Конспект урока по курсу _Социокультурные истоки_ _Кузнецы-умельцы_ (2 класс)
план-конспект урока (2 класс)
Тема урока: Кузнецы-умельцы.
Цель урока: дать общее представление о работе кузнеца.
Задачи урока:
- расширить знания учащихся о профессии кузнеца и особенностях его труда;
- создать условия для развития познавательной сферы ребенка и формированию бережного отношения к окружающему миру;
- развивать словарный запас детей и речь;
- воспитывать уважение к людям труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Курс «Социокультурные истоки» 2 класс.
Подготовил: учитель начальных классов Мухаметшина Э.Р.
Тема урока: Кузнецы-умельцы.
Цель урока: дать общее представление о работе кузнеца.
Задачи урока:
- расширить знания учащихся о профессии кузнеца и особенностях его труда;
- создать условия для развития познавательной сферы ребенка и формированию бережного отношения к окружающему миру;
- развивать словарный запас детей и речь;
- воспитывать уважение к людям труда.
Основные понятия: мастер-кузнец, кузница, горн, мехи, молот, наковальня, сила и ловкость.
Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает.
Тип урока: открытия новых знаний.
Методы: беседа, наглядно образный и иллюстративный, работа с тетрадью.
АФО: 1. Работа в тройке «Подкуем лошадку».
2.Ресурсный круг «Кузница»
Социокультурный инструментарий:
- А.В. Камкин «Истоки-2» (учебник),
- рабочая тетрадь «Истоки» 2класс,
- презентация,
- видеозапись с работой кузнеца,
- изделия из металла (подкова, гвозди, серп.)
Литература:
- А. Лопатина, М. Скребцова. Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах /В помощь педагогам, воспитателям и родителям/ - М. ООО «Книжный Дом Локус», 2002.
- А. Навроцкий. О кузнецах и кузницах – издательство «Малыш», Москва, 1990. Истоковедение. Том 1.М. Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
- Камкин А.В. «Истоки-2»
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный этап | Прозвенел звонок, начинаем наш урок. - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Сегодня на уроке желаю всем нам плодотворно поработать и надеюсь, что вы, как и всегда, будете помогать друг другу, выручать в трудные моменты, высказывать своё мнение и выслушивать других. Пусть вашими помощниками будут внимание, находчивость и смекалка. Итак, начинаем. | Слушают учителя | Коммуникативные: -социально-психологические умения |
2 | Подготовительный этап 2.1.Присоединение учащихся к теме урок | - Какой раздел мы с вами начали изучать на прошлых уроках? - С какими людьми нас знакомит этот раздел? - О людях каких профессий мы уже с вами говорили ? - Мы много узнали о людях-тружениках, об их нелёгком труде, о том какими нужно быть сильными, выносливыми и терпеливыми. Сегодня мы продолжим наш разговор о людях, умеющих и любящих трудиться. А о чем мы будем беседовать, вы узнаете, если внимательно послушаете мой рассказ. | Отвечают на вопросы (Труд земной) (С людьми разных профессий) (О земледельцах, животноводах, мастерах-плотниках, ткачихах-рукодельницах). | Предметные: - умение называть различные профессии людей Коммуникативные: - речевые умения. Личностные: - умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира; -умение развивать эмоционально-чувственную сферу. |
2.2. Целеполагание и мотивация. | Слайд 2 Учитель читает текст. Чуть в стороне, на окраине деревни, часто на берегу небольшой речушки или ручья, стоял сарай с черной трубой, в которой, посвистывая, гулял ветер. Из деревни, сюда то и дело заходили люди, кто по делу, а кто просто побеседовать по душам, да полюбоваться работой мастера. Давайте и мы потихоньку откроем тяжёлую скрипучую дверь, заглянем и посмотрим, что за мастер здесь трудится. Слышите? (Звуки молота и наковальни) Он уже давно начал свою работу. Догадались кто это? - Как вы думаете, о человеке, какой профессии мы сегодня будем говорить? Назовите тему и цель нашего урока. | Смотрят видеоклип, определяют тему урока
Это работает кузнец. (Отвечают на вопрос учителя, определяют тему и цель урока). (Как трудятся кузнецы) | Предметные: - умение определять и называть тему урока. Познавательные: - умение воспринимать и обрабатывать информацию. Регулятивные: - умение определять и ставить цель Коммуникативные: - речевые умения | |
