РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Православные традиции земли Кубанской"
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему

Бойко Елена Анатольевна

Цель программы внеурочной деятельности "Православные традиции земли Кубанской" - способствовать развитию и воспитанию в духе православия  высоконравственной, моральной,  трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, своего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnye_istoki_kubani.docx53.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район п.Родники муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Толкуновой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности

(духовно-нравственное направление)

объединение

"Православные традиции земли Кубанской"

Срок реализации программы:   3 года

Возраст обучающихся: 7 - 9  лет

                                      Составитель: Бойко Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Проблема воспитания нравственности, духовности и патриотизма в наши дни актуальна, как никогда. В современном мире рушатся нравственные принципы, основанные на духовном развитии человека, мир переживает кризис моральных ценностей. Именно поэтому  сегодня так важно обратить внимание на воспитание духовности юных граждан России.

Статья 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" раскрывает особенности изучения основ духовно-нравственной культуры. В ней указывается, в частности, на то, что "в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены ... учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий) [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания, определяет основные его задачи:

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Среди предметных результатов  ФГОС НОО выделяет такие, как:

-  знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-  понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-  формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

-  первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности[2].

История Кубани неразрывно связана  с устоями и традициями православия. Именно православие было источником духовности, самосовершенствования, самоутверждения тех, кто осваивал и заселял кубанские земли. Нельзя об этом забывать и нынешнему поколению жителей нашего края.

На знакомство с системой ценностей православия направлен модуль "Духовные истоки Кубани", введение которого в курс "Кубановедения" было инициировано Отделом религиозного образования и катехизации Екатеринодарской епархии (ЕОРОиК).

Продуктивной реализации модуля "Духовные истоки Кубани" в начальной школе способствует внеурочная деятельность, в частности, ее духовно-нравственное направление.

Цель программы внеурочной деятельности "Православные традиции земли Кубанской" - способствовать развитию и воспитанию в духе православия  высоконравственной, моральной,  трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, своего края.

Задачи:

-  расширять  кругозор  младших школьников, обогащать детей  доступными возрасту знаниями о православных традициях, обычаях, культуре;

-  знакомить с укладом жизни кубанских казаков, как основных носителей и хранителей православия,  их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;  

- приобщать учащихся к кубанским казачьим традициям, праздникам, обрядам;

-  развивать  эмоционально-чувственную сферу каждого ученика, формировать умение  сопереживать, чувствовать ответственность за близких, за своих соотечественников;

- развивать  познавательные  и  интеллектуальные   способности  младших школьников в  процессе  творческой деятельности на  основе  образцов  православного  искусства;

-  воспитывать  у  детей  интерес  к  миру  православной  культуры, поддерживая  детскую любознательность и активность;

-  формировать опыт нравственного поведения  во  взаимодействии  с  окружающим  миром  людей  и  природы, воспитывать культуру общения.

В основе реализации программы внеурочной деятельности "Православные истоки земли Кубанской" заложены следующие принципы:

1. Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность. Идеалы сохраняются в традициях и являются базовыми ориентирами человеческой жизни, ориентирами духовно-нравственного и социального развития личности.

2. Аксиологический принцип, который предполагает, что становление личностного в человеке связано с усвоением системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры, и характеризующих мотивационно-ценностное отношение личности к окружающему миру в совокупности.

3.Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

4. Принцип полисубъектности воспитания. Процесс воспитания личности имеет полисубъектный характер. Учащиеся включёны в различные виды социальной, информационной, коммуникативной деятельности.

5. Принцип учета возрастных и личностных особенностей обучающихся.

6. Принцип свободного выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер, что предопределяется возрастными особенностями младших школьников.

Основные формы работы:  

- экскурсия (реальная и виртуальная);

- занятие-встреча;

- праздники и развлечения;

- проектная деятельность;

- конкурсные программы (викторины, соревнования и т.п.);

- практическая (творческая) деятельность.

Программа строится на использовании широкого спектра активных методов обучения и воспитания.

Программа внеурочной деятельности "Православные истоки земли Кубанской" рассчитана на три года обучения (1-3 класс).

