Конспект и презентация к уроку по курсу "Социокультурные истоки", 3 класс
план-конспект урока (3 класс)
Тема занятия: «Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает»
Цель: подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя своей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 42.58 КБ |
prezentatsiya.pptx | 943.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает»
Учитель: Новосад Виктория Онуфриевна
Цель: подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя своей семьи.
Задачи:
1) подвести детей к выводу, что у человека все должно быть в согласии: ум, сердце и душа;
2) воспитывать внимательное отношение к близким людям;
3) расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас;
4) развивать чувство ответственности за порученное дело;
5) учить видеть, ценить красоту.
Основные категории, понятия, осваиваемые учащимися:
вывести детей к пониманию важнейших ценностей человека в ближней окружающей среде (забота, согласие, лад, ответственность каждого за престиж семьи).
Оборудование и инструментарий: записи на доске, презентация, цветок ромашка, карточки с заданиями, учебники, карандаш красный и синий, музыкальное оформление (песня «Родительский дом» сл. М.Рябинина, муз. В.Шаинского).
Ход занятия.
- Организационный момент.
Приветствие. Представление гостей.
- Ребята, мы сегодня снова отправляемся в мир истоков. Я надеюсь, что это занятие будет для вас интересное и душеполезное.
- Вводный этап занятия.
- Присоединение.
Звучит отрывок песни «Родительский дом».
Учитель читает стихотворение.
«Семейный круг»
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу мы с вами растем.
Пускаем в семье мы корни свои,
И в жизнь смело входим из дружной семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.
- Школа – это ваш второй дом, вторая семья – это ваш класс. И мы здесь тоже создаём свой семейный круг. Цветок – и это круг плотно прижатых друг к другу лепестков. Сегодня символом нашего урока будет ромашка. Ведь, не зря ромашка стала у нас в России символом семьи, согласия и верности.
- Вспомнив предыдущие уроки и начало сегодняшнего, вы догадались о чём мы будем говорить на нашем занятии?
- Верно. Сегодня мы с вами будем говорить о духовно-нравственном понятии как "согласие в семье".
2. Повторение пройденного материала с предыдущего урока.
- К какому выводу мы пришли на прошлом уроке? (Общая надежда достигается при общем согласии)
- Также в предыдущий раз мы отметили, что согласие необходимо не только в деле. Важно, чтобы оно воцарилось и в самом человеке, между умом, сердцем и душой.
(На доске появляется схема).
-А что делает ум? (Наблюдает, рассуждает, сравнивает, делает выводы – он рождает мысли).
- А что делает сердце? (Восхищается и тоскует, жалеет и радуется, любит и ненавидит - оно пробуждает чувства)
-А душа? (Душа напоминает о совести, о правде, о Боге – она очищает мысли и делает благородными чувства)
-Как хорошо, когда между ними лад и согласие.
- А если у человека всё ладится, будет ли он совершать зло? (Конечно, нет. Такой человек будет творить красоту, добро)
II. Знакомство с новым материалом.
- И тема нашего урока формулируется так (записана на доске):
Тема занятия:
Согласие красоту творит и добрую надежду рождает.
- А теперь откройте учебник на стр. 54. Сейчас мы будем читать статью в учебнике и выделять в ходе чтения главные и основные мысли.
- Работа с учебником.
1 абзац.
- Какова главная мысль? Что необходимо в любом деле? (согласие) Что такое согласие? Вспомните прошлый урок.(Согласие – умение совместно принимать решения, совместно выполнять работу, единодушие, отсутствие конфликтов)
- Верно, трудно поверить, что красивый терем или нарядные скатерти и салфетки могли бы создать люди сварливые, которые постоянно спорят, не помогают друг другу. Такие красивые вещи или другие, более красивые есть в каждой семье.
2 абзац.
- А какова здесь главная мысль? (согласие творит красоту духовную)
3 абзац.
- О чём вы узнали из этого абзаца? (согласие - спасение семьи, залог хорошей большой семьи)
4 абзац.
- Что вы узнали нового? (согласие необходимо в труде, нужно помогать друг другу, стыдно быть неучем и лодырем)
- А трудились в семье все – от мала до велика. Дети учились у родителей.
Словарная работа (на слайде) : топорище, боронить, прясть, ткать).
- Работа в парах «Кто чему учился?»
Сначала работаем индивидуально, затем совместно приходим к единому решению. Девочки красным карандашом закрасят кружочки, которые находятся рядом с теми работами, которым учились девочки. А мальчики раскрасят синим карандашом кружочки рядом с работами, которым учились мальчики.
Карточка «Кто чему учился?»
Ухаживать за коровами топить печь
Пахать и сеять работать топором
Прясть и ткать заготавливать дрова
Ухаживать за лошадьми нянчить детей
Косить траву замешивать и печь хлеб
- Получилось прийти к согласию? (Ответы) Все ли согласны? Экспертная оценка!
- Я очень рада!