3 | Основной этап 3.1 Поиск новых знаний | - Итак мы пришли в кузницу, где работает кузнец. Слайд 3 И говорить мы будем сегодня об интересной работе кузнецов. А чем же он занимается? Кого называют кузнецом? - Всё верно. Кузнец – это мастер по обработке и изготовлению самых различных изделий из металла. Слайд 4,5 Обратите внимание на изделия, выполненные кузнецами очень давно: амбарный замок, кованый гвоздь, серп, подкова – всё это требовалось в быту. Слайд 6,7 - В старину кузницу можно было распознать по внешнему виду, по звукам и запахам. Она была покрыта копотью. Из её открытых дверей доносился металлический перезвон. Пахло дымом и раскалённым железом. Давайте заглянем в такую кузницу и понаблюдаем, как обычный металл превращается в прекрасные предметы. Слайд 8 Учитель рассказывает, как работает кузнец. В кузнице стояла выложенная из кирпича кузнечная печь. Это горн. Слайд 9 К горну прикреплены кожаные мехи. Они непрерывно то сжимались, то раздувались. Слайд 10 Струи воздуха из мехов направлялись на горящие в горне угли, чтобы они не гасли. Там нарастал нестерпимый жар. В этом жару докрасна раскалялась железная заготовка. С помощью длинных щипцов заготовку из горна переносили на наковальню. Кузнец и его помощники начинали ковать. Слайд 11 5слайд. Первый - маленьким молотком показывал место, второй - большим молотом — кувалдой, ударял. А иногда ковали и втроём. Слайд 12,13. И вот, из-под ловких рук уже вместо бесформенной металлической заготовки появляется знакомая подкова – помощница лошади. Слайд 14 Тут и гвозди, ножи, ножницы, вилы, лопаты, кованые сундуки и даже кухонная утварь. Слайд 15 От водяного пара и постоянно горящих в горне углей в кузнице нестерпимо жарко. Кузнецы одевали кожаными фартуками, чтобы защититься от брызг раскаленного железа. Кузнец, сильный, ловкий, выносливый, уверенный настоящий богатырь – мастер своего дела, каждое его движение чётко размерено продумано. У него крепкие, ловкие руки выполняют каждое движение без суеты. Кузнецы знали свойства разных металлов: чёрных, цветных, драгоценных. Одни металлы они ковали, другие – отливали, третьи - просекали, чеканили. Слайд 16 Кузнецы-умельцы отливали различные колокола, ажурные решётки. Слайд 17 Они могли выковать и изготовить замок с секретом, цветы и даже кареты. Слайд 18-21 В современном мире кузнечное дело не пропало. На металлургических заводах горн заменила огромная доменная печь, вместо ручного молота и наковальни - сложные машины. Ручная ковка и художественная ковка также востребованы, как и в старые времена. Слайд 22,23 Что вы увидели и запомнили в кузнице? Какие инструменты нужны кузнецу для его работы? | Отвечают на вопрос учителя (Он работает с железом, металлом). Рассматривают изделия на выставке. Просматривают презентацию, знакомятся с основными понятиями и терминами. Отвечают на вопросы учителя, озвучивают понятия. | Предметные: - умение осознавать смысл увиденной и услышанной информации. Познавательные - умение воспринимать и обрабатывать информацию Личностные: -- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира; -умение развивать эмоционально-чувственную сферу. Коммуникативные - речевые умения |
3.2 Первичное закрепление новых знаний | - Верно. Но необходимы и другие инструменты кузнецу. А какие, мы узнаем, выполнив задание в тетради. Откройте в тетради страницу 18. Давайте рассмотрим рисунок, и, попробуем определить, какие же инструменты потребуются кузнецу-умельцу. Будем работать в парах. (Работа в парах.) Слайд 24 Какие же инструменты потребуются? Что вы выбрали? Перечислите их и объясните свой выбор. Какие действия ими совершаются? Учитель обобщает высказывания детей. - Для работы кузнецу были нужны и наковальня, и молоток, и клещи со щипцами, чтобы держать горячие заготовки, и напильники и ковш на длинной ручке для того, чтобы расплавить металл, кроме инструментов нужен был прочный кожаный фартук, чтобы уберечься от грязи, копоти, сажи, от ожогов, порезов и ссадин. Инструменты выбраны. Пора и за работу приниматься. | Рабочая тетрадь, с. 18. Выполняют задание в тетради. Выделяют нужные инструменты, подчеркивают, обсуждают свой выбор в паре. Высказывают свои решения. Объясняют свой выбор (Наковальня, молоток, щипцы, клещи, напильники, клещи, ковш). | Предметные: -умение называть и обосновывать свой выбор. Познавательные: Умение воспринимать устную и письменную инструкцию Регулятивные: - умение управлять собственной деятельностью и достигать результата. Коммуникативные: - речевые и социально-психологические умения. Личностные: -- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира; -умение развивать эмоционально-чувственную сферу. | |
4 | Физкультминутка | -Подготовим горн к работе, раздуем мехами жар в печи. Учитель показывает учащимся движения. | Выполняют движения, изображающие раздувание горна | Коммуникативные: - умение пользоваться невербальными средствами общения |