В каждом классе на  реализацию программы отводится 1 час в неделю. Таким образом, это составляет в первом классе -  33  часа  в год, во втором классе - 34 часа, в третьем классе - 34 часа.

Общий объем программы - 101 час.

Отчёт о работе проходит в форме презентаций  итогов проектной деятельности, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий, выставок творческих работ.

В результате реализации  данной программы планируется формирование у младших школьников осознанного понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности; воспитание уважения к истории Отечества,  к истории своего края, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды.

2. Тематический план программы

1 класс

Наименование разделов, блоков, тем

Всегочас.

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Вводное занятие. Общее представление о работе  объединения

1

1

Знакомятся с целями и задачами проведения последующих занятий; слушают излагаемый учителем материал; участвуют в беседе.

2

Символика Кубани:

флаг, гимн, герб

3

2

1

Посещают школьный музей, где знакомятся  с символами Краснодарского края.

Изучают историю  рождения герба и флага Кубани, ее гимна.

Разучивают гимн Кубани.

3

Кубань на карте.

1

1

Рассматривают карту России, Краснодарского края. Работают по контурной карте - выделяют линию границы Краснодарского  края.

4

Богатства  Кубанской земли  (мини-проект)

3

2

1

С  помощью родителей подбирают изображения культурных растений,  сельскохозяйственных животных, полезных ископаемых,  промысловых рыб - все это составляет богатства Кубани.

5

Труженики Кубани (подготовка, проведение, анализ результатов экскурсии на предприятие)

6

2

4

Участвуют в экскурсии,  в подведении итогов.

6

Кто на Кубани живет?

1

1

Знакомятся с презентаций по теме занятия, обсуждают полученные сведения

7

Казаки - коренные жители нашего края. Занятие-встреча.

2

1

1

Слушают  сообщение педагога о казаках, проживающих на территории Кубани. Посещают школьный музей, где проводится встреча с представителем казачества.

8

Семья  казака: уклад и традиции

3

1

2

Знакомятся с презентаций по теме занятия. С помощью родителей работают над инсценировками  "Из жизни казачьей семьи", представляют  инсценировки одноклассникам.

9

Занятия и игры казачат

3

1

2

Знакомятся  занятиями и играми детей из казачьих семей, разучивают игры, играют.

10

Традиционные казачьи игрушки

2

1

1

Знакомятся с традиционными игрушками,  изготавливают тряпичную куклу

11

Занятие-выставка

1

1

Представляют изготовленные игрушки,  рассказывают о том, как играли ними.

12

Детский казачий фольклор:  песенки, потешки, прибаутки, заклички

2

1

1

С помощью родителей  подыскивают произведения детского казачьего фольклора, оформляют книжку-самоделку

13

Как  казаки  своих детей воспитывали. Занятие-беседа

1

1

Участвуют  в беседе о традициях воспитания детей в казачьих семьях

14

Итоговое занятие "Казачьи посиделки"

3

2

1

Готовят праздник на основе  детского казачьего фольклора , приглашают на него родителей, участвуют в конкурсной программе

                                        Итого

33

17

16

2 класс

Наименование разделов, блоков, тем

Всегочас.

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Вводное занятие. Обсуждение плана работы объединения

1

1

Знакомятся с целями и задачами проведения последующих занятий; слушают излагаемый учителем материал; участвуют в беседе.

2

Праздничные традиции жителей Кубани

1

1

Участвуют в беседе о праздничных традициях Кубани

3

Годовой  круг славянских праздников

1

1

Слушают  рассказ приглашенного служителя церкви об истории возникновения православных праздников.

4

 Покров: история, обряды, приметы и традиции праздника

4

1

3

Знакомятся с историей праздника, традициями празднования Покрова на Кубани.  Подготовка и проведение праздника "Посиделки на Покров"

5

Изготовление поделок из природного материала.

2

1

1

Собирают природный материал, изготавливают подделки  с помощью родителей.

6

Выставка поделок из природного материала "Покровская ярмарка"

1

1

Выставляют поделки - результат совместного творчества детей и родителей.

7

Святочные обряды. Виртуальное путешествие в прошлое.

