Конспект занятия по теме «Дом» во 2 классе по курсу «Социокультурные истоки».
план-конспект занятия (2 класс)
- Целью данного урока является содействие формированию ценностно-смысловой сферы учащихся через освоение социокультурной категории “Дом”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dom.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
ДОМ
Возраст детей: 8 лет
Разработчик:
Любимова В.Б.
учитель начальных классов
Мегион
2019
Конспект занятия по теме «Дом» во 2 классе по курсу «Социокультурные истоки».
Раздел “Родной очаг”.
Тема “Дом”.
Цель:
- Содействие формированию ценностно-смысловой сферы учащихся через освоение социокультурной категории “Дом”.
Содержательные цели:
Развитие у ребёнка интереса к своему дому, его устройству, к семейным традициям; семейным праздникам.
Подвести детей к пониманию значимости сохранения семейных реликвий и ценностей. Осознание своей ответственности перед потомками за сохранение родного очага.
Методические цели:
- Присоединение к учащимся, семье;
- Развитие восприятия, мышления, чувствования;
- Формирование ресурсного места в классе, положительной мотивации к взаимодействию.
Задачи:
- Выяснить, является ли “Дом” – социокультурной средой, в которой старшие члены семьи передают свой опыт младшему поколению;
- Осознать, что «Дом» - среда обитания, где прорастает и крепнет росток жизни.
- Выяснить: почему “Дом” называют “Родной очаг”;
- Определить: зачем надо сохранять “Родной очаг”;
- Подтвердить, что “Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому”.
- Научиться к “Дому”, относиться уважительно, с любовью.
Ход урока
1.Оргмомент. Приветствие. Присоединение.
Мы начнём наше занятие с небольшого путешествия в лес.
Скажите, ребята, а кто живёт в лесу? (животные)
Каких животных вы можете увидеть в лесу? (белку, зайца…)
Каких услышать? (птиц…)
А каких даже почувствовать? (комара)
2. Игра «Найди домик» Подберите домик для каждого животного. (На рисунках название и изображение самого животного.)
Лиса – нора,
Ворона – гнездо,
Бобр – хатка,
Муравей – муравейник,
Пчела – улей.
Как можно назвать одним словом все то, что вы перечислили? (Дом)
Я думаю, что вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? ( Конечно, о доме).
Итак, тема сегодняшнего урока «Дом»,
Обобщение учителем:
Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе…
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший:
Мама в нём!
(М. Тахистова)
3.Основной этап.
3.1. Словарная работа
Как вы понимаете слово «очаг»?
В толковом словаре Ожегова, дано такое толкование: «очаг» - устройство для разведения и поддержания огня. Домашний очаг – родной дом, семья.
Очаг, который был для первобытного человека первой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали люди стали устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить дом. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать – семью, дом.
Надо стараться, чтобы огонь в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь.
3.2.Ресурсный круг 5 -7 минут
Чем для тебя является родной дом?
Почему ты любишь свой дом?
Что тебя связывает с родным домом?
Мой дом для меня является местом, где... (примерные ответы детей)
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие!
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века.
Храни огонь родного очага!
Давайте зажжём свечу и представим, что это огонёк родного дома. Пусть она горит /зажигают свечу/.
У всех нас есть свой дом. Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Здесь мы делаем первые шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддержать в нем тепло, уют, чтобы всем в нем было хорошо, чтоб домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
Работа с иллюстрациями в учебнике с. 17-18.
Что делает наш дом родным?
Каждый дом имеет свои особенности, свой особый мир, дающий человеку тепло, положительные эмоции, надежду, любовь. Дом – территория семьи, мир вещей, домашний порядок, праздники и будни.
3.3.Игра «Оставь одну вещь»
(Игра направлена на формирование нравственных ценностей ребенка в контексте социокультурной категории «Дом»)
Представьте, что в вашем доме можно поменять все вещи на более новые, современные, дорогие, вам можно оставить только одну вещь. Какую вещь вы оставите и почему?