3.3 Подготовительный этап АФО (тренинг) Основной этап АФО | -Вам хотелось бы попробовать встать к наковальне и поработать молотом? Работа кузнеца предполагает не только физический труд, но и знание своего дела. - Вам предстоит выполнить очень ответственное задание. У лошадки, которая стоит во дворе, потерялась подкова. Нужно нам лошадку осмотреть и заново подковать. (Активное занятие. «Подкуём лошадку»). А для этого давайте определим последовательность работы кузнеца. Будите работать самостоятельно. (Время -3минуты) Теперь работаем в тройках (время — 3 минуты). Слайд 19 (Это же задание обсуждается в тройках) -Озвучьте принятые вами решения. Проверьте ваше решение. (Экспертная оценка) Легко ли было прийти к единому решению? Оцените работу группы | Рабочая тетрадь, с. 19. Самостоятельно определяют последовательность действий кузнец Выслушивают выбор друг друга, обсуждают и приходят к единому решению Лидеры сообщают решения групп и комментируют их Слушают экспертную оценку и проверяют свои решения. Отвечают на вопросы учителя. | Предметные: - определять верную последовательность действий Познавательные: -умение воспринимать, обрабатывать информацию и предъявлять результат. Регулятивные: - умение использовать управленческие способности\ Личностные: -- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира; -умение развивать эмоционально-чувственную сферу. Коммуникативные: - речевые и социально-психологические умения; - умение использовать нормы речевого этикета | |
3.5 Физкультминутка | -Давайте встанем в хоровод, представим себя кузнецами и попробуем изобразить их работу. | Дети встают в круг и выполняют движения под звуки народной песни «Во кузнице». | Коммуникативные: - умение пользоваться невербальными средствами общения | |
5 | Заключительный этап 4.1 Подготовительный этап АФО (ресурсный круг) Основной этап АФО Рефлексия АФО | Ребята, представьте, что мы подходим к кузнице. Что слышите? И вот мы вошли в кузницу. Там кипит работа. Что вы видите? Что вы почувствовали, когда очутились в кузнице? Учитель подводит итоги сказанного Удалось ли вам присоединиться к одноклассникам? Что было труднее определить: увиденные образы, услышанные звуки или ваши чувства? Понравилось ли вам в гостях у кузнецов? Захотелось ли вам стать такими же сильными, ловкими и умелыми? | По кругу высказываются Я слышу... Застучали, зазвенели молоток и кувалда. Я вижу... Там горит горн, рядом стоит подмастерье и кузнец с молотом в руке. Я чувствую ... В кузнице пахнет горячим железом и копотью? Очень жарко кругом. Дети делятся своими впечатлениями. | Личностные: -- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира; -умение развивать эмоционально-чувственную сферу. Коммуникативные: - речевые и социально-психологические умения; - умение использовать нормы речевого этикета - умение пользоваться невербальными средствами общения |
6 | Рефлексия | Учитель подводит итоги урока. - У кого мы побывали в гостях? Труд кузнеца нелёгок, он требует не только силы, но и знаний, умений, ловкости и сноровки. Благодаря этим качествам они могут обычный металл превратить в чудесные и полезные нам предметы. Я благодарю вас за работу на уроке, мы тоже хорошо потрудились. Слайд 26 | ||
7 | Домашнее задание | Выполнить задание на с. 18. №2 | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия по курсу "Социокультурные истоки" для учащихся 2 класса по теме "Десять заповедей-основа жизни.Заповедь пятая."
В конспекте отражено содержание занятия по данной теме. Тема "Семья в моей жизни" была мною рассмотрена с точки зрения 10 божьих заповедей, в частности, пятой заповеди "Почитай отца твоего...
Конспект урока в рамках социокультурного курса "Истоки" "Традиции честного слова"
Цель урока: ввести понятия «присяга», «обет», научить детей различать понятия «у...
Конспект урока по курсу " Социокультурные истоки"
Конспект урока по курсу "Социокультурные истоки"...
Конспект и презентация к уроку по курсу "Социокультурные истоки", 3 класс
Тема занятия: «Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает» Цель: подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями ...
Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки". Тема "Образ защитника Отечества" 1 класс
Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки" Тема занятия: "Образ защитника Отечества" 1 класс....
Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» 4 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 на тему: «Домашние животные»
Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» 4 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 на тему: «Домашние животные»...
Конспект урока по курсу «Азбука нравственности» для учащихся 4 класса Тема: Наши имена
Цель: Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств. Задачи: • познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека. • развивать познавательные...