РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "Морянка и краеведение" для 3 класса.
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа курса разработана для 3 а класса МБОУ "СОШ №1 г. Онеги" . В областную программу внесены изменения с учётом использования ресурсов данного региона..В программу включены экскурсии в онежский историко - мемориальный музей, Водлозерский национальный парк, на предприятия г. Онеги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа краеведческого курса "Морянка" | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Онеги»»
Учитель начальных классов: Шардыко Надежда Витальевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Морянка и краеведение»
для 3 «а» класса
2016 – 2017
учебный год
Пояснительная записка к курсу «Морянка»
Современные концепции начального общего образования исходят из приоритета целей воспитания и развития младшего школьника. Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник «через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру…».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2010 г.) относительно личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представлены следующие требования*:
- «…формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;…
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств».
Для выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области № 645 от 11.06.2010 в учебный план образовательных учреждений Архангельской области с 2010-2011 учебного года на ступени начального общего образования введен курс краеведения «Морянка».
Основная идея:
конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.
Содержание и методика курса краеведения «Морянка» обеспечивают:
- программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов;
- книга для чтения «Морянка»,
- рабочая тетрадь для 3 класса,
- словарь-справочник;
- рекомендации по реализации курса.
Общая характеристика курса:
Курс «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством учебного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Культурное ядро программы составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.
Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.
В программе соблюдён принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения – дома, семьи, самого себя, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.
В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом, согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей: чем больше их объём и систематичность, тем шире кругозор обучаемого и тем больше круг объектов может войти в систему его личностных ценностей. Изучение курса строится на деятельностной основе – через «открытие» новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной ситуациях.
Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.
Реализация цели предполагается через систему задач:
- формирование бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;
- формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
В программе курса представлены следующие содержательные линии:
- «Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена на становление личности, принимающей близко судьбу малой родины.
- «Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера.
- «Славные поморы» - знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родины и способствует формированию нравственного идеала поморов.
- «Мой Север, скупой чародей!» - помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины. Задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы. Понять, что природу надо любить и охранять.
- «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику, растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане:
Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса, обеспечивающая непрерывность образования детей 2 – 4 классов по краеведению.
Программа рассчитана на три года обучения (2 – 4 классы) по 17 часов в год. Для реализации курса используется время, определяемое вариативной частью Базисного учебного плана.
В данном третьем классе учебный курс изучается во в первом полугодии учебного года по 1 часу в неделю, всего 17 часов, во втором полугодии будет изучаться факультативный курс «Север в старину», который дополняет курс «Морянка» сведениями об Онежском районе – 17 часов.
Планируемые результаты:
В результате изучения программы «Морянка» ученик 3 класса будет знать:
- символику родного края;
- древние города и сёла Архангельской области, их достопримечательности;
- особенности северного народного костюма;
- имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3);
- названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова, основные события в годы его учения;
- географическое положение Архангельской области;
- основные водоёмы родного края;
- основные виды профессий нашего края;
уметь:
- объяснять значение символики Архангельской области;
- записывать названия стран и отдельных городов, в которых учился М.В.Ломоносов;
- правильно вести себя в природе;
- приводить примеры животных и растений родного края;
- соблюдать правила здорового питания;
иметь представления:
- о смелости, талантливости, щедрости и великодушии поморов;
- о творчестве музыкантов, художников Севера;
Формирование УУД:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований».
Формирование универсальных учебных действий (УУД) в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и в ходе работы по курсу краеведения «Морянка».
УУД:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- осуществлять пошаговые действия, проводить пошаговый и итоговый контроль;
- следовать установленным правилам;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей и других людей;
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
- моделировать различные ситуации, схемы, макеты;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владеть диалогической формой коммуникации;
- сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- аргументировано критиковать допущенные ошибки;
- обосновывать своё решение;
- осознавать себя гражданином России, испытывающим чувство гордости за свой край и свою Родину;
- иметь представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве, смелости, талантливости, щедрости поморов;
- владеть основами национального самосознания;
- проавлять положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края;
- воспринимать прекрасное на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- владеть способностью к самооценке;
- осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями;
- проявлять устойчивый интерес к изучению истории своего края;
- осознавать ответственность за выполнение своей части работы при работе в группе;
- демонстрировать осознанное положительное отношение к культурным ценностям родного края;
- уметь оценивать свои эмоциональные реакции;
- проявлять эмпатию как осознанное понимание чувств своих близких и других людей, сопереживание им;
Рекомендуемая литература:
1. Большкова Л.В., Голышева В.В., Гуляева В.И. и др. Ознакомление младших школьников с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова // http://www.ippk.arkh-edu.ru/ Архангельский областной банк педагогической информации.
2. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика. – Архангельск, 1994.
3. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск, 2004.
4. Голубева Т.С. Великий сын русского народа // Начальная школа. 2011. № 1.
5. Младшим школьникам о М.В. Ломоносове: методический материал для учителя. / Авторы-составители Николаева Э.И., Полякова И.Ф. и др. 2-е изд., доп. и перераб. – Архангельск, 2006.
6. Николаева Э.И., Полякова И.Ф. Школьное ломоносововедение: начальные классы // Начальная школа. 2011. № 1.
7. Полякова И.Ф. Учебно-методический комплекс регионального компонента начального школьного образования // Начальная школа. 2009. № 3.
8. Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов / Отв. ред. И.Ф. Полякова – Архангельск, 2010.
9. Пугина Н.Н. Опыт введения темы о М.В. Ломоносове // Начальная школа. 2009. № 3.
«Морянка» 3 класс
Тематическое планирование
(рассчитано на изучение со 2 полугодия, 1 час в неделю, спланировано 17 часов)
№ п/п | Дата прове-дения | Темы занятий | Содержание занятий |
Вот она какая, дорогая родина моя! (3 часа) | |||
1 | Север синий на краю России. | Герб, флаг, гимн, географическое положение Архангельской области. | |
2 | Древние города и сёла Севера. | Холмогоры, Каргополь, Вельск, Сольвычегодск, Мезень, Архангельск, Нёнокса, Вавчуга | |
3 | Древние города и сёла Севера. | ||
Родом из Поморской славной стороны. (6 часов) | |||
4 | Как рукодельница семью одевала. | Народный костюм Русского Севера. | |
5 | Архангельская семья богата талантами. | Северный русский народный хор. Северные колокольные звоны. Писатели, поэты и художники: Ф.Абрамов, С.Писахов, Б.Шергин, Н.Рубцов, А.Борисов и другие. | |
6 | Архангельская семья богата талантами. | ||
7 | Архангельская семья богата талантами. | ||
8 | Архангельская семья богата талантами. | ||
9 | Архангельская семья богата талантами. | ||
Славные поморы. (2 часа) | |||
10 | М.В.Ломоносов – путь в науку. | Годы учёбы М.В.Ломоносова в Москве, Санкт – Петербурге, Марбурге и Фрейбурге. | |
11 | М.В.Ломоносов – путь в науку. | ||
Мой Север, скупой чародей! (4 часа) | |||
12 | Водоёмы нашего края. | Моря, омывающие Архангельскую область. Реки, озёра родного края. | |
13 | Лесные богатства нашего края. | Значение леса в жизни северян. | |
14 | Болота и луга как сообщества нашего края. | Многообразие растений и животных лугов, болот. Значение лугов и болот. | |
15 | Природа в опасности! | Охрана природы Архангельской области. | |
Вырастешь большой, будешь хороший и баской. (2 часа) | |||
16 | А профессий на Севере немало … | Профессии основных отраслей хозяйства (лесная, рыбная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство и др.). | |
17 | А профессий на Севере немало … |
1 полугодие.
