Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайна земли Югорской"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа направлена на формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную специфику Ханты-Мансийского автономного округа; формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок, активной и ответственной гражданской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tayna_zemli_yugorskoy.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
МБОУ «СШ №43»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Тайна Земли Югорской»
Срок реализации: 4 учебных года
Возраст детей: 7-11 лет
Составитель: Константинова М.А.
Учитель начальных классов
Г.Нижневартовск
2023
Актуальность и обоснование выбора
В концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры раскрывается необходимость формирования у учащихся личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою малую родину; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет гражданско-патриотического воспитания. Важность формирования личности, с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом подчеркивается в концепции развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года.
Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, возрождения народных традиций. Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему. Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, была разработана рабочая программа.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Край Югорский - Родина малая моя» составлена для обучающихся 1-4 классов МБОУ «СШ №43».
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии:
- с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- авторской программы Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой «Мы – дети природы (ГУИIШ «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2008 г. под ред. Т. г. Орловой);
- с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СШ №43».
Рабочая программа направлена на формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную специфику Ханты-Мансийского автономного округа; формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок, активной и ответственной гражданской позиции.
Актуальность данной программы состоит в том, чтобы сохранить традиционную культуру коренных малочисленных народов Севера, её наследие, пока живы носители данной этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества.
Цель программы – создание творческой образовательной среды для самореализации личности, которая в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей обеспечит духовно-нравственное развитие и условия для социализации школьников.
Задачи:
• Создать организационно-педагогические условия для построения духовно-нравственной, развивающей, творческой, толерантной среды, основанной на общечеловеческих и общенациональных ценностях российского общества с учетом этнокультурных особенностей региона для самореализации учащихся посредством приобщения к краеведческой культуре.
• Знакомить учащихся с литературой малочисленных народов Севера, раскрывать перед детьми мир нравственно – эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
• Знакомить учащихся с миром предков, их глубокой связью с природой и животным миром через различные формы и методы работы по восприятию художественного текста.
• Предоставить учащимся возможность приобретения социального опыта, развития творческих способностей, познавательной активности в рамках внеурочной досуговой деятельности краеведческой направленности; создать условия для реализации индивидуальных и коллективных социальных проектов, определения перспектив личностного и социального роста.
• Расширить рамки взаимодействия школы, семьи и социума для формирования социальных компетентностей и духовно-нравственного развития учащихся.
Общая характеристика программы
Культура народов ХМАО-Югра является богатейшим материалом для духовно-нравственного воспитания младших школьников, ознакомления с родным краем, знакомства с культурой народов ханты и манси.
Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции.
Таким образом, возникла необходимость формирования и развития у детей младшего школьного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно-патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, посредством приобщения детей к обычаям и традициям народов Севера – ханты и манси, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.
В связи с этим возникла необходимость в разработке программы «Тайны Земли Югорской», которая повысит уровень знаний детей о родном крае.
Данная программа несет в себе следующие функции:
- информационно-педагогическую, так как дает участникам образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного курса;
- организационно-планирующую, так как предусматривает структурирование материала, определение его качественных и количественных характеристик.
Этот курс является одним из средств воспитания любви к литературному наследию нашего края, патриотизма и гражданственности, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение этой культуры и ее преумножение, что является весьма актуальным, так как именно начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания, нравственного отношения к культуре родного края, своего народа и подготовки к восприятию в старших классах сведений по краеведению Югры на различных предметах: литературе, географии ХМАО, истории ХМАО и т.д.
Место программы в учебном плане
Программа рассчитана на 135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классах, с проведением занятий 1 раз в неделю). Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы обучающихся, содержит полезную информацию и интересные факты.
Результаты изучения предмета
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою малую Родину, народ и историю малой Родины.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Севера.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к произведениям народов ханты и манси а как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям северных писателей как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей литературы народов ханты и манси.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о Севере, малой Родины, их истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Формирование знаний детей о фольклоре, культуре, традициях коренных народов ханты и манси, характерных чертах национального своеобразия.
