.

2. Фронтальная беседа.

             Учитель: На прошлых уроках «Истоки» мы знакомились с традициями слова. Мы говорили о таких группах слов, как Священные слова и Сердечные слова. Чтобы их вспомнить соберите в группах по 1 слову из рассыпавшихся букв. Первая буква вашего слова выделена другим цветом.

              Дети собирают слова (заветы, заповеди, милосердие, духовность, благословение)

              Учитель: К какой группе относится ваше слово? ( Ответы детей.)

  1. Определение темы урока.

Учитель: Прослушайте внимательно стихотворение и ответьте мне на вопрос

- О какой группе слов мы сегодня будем говорить на уроке?

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева…

Есть слова – словно раны, слова – словно суд.

С ними в плен не сдаются и в плен не берут,

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу-

Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит – я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и в дыму.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни.

И не делай их слугами в мелком быту,-

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость – как буря или горе – как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

(Размышления и ответы детей. Учитель подводит к ответу «честные слова»).

Учитель: В честном слове раскрывается внутреннее благородство человека. Оно всегда правдиво, искренне, без лукавства. Идёт честное слово от чистого сердца и добрых помыслов.

Слово в обыденной жизни имеет свои правила.

На уроке литературного чтения  мы читали рассказ, который очень подходит к теме нашего сегодняшнего урока. Помните? Правильно, это рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово».

(Зачитывается отрывок из произведения).

Что значит честное слова для героя рассказа?

А что такое честное слово для вас лично?

От какого слова произошло прилагательное «честный»?

Честь. Что это такое? Сегодня об этом мы и будем говорить.

  1. Работа с учебником.

Учитель: Давайте познакомимся с существующими правилами честного слова. Посмотрим в учебник на стр.66. Начнем с чтение 1 абзаца.

Правило первое: думай, что говоришь.

Правило второе: не говори того, чего не думаешь.

Правило третье: не всё, что думаешь, говори.

Продолжим чтение учебника о договоре и уговоре.

Как вы думаете, чем различаются эти слова? (чтение 1и2 абзацев).

Чем же отличаются эти понятия? (Ответы детей)

          Учитель: Посмотрите на доску. Что и кого вы видите на фотографии?

          (строй солдат, солдаты, командиры, армия, …)

 Солдат принимает присягу. А что значит слово «присяга»?

 В толковом словаре даётся следующее определение.

Присяга – это официальное и торжественное обещание.

 Какие синонимы мы можем подобрать к этому слову? (клятва, обещание)

Что же нам рассказывает учебник? (чтения текста, абзац про Суворова)

Еще 1 слово, с которым мы познакомимся – обет.

Кому знакомо это слово? Что оно обозначает?

Давайте вернемся к тексту учебника (чтение 1 абзаца).

Учитель: Давайте ещё раз повторим все новые слова, с которыми мы познакомились.

 (На доску постепенно вывешиваются все новые слова – присяга, договор, уговор, обет).

 Вывод: Все эти слова можно отнести к честным словам, т.к. все они обозначают доверие, правду, обещание. А что же всё таки такое честь?

          Дополните половицу: «Береги платье …, а … смолоду».

           Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).

  1. Самостоятельная работа.

(Работа с карточками).

Учитель: Прочитайте внимательно тексты о традициях честного слова. Определите, в каком из них говорится об обете, в каком об уговоре, где идёт речь о договоре, а где о присяге.

Текст1. Я (ФИО) торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров, начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Ответ____________________

Текст 2. Особую ценность приобретает честное слово, когда люди заключают между собой союз. Это может быть, например, союз между купцами о поставке товара или договор между артелью и крестьянским миром о строительстве деревянного храма.

Его оформляют письменно, подписывают обе стороны союза, скрепляют подписями свидетелей и печатями.

Ответ____________________

Текст 3. Нередко люди заключают союз в устной форме, даже в очень важных делах. Например. Родители жениха и невесты с их согласия намечали сроки венчания и свадьбы. Иногда такой союз заключали деловые люди, соседи, родственники, друзья, договариваясь о чём – либо.

Ответ____________________

Текст 4. Попал человек в беду, идёт в храм, падает на колени: «Господи, помоги!» и даёт обещание совершить какой-либо духовный подвиг во славу Божию.

Ответ____________________

По завершению работы (фронтальная проверка, обсуждение .)

  1. Рефлексия.

Учитель: Давайте соберем рассыпавшуюся пословицу, и объясним её значение:

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.

-Перед  кем  и чем нужно быть честным?( Нужно быть честным и перед  Родиной. Того, кто любит свою Родину, бережет ее, честен перед ней мы называем патриотом.)

Учитель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и назовём  слова,  которые  звучали сегодня на уроке. А также  добрые слова, которые  вы будете использовать в своей речи?

- Ощущаете ли вы тот праздник в своей душе, о котором мы говорили в начале урока?

  1. Итог урока.

Учитель: Сегодня мы знакомились с честными словами: договор, уговор, присяга, обет.

       Честное слово в повседневной жизни сберегает искренность и не даёт лукавить друг перед другом. Деловым отношениям оно придаёт надёжность и уверенность. Воину помогает верно служить Отечеству, а человеку верующему – помнить о Боге и совести. Традиции честного слова напоминали: дал слово – держи его. И помни: лучше ногами споткнуться, чем языком.

-Как называется страна, в которой мы живем?( Россия.)

-Что за изображение сейчас на доске? (флаг России).

Дорогие ребята, не забывайте, что перед Родиной тоже надо быть честным.

  1. Д/з: Какие традиции честного слова ты знаешь?

       Посоветоваться с родителями и записать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе "Честный мальчик"

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе "Честный мальчик (корейская сказка)" . Главная цель: повышение читательской  компетентности учащихся....

Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.

Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока по курсу " Социокультурные истоки"

Конспект урока по курсу "Социокультурные истоки"...

Конспект урока ОРКСЭ «Семья и семейные традиции»

Цели деятельности учителя: развитие интереса к истории  своей семьи, семейным традициям. Планируемые результаты: Предметные: определить роль детского участия в создании теплых семейных отнош...

Технологическая карта урока по литературному чтению Л. Пантелеев «Честное слово» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Цели деятельности учителя: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева «Честное слово»: формирование умение анализировать характеристику ге...

Конспект урока по курсу _Социокультурные истоки_ _Кузнецы-умельцы_ (2 класс)

Тема урока: Кузнецы-умельцы.Цель урока: дать общее представление о работе кузнеца.Задачи урока:  расширить знания учащихся о профессии кузнеца и особенностях его труда;создать условия для ра...