Рабочая программа "Адыгейская литература", 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по адыгейской литературе (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по адыгейской литературе, 4 класс | 50.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №8 имени В.Солдатенко»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________ /Федоренко А.С./ Протокол № ____________ от «___» __________ 20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР _____________/Севрук Н.В./ | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №8 им. В. Солдатенко _____________/ Усольцева Н.В./ Приказ № _________ от «_____» ___________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
Уровень общего образования:
начальное общее образование: 4 Б класс
Учитель ТАРАСОВА Е.С.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература» для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
- Приказ МО и Н РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Приказ МО и Н РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Письмо МО и Н РФ от 28.10.2015 г №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
- Федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №8 им. В.Солдатенко
- Учебный план МБОУ СОШ №8 им. В.Солдатенко на 2017-2018 учебный год
- Программа по предмету «Адыгейская литература».
УМК: С.С.Ситимова,А.Б.Чуяко, «Родные просторы», Майкоп: Качество,2013 г.
Учебный план МБОУ СОШ №8 им. В.Солдатенко на 2017-2018 учебный год отводит 68 часов для образовательного изучения «Адыгейской литературы» в 4 классе из расчёта 2 часа в неделю.
В соответствии с этим предмет реализуется в объеме 68 часов в год из расчета 34 учебных недель.
Цели:
-получить возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Задачи:
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во ч | Содержание |
1. | Адыгея — Родина моя | 6 ч | Произведения поэтов и писателей о Республике Адыгея, об обычаях адыгов, о взаимопомощи народов республики. |
2. | Адыгейское устное народное творчество и национальные игры | 12ч | 1. Загадки о животных, птицах, растениях, явлениях природы. |
3. | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея | 32 ч | 1. Литературная сказка: Панеш Х. «Птичка и арбузное семечко»; Гадагатль А. «Петух-хвастун». |
4 | Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея | 18 ч | 1. Загадки о растениях, животных, явлениях природы. |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | |
1. | Адыгея — Родина моя | 6ч | |
2. | Адыгейское устное народное творчество и национальные игры | 12ч | |
3. | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея | 32ч | |
4. | Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея | 18ч | |
Итого | 68 ч |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Адыгейская литература» 4 класс
№ | Тема урока | Дата | ||
план | факт | |||
Адыгея — Родина моя (6ч) | ||||
1. | Моя малая Родина. А. Гадагатль «Адыгея моя» | |||
2. | Гостеприимство адыгов. И.Машбаш «Не спорю» | |||
3 | Природа Адыгеи. Легенда об Оштене, Е. Салов « Оштен» | |||
4 | Обычаи и традиции адыгов. Машбаш .И «Адыги». Д.Чуяко . « Добрый обычай» | |||
5 | Значение родного языка для народа. Р. Нехай «Мой адыгейский язык». М. Паранука «Родной язык» | |||
6 | Природа Адыгеи.М. Меджаев «Прекрасна моя Адыгея». Евг. Салов «Радада». | |||
Адыгейское устное народное творчество и национальные игры(12ч) | ||||
7 | Устное народное творчество. Загадки о животных и птицах. | |||
8 | Пословицы и поговорки о животных, добре и мужестве | |||
9 | Адыгейские народные сказки. «Добрая девушка» | |||
10 | Добро и зло в адыгейских народных сказках. «Добрая девушка» | |||
11 | Жанры адыгейских сказок. Сказки о животных. «Дикий кот ,лиса, волк и медведь» | |||
12 | Сказания о нартах. «Нарт Шэуай на скачках». | |||
13 | «Самоуправляемая стрела нарта Тлепша». Характер героев. | |||
14 | Адыгейские традиций в сказке « Клещи Тлепша» | |||
15 | Культура и обычаи адыгов. « Нарты Тлепш и Худимиж» | |||
16 | Национальные игры адыгов: Птичка из бузины (Ц1ырбыжь бзыу). Прыжок лягушки (ХьантЬркъо пк1эн). | |||
17 | Кот-охотник (Чэтыу шак1у). Пастух (шахъо). | |||
18 | Скакание на одной ноге (Хьамльащэ). Отбирание головных уборов. (Чэрмэчэц1, пэ1уахь). Любимые игры. | |||
Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (32ч) | ||||
19 | Литературные и авторские сказки. X. Панеш «Птичка и арбузное семечко». | |||
20 | Образ Родины в творчестве адыгских поэтов. X. Беретарь «Имя твое». К. Жанэ «Адыг в Москве». | |||
21 | Почему адыгейцы знают русский язык? Дж. Чуяко. «Степной простор...» | |||
22 | Животный мир Рес Адыг. Евг. Салов. Лесной чемпион. Медовый ведун. | |||
23 | Городские и аульские жители. Нехай Р. «Склониться б пред тобой». К. Жанэ И не то ещё увидишь | |||
24 | Поучительные стихи Дж. Чуяко. «Две дудки». | |||
25 | Легенды моего края. Евг. Салов. «Лагонаки» | |||
26 | Адыгейский национальный костюм И. Машбаш. «Черкеска». Р. Нехай. «Адыгейский стол». | |||