1

1

Знакомятся с видеоматериалами об истории святочных традиций

8

Святочные игры и забавы жителей Кубани

2

1

1

Знакомятся со святочными играми и забавами, участвуют в них

9

Празднование Рождества Христова. Занятие-встреча.

1

1

Встречаются со служителем церкви, случают его рассказ  о традициях празднования Рождества.

10

Рождественские песни

1

1

Разучивают традиционные народные рождественские  песни.

11

Рождество Христово в казачьей станице. Инсценировка

4

1

3

Готовят праздничную инсценировку, представляют ее  одноклассникам, ученикам других классов.

12

Престольные (Храмовые) праздники в казачьих станицах.

2

2

Подготавливают сообщения о престольных праздниках (с помощью родителей).   Встречаются с приглашенным представителем казачества.

13

Праздничные блюда казачьей кухни (мини-проект)

4

2

2

По  группам подготавливают материал по теме проекта. Выступают в объединении. Продукт проекта- сборник рецептов праздничных блюд кубанских казаков.

14

Масленичные гуляния

3

1

2

Подготовка и проведения праздника "Проводы зимы" (с участием родителей)

15

Производственные обряды и праздники казаков (презентация)

1

1

Знакомятся с презентацией, обсуждают   полученные сведения.

16

Гость в доме. Занятие-встреча.

1

1

Встречаются с приглашенным работником музея, который рассказывает о традициях гостеприимства у казаков

17

Пасха – праздник праздников. Пасхальные обряды, игры и увеселения

2

1

1

Знакомятся с  пасхальными обрядами, играми и увеселениями,  участвуют в них

18.

Праздничная мастерская. Практическое занятие

1

1

Изготавливают поделки, рисуют

19

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

1

Организуют выставку поделок , рисунков на тему "Праздники на Кубани"

                                         Итого

34

17

17

3 класс

Наименование разделов, блоков, тем

Всегочас.

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Вводное занятие. Общее представление о работе  объединения в текущем году

1

1

Знакомятся с целями и задачами проведения последующих занятий; слушают излагаемый учителем материал; участвуют в беседе.

2

Воины-казаки на службе Отечеству. Презентация

1

1

Знакомятся с материалом презентации

3

По местам  воинской славы казаков. Виртуальная экскурсия

3

1

2

Участвуют в подготовке материалов (с помощью родителей), участвуют в виртуальной экскурсии, обсуждают ее результаты

4

Казачьи символы и знаки. Посещение городского казачьего общества.

4

1

3

Посещают здание городского казачьего общества, где знакомятся с символами  и знаками казаков.

5

Церковь в жизни казака. Занятие-встреча.

1

1

Слушают выступление приглашенного служителя церкви.

6

Иконы, особо почитаемые казачеством

2

1

1

Подготавливают по группам сообщения по теме занятия, выступают с ними.

7

Основные молитвы казаков

1

1

Участвуют в беседе

8

Христианские заповеди в жизни казака. Занятие встреча.

1

1

Слушают выступление приглашенного представителя казачества.

9

Казаки-герои в истории русской славы. Мини-проект

6

2

4

Подготавливают материал, создают презентации по группам (с помощью родителей), представляют результаты проекта в объединении, учащимся школы на тематических классных часах.

10

Традиционные казачьи промыслы

1

1

Знакомятся со сведениями о традиционных промыслах казаков.

11

Экскурсия в городской исторический музей.

4

2

2

Участвуют в подготовке экскурсии, непосредственно в самой экскурсии, обсуждают ее результаты.

12

Выставка рисунков по итогам экскурсии

1

1

Выставляют рисунки  по теме "Традиционные казачьи промыслы"

13

Музыкальная и певческая культура кубанского казачества.

2

2

Слушают выступления школьников - учеников казачьего класса.

14

Семейные традиции казаков

1

1

Участвуют в  беседе

15

Неписанные законы казачьей семьи

2

1

1

Вырабатывают свод  правил поведения членов семьи казака

16

Сценки из жизни казачьей семьи

2

2

Работают для инсценированием сюжетов из жизни казачьей семьи

17

Итоговое занятие: представление инсценировок

1

1

Представляют  инсценировки одноклассникам, гостям

                                          Итого

34

15

19

3. Содержание программы

1 класс.

