Конспект урока в рамках социокультурного курса "Истоки" "Традиции честного слова"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Цель урока: ввести понятия «присяга», «обет», научить детей различать понятия
«уговор» и «договор»
Задачи урока:
- закрепление духовно-нравственных понятий традиции слов
- расширение словарного запаса учащихся
- привитие чувства ответственности за свои слова
- расширение понятий «патриотизм», «служение Отечеству»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chestnoe_slovo.docx | 519 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект урока в 4 классе.
Социокультурный курс «Истоки».
«Традиции честного слова»
Автор: Туманова Галина Алексеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №4».
Югорск, 2016г
Урок по курсу «Истоки» в 4 классе
Тема урока: «Традиции честного слова».
Цель урока: ввести понятия «присяга», «обет», научить детей различать понятия
«уговор» и «договор»
Задачи урока:
- закрепление духовно-нравственных понятий традиции слов
- расширение словарного запаса учащихся
- привитие чувства ответственности за свои слова
- расширение понятий «патриотизм», «служение Отечеству»
Оборудование: мультимедийная презентация Power Point, карточки с текстами, карточки с
пословицами, карточки с буквами.
Ход урока:
- Организационный момент.
(Вступительное слово учителя).
- Сегодня у нас в классе праздник. Не пытайтесь вспомнить, какой. Не ищите его в календаре. Ощущение этого праздника вы найдёте в своей душе к концу урока, потому что сегодня мы будем говорить о самых главных и важных для каждого человека словах. – Хочу всем пожелать хорошего настроения, удачи, везения, открытия новых интересных знаний.
2. Фронтальная беседа.
Учитель: На прошлых уроках «Истоки» мы знакомились с традициями слова. Мы говорили о таких группах слов, как Священные слова и Сердечные слова. Чтобы их вспомнить соберите в группах по 1 слову из рассыпавшихся букв. Первая буква вашего слова выделена другим цветом.
Дети собирают слова (заветы, заповеди, милосердие, духовность, благословение)
Учитель: К какой группе относится ваше слово? ( Ответы детей.)
- Определение темы урока.
Учитель: Прослушайте внимательно стихотворение и ответьте мне на вопрос
- О какой группе слов мы сегодня будем говорить на уроке?
Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова – словно раны, слова – словно суд.
С ними в плен не сдаются и в плен не берут,
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу-
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и в дыму.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни.
И не делай их слугами в мелком быту,-
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря или горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
(Размышления и ответы детей. Учитель подводит к ответу «честные слова»).
Учитель: В честном слове раскрывается внутреннее благородство человека. Оно всегда правдиво, искренне, без лукавства. Идёт честное слово от чистого сердца и добрых помыслов.
Слово в обыденной жизни имеет свои правила.
На уроке литературного чтения мы читали рассказ, который очень подходит к теме нашего сегодняшнего урока. Помните? Правильно, это рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово».
(Зачитывается отрывок из произведения).
Что значит честное слова для героя рассказа?
А что такое честное слово для вас лично?
От какого слова произошло прилагательное «честный»?
Честь. Что это такое? Сегодня об этом мы и будем говорить.
- Работа с учебником.
Учитель: Давайте познакомимся с существующими правилами честного слова. Посмотрим в учебник на стр.66. Начнем с чтение 1 абзаца.
Правило первое: думай, что говоришь.
Правило второе: не говори того, чего не думаешь.
Правило третье: не всё, что думаешь, говори.
Продолжим чтение учебника о договоре и уговоре.
Как вы думаете, чем различаются эти слова? (чтение 1и2 абзацев).
Чем же отличаются эти понятия? (Ответы детей)
Учитель: Посмотрите на доску. Что и кого вы видите на фотографии?
(строй солдат, солдаты, командиры, армия, …)
Солдат принимает присягу. А что значит слово «присяга»?
В толковом словаре даётся следующее определение.
Присяга – это официальное и торжественное обещание.
Какие синонимы мы можем подобрать к этому слову? (клятва, обещание)
Что же нам рассказывает учебник? (чтения текста, абзац про Суворова)
Еще 1 слово, с которым мы познакомимся – обет.