3.4.Физминутка «Пирог счастья»
- Чтобы всем было радостно, давайте заведём тесто для пирога счастья. Добавим в пирог чуть-чуть радости, доброты, здоровья, веселья и смеха.
(Каждый ребёнок добавляет: «радости» - изюм, «успеха» - орешки, «доброты» - сахар, «смеха» - мак).
- Месим, месим тесто.
Что для мамы мы положим?
Радости!
Месим с радостью мы тесто.
А для папы мы положим Успеха.
Очень даже мы успешно замесили тесто.
Доброты в него добавим.
Смехом мы его приправим.
В нём - и радость, и успех.
Хватит счастья нам на всех!
3.5. Тренинг «Строим дом».
У каждого в доме есть любимый уголок, есть место, где собирается вся семья вместе, есть вещи, которые дороги всем членам семьи. Как мы называем эти предметы? (семейные реликвии).
На столе лежат вещи, которые вы принесли из дома. Вещи, которые дороги всей вашей семье, как память. Расскажите о них (открываются вещи и дети рассказывают о них).
А давайте подумаем, каким должен быть дом? (тёплым, надёжным, уютным, красивым…
А человеку в каком доме хорошо живётся?
Вот как ответил на этот вопрос автор песни (включается видеосюжет).
Мимо текла, текла река,
Плыли куда-то облака.
Шёл человек. Была дорога не легка.
И человек мечтал о том,
Что он построит где-то дом,
И поселится счастье с ним в доме одном…
3.6. Работа с пословицами о доме.
Есть такая пословица: «Счастье не птица — само не прилетит». Если каждый член семьи занят своим делом, то в доме царят уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, селятся раздражение и непонимание.
В народных пословицах и поговорках метко говорится о том, как непросто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.
Задание: предлагается соединить части пословицы, работая в паре.
Пословицы
- Дом вести - не... (бородой трясти).
- Дом построить — не…(шапку на голову надеть).
- Коли в семье лад, …(то не нужен и клад).
- Вся семья вместе – так… (и душа на месте).
- Добрые дети – дому венец, худые дети - …(дому конец).
- В своем доме и … (стены помогают).
3.7.Душевное запечатление ( Рефлексия)
Что я могу сделать, чтобы дом стал более уютным, родным, чтобы близкие мне люди почувствовали мою заботу?
Учитель (обобщает): Согласны с автором этого стихотворения? /Дети высказываются/
Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
В каких бы ты заботах не был.
Они хранят тебя всегда,
Сколько б ни странствовал по свету,
Как путеводная звезда,
И нет святей святыни этой.
Твоей семьи тепло и свет –
Вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
Иного счастья и не надо.
(И. Афонская)
4. Итог занятия.
Обобщениеучителем: у каждого из вас есть дом, куда вы возвращаетесь каждый день, куда вы несёте радость и печаль, где вы ищете поддержку и ласку. Слышите милые вашему сердцу голоса родных вам людей. И ваши родные тоже должны чувствовать, что вы их любите, заботитесь о них.
5. Домашнее задание
Детям предлагается на выбор:
1) Написать рассказ (или сочинить стихотворение) «Мой родной дом».
2 ) Нарисовать рисунок «Мой дом» (или нарисовать, как выглядит твой любимый уголок в доме. (Рабочая тетрадь, ч.1. с 12)
3) Вместе с мамой испечь пирог по семейному традиционному рецепту и
угостить всех родных.
4) Подобрать 5 пословиц о родном доме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению по теме "Активные формы обучения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки"
Презентация тезисно отражает основные положения об активных формах обучения (АФО) во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки". Она сопровождает выступление ...
Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...
Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.
Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...
Урок в 3 классе по курсу "Социокультурные истоки"
Тип урока: урок "открытия новых знаний"....
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Социокультурные истоки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Социокультурные истоки"...