Рабочая программа литература 5 класс (индивидуальное обучение)
рабочая программа по чтению на тему
Рабочая программа литература 5 класс (индивидуальное обучение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_kl.docx | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
РЕКОМЕНДОВАНО Заместитель директора по приказом по МБОУ
к утверждению на УВР МБОУ СОШ СОШ с. Мокрое от
заседании МО учителей с. Мокрое «___» _________20__г.
__________________ ________/ ____________/ № ___
Протокол № _____от «_____» _________20___г.
«____» _______ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
I КАТЕГОРИИ
ПРОНИНОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ
курса «Литература» 5 класс
индивидуального обучения
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / под редакцией Г.И.Беленького Мнемозина. Авторы составители программы для 5-9 классов Г.И.Беленький, Э.Э.Кац, Э.А.Красновский, М.А.Снежневская, О.М.Хренова.
Программа рассчитана на 35 часов.
Кол – во часов в неделю – 1.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика литературы как образовательной области определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщает их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Особую роль в этом отношении играет русская литература с её гуманистическим пафосом, патриотизмом и все человечностью.
Основу курса литературы в школе составляет чтение, изучение и эстетическое освоение художественных произведений. Более глубокому и осмысленному их восприятию способствуют теоретико-литературные и историко-литературные знания.
В 5 классе учащиеся погружаются в мир литературы. Достижение определённого уровня начитанности позволяет им делать начальные обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений. Расширяется и усложняется круг устных и письменных работ. Более разнообразными становятся формы выполнения творческих заданий. Каждое произведение разбирается с учётом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возможностей учащихся. Объединяя произведения по жанровому принципу (что целесообразно при изучении устного народного творчества), хронологически и проблемно-тематически, программа привлекает внимание учащихся к актуальным нравственным и художественным проблемам.
Основное внимание уделяется чтению и осмыслению текстов художественных произведений – чтению медленному, выразительному, комментированному, по ролям. Школьники выявляют своеобразие сюжетов, композиции, изображения персонажей; речевые особенности произведений. Вопросы и задания, приведённые в конце глав, носят преимущественно проблемный характер
Цель литературного образования в основной общеобразовательной школе – приобщение учащихся к богатству, нравственно-эстетическим ценностям русской и мировой литературы; овладение эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений, способом формирования собственного ценностного сознания; привитие потребности в такой деятельности.
Результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
Личностные результаты
Личностными результатами изучения курса литературы в основной школе являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, долга перед Родиной; воспитание чувства ответственности;
- развитие эстетического сознания, формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе состоят в освоении учащимися следующих универсальных учебных действий:
- целеполагание: постановка учебных задач на основе соотнесения известного, усвоенного и того, что предстоит узнать;
- планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и определение последовательности действий;
- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня выполнения заданий;
- владение основными видами чтения художественных и других текстов в соответствии с конкретной учебной задачей;
Предметные результаты
Освоение произведений устного народного творчества выражается в способности учащихся:
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную / вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
Освоение произведений художественной литературы выражается в читательской компетентности учащихся, их способности:
- понимать эстетическую, образную природу литературы как искусства слова;
- воспринимать художественную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей;
- осознавать значимость чтения и испытывать потребность в нём для личного развития;
- осознанно выбирать произведения для самостоятельного чтения; пользоваться чтением разных видов (изучающим, поисковым, выборочным); работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
- выразительно читать художественные тексты, заученные наизусть;
- пересказывать прозаические произведения или их фрагменты с использованием изобразительно-выразительных средств художественной речи, цитат из текста;
- писать изложения и сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изученных и самостоятельно прочитанных произведений, а также на публицистические темы;
- понимать ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы, русской литературы XVIII, XIX и XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- устанавливать связи литературных произведений с эпохой их написания, фактами жизни и творчества писателей; раскрывать вневременную, общечеловеческую значимость произведений и их современное звучание;
Содержание курса
5 класс
(68 часов)
Введение. О художественной литературе и чтении.
Любимые книги, герои, авторы.
I. Мифы
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Для чтения и бесед
«Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион», «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»).
Персонажи и сюжеты древнегреческих мифов. Воспевание волшебной силы искусства. Прославление мужества, деятельной подвижнической жизни.
Гомер как легендарный создатель поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни «Одиссей у циклопов»).
Для самостоятельного чтения
Н.А.Кун «Боги Древней Греции», «Двенадцать подвигов Геракла»; А.И.Немировский «Мифы Древней Эллады», В.В.Смирнова «Герои Эллады»; И.В.Рак «В царстве пламенного Ра. Мифы, легенды и сказания Древнего Египта».
II. Устное народное творчество
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Выражение в сказках мудрости и нравственных представлений народа. Художественные особенности языка сказок.
Для чтения и изучения
«Горшеня»; «Белая уточка».
