Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайна земли Югорской"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Константинова Мария Алексеевна

Рабочая программа направлена на формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную специфику Ханты-Мансийского автономного округа; формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок, активной и ответственной гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tayna_zemli_yugorskoy.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО

МБОУ «СШ №43»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Тайна Земли Югорской»

Срок реализации: 4 учебных года

Возраст детей: 7-11 лет

Составитель: Константинова М.А.

Учитель начальных классов

Г.Нижневартовск

2023

Актуальность и обоснование выбора

В концепции развития воспитания в системе общего образования   ХМАО-Югры  раскрывается необходимость формирования  у учащихся личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою малую родину; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет гражданско-патриотического воспитания.  Важность формирования личности, с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом подчеркивается в концепции развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года.

Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, возрождения народных традиций. Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему. Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, была разработана рабочая программа.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Край Югорский - Родина малая моя» составлена для обучающихся 1-4 классов МБОУ «СШ №43».

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии:

- с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

- с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

- авторской программы Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой «Мы – дети природы (ГУИIШ «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2008 г. под ред. Т. г. Орловой);

- с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СШ №43».

Рабочая программа направлена на формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную специфику Ханты-Мансийского автономного округа; формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок, активной и ответственной гражданской позиции.

Актуальность данной программы состоит в том, чтобы сохранить традиционную культуру коренных малочисленных народов Севера, её наследие, пока живы носители данной этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества.

Цель программы – создание творческой образовательной среды для самореализации личности, которая в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей обеспечит духовно-нравственное развитие и условия для социализации школьников.

Задачи:

• Создать организационно-педагогические условия для построения духовно-нравственной, развивающей, творческой, толерантной среды, основанной на общечеловеческих и общенациональных ценностях российского общества с учетом этнокультурных особенностей региона для самореализации учащихся посредством приобщения к краеведческой культуре.

•            Знакомить учащихся с литературой малочисленных народов Севера, раскрывать перед детьми мир нравственно – эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

•            Знакомить учащихся с миром предков, их глубокой связью с природой и животным миром через различные формы и методы работы по восприятию художественного текста.

• Предоставить учащимся возможность приобретения социального опыта, развития творческих способностей, познавательной активности в рамках внеурочной досуговой деятельности краеведческой направленности; создать условия для реализации индивидуальных и коллективных социальных проектов, определения перспектив личностного и социального роста.

• Расширить рамки взаимодействия школы, семьи и социума для формирования социальных компетентностей и духовно-нравственного развития учащихся.

Общая характеристика программы

Культура народов ХМАО-Югра является богатейшим материалом для духовно-нравственного воспитания младших школьников, ознакомления с родным краем, знакомства с культурой народов ханты и манси.

Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции.

Таким образом, возникла необходимость формирования и развития у детей младшего школьного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно-патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, посредством приобщения детей к обычаям и традициям народов Севера – ханты и манси, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

В связи с этим возникла необходимость в разработке программы «Тайны Земли Югорской», которая повысит уровень знаний детей о родном крае.

Данная программа несет в себе следующие функции:

- информационно-педагогическую, так как дает участникам образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного курса;
- организационно-планирующую, так как предусматривает структурирование материала, определение его качественных и количественных характеристик. 

Этот курс является одним из средств воспитания любви к литературному наследию нашего края, патриотизма и гражданственности, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение этой культуры и ее преумножение, что является весьма актуальным, так как именно начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания, нравственного отношения к культуре родного края, своего народа и подготовки к восприятию в старших классах сведений по краеведению Югры на различных предметах: литературе, географии ХМАО, истории ХМАО и т.д. 

Место программы в учебном плане

Программа рассчитана на 135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классах, с проведением занятий 1 раз в неделю). Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы обучающихся, содержит полезную информацию и интересные факты.

Результаты изучения предмета

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою малую Родину, народ и историю малой Родины.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Севера.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2.  Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к произведениям народов ханты и манси а как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям северных писателей как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей литературы народов ханты и манси.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о Севере, малой Родины, их истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Формирование знаний детей о фольклоре, культуре, традициях коренных народов ханты и манси, характерных чертах национального своеобразия.