- Какой вывод можно сделать из этой работы? За какую работу отвечали мужчины и учили с детства этому своих сыновей, и за какую работу отвечали женщины и учили этому своих дочерей?
Вывод: мужчины отвечали в семье за достаток, а женщины – за порядок, за красоту и уют в доме. Каждому из детей хотелось всё делать так же красиво и ловко, как взрослые.
- Физкультминутка
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
- Закрепление.
1. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
- В крестьянских семьях не было лишних.
(Зачитать четыре верхние строчки из учебника «Истоки» на стр. 55)
- Бабушка была в семье очень важна, она вела в первый путь по избе ребенка, а дедушка учил ложки мастерить. Бабушку называли – большуха, а дедушку – большак.
Но когда они старились и чувствовали, что не настолько уже сильны и мудры, чтобы управлять домом, то передавали правление маме и папе, т.е. своим детям.
- Что же взрослые особенно ценили в своих детях?
Прочитайте про себя на стр.56 второй абзац. Найдите информацию, что особенно ценилось и примечалось взрослыми.
Проверить фронтально.
Дочитайте до конца текст.
- Так, какова же главная мысль в этом отрывке? (необходимо, чтобы ум был в ладу с сердцем, а душа с Богом.)
- Правильно. Молодцы. Значит самое главное, чтобы мысли человека были чистыми, а чувства благородными. Об истоках духовной красоты русского человека с большой теплотой и уважением размышляли многие русские писатели и ученые прошлого и нынешнего века. Об этом написано много хороших и поучительных книг.
- Вот тогда у родителей и появляется добрая надежда на то, что вырастут их дети и внуки людьми достойными, красивыми душой.
- Ребята, для того, чтобы в семье царили лад и согласие, нужно ли соблюдать какие-то особые правила? (Ответы)
- На Руси крепкие крестьянские семьи жили по определённым правилам – заповедям.
2. Работа в группах.
- Предлагаю поработать в группах и на лепестках ромашек написать заповеди семьи, в которой царит мир и согласие.
Родители и дети умеют слушать друг друга.
Каждый в семье помогает друг другу, если что-то не получается, не ругается, не бранится.
Добросовестно, честно, с душой каждый выполняет свои домашние дела.
Все уважают, любят друг друга и умеют прощать.
Каждый поддерживает в доме лад и порядок.
Девочки помогают маме в делах, а мальчики папе в работе.
- Получилось у вас прийти к согласию? Что вам помогло?
- Спасибо! Я надеюсь, что в ваших семьях будут соблюдаться эти заповеди.
IV. Рефлексия.
- Мы много говорили сегодня с согласии в семье, о любви и заботе друг о друге в семье. Скорее всего, каждый из вас в это время тоже вспоминал о своей семье. Очень хочется узнать, что для вас значит СЕМЬЯ?
Ресурсный круг «Семья для меня – это…»
(радость, свет, тепло, близкие люди, опора в жизни, счастье, забота обо мне, веселье, отдых, мир, покой, уют, внимание, доброта)
-Спасибо, вам, дети за добрые слова. У вас даже лица светились, когда вы говорили о своей семье. Мир, покой, порядок, радость в вашем доме зависят не только от взрослых, но и от вас, помните об этом, пожалуйста!
Занятие наше подходит к концу.
- На какой вопрос мы искали ответ на сегодняшнем уроке? (Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает).
- Какую красоту творит согласие? (человеческую, духовную)
- Какими надеются видеть вас ваши родители? (достойными, красивыми душой)
- Про людей достойных, красивых душой говорили, что у таких людей ум в ладу с сердцем, а душа - с Богом!
Всем спасибо за работу, за ваши мудрые мысли. Будьте внимательны к своим близким, поступайте по совести. Храните огонь родного очага.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БОРОНИ́ТЬ - разрыхлять бороной.
ПРЯСТЬ - скручивая (волокна), делать нити.
ТКАТЬ - изготовление ткани путём плотного соединения накрест переплетённых нитей.
Экспертная оценка. «Кто чему учился?» Ухаживать за коровами топить печь Пахать и сеять работать топором Прясть и ткать заготавливать дрова Ухаживать за лошадьми нянчить детей Косить траву замешивать и печь хлеб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"
Конспект урока содержит много интересных и развивающих упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....
Конспект и презентация к уроку математики в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Площадь прямоугольника" с применением ИКТ в рамках внедрения ФГОС НОО
Данный урок был разработан на конкурс уроков с применением ИКТсреди учителей школ Нефтеюганского района "Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предм...
Конспект и презентация к уроку "Обучение грамоте" 1 класс, по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Звуки [з, з\']. Буквы З з.
Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)Задачи:Образовательная :познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными зв...
Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"
Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....
Конспект и презентация к уроку окружающего мира 1 класс
Конспект и презинтация к уроку окружающего мира для 1 класса по теме:"Кто такие звери" помогут учителям подготовиться к этой теме....
конспект и презентация к уроку русского языка 3 класс "сложные слова"
конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе "Сложные слова"Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова,...
Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь".
Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь"....