Рабочая программа "Адыгейская литература", 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа по адыгейской литературе (4 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №8 имени В.Солдатенко»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________ /Федоренко А.С./

Протокол № ____________

от «___» __________ 20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_____________/Севрук Н.В./

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №8

им. В. Солдатенко

_____________/ Усольцева Н.В./

Приказ № _________

от «_____» ___________ 20___ г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по «АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Уровень общего образования:

начальное общее образование:     4 Б   класс

Учитель   ТАРАСОВА Е.С.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа  по предмету «Адыгейская литература» для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
  • Приказ МО и Н РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • Приказ МО и Н РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Письмо МО и Н РФ от 28.10.2015 г №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
  • Федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №8 им. В.Солдатенко
  • Учебный план МБОУ СОШ №8 им. В.Солдатенко на 2017-2018 учебный год
  • Программа по предмету «Адыгейская литература».

УМК: С.С.Ситимова,А.Б.Чуяко, «Родные просторы», Майкоп: Качество,2013 г.

        

Учебный план МБОУ СОШ №8 им. В.Солдатенко на 2017-2018 учебный год отводит 68 часов для образовательного изучения «Адыгейской литературы» в 4 классе из расчёта 2 часа в неделю.

В соответствии с этим предмет  реализуется в объеме 68 часов в год из расчета 34 учебных недель.

Цели:

 -получить возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;

- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

-  активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой  деятельности.

Задачи:

 - формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во

ч

Содержание

1.

Адыгея — Родина моя

6 ч

Произведения поэтов и писателей о Республике Адыгея, об обычаях адыгов, о взаимопомощи народов республики.
Произведения: А.Гадагатль «Адыгея моя»; Машбаш И. «Не спорю», Чуяко Дж. «Добрый обычай»; Салов Е.«Оштен» и «Радада»; Паранук М. «Родной язык»; Нехай Р. «Мой адыгейский язык».

2.

 Адыгейское устное народное творчество и национальные игры

12ч

1. Загадки о животных, птицах, растениях, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях.
3. Сказки о трудолюбия и лени, о животных: «Добрая девушка», «Дикий кот, лиса, волк и медведь», «Приключения пчеловода».
4. Произведения из нартского эпоса: «Нарт Шэуай на скачках», «Самоуправляемая стрела нарта Тлепша», «Легенда о трех камнях», «Нарты Тлепш и Худимиж».
5. Национальные игры: «Птичка из бузины», «Кот-охотник», «Пастух», «Скакание на одной ноге», «Прыжок лягушки», «Отбирание головных уборов».

3.

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея

32 ч

1. Литературная сказка: Панеш Х. «Птичка и арбузное семечко»; Гадагатль А. «Петух-хвастун».
2. Произведения о дружбе и взаимопомощи народов Республики Адыгея: Машбаш И. «Черкеска», Паранук М. «Родной язык», Беретарь Х. « Имя твое»;Жанэ К. «Адыг в Москве»;Чуяко Дж. « Степной простор» и «Добрый обычай», Кесебежев К. «Нашей матери», Крючков Ю. «Слово о маме», Чуяко Ю. «Берегите лес» (отрывок из повести «Чужая боль»), Салов Е. «Лаго-Наки», Чамоков Д. «Ты мне мать и отец».
3. Произведения о временах года: Машбаш И. «Поющая синева», Нехай Р. «Ночной дождь», Чуяко Дж. «Ласточка», Салон Е. «Даховская мозаика», Хурумов Х. «Родник».
4. Произведения о замечательных людях н их профессиях: Жанэ К. «Гармонистка», «Ашуг», «Слово о Шевченко».
5. Произведения о войне и мире: Багов Н. «Победитель», Костанов Д. «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»), Жанэ К. «Это было в бою, это было зимой», Крючков Ю. «Память».

4

 Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея

18 ч

1. Загадки о растениях, животных, явлениях природы.
2. Пословицы о труде, профессия; мужестве, честности, уме, добре, зле.
З. Стихотворения: Пушкин А.С. «Птичка», Хачатрян П. Армянский язык, Балкарова Ф. «Я дочь Кавказа», Мурадян С. «Мама и весна», Джалиль М. «Колыбельное дочери».
4. Сказки о животных, людях и их профессиях: «Пастушья дудочка» (русская сказка), « Лиса и собака» (кабардинские сказки), «Как барин коней высиживал» (греческая сказка).