8. Умение использовать во внеучебной деятельности приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Требования к уровню усвоения программы

В результате изучения литературы и традиций народов ханты и манси ученик должен:

знать/понимать

  • не менее 6 – 7 сказок народов ханты и манси (уметь их пересказывать);
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, миф, легенда), различать сказки народные и литературные;
  • подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
  • овладеть приемом словесного рисования (сюжетного или пейзажного) фрагментов текста;
  • уметь составить диафильм к небольшому тексту;
  • создавать небольшие сочинения на основе литературных произведений.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг о жизни коренных малочисленных народов Севера;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • приобщения к народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, традициям коренных малочисленных народов Севера.

Содержание программы

Ведущими принципами отбора содержания являются следующие:
- художественно-эстетический;
- литературоведческий;
- коммуникативно-речевой.

В содержание программы включены доступные детям начальной школы произведения:

- известных мансийских и хантыйских писателей и поэтов Югры, чьё творчество стало классическим (Ювана Шесталова, Андрея Тарханова, Анны Коньковой, Еремея Айпина, Юрия Вэллы, Романа Ругина, Микуля Шульгин, Марии Вагатовой и других);

- произведения устного творчества народов манси и ханты: загадки, пословицы и поговорки, мифы, легенды, сказки о

животных, бытовые и волшебные;

- произведения самобытных и интересных самодеятельных поэтов края, чьи имена и стихи уже достаточно известны широкому читателю, т.к. неоднократно были напечатаны и в средствах массовой информации, и в различных поэтических сборниках в разные годы.

Весь содержательный материал в Программе располагается следующим образом:

- с произведениями устного народного творчества учащиеся знакомятся на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе;

- в первом классе им предлагаются загадки и сказки о животных, т.е. наиболее понятные и интересные им жанры;

- во втором классе они продолжают знакомиться еще с одним малым жанром устного народного творчества – пословицами и поговорками, а круг сказок народов манси и ханты расширяется до волшебных и бытовых;
- п
рограмма третьего класса дает возможность познакомить детей еще с одним видом устного народного творчества – мифами;

- в четвертом классе детям предлагается получить определенное представление о легендах народов манси и ханты. 

Отбор литературных текстов для изучения учитывает возрастные особенности учащихся и их интересы. Свои самостоятельные творческие работы школьники могут представить в виде написанных ими небольших личных стихотворений, сказок, легенд, мифов или произведений малых жанров (при сохранении мансийского, хантыйского или русского стиля написания). 

1 КЛАСС

1. ВВЕДЕНИЕ (ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ).

Роль литературы в жизни человека. Гордость Югры- известные мансийские и хантыйские поэты и писатели. Югра –  наша

малая Родина. Народы, населяющие Ханты-Мансийский округ.

2ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ (ПРОИЗВЕДЕНИЕЯ О ЮГРЕ).

Слово о певцах родного края: известные профессиональные поэты и писатели Югры и самодеятельные поэты. Наша малая Родина в творчестве певцов нашего края. Патриотический пафос и восторг родным краем в их произведениях. Песни о нашем крае на слова Югорских поэтов.

3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОГО ТВОРЧЕСТВА НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ.

4. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ И ПРОЗАИКОВ ЮГРЫ.

Изображение красоты, необычности, привлекательности Югорской тайги. Священные деревья манси и ханты.
Художественные средства выразительности для создания образа тайги и личного отношения автора к изображаемому ( метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения).

5. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ, ОБИТАТЕЛИ ЮГОРСКОЙ ТАЙГИ – ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Разнообразие дикого животного мира. Тематика и авторский замысел произведений. Умение авторов подмечать характерные особенности и повадки разных зверьков. Отношение авторов к изображаемым животным через употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

6. НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ – ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Любовь, милосердие и сострадание к братьям нашим меньшим - основной мотив детской поэзии.

Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов как показатель любви и нежности людей к собачкам и кошечкам.

2 КЛАСС

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ.