1. Вводное занятие. (1 ч.)

Дети знакомятся с целями и задачами проведения последующих занятий; слушают излагаемый учителем материал; участвуют в беседе.

2. Символика Кубани: флаг, гимн, герб. (3 ч.)

Посещение  школьного музея,  знакомство с символами Краснодарского края.  Изучение истории  рождения герба и флага Кубани, ее гимна. Разучивание гимна Кубани.

3.  Кубань на карте. (1 ч.)

Знакомство с картой России, Краснодарского края. Работа по контурной карте.

4. Богатства  Кубанской земли  (мини-проект). (3 ч.)

Подготовка и реализация проекта. Представление результатов.

5. Труженики Кубани. (6ч.)

Подготовка, проведение, анализ результатов экскурсии на предприятие.

6. Кто на Кубани живет? (1 ч.)

Презентация по теме занятия, ее обсуждение.

7. Казаки - коренные жители нашего края. Занятие-встреча. (2 ч.)

Посещение школьного музея, встреча с представителем казачества.

8. Семья  казака: уклад и традиции. (3 ч.)

Презентация по теме. Инсценировки  "Из жизни казачьей семьи".

9. Занятия и игры казачат (3 ч.)

Знакомство с  занятиями и играми детей из казачьих семей, разучивание и проведение  игр.

10. Традиционные казачьи игрушки. (2 ч.)

Изготовление тряпичной куклы.

11. Занятие-выставка. (1 ч.)

Выставка изготовленных игрушек.

12. Детский казачий фольклор:  песенки, потешки, прибаутки, заклички. (2 ч.)

Знакомство с произведениями детского казачьего фольклора. Оформление книжки-самоделки.

13. Как  казаки  своих детей воспитывали. Занятие-беседа.

Беседа о традициях воспитания детей в казачьих семьях.

14. Итоговое занятие "Казачьи посиделки" (3 ч.)

Подготовка и проведение фольклорного праздника.

2 класс.

1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы объединения. (1 ч.)

Знакомство с целями и задачами проведения последующих занятий.

2. Праздничные традиции жителей Кубани. (1 ч.)

Проведение беседы.

3. Годовой  круг славянских праздников. (1 ч.)

Рассказ приглашенного служителя церкви об истории возникновения православных праздников.

4. Покров: история, обряды, приметы и традиции праздника. (4 ч.)

Знакомство с историей праздника, традициями празднования Покрова на Кубани.  Подготовка и проведение праздника "Посиделки на Покров".

5. Изготовление поделок из природного материала. (2 ч.)

Сбор природного материала. Изготовление поделок.

6. Выставка поделок из природного материала "Покровская ярмарка" (1 ч.)

Выставка работ.

7. Святочные обряды. Виртуальное путешествие в прошлое. (1 ч.)

Показ видеоматериалов об истории святочных традиций.

8. Святочные игры и забавы жителей Кубани (2 ч.)

Знакомство со святочными играми и забавами, участие  в них.

9. Празднование Рождества Христова. Занятие-встреча. (1 ч.)

Встреча со служителем церкви.

10. Рождественские песни. (1 ч.)

Разучивание традиционных народных рождественских  песен.

11. Рождество Христово в казачьей станице. Инсценировка. (4 ч.)

Подготовка праздничной инсценировки.

12. Престольные (Храмовые) праздники в казачьих станицах. (2 ч.)

Подготовка  сообщений о престольных праздниках (с помощью родителей).   Встреча с приглашенным представителем казачества.

13. Праздничные блюда казачьей кухни (мини-проект). (4 ч.)

Подготовка, реализация  проекта. Представление  его результатов.

14. Масленичные гуляния. (3 ч.)

Подготовка и проведения праздника "Проводы зимы" (с участием родителей).

15. Производственные обряды и праздники казаков (презентация) (1 ч.)

Знакомство с производственными обрядами и праздниками казаков.

16. Гость в доме. Занятие-встреча. (1 ч.)