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

1.

Адыгея — Родина моя

2.

Адыгейское устное народное творчество и национальные игры

12ч

3.

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея

32ч

4.

Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея

18ч

Итого

68 ч

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Адыгейская литература»  4 класс

Тема урока

Дата

план

факт

Адыгея — Родина моя   (6ч)

1.

Моя малая Родина. А. Гадагатль «Адыгея моя»

2.

Гостеприимство адыгов.   И.Машбаш «Не спорю»  

3

Природа Адыгеи. Легенда об Оштене, Е. Салов « Оштен»

4

Обычаи и традиции адыгов. Машбаш .И «Адыги».  Д.Чуяко . « Добрый обычай»

5

Значение родного языка для народа.  Р. Нехай «Мой адыгейский язык».  М. Паранука «Родной язык»

6

Природа Адыгеи.М. Меджаев «Прекрасна моя Адыгея». Евг. Салов  «Радада».

Адыгейское устное народное творчество и национальные игры(12ч)

7

Устное народное творчество. Загадки о животных и птицах.

8

Пословицы и поговорки о животных, добре и мужестве

9

Адыгейские народные сказки. «Добрая девушка»

10

Добро и зло в адыгейских народных сказках. «Добрая девушка»

11

Жанры адыгейских сказок. Сказки о животных. «Дикий кот ,лиса, волк и медведь»

12

Сказания о нартах. «Нарт Шэуай на скачках».

13

«Самоуправляемая стрела нарта Тлепша». Характер героев.

14

Адыгейские  традиций в сказке « Клещи  Тлепша»

15

Культура и обычаи адыгов. « Нарты  Тлепш и Худимиж»

16

Национальные игры адыгов: Птичка из бузины (Ц1ырбыжь бзыу). Прыжок лягушки (ХьантЬркъо пк1эн).

17

Кот-охотник (Чэтыу шак1у).

 Пастух (шахъо).

18

Скакание на одной ноге (Хьамльащэ). Отбирание головных уборов. (Чэрмэчэц1, пэ1уахь).

Любимые игры.

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (32ч)

19

Литературные и авторские сказки.  X. Панеш «Птичка и арбузное семечко».

20

  Образ Родины в творчестве адыгских поэтов. X. Беретарь «Имя твое». К. Жанэ «Адыг в Москве».

21

 Почему адыгейцы знают русский язык? Дж. Чуяко. «Степной простор...»

22

Животный мир Рес Адыг. Евг. Салов. Лесной чемпион. Медовый ведун.

23

Городские и аульские жители. Нехай Р. «Склониться б пред тобой». К. Жанэ  И не то ещё увидишь

24

Поучительные стихи Дж. Чуяко. «Две дудки».

25

 Легенды моего края. Евг. Салов. «Лагонаки»

26

 Адыгейский национальный костюм

  И. Машбаш. «Черкеска». Р. Нехай. «Адыгейский стол».

27

 О почитании старших. К. Кесебежев. «Нашей матери».  Д. Чамоков. «Ты мне мать и отец...»

28

Доблесть  и гордость адыгского народа

Д. Костанов. В годы войны. Из романа «Белая кувшинка».

29

Единство людей в годы ВОВ. К. Жанэ. «Это было в бою, это было зимой...»

30

 Растительный и  животный мир РА. Евг. Салов. «Орлиная тоска».

31

К. Жанэ  «Цветы как люди»   Р. Нехай. «Нарты».

32

 Как здорово иметь друзей! Р. Нехай. «Друг». К. Жанэ. «Гость».

33

Творчество К. Жанэ. «Я дарю людям песни».

34

 Дети герои. Н. Багов  «Победитель». Баллада.

35

Дружба не имеет нации. К. Жанэ. Дружба.

36

Ю. Чуяко. «Симсура». Из повести «Чужая боль».

37

Растительный и  животный мир РА.  Евг. Салов «Зарецкий орех»,  «Мезмайские яблоки».