Пословицы и поговорки как малый жанр устного народного творчества. Выражение народной мудрости. Мораль.
Сказки как вид народной прозы. Сказки волшебные, бытовые, волшебно-бытовые. Особенности их построения и написания. Нравоучительный и философский характер сказок.

2. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОЭТАМИ И ПИСАТЕЛЯМИ ЮГРЫ КРАСОТЫ И СВОЕОБРАЗИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВРЕМЕН ГОДА.
Поэтическое восприятие и описание времен года и явлений природы в разное время года. Конкретизация пейзажных зарисовок. Авторское отношение к изображаемым временам года. Осмысление читательского восприятия и настроения.

3 КЛАСС

1.УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. МИФЫ.

Представление народов ханты и манси о возникновении Земли, жизни на Земле и строении Вселенной. Восприятие мира как некоего космического, родственного, семейного единства, охватывающего небо, Землю, водное пространство, подземную глубь, родителей, их предков и детей. Вечная борьба между светлыми и темными силами. Языческое представление о Земле и ее создании. Общее и различие у мифов и сказок.

2 . УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СКАЗКИ НАРОДОВ МАНСИ И ХАНТЫ.

Что такое сказка. Зачем народ создает сказки. Как создается сказка. Виды сказок. Особенности сюжета мансийских сказок и отличие их сюжета от русских народных сказок.

3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ МАНСИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.

Отличие сказки литературной от народной. Общее, что роднит литературные и народные сказки. Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок в литературных. Своеобразие литературных сказок, их композиционные и художественные особенности. Сопоставительный анализ литературных сказок русских писателей и сказок писателей манси и ханты.

4 КЛАСС

1. ХАНТЫЙСКИЕ И МАНСИЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ.

Что такое легенды и почему народ их создавал. Фантастическое и реальное в легендах. Представление народов ханты и манси о силах природы (силы природы в виде живых существ) Прославление в легендах духовной и душевной красоты героев.

2. СВЯЩЕННЫЕ ПТИЦЫ ЗЕМЛИ ЮГОРСКОЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЮГОРСКОГО НАРОДА, ПИСАТЕЛЕЙ И

ПОЭТОВ ЮГРЫ.

Опоэтизированный образ священных птиц Югры, их значение в повседневной жизни верующих людей. Стихи о журавлях. Люди – журавли. Гуси – любимцы хантов и манси, их обаяние.

3. ОБРАЗ ХОЗЯИНА ТАЙГИ – МЕДВЕДЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЮГОРСКИХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ.


Медведь – священное дикое животное и хозяин тайги. Почему медведя нельзя называть по имени? Сколько имен у медведя и какие? Образ медведя в стихах, рассказах, легендах. Доброта и чистота в отношении к медведю в произведениях.

4. ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

История и культура коренных народов Севера, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народа Югры.

Нравственная красота героев народных праздников. Роль литературного слова на праздниках. Комплекс обрядов, связанных с культом животных. Медвежий праздник, Лосиный праздник, Вороний праздник, праздник-обряд «Кормление духа – хозяина моря» и другие.

5. ЭКОЛОГИЯ ДУШИ И ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ ЮГРЫ.

Озабоченность поэтов и писателей Югры экологической ситуацией на территории родного края. Призыв беречь все живое как проявление гражданственности и патриотизма поэтов и писателей нашего края. Как можно уберечь и сохранить еще на долгое время здоровье Матушки-Природы, нашей кормилицы и друга.

6. НАСТАВЛЕНИЯ И ЗАВЕТЫ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ ЮГОРСКОЙ ЗЕМЛИ МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ.
Что такое заповеди. Разные формы написания заповедей: стихи и проза. Краткость и образность заповедей. Роль образных средств в создании поэтических образов Нравственная основа заповедей.