Встреча с приглашенным работником музея.

17. Пасха – праздник праздников. Пасхальные обряды, игры и увеселения. (2 ч.)

Знакомство с  пасхальными обрядами, играми и увеселениями,  участие в них.

18. Праздничная мастерская. Практическое занятие. (1 ч.)

Изготовление тематических поделок. Рисование.

19. Итоговое занятие. Выставка работ. (1 ч.)

Выставка поделок и рисунков на тему "Праздники на Кубани".

3 класс

1. Вводное занятие. Общее представление о работе  объединения в текущем году. (1 ч.)

Знакомство с целями и задачами проведения последующих занятий.

2. Воины-казаки на службе Отечеству. Презентация. (1 ч.)

Знакомство с материалом презентации.

3. По местам  воинской славы казаков. Виртуальная экскурсия. (3 ч.)

Подготовка (с помощью родителей) материалов. Проведение виртуальной экскурсии. Обсуждение результатов.

4. Казачьи символы и знаки. Посещение городского казачьего общества. (4 ч.).

Посещение городского казачьего общества. Знакомство с символами  и знаками казаков.

5. Церковь в жизни казака. Занятие-встреча. (1 ч.)

Выступление приглашенного служителя церкви.

6. Иконы, особо почитаемые казачеством (2 ч.)

Подготовка сообщений по теме, выступления с ними.

7. Основные молитвы казаков. (1 ч.)

Проведение беседы.

8. Христианские заповеди в жизни казака. Занятие встреча. (1 ч.)

Выступление приглашенного представителя казачества.

9. Казаки-герои в истории русской славы. Мини-проект. (6 ч.)

Групповая работа над проектом - создание презентации (при помощи родителей).

10. Традиционные казачьи промыслы. (1 ч.)

Проведение ознакомительной беседы.

11. Экскурсия в городской исторический музей. (4 ч.)

Подготовка, проведении экскурсии. Обсуждение ее результатов.

12. Выставка рисунков по итогам экскурсии. (1 ч.)

Выставка  рисунков  по теме "Традиционные казачьи промыслы".

13. Музыкальная и певческая культура кубанского казачества. (2 ч.)

Посещение выступления учащихся казачьего класса.

14. Семейные традиции казаков. (1 ч.)

Ознакомительная беседа.

15. Неписанные законы казачьей семьи. (2 ч.)

Выработка свода  правил поведения членов семьи казака.

16. Сценки из жизни казачьей семьи. (2 ч.)

Работают для инсценированием сюжетов из жизни казачьей семьи.

17. Итоговое занятие: представление инсценировок. (1 ч.)

Представляют  инсценировки одноклассникам, гостям.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

В ходе реализации программы внеурочной деятельности "Православные традиции земли Кубанской"  предполагается  достичь следующих уровней воспитательных результатов:

-  первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

- третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным; это необходимо учитывать при организации воспитания  духовно-нравственных основ личности  младших школьников.

В результате освоения  программного материала  к концу третьего года участия в работе объединения обучающиеся  должны овладеть знаниями:

-  о географических и природных особенностях Кубани;

- о православных традициях, обычаях, культуре жителей Кубани;

-  об укладе жизни кубанских казаков, как основных носителей и хранителей православия,  их культурных особенностях, основных ремёслах, видах труда.

Уметь:

-  сопереживать, чувствовать ответственность за близких, за своих соотечественников;

- организовывать свою творческую деятельность  на  основе  образцов  православного  искусства;

-  эффективно взаимодействовать с  окружающим  миром  людей  и  природы.

5. Формы и виды контроля

1. Презентации проектной деятельности учащихся.

2.   Проведение фольклорных праздников.

3. Конкурсы и викторины.

4. Выставки творческих работ.

6. Методические рекомендации

Программа строится по принципу усложнения осваиваемого школьниками материала.

Программа занятий объединения,  рассчитанная на учеников первого класса, наименее наполнена теоретическим материалом. Она носит практическую и игровую направленность.

Программа объединения,  разработанная для учащихся 2 класса,  в большей степени наполнена теоретическим материалом. Причем, часть его учащиеся должны "добывать" сами или с помощью родителей.

