РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История и традиции кубанского казачества»
рабочая программа (1 класс)
Программа составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» 1-4 классы, допущена департаментом образования и науки Краснодарского края. Авторы: М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп - Краснодар: «Традиция», 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kazachestvo_1_klass_2023.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
им. Героя Советского Союза В.Ф. Мируна
муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол №1
от 31 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______________ Ж.Г. Бойко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общеинтеллектуальному направлению
комплексная
(тип программы)
«История и традиции кубанского казачества»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся: 6,6-7 лет
Учитель Ильенко Анжелика Евгеньевна
Пояснительная записка
Программа составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» 1-4 классы, допущена департаментом образования и науки Краснодарского края. Авторы: М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп - Краснодар: «Традиция», 2014.
Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.
Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани; привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;
- знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;
- знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества;
формирование представлений о Кубанском казачьем войске;
развитие творческих способностей детей; формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является выделение авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани»,
«Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.
- Планируемые результаты освоения курса
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на
Достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса «История и культура кубанского казачества» должны отражать сформированность:
- осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество;
- уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;
- социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры кубанского казачества;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;
- чувства доброжелательности и отзывчивости,
и сопереживания чувствам других людей;
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных
ситуациях;
• мотивации к труду, бережному отношению к материальным и
Духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения курса
«История и культура кубанского
казачества» являются:
• способность осознавать цель и задачи изучения предмета;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
• освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества (наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
• использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;
• умение составлять тексты в устной и письменной формах, выступать; соблюдать нормы информационной этики;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса «История и культура кубанского казачества»
Знать (понимать):
- различные фольклорные формы кубанского казачества;
- особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
- историю своей казачьей семьи;
- уклад жизни, особенности числового состава и распределения обязанностей казачьей семьи;
- основные ремесла, технологические особенности изготовления отдельных изделий;
- основные памятные сооружения, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
- памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
- основы духовной жизни кубанских казаков;
- структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска. Уметь:
- использовать демонстрировать различные фольклорные
формы кубанского казачества;
- реконструировать основные праздничные обряды;
- рассказывать о своем казачьем роде;
- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими кубанскому казачеств
- Содержание учебного курса
Тема 1. Кубанские казаки (3 часа)
Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки - казаки.
Тема 2. Традиции и обычаи кубанских казаков (6 часов)
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.
Тема 3. Труд и быт (8 часов)
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
Тема 4. Православие в жизни кубанского казачества (4 часа)
Казак без веры - не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции.
Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.
Тема 5. Кубанское казачье войско: история и современность (6 часов)
Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.
Тема 6. Традиционная культура кубанского казачества (6 часов)
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.
- Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) | |
Ауд. | Внеауд | |||
Кубанские казаки 3 часа | Осознавать национальную принадлежность, себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество; способность осознавать цель и задачи изучения предмета; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; | |||
1 | Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». | 1 | ||
2 | Кто такие казаки. | 1 | ||
3 | Наши предки - казаки. | 1 | ||
Традиции и культура кубанских казаков 6 часов | ||||
4 | Казачья станица. | 1 | Характеризовать понятие «казачья семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Знать особенности воспитания детей в казачьей семье. Составлять рассказ о детях в казачьей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией, с помощью взрослых, учиться работать со справочной | |
5 | Уважение к старшим, к старикам. | 1 | ||
6 | Обычай взаимопомощи. | 1 | ||
7 | Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. | 1 | ||
8 | Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. | 1 |
9 | Верный друг казака. | 1 | литературой, энциклопедиями, интернет ресурсами, уметь находить полезную информацию Знание различных фольклорных форм кубанского казачества | |
Труд и быт казаков на Кубани 8 часов | ||||
10 | Как жили казаки. | 1 | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии | |
11 | Хата казака. Красный угол. | 1 | со своим возрастом; знание основных ремесел, видов ДПИ | |
12 | Быт казачьей семьи. | 1 | кубанского казачества, основных технологических | |
13 | Обустройство жилища, домашняя утварь. | 1 | особенностей изготовления отдельных изделий | |
14 | Труд казачьей семьи. | 1 | самостоятельности и личной ответственности за свои | |
15 | Мастеровые руки. | 1 | поступки на основе представлений о нравственных нормах | |
16 | Дети-помощники. | 1 | поведения; чувства доброжелательности и отзывчивости, | |
17 | Обязанности детей в казачьих семьях. | 1 | понимания и сопереживания чувствам других людей | |
Православие в жизни кубанского казачества 4 часа | ||||
18 | Казак без веры - не казак. | 1 | Знать и понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Находить информацию с помощью взрослых о | |
19 | Храм. Правила поведения в храме. | 1 | жизни, традициях и обычаях казаков. Встречаться с | |
20 | Казачьи традиции: Рождество Христово. | 1 | казаками местного войска, интервьюировать их, посещать | |
21 | Казачьи традиции: Светлое Христово Воскресение | 1 | краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов, формулировать выводы из изученного материала. |
Кубанское казачье войско: история и современность 6 часов | ||||
22 | Как казаки на Кубань пришли. | 1 | Знать и понимать структуру Кубанского казачьего войска, казачьи чины, звания и награды, организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачьего войска. | |
23 | Кубанское казачье войско. Атаман. | 1 | ||
24 | Казачьи заповеди. | 1 | ||
25 | Казачья служба. | 1 | ||
26 | Казаки в годы Великой Отечественной войны. | 1 | ||
27 | Кущевская атака | 1 | ||
Традиционная культура кубанского казачества 6 часов | ||||
28 | Дети в казачьей семье. | 1 | Знание различных фольклорных форм кубанского казачества; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; | |
29 | Как казачат учили. | 1 | ||
30 | Мы - казачата. Поведение и форма казачат. | 1 | ||
31 | Семейные реликвии. | 1 | ||
32 | Казачьи пословицы. | 1 | ||
33 | Игры кубанских казачат. | 1 | ||
Итого: 33 часа | 10 ч | 23 ч |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 заседания МО Заместитель директора по УВР
учителей начальных классов ____________ Ж.Г. Бойко
от 29 августа 2023 года 29 августа 2023 года
Руководитель МО
___________А.Е. Ильенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тип программы: образовател...
Рабочая программа внеурочной деятельности «История религиозной культуры» (1-2класс)
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры» для 1- 11 классов общеобразовательных школ, лицеев,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества"
Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества»
Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества» разработана на основе концептуальных идей обновления образования с позиции её гуманизации: максимального учета потре...
Программа внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества"
Программа внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» 1-4 классы
Программа составлена на основе программы «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), разработанной на расширенном заседании учебно-методического объединения по обсуждению и ут...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "История и традиции сибирского казачества"
Образовательная программа «История и традиции сибирского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности. Образовательная программа по ис...