38

 Мудрость адыгских старцев .К Жанэ. Тост.

39

Образ матери в творчестве Ю. Крючкова.  «Слово о маме».

40

Реки Адыгеи. К. Жанэ. Реченька-речка.

41

Природа Адыгеи. Н. Куёк «Ким и дождь»

42

X. Андрухаев. Ласточка.

И. Машбаш. Радость счастливой ласточки.

43

Праздники Адыгеи. Ачмиз Р. «Танец Адыгов».  К. Жанэ. «Подарок».

44

Знаменитые люди Адыгеи. К. Жанэ «Ашуг», «Слово о Шевченко».

45

Скучен день до вечера, коли делать нечего. X. Хурумов «Принимаю вызов».  X. Панеш. Беч учится плавать.

46

Языковые средства выразительности. А. Панеш. «День начинай с добра...». X. Хурумов «Родник».

47

Перелётные птицы. Дж. Чуяко «Ласточка».

48

Весна в творчестве И Машбаша. «Поющая синева»

49

Животный мир Адыгеи. X Панеш «Что за зверь?»

50

Лето в творчестве Р. Нехай. «Как красив жеребёнок в июле...», «Ночной дождь».

Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы

народов Республики Адыгея (18ч)

51

Устное народное творчество. Загадки о растениях, животных, явлениях природы. Пословицы о труде, мужестве, честности, добре и зле.

52

Волшебные и бытовые сказки. «Пастушья дудочка».  Русская сказка.

53

Правда и вымысел в татарской сказке «Портной, медведь и бесёнок».

54

 Поучительный смысл кабардинской сказки «Глупый волк».

55

Кабардинская сказка. «Лиса и собака». Характеристика героев

56

Особенности поведения,  речи героев в армянской сказке «Как одурачили царя».

57

Поступки, как основное средство изображения персонажей( по сказкам  «Волк и перепёлка», «Острый ум и ловкие руки»)

58

«Кому подарить бешмет?»  Абхазская сказка. Характеристика героев

59

Сравнение сказок разных народов. «Как барин коней высиживал». Греческая сказка.

60

Тема свободы в лирике А.С. Пушкина.  «Птичка».

61

Языки мира. Красота родного языка. П. Хачатрян   «Армянский язык».

62

Братство народов Кавказа. Ф. Балкарова  «Я дочь Кавказа».

63

Творчество М. Джалиля.  «Колыбельная дочери».

64

Любовь к матери в творчестве С. Мурадяна.   «Мама и весна».

65

Городская и сельская жизнь. Н. Фаттах. «Наш дедушка».

66

Творчество Н. Тынянского.   «Упрямый цыплёнок».

67

Особенности поведения,  речи героев в сказке Н. Тынянского  «Упрямый цыплёнок».

68

Обобщение. Произведения адыгейских писателей и поэтов.

Результаты освоения учебного предмета

«Адыгейская литература», 4 класс

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками

начальной школы следующих личностных и метапредметных результатов.

Личностные

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья» и т. д..

2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.        

Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Коммуникативные

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

5. Работать в паре.

Предметные результаты изучения курса «Адыгейская литература» за 4 класс

Ученик научится

•        осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

•        читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

•        использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

•        ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы  по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

•        использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;

•        использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

•        ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

•        передавать содержание прочитанного или прослушанного в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

•        участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Ученик получит возможность научиться

•        Воспринимать художественную литературу как вид искусства;

•        предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

•        выделять не только главную, но и избыточную информацию;

•        осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

•        определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;

•        отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

•        высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;

•        делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс ПНШ по литературе

Рабочая программа 1 класс ПНШ по литературе...

Рабочая программа литература 5 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа литература 5 класс (индивидуальное обучение)...

Рабочая программа литература

Рабочая программа по литературе для 2 класса...

Рабочая программа Литература аа5ыыта 2 кылаас

Үлэ бырагыраамата Федеральнай государственнай үөрэх стандардыгар, Россия гражданинын лиичинэһин сиэрин-майгытын сайыннарыыга уонна иитиигэ кэнсиэптийэтигэр, үөрэх биридимиэтин үөрэтии түмүктэригэр оло...