Для чтения и бесед
«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Для самостоятельного чтения
«Гора самоцветов», «Волшебное кольцо.
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ
Отличие легенд и преданий от сказок и мифов. Особенности предания как отражения исторической памяти народа.
Для чтения и бесед
«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».
МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Для чтения и изучения
Небылицы, загадки, пословицы
Для самостоятельного чтения
«Чёрный конь скачет в огонь»; другие сборники загадок.
НАРОДНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Для чтения и бесед
«Петрушка Уксусов».
Для самостоятельного чтения
Б.Привалов «Петрушка – душа скоморошья».
III. Сказочные события и герои в литературе
А.С.ПУШКИН.
Для чтения и изучения
«Руслан и Людмила» (фрагменты).
X.К.АНДЕРСЕН.
Для чтения и изучения
«Снежная королева».
Для самостоятельного чтения
X.К.Андерсен. Сказки «Соловей», «Русалочка», «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Штопальная игла», «Свинья-копилка» и другие по выбору учащихся.
Е.Л.ШВАРЦ. Сказочник-драматург.
Для чтения и изучения
«Золушка» (сценарий кинокомедии). Сказки о гонимой падчерице. Отличие «Золушки» Е.Л.Шварца от «Золушки» Ш.Перро. Киносценарий как литературный жанр. Осмеяние в кинокомедии Е.Л.Шварца тщеславия, жадности, лицемерия, грубости, чёрствости и других пороков. Ирония в изображении человеческих слабостей. Утверждение вневременных общечеловеческих ценностей.
Для самостоятельного чтения
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».
П.П.БАЖОВ. Путь писателя к сказу.
Для чтения и изучения
«Каменный цветок». Особенности сказа как литературного жанра. Талант художника Данилы-мастера.
Для чтения и бесед
«Горный мастер», «Хрупкая веточка». Понятие о трилогии. Дальнейшее развитие событий в жизни героев «Каменного цветка». Утверждение всепобеждающей силы любви. Семейные черты мастеров-камнерезов.
Для самостоятельного чтения
П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и другие сказы по выбору учащихся.
IV. Басни
И.А.КРЫЛОВ. Сведения о жизни и творчестве баснописца.
Для чтения и изучения
«Волк на псарне», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Квартет», «Свинья под дубом».
Для чтения и бесед
Эзоп (в пересказе Л.Н.Толстого) «Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»; Ж.Лафонтен «Лисица и виноград»; Г.Э.Лессинг «Свинья и дуб».
Отличие басни от сказки. История жанра басни. Художественные особенности раскрытия одной и той же темы в произведениях различных баснописцев.
Для самостоятельного чтения
И.А.Крылов. Басни «Лжец», «Две Бочки», «Осёл и Соловей», «Кукушка и Петух», «Лягушка и Вол», «Любопытный» и другие басни по выбору учащихся. Эзоп. Басни.
V. Человек перед лицом жизненных испытаний
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Сведения о жизни поэта. История создания стихотворения «Бородино». Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.
Для чтения и изучения
«Бородино». Историческая основа стихотворения. Значение солдата-рассказчика в поэтическом повествовании. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Образность языка, звукопись; разговорность интонаций. Высокий патриотический пафос стихотворения.
Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.
Для чтения и бесед
М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…» (строфы VII, VIII из поэмы «Сашка»); А.С.Пушкин «Как часто в горестной разлуке…» (гл. 7, строфы XXXVI – XXXVII из романа «Евгений Онегин»).
Мотивы и проблематика, сближающие отрывки из произведений М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина.
А.В.КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
«Косарь». Близость стихотворения к народной песне: постоянные эпитеты, олицетворения, повторы, элементы пословиц и поговорок, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.
Для чтения и бесед
А.В.Кольцов «Песня пахаря», «Раздумье селянина» и другие стихотворения по выбору учащихся.
И.С.ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.
Для чтения и изучения
«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и её челядью. Влияние на человека барства и рабства.
Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.
Н.А.НЕКРАСОВ. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
«Крестьянские дети». Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Тёмные и светлые стороны жизни крестьянских детей.
Для чтения и бесед
Н.А.Некрасов «Школьник»; Уйда «Нелло и Патраш» (по выбору учителя).
Талантливость детей из народа, их стремление к знаниям, нелёгкие судьбы.
Л.Н.ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.
Для чтения и изучения
«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.
Сюжет и герои художественного произведения. Эпизод как элемент сюжета. Экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка, финал. Роль конфликта в развитии сюжета.
Л.Н.АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя. Из воспоминаний К.Чуковского о Л.Андрееве.
Для чтения и изучения
«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения человека к окружающему миру. Роль дачников в судьбе Кусаки, неоднозначная оценка их поступков.
Значение пейзажа в рассказе.
А.И.КУПРИН. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Белый пудель».
VI. Поэзия природы
Для чтения и изучения
А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум» (отрывок), «Обвал»; Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н.Майков «Пейзаж», «Ласточки»; К.Д.Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…»; К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»; Н.И.Рыленков «Всё в тающей дымке…».