8. Умение использовать во внеучебной деятельности приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к уровню усвоения программы
В результате изучения литературы и традиций народов ханты и манси ученик должен:
знать/понимать
- не менее 6 – 7 сказок народов ханты и манси (уметь их пересказывать);
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, миф, легенда), различать сказки народные и литературные;
- подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
- овладеть приемом словесного рисования (сюжетного или пейзажного) фрагментов текста;
- уметь составить диафильм к небольшому тексту;
- создавать небольшие сочинения на основе литературных произведений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг о жизни коренных малочисленных народов Севера;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- приобщения к народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, традициям коренных малочисленных народов Севера.
Содержание программы
Ведущими принципами отбора содержания являются следующие:
- художественно-эстетический;
- литературоведческий;
- коммуникативно-речевой.
В содержание программы включены доступные детям начальной школы произведения:
- известных мансийских и хантыйских писателей и поэтов Югры, чьё творчество стало классическим (Ювана Шесталова, Андрея Тарханова, Анны Коньковой, Еремея Айпина, Юрия Вэллы, Романа Ругина, Микуля Шульгин, Марии Вагатовой и других);
- произведения устного творчества народов манси и ханты: загадки, пословицы и поговорки, мифы, легенды, сказки о
животных, бытовые и волшебные;
- произведения самобытных и интересных самодеятельных поэтов края, чьи имена и стихи уже достаточно известны широкому читателю, т.к. неоднократно были напечатаны и в средствах массовой информации, и в различных поэтических сборниках в разные годы.
Весь содержательный материал в Программе располагается следующим образом:
- с произведениями устного народного творчества учащиеся знакомятся на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе;
- в первом классе им предлагаются загадки и сказки о животных, т.е. наиболее понятные и интересные им жанры;
- во втором классе они продолжают знакомиться еще с одним малым жанром устного народного творчества – пословицами и поговорками, а круг сказок народов манси и ханты расширяется до волшебных и бытовых;
- программа третьего класса дает возможность познакомить детей еще с одним видом устного народного творчества – мифами;
- в четвертом классе детям предлагается получить определенное представление о легендах народов манси и ханты.
Отбор литературных текстов для изучения учитывает возрастные особенности учащихся и их интересы. Свои самостоятельные творческие работы школьники могут представить в виде написанных ими небольших личных стихотворений, сказок, легенд, мифов или произведений малых жанров (при сохранении мансийского, хантыйского или русского стиля написания).
1 КЛАСС
1. ВВЕДЕНИЕ (ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ).
Роль литературы в жизни человека. Гордость Югры- известные мансийские и хантыйские поэты и писатели. Югра – наша
малая Родина. Народы, населяющие Ханты-Мансийский округ.
2. ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ (ПРОИЗВЕДЕНИЕЯ О ЮГРЕ).
Слово о певцах родного края: известные профессиональные поэты и писатели Югры и самодеятельные поэты. Наша малая Родина в творчестве певцов нашего края. Патриотический пафос и восторг родным краем в их произведениях. Песни о нашем крае на слова Югорских поэтов.
3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОГО ТВОРЧЕСТВА НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ.
4. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ И ПРОЗАИКОВ ЮГРЫ.
Изображение красоты, необычности, привлекательности Югорской тайги. Священные деревья манси и ханты.
Художественные средства выразительности для создания образа тайги и личного отношения автора к изображаемому ( метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения).
5. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ, ОБИТАТЕЛИ ЮГОРСКОЙ ТАЙГИ – ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Разнообразие дикого животного мира. Тематика и авторский замысел произведений. Умение авторов подмечать характерные особенности и повадки разных зверьков. Отношение авторов к изображаемым животным через употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.
6. НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ – ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Любовь, милосердие и сострадание к братьям нашим меньшим - основной мотив детской поэзии.
Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов как показатель любви и нежности людей к собачкам и кошечкам.
2 КЛАСС
1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ.
Пословицы и поговорки как малый жанр устного народного творчества. Выражение народной мудрости. Мораль.
Сказки как вид народной прозы. Сказки волшебные, бытовые, волшебно-бытовые. Особенности их построения и написания. Нравоучительный и философский характер сказок.
2. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОЭТАМИ И ПИСАТЕЛЯМИ ЮГРЫ КРАСОТЫ И СВОЕОБРАЗИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВРЕМЕН ГОДА.