№ | Разделы, темы | Содержание программного курса | Формы работы | Виды контроля. |
Раздел 1. | Влияние природы Севера на жизнь людей. | Создание проекта: альбом по изученному материалу. | ||
1. | Север. Река Онега. 03.09.16. | Что такое Север Части света. Архангельская область. Река Онега: исток, устье, притоки. Болото, озеро. | Работа с картой, создание презентации, использование фотографий. | Практическая работа: заполнение схемы – раскраски. Воспроизведение понятий. |
2. | Белое море. Онежский залив. 10.09.16. | Растения, животные, занятия людей, связанных с Белым морем; объяснение названия моря. | Просмотр презентации о Белом море, словарная работа, работа с картой, фотографиями, заочное путешествие. | Творческое задание: нарисовать рисунок, связанный с темой Белого моря. |
3. | Лес на Севере. 17.09.16. | Хвойные и лиственные растения. Животный мир. Что даёт лес людям. Предприятия г. Онеги и онежского района, связанные с лесом. | Работа с иллюстрациями, чтение текстов, просмотр презентации, беседа, выполнение заданий в парах. | Нарисовать животное и растение северного леса, ответить на вопрос: почему мы должны беречь лес? |
4. | Долгие зимы, короткое лето. 24.09.16. | Календарь; особенности времён года на Севере; «белые ночи» | Прослушивание учителя, работа с наглядным материалом, словарная работа, обобщающая беседа. | Решение задач «Когда это бывает?» на тему «Календарь»; нарисовать «белую ночь» |
Раздел 2. | Как жили люди на Севере. Поморы и их жизнь. | |||
5. | Северная изба. 01.10.16. | а. Жилища людей на Севере. Кто такие поморы. Основные элементы избы; жилая часть, поветь, крыльцо, чердак, крыша, окна, материал для строительства избы, как украшали избу. | Экскурсия в онежский историко – мемориальный музей. | Лепка из пластилина и воспроизведение понятий. |
6. | Изба внутри. 08.10.16. | Горница, мебель, русская печь, «красный угол», полати. | Беседа, работа с наглядным материалом, словарная работа, игры. Экскурсия в музей. | Решение загадок об избе; игра «Угадай, что это» |
7. | Что такое деревня? 15.10.16. | Понятие «деревня», отличие её от города; где чаще располагались деревни; кто в них жил Деревни Онежского района. | Словарная работа; практическое задание – «строительство деревни», беседа. | Текст с рисунками и фотографиями: «Где деревня, а где город?»; объяснить почему. |
б.) Занятия людей в деревне. | ||||
8. | Земледелие – выращивание растений. 22.10.16. | Земледелие; орудия труда; какие растения выращивали на Севере; амбар. | Экскурсия в музей. | Пересказ с опорой на наглядность. |
9. | Скотоводство – разведение домашних животных. 29.10.16. | Скотоводство; домашние животные, для чего их разводят; хлев. | Презентация, чтение текста, беседа, проблемное задание. | Тест: Дикие и домашние животные. |
в. Северная кухня. | ||||
10. | 2 четверть. Что ели на Севере 12.11.16. | Особенности северной кухни. Традиционная пища поморов; блюда из рыбы, молока, грибов, овощей; каши, пироги. Северная посуда. | Рассказ учителя, работа с наглядностью | Найти рецепт какого-то блюда. |
11. | «Приготовление» поморского обеда. 19.11.16г. | Повторение особенностей северной кухни; «приготовление» обеда из набора «продуктов» ( пластилин, аппликация) | Игра, аппликация, рисование. | Описание порядка работы. |
12. | Северные пироги. - 26.11.16г. | Тесто, дрожжи, фарш, начинка, украшения; виды изделий из теста. | Иллюстрированный рассказ учителя; показ слайдов, фотографий, практическое задание – лепка. | Лепка «пирога с ягодами», тест с картинками о ягодах. |
Одежда. | ||||
13. | Какую одежду носили поморы? - 03.12.16 г. | Особенности одежды на Севере, зависимость её от климата, «порты», «рубахи», «сарафан» и др. | Работа с наглядностью, словарная работа, беседа. | Самостоятельная работа. |
14 | Шитьё сарафана или рубахи 10.12.16 г. | Повторение предыдущей темы; что необходимо для шитья изделия; шитьё. | Устное повторение изученного материала, выполнение практического задания. | Устный понятийный диктант; изготовление изделия рисование, раскраска) |
15 | Северная вышивка – 17.12.16 г. | Особенности северной вышивки; где она применялась: полотенце, постельное бельё, одежда и т.д. | Экскурсия в музей. | Выполнение рисунка вышивки. |
16. | Прядение и ткачество. 24.12.16 г. | Что такое прядение и ткачество. Северная прялка, веретено, ткацкий станок. | Работа с наглядностью, старинными предметами, беседа, рисование. | Рисование или раскрашивание узора северной прялки. |
17. | Вязание. 14.01.17 г. | Что чаще всего вязали северянки; северные узоры; материалы для вязания: нити, крючок, спицы. | Словарная работа, практическое задание. | Вязание крючком или спицами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Окружающий мир" 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой (Программа «Окружающий мир 1-4 классы» – М.: Вентана-Граф, 2011). В авторскую программу ...
Рабочая программа курса Технология для 3 класса
Рабочая программа по технологии для 3 класса по программе Занкова Л. В....
Рабочая программа курса «Технология» для 4 класса
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы ...
Рабочая программа курса «Технология» для 2 класса
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы ...
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.
Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочих программ «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1-4 классы (Москва «Просвещение» 2012г.), которые разработаны на основе Федеральн...
Рабочая программа курса «Русский язык» 1 класс Уровень программы базовый. Надомное обучение.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы «Обучение грамоте». Горецкого В. Г.(М.: «Просвещение», 2012), «Русски...
Рабочая программа курса "Морянка"
Курс «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной школе. Знания, формируемые посредств...