27 | О почитании старших. К. Кесебежев. «Нашей матери». Д. Чамоков. «Ты мне мать и отец...» | |||
28 | Доблесть и гордость адыгского народа Д. Костанов. В годы войны. Из романа «Белая кувшинка». | |||
29 | Единство людей в годы ВОВ. К. Жанэ. «Это было в бою, это было зимой...» | |||
30 | Растительный и животный мир РА. Евг. Салов. «Орлиная тоска». | |||
31 | К. Жанэ «Цветы как люди» Р. Нехай. «Нарты». | |||
32 | Как здорово иметь друзей! Р. Нехай. «Друг». К. Жанэ. «Гость». | |||
33 | Творчество К. Жанэ. «Я дарю людям песни». | |||
34 | Дети герои. Н. Багов «Победитель». Баллада. | |||
35 | Дружба не имеет нации. К. Жанэ. Дружба. | |||
36 | Ю. Чуяко. «Симсура». Из повести «Чужая боль». | |||
37 | Растительный и животный мир РА. Евг. Салов «Зарецкий орех», «Мезмайские яблоки». | |||
38 | Мудрость адыгских старцев .К Жанэ. Тост. | |||
39 | Образ матери в творчестве Ю. Крючкова. «Слово о маме». | |||
40 | Реки Адыгеи. К. Жанэ. Реченька-речка. | |||
41 | Природа Адыгеи. Н. Куёк «Ким и дождь» | |||
42 | X. Андрухаев. Ласточка. И. Машбаш. Радость счастливой ласточки. | |||
43 | Праздники Адыгеи. Ачмиз Р. «Танец Адыгов». К. Жанэ. «Подарок». | |||
44 | Знаменитые люди Адыгеи. К. Жанэ «Ашуг», «Слово о Шевченко». | |||
45 | Скучен день до вечера, коли делать нечего. X. Хурумов «Принимаю вызов». X. Панеш. Беч учится плавать. | |||
46 | Языковые средства выразительности. А. Панеш. «День начинай с добра...». X. Хурумов «Родник». | |||
47 | Перелётные птицы. Дж. Чуяко «Ласточка». | |||
48 | Весна в творчестве И Машбаша. «Поющая синева» | |||
49 | Животный мир Адыгеи. X Панеш «Что за зверь?» | |||
50 | Лето в творчестве Р. Нехай. «Как красив жеребёнок в июле...», «Ночной дождь». | |||
Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея (18ч) | ||||
51 | Устное народное творчество. Загадки о растениях, животных, явлениях природы. Пословицы о труде, мужестве, честности, добре и зле. | |||
52 | Волшебные и бытовые сказки. «Пастушья дудочка». Русская сказка. | |||
53 | Правда и вымысел в татарской сказке «Портной, медведь и бесёнок». | |||
54 | Поучительный смысл кабардинской сказки «Глупый волк». | |||
55 | Кабардинская сказка. «Лиса и собака». Характеристика героев | |||
56 | Особенности поведения, речи героев в армянской сказке «Как одурачили царя». | |||
57 | Поступки, как основное средство изображения персонажей( по сказкам «Волк и перепёлка», «Острый ум и ловкие руки») | |||
58 | «Кому подарить бешмет?» Абхазская сказка. Характеристика героев | |||
59 | Сравнение сказок разных народов. «Как барин коней высиживал». Греческая сказка. | |||
60 | Тема свободы в лирике А.С. Пушкина. «Птичка». | |||
61 | Языки мира. Красота родного языка. П. Хачатрян «Армянский язык». | |||
62 | Братство народов Кавказа. Ф. Балкарова «Я дочь Кавказа». | |||
63 | Творчество М. Джалиля. «Колыбельная дочери». | |||
64 | Любовь к матери в творчестве С. Мурадяна. «Мама и весна». | |||
65 | Городская и сельская жизнь. Н. Фаттах. «Наш дедушка». | |||
66 | Творчество Н. Тынянского. «Упрямый цыплёнок». | |||
67 | Особенности поведения, речи героев в сказке Н. Тынянского «Упрямый цыплёнок». | |||
68 | Обобщение. Произведения адыгейских писателей и поэтов. |
Результаты освоения учебного предмета
«Адыгейская литература», 4 класс
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья» и т. д..
2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Познавательные
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
4. Слушать и понимать речь других.
5. Работать в паре.
Предметные результаты изучения курса «Адыгейская литература» за 4 класс
Ученик научится
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
• читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
• использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;
• использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• передавать содержание прочитанного или прослушанного в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
• участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Ученик получит возможность научиться
• Воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
• выделять не только главную, но и избыточную информацию;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
• определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
• отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
• высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
• делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс ПНШ по литературе
Рабочая программа 1 класс ПНШ по литературе...
Рабочая программа литература 5 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа литература 5 класс (индивидуальное обучение)...
Рабочая программа литература
Рабочая программа по литературе для 2 класса...
Рабочая программа Литература аа5ыыта 2 кылаас
Үлэ бырагыраамата Федеральнай государственнай үөрэх стандардыгар, Россия гражданинын лиичинэһин сиэрин-майгытын сайыннарыыга уонна иитиигэ кэнсиэптийэтигэр, үөрэх биридимиэтин үөрэтии түмүктэригэр оло...