Поэтическое восприятие и описание времен года и явлений природы в разное время года. Конкретизация пейзажных зарисовок. Авторское отношение к изображаемым временам года. Осмысление читательского восприятия и настроения.
3 КЛАСС
1.УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. МИФЫ.
Представление народов ханты и манси о возникновении Земли, жизни на Земле и строении Вселенной. Восприятие мира как некоего космического, родственного, семейного единства, охватывающего небо, Землю, водное пространство, подземную глубь, родителей, их предков и детей. Вечная борьба между светлыми и темными силами. Языческое представление о Земле и ее создании. Общее и различие у мифов и сказок.
2 . УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СКАЗКИ НАРОДОВ МАНСИ И ХАНТЫ.
Что такое сказка. Зачем народ создает сказки. Как создается сказка. Виды сказок. Особенности сюжета мансийских сказок и отличие их сюжета от русских народных сказок.
3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ МАНСИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
Отличие сказки литературной от народной. Общее, что роднит литературные и народные сказки. Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок в литературных. Своеобразие литературных сказок, их композиционные и художественные особенности. Сопоставительный анализ литературных сказок русских писателей и сказок писателей манси и ханты.
4 КЛАСС
1. ХАНТЫЙСКИЕ И МАНСИЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ.
Что такое легенды и почему народ их создавал. Фантастическое и реальное в легендах. Представление народов ханты и манси о силах природы (силы природы в виде живых существ) Прославление в легендах духовной и душевной красоты героев.
2. СВЯЩЕННЫЕ ПТИЦЫ ЗЕМЛИ ЮГОРСКОЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЮГОРСКОГО НАРОДА, ПИСАТЕЛЕЙ И
ПОЭТОВ ЮГРЫ.
Опоэтизированный образ священных птиц Югры, их значение в повседневной жизни верующих людей. Стихи о журавлях. Люди – журавли. Гуси – любимцы хантов и манси, их обаяние.
3. ОБРАЗ ХОЗЯИНА ТАЙГИ – МЕДВЕДЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЮГОРСКИХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ.
Медведь – священное дикое животное и хозяин тайги. Почему медведя нельзя называть по имени? Сколько имен у медведя и какие? Образ медведя в стихах, рассказах, легендах. Доброта и чистота в отношении к медведю в произведениях.
4. ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
История и культура коренных народов Севера, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народа Югры.
Нравственная красота героев народных праздников. Роль литературного слова на праздниках. Комплекс обрядов, связанных с культом животных. Медвежий праздник, Лосиный праздник, Вороний праздник, праздник-обряд «Кормление духа – хозяина моря» и другие.
5. ЭКОЛОГИЯ ДУШИ И ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ ЮГРЫ.
Озабоченность поэтов и писателей Югры экологической ситуацией на территории родного края. Призыв беречь все живое как проявление гражданственности и патриотизма поэтов и писателей нашего края. Как можно уберечь и сохранить еще на долгое время здоровье Матушки-Природы, нашей кормилицы и друга.
6. НАСТАВЛЕНИЯ И ЗАВЕТЫ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ ЮГОРСКОЙ ЗЕМЛИ МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ.
Что такое заповеди. Разные формы написания заповедей: стихи и проза. Краткость и образность заповедей. Роль образных средств в создании поэтических образов Нравственная основа заповедей.
Описание материально-технического обеспечения программы
- Литература
- Артеева И.А. «За голосом великого Нума» /Повесть - сказка/. ОГУ «Этно - культурный центр НАО», 2008г
- «Легенды и мифы Севера». М. «Современник», 1985г.
- Момде В.С. «Уроки предков» 4 «Издательство «Дрофа» Санкт - Петербург», 2007г.
- Олефир С. «Мы живем на Севере» - Рассказы для малышей - Москва, 2005г.
- Пичков А.И. «Куда бегут мои олени»/ Издательство «Просвещение», Санкт – Петербургское отделение,2000г.
- Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом. Народы Севера Земли». М. «Северные просторы», 2001г.
- «Сказки народов Севера» /Сост. Е.Н.Самойлова; Перевод на ненецкий М.Я.Бармич; - СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2002г.