Описание материально-технического обеспечения программы

  1. Литература
  1. Артеева И.А. «За голосом великого Нума» /Повесть - сказка/. ОГУ «Этно - культурный центр НАО», 2008г
  2. «Легенды и мифы Севера». М. «Современник», 1985г.
  3. Момде В.С. «Уроки предков» 4 «Издательство «Дрофа» Санкт - Петербург», 2007г.
  4. Олефир С. «Мы живем на Севере» - Рассказы для малышей - Москва, 2005г.
  5. Пичков А.И. «Куда бегут мои олени»/ Издательство «Просвещение», Санкт – Петербургское отделение,2000г.
  6. Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом. Народы Севера Земли». М. «Северные просторы», 2001г.
  7. «Сказки народов Севера» /Сост. Е.Н.Самойлова; Перевод на ненецкий М.Я.Бармич; - СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2002г.
  8. Спирихин П.М. «Великая Отечественная война. Слово солдата»/ Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2005г.
  9. «Увековеченная память»/Сост. И.В.Хозяинов.- Нарьян - Мар: ИД. «Нарьян - Мар», 2005г.
  10.  «Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России». М. «Северные просторы», 2002г.
  11.  Хантыйские народные загадки. Ханты - Мансийск, 1997.
  12.   М. Вагатова, А. Тарханов. Ханты-Мансийские сказки. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство. 1977
  13.  Сказки и сказы Югорского края. Сборник для детей школьного возраста/Сост. Н.Н. Валова. Югорск, 2016
  14.  Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./ Составитель Эрта Геннадьевна. Падерина; художник Х. Аврутис,— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с, ил.

  1. Технические средства обучения

1.   Экран, компьютер, мультимедийный проектор

2.   Ресурсы Интернета  

Учебно-тематический план (перед Содержанием программы)

1 класс «Маленькие Россияне» - 33 часа

Тема (занятия)

Кол-во часов

Из них

Экскурсии

Экскурсии

Экскурсии

Экскурсии

1

Вводное занятие.

1 час

2

Мой дом

6 часов

1

1

3

Природа моего поселка

11 часов

2

4

Вот какой он – наш поселок

14 часов

2

2

1

5

Подведение итогов

1 час

Итого

33 часа

Из них аудиторные/ внеаудиторные

0/4

1/1

1/0

2 класс «Моя Малая Родина» - 34 часа

Тема (занятия)

Кол-во часов

Из них

Экскурсии

Экскурсии

Экскурсии

Экскурсии

1

«Я и я»

4 часа

1

2

«Я и семья»

5 часов

2

1

3

«Я и культура»

4 часа

1

1

1

4

«Я и школа»

6 часов

2

1

5

«Я и Отечество»

9 часов

1

1

1

6

«Я и планета»

6 часов

1

1

1

Итого

34 часа

Из них аудиторные/внеаудиторные

4/1

2/1

6/0

2/1

3 класс «Россия – Родина моя» - 34 часа

Тема (занятия)

Кол-во часов

Из них

Экскурсии

Проекты

Творч. работы

Акции

1

«Я и я»

     2 часа

2

«Я и семья»

8 часов

3

«Я и культура»

5 часов

1

2

2

4

«Я и школа»

6 часов

1

5

«Я и мое Отечество»

9 часов

1

6

«Я и планета»

4 часа

1

3

1

Итого

34 часа

Из них аудиторные/внеаудиторные

2/0

3/0

6/0

1/0

4 класс «Я – гражданин своей России» - 34 часа

Тема (занятия)

Кол-во часов

Из них

Экскурсии

Экскурсии

Экскурсии

Экскурсии

1

«Я и я»

      4 часа

1

2

«Я и семья»

5 часов

2

1

3

«Я и культура»

      4 часа

1

4

«Я и школа»

 5 часов

2

5

«Я и мое Отечество»

10 часов

1

3

1

6

«Я и планета»

6 часов

2

1

Итого

34 часа

Из них аудиторные/внеаудиторные

0/1

5/0

6/0

0/3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Земля - наш общий дом"

Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Земля - наш общий дом"....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Земля-наш дом"

Программа "Земля-наш дом" имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная» для 1 класса

Курс «Земля родная» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характе...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная»

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь. Программа отражает особенности развития истории Пензенского края. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом»

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.       Представленная целостна...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Земля - мой дом родной"

Рабочая   программа по факультативному курсу «Земля – мой дом родной» для 2-4 классов  на основе требований к результатам освоения основой образовательной программы на...