Кому знакомо это слово? Что оно обозначает?
Давайте вернемся к тексту учебника (чтение 1 абзаца).
Учитель: Давайте ещё раз повторим все новые слова, с которыми мы познакомились.
(На доску постепенно вывешиваются все новые слова – присяга, договор, уговор, обет).
Вывод: Все эти слова можно отнести к честным словам, т.к. все они обозначают доверие, правду, обещание. А что же всё таки такое честь?
Дополните половицу: «Береги платье …, а … смолоду».
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).
- Самостоятельная работа.
(Работа с карточками).
Учитель: Прочитайте внимательно тексты о традициях честного слова. Определите, в каком из них говорится об обете, в каком об уговоре, где идёт речь о договоре, а где о присяге.
Текст1. Я (ФИО) торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров, начальников.
Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.
Ответ____________________
Текст 2. Особую ценность приобретает честное слово, когда люди заключают между собой союз. Это может быть, например, союз между купцами о поставке товара или договор между артелью и крестьянским миром о строительстве деревянного храма.
Его оформляют письменно, подписывают обе стороны союза, скрепляют подписями свидетелей и печатями.
Ответ____________________
Текст 3. Нередко люди заключают союз в устной форме, даже в очень важных делах. Например. Родители жениха и невесты с их согласия намечали сроки венчания и свадьбы. Иногда такой союз заключали деловые люди, соседи, родственники, друзья, договариваясь о чём – либо.
Ответ____________________
Текст 4. Попал человек в беду, идёт в храм, падает на колени: «Господи, помоги!» и даёт обещание совершить какой-либо духовный подвиг во славу Божию.
Ответ____________________
По завершению работы (фронтальная проверка, обсуждение .)
- Рефлексия.
Учитель: Давайте соберем рассыпавшуюся пословицу, и объясним её значение:
Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.
-Перед кем и чем нужно быть честным?( Нужно быть честным и перед Родиной. Того, кто любит свою Родину, бережет ее, честен перед ней мы называем патриотом.)
Учитель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и назовём слова, которые звучали сегодня на уроке. А также добрые слова, которые вы будете использовать в своей речи?
- Ощущаете ли вы тот праздник в своей душе, о котором мы говорили в начале урока?
- Итог урока.
Учитель: Сегодня мы знакомились с честными словами: договор, уговор, присяга, обет.
Честное слово в повседневной жизни сберегает искренность и не даёт лукавить друг перед другом. Деловым отношениям оно придаёт надёжность и уверенность. Воину помогает верно служить Отечеству, а человеку верующему – помнить о Боге и совести. Традиции честного слова напоминали: дал слово – держи его. И помни: лучше ногами споткнуться, чем языком.
-Как называется страна, в которой мы живем?( Россия.)
-Что за изображение сейчас на доске? (флаг России).
Дорогие ребята, не забывайте, что перед Родиной тоже надо быть честным.
- Д/з: Какие традиции честного слова ты знаешь?
Посоветоваться с родителями и записать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе "Честный мальчик"
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе "Честный мальчик (корейская сказка)" . Главная цель: повышение читательской компетентности учащихся....
Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.
Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока в 3 классе по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»
Урок дан в рамках конкурса "Учитель года - 2014"...
Конспект урока по курсу " Социокультурные истоки"
Конспект урока по курсу "Социокультурные истоки"...
Конспект урока ОРКСЭ «Семья и семейные традиции»
Цели деятельности учителя: развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Планируемые результаты: Предметные: определить роль детского участия в создании теплых семейных отнош...
Технологическая карта урока по литературному чтению Л. Пантелеев «Честное слово» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Цели деятельности учителя: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева «Честное слово»: формирование умение анализировать характеристику ге...
Конспект урока по курсу _Социокультурные истоки_ _Кузнецы-умельцы_ (2 класс)
Тема урока: Кузнецы-умельцы.Цель урока: дать общее представление о работе кузнеца.Задачи урока: расширить знания учащихся о профессии кузнеца и особенностях его труда;создать условия для ра...