Все занятия объединены одной темой - "Православные и казачьи праздники на Кубани".

Программа, составленная для третьего года работы объединения,  направлена на осознание  учащимися начальной школы  роли православия в жизни казака-воина,  казака-труженика, казака-семьянина.

В работе с младшими школьниками важно учитывать их возрастные особенности. Материал к занятиям следует подбирать таким образом, чтобы он был понятен и интересен ребенку. Только в этом случае можно рассчитывать на его осознанное усвоение.

Необходимо привлекать к работе объединения родителей учащихся. Это, во-первых, позволит реализовать принцип единства семьи и школы в воспитании, и, во-вторых, будет способствовать укреплению взаимопонимания между поколениями.

Разнообразие форм и методов работы призвано активизировать познавательную деятельность младших школьников, повысить их интерес к изучаемому материалу.

7. Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края: пособие для общеобразовательной школы. -  Краснодар: ОИЦП "Перспективы образования", 2006.

1

2

Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. - Краснодар: Кубанькино, 2003.

1

3

Горлова И., Манаенков А., Лях В. Культура кубанских станиц. 1794 - 1917. Исторический очерк. - Краснодар: Южная звезда, 1993.

1

4

Иеромонах Дометиан (Маркарян),  Шаталова Н.М. Курс духовного краеведения. Православие: Кубань и Адыгея. - Майкоп, 2012.

1

5

Из культурного наследия славянского населения Кубани (материалы к лекционным курсам и практическим занятиям по дисциплинам "Фольклор и этнография казачества", "Фольклор и этнография восточных славян"). - Краснодар: Изд-во Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1997.

1

6

Кашкаров А. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака).- М.: ЛитРес, 2015.

1

7

Мирук М. В., Еременко Е. Н., Чуп О. В. История и культура кубанского казачества. - Краснодар: Традиция, 2009.

1

8

Нестеренко В.Д. Наша родина – Кубань. - Краснодар: Традиция, 2007. 

1

9

Православие - духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения// Материалы к IV международной научно-практической конференции "Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества". - М.: Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством; УКИНО "Духовное преображение", 2014.

1

10

Ратушняк В.Н. Энциклопедия Кубанского казачества. - Краснодар: Традиция, 2011.

1

11

Ярешко П. В. Воинские песни казаков Кубани как отражение жизни казачьей общины// Культурная жизнь Юга России. - 2014. - №1 (52) - С. 104-107.

1

Технические средства обучения

1

компьютер

1

2

проектор

1

3

экран

1

4

фотоаппарат

1

Интернет-ресурсы

1

Сайт Отдела религиозного образования и катехизации Кубанской митрополии в помощь духовенству, педагогам и всем труженикам на ниве духовного просвещения// URL: http://pravkuban.ru/eparh/oroik/

2

Сайт Синодального комитета по взаимодействию с казачеством// URL: http://www.skvk.org

3

Сайт Кубанского казачьего войска// URL: http://slavakubani.ru

4

Сайт Министерства образования Краснодарского края// URL: http://www.minobrkuban.ru

5

Чурсина В.И. Православие как первооснова духовной культуры на Кубани// URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2835 


[1] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)// Российская газета - Федеральный выпуск №5976 (303)// URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 18.11 2016).

[2] ФГОС НОО (В ред. приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060)// URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami -na-18-maya-2015-goda.html (дата обращения 18.11 2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ       Тип программы:              образовател...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Традиции русской культуры»

Вне памяти, вне традиций                                                  ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайна земли Югорской"

Рабочая программа направлена на формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную специфику Ханты-Мансийс...

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности "Кубанская задоринка"

Программа внеурочной деятельности«Кубанская задоринка» рассчитана на  учащихся 7-10 лет, объем учебных часов- 68. Программа социальной  направленности: предусматривает развитие л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» 1-4 классы

Программа составлена на основе программы «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), разработанной на расширенном заседании учебно-методического объединения по обсуждению и ут...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История и традиции кубанского казачества»

Программа составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» 1-4 классы, допущена департаментом образования и науки...