Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности "Кубанская задоринка"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности«Кубанская задоринка» рассчитана на учащихся 7-10 лет, объем учебных часов- 68. Программа социальной направленности: предусматривает развитие личностных качеств учащихся, способствует формированию универсальных умений и навыков.
Цель программы:
познакомить учащихся с малыми жанрами кубанского фольклора, с исторически сложившимся особым кубанским диалектом;
обучить простым техникам игры на русских народных инструментах (ложках).
обогатить духовный мир учащихся через культуру, традиции кубанского народа.
воспитывать патриотические качества, любовь к своей малой Родине через песни, стихи, обряды, сказки.
Программа составлена на основе программы «Традиционная культура кубанского казачества», предложенной Департаментом по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа социальной направленности, 1- 4 классы | 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМЕНИ ТРЕХ ГЕРОЕВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА ПОСЕЛКА МАЛОКУБАНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Кубанская задоринка»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возрастная категория:от 7 до 10 лет
Авторы-составители: Благова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов,
Боброва Анастасия Денисовна,
учитель начальных классов
п. Малокубанский
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности«Кубанская задоринка» рассчитана на учащихся 7-10 лет, объем учебных часов- 68. Программа социальной направленности: предусматривает развитие личностных качеств учащихся, способствует формированию универсальных умений и навыков.
Цель программы:
познакомить учащихся с малыми жанрами кубанского фольклора, с исторически сложившимся особым кубанским диалектом;
обучить простым техникам игры на русских народных инструментах (ложках).
обогатить духовный мир учащихся через культуру, традиции кубанского народа.
воспитывать патриотические качества, любовь к своей малой Родине через песни, стихи, обряды, сказки.
Программа составлена на основе программы «Традиционная культура кубанского казачества», предложенной Департаментом по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края.
Актуальность программы.Возрождение казачества неразрывно связано с возрождением России и христианской веры. Много сделано и делается для развития и сохранения самобытной культуры народов Кубани. Кубанские казаки всегда с честью исполняли воинский долг перед Родиной. Они отличались патриотизмом и преданностью своему Отечеству. Главными нравственными качествами казаков были почитание старших, любовь к женщине- матери, сохранение и продолжение традиций и обрядов своего народа. Всё этонашло отражение в инновационной основе организации деятельности образовательной организации и открыло перспективы для обогащения содержания патриотического воспитания школьников на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.
Учебные занятия имеют разные формы организации и проведения: дискуссии, ролевое проигрывание различных ситуаций.
Уровень программы – ознакомительный.
Форма обучения – очная. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
- Планируемые результаты
Предметные:
- формирование представления о многообразии и тематике казачьего фольклора;
- знакомство обучающихся с фольклорными жанрами, историей и общей культурой казаков Кубани;
Личностные:
- создание условий для развития творческой личности;
- воспитание любви к малой Родине через историю, традиции и быт кубанского народа.
Метапредметные:
- формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи.
3.Содержание курса «Кубанская задоринка»
Тема 1. Вводное занятие.
Тема 2. Песни- распевки.
Лирические кубанские песни.
Тема 3. Малые жанры фольклора на Кубани.
Малые жанры фольклора на Кубани: загадки, пословицы, небывальщины, пестушки, поговорки, потешки.Урок-обобщение.
Тема 4. Сказы.
Сказ «Митяй- казак бесстрашный». Знакомство. Подробная характеристика героев сказа. Деление сказа на смысловые части.
Тема 5. Казачья ярмарка.
Праздник «Казачья ярмарка». Разработка сценария праздника. Изготовление декораций для проведения праздника.
Тема 6