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха. Ритм, рифма, эпитет, сравнение, олицетворение.
К.Г.ПАУСТОВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Притягательная сила родного края. Бескорыстная любовь к отечеству. Лиризм описаний, летали пейзажа, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведения.
Е.И.НОСОВ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась».
Любовное отношение к «братьям нашим меньшим». Наблюдательность, лиризм, юмор в рассказах о них. Ответственность человека за сохранение живой природы.
VII. «Идёт война народная, священная война!..»
Для чтения и бесед
К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»; М.Джалиль «Мост», «Случается порой»; С.С.Орлов «Тонкая российская берёза…»; Р.Гамзатов «Журавли».
VIII. Рассказы о твоих сверстниках
Ю.П.КАЗАКОВ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Душевная борьба Яшки в критической ситуации, победа над своим страхом. Смысл заглавия рассказа. Роль сравнений и олицетворений в создании картин природы. Лиризм описаний. Юмор в рассказе.
В.А.СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Мститель». Переживания рассказчика, задумавшего план мести и постепенно изживающего в себе чувство обиды. Способность прощать другого человека, обретение душевной гармонии. Дружеские чувства, пересиливающие задетое самолюбие. Врачующее действие красоты природы на душу человека.
В.П.АСТАФЬЕВ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Васюткино озеро». Поведение героя рассказа в критической ситуации. Знания, умения, качества характера, благодаря которым мальчику удалось выжить и спастись, когда он заблудился в тайге. Красота и богатство природы Сибири. Тема человека в природной среде, по-хозяйски бережного отношения к богатствам родной природы.
Рассказ как жанр литературы.
Календарно - тематический план
№ | Тема
| Тип | Вид, формы контроля | Дата план | Дата факт |
1 | Введение. | УИН | ИО | ||
Мифы (5 ч) | |||||
2 | Мифы Древней Греции. | УИН | ИО | ||
3 | «Подвиги Геракла» | УИН | ИО | ||
4 | Гомер. «Одиссея» | УИН | ИО | ||
5 | Мифы Древней Руси | УИН | ИО | ||
Устное народное творчество (11 ч) | |||||
6 | Народные сказки. | УИН | ИО | ||
7 | Легенды и предания. | УИН | ИО | ||
8 | Малые жанры фольклора: | УИН | ИО | ||
Сказочные события и герои в литературе (15 ч) | |||||
9 | А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила» | УИН | ИО | ||
10 | О стихотворной речи | УИН | ИО | ||
11-13 | X. К. Андерсен. «Снежная королева». | УИН | ИО | ||
14 | Сказки о золушке | УИН | ИО | ||
15 | П. П. Бажов. «Каменный цветок». | УИН | ИО | ||
Басни (4 ч) | |||||
16 | И. А. Крылов. Басни. | УИН | ИО | ||
Человек перед лицом жизненных испытаний (18 ч) | |||||
17 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» А. В. Кольцов. «Косарь». | УИН | ИО | ||
18-19 | И. С. Тургенев. «Муму». | УИН | ИО | ||
20 | Н.А.Некрасов. Стихи | УИН | ИО | ||
21-22 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». | УИН | ИО | ||
23 | Л. Н. Андреев. «Кусака» | УИН | ИО | ||
24 | А. И. Куприн. «Белый пудель» | УИН | ИО | ||
Поэзия природы (5 ч) | |||||
25 | Поэзия А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова, К. Д. Бальмонт К. Кулиев, Н. И. Рыленков | УИН | ИО | ||
26 | К. Г. Паустовский | УИН | ИО | ||
«Идёт война народная, священная война!..» (3 ч) | |||||
27 | Творчество К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского | УИН | ИО | ||
28 | Творчество М. Джалиля, С.С. Орлова, Р. Гамзатова | УИН | ИО | ||
Рассказы о твоих сверстниках (4 ч) | |||||
29-30 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро». | УИН | ИО | ||
31 | В. А. Солоухин. «Мститель». | УИН | ИО | ||
32-34 | В.Астафьев «Васюткино озеро» | УИН | ИО | ||
35 | Р.Д.Брэдбери. «Мальчик-невидимка». | УЗЗ | ИО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по биологии (индивидуальное обучение) 6 класс...
Рабочая программа по географии (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по географии (индивидуальное обучение) 6 класс...
Рабочая программа по ИЗО (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по ИЗО (индивидуальное обучение) 6 класс...
Рабочая программа по истории (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по истории (индивидуальное обучение) 6 класс...
Рабочая программа по математике (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по математике (индивидуальное обучение) 6 класс...
Рабочая программа по музыке (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по музыке (индивидуальное обучение) 6 класс...
Рабочая программа по обществознанию (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по обществознанию (индивидуальное обучение) 6 классф...