- Спирихин П.М. «Великая Отечественная война. Слово солдата»/ Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2005г.
- «Увековеченная память»/Сост. И.В.Хозяинов.- Нарьян - Мар: ИД. «Нарьян - Мар», 2005г.
- «Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России». М. «Северные просторы», 2002г.
- Хантыйские народные загадки. Ханты - Мансийск, 1997.
- М. Вагатова, А. Тарханов. Ханты-Мансийские сказки. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство. 1977
- Сказки и сказы Югорского края. Сборник для детей школьного возраста/Сост. Н.Н. Валова. Югорск, 2016
- Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./ Составитель Эрта Геннадьевна. Падерина; художник Х. Аврутис,— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с, ил.
- Технические средства обучения
1. Экран, компьютер, мультимедийный проектор
2. Ресурсы Интернета
Учебно-тематический план (перед Содержанием программы)
1 класс «Маленькие Россияне» - 33 часа
№ | Тема (занятия) | Кол-во часов | Из них | |||
Экскурсии | Экскурсии | Экскурсии | Экскурсии | |||
1 | Вводное занятие. | 1 час | ||||
2 | Мой дом | 6 часов | 1 | 1 | ||
3 | Природа моего поселка | 11 часов | 2 | |||
4 | Вот какой он – наш поселок | 14 часов | 2 | 2 | 1 | |
5 | Подведение итогов | 1 час | ||||
Итого | 33 часа | |||||
Из них аудиторные/ внеаудиторные | 0/4 | 1/1 | 1/0 |
2 класс «Моя Малая Родина» - 34 часа
№ | Тема (занятия) | Кол-во часов | Из них | |||
Экскурсии | Экскурсии | Экскурсии | Экскурсии | |||
1 | «Я и я» | 4 часа | 1 | |||
2 | «Я и семья» | 5 часов | 2 | 1 | ||
3 | «Я и культура» | 4 часа | 1 | 1 | 1 | |
4 | «Я и школа» | 6 часов | 2 | 1 | ||
5 | «Я и Отечество» | 9 часов | 1 | 1 | 1 | |
6 | «Я и планета» | 6 часов | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 34 часа | |||||
Из них аудиторные/внеаудиторные | 4/1 | 2/1 | 6/0 | 2/1 |
3 класс «Россия – Родина моя» - 34 часа
№ | Тема (занятия) | Кол-во часов | Из них | |||
Экскурсии | Проекты | Творч. работы | Акции | |||
1 | «Я и я» | 2 часа | ||||
2 | «Я и семья» | 8 часов | ||||
3 | «Я и культура» | 5 часов | 1 | 2 | 2 | |
4 | «Я и школа» | 6 часов | 1 | |||
5 | «Я и мое Отечество» | 9 часов | 1 | |||
6 | «Я и планета» | 4 часа | 1 | 3 | 1 | |
Итого | 34 часа | |||||
Из них аудиторные/внеаудиторные | 2/0 | 3/0 | 6/0 | 1/0 |
4 класс «Я – гражданин своей России» - 34 часа
№ | Тема (занятия) | Кол-во часов | Из них | |||
Экскурсии | Экскурсии | Экскурсии | Экскурсии | |||
1 | «Я и я» | 4 часа | 1 | |||
2 | «Я и семья» | 5 часов | 2 | 1 | ||
3 | «Я и культура» | 4 часа | 1 | |||
4 | «Я и школа» | 5 часов | 2 | |||
5 | «Я и мое Отечество» | 10 часов | 1 | 3 | 1 | |
6 | «Я и планета» | 6 часов | 2 | 1 | ||
Итого | 34 часа | |||||
Из них аудиторные/внеаудиторные | 0/1 | 5/0 | 6/0 | 0/3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Земля - наш общий дом"
Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Земля - наш общий дом"....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Земля-наш дом"
Программа "Земля-наш дом" имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная» для 1 класса
Курс «Земля родная» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характе...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная»
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь. Программа отражает особенности развития истории Пензенского края. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом»
Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Представленная целостна...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Земля - мой дом родной"
Рабочая программа по факультативному курсу «Земля – мой дом родной» для 2-4 классов на основе требований к результатам освоения основой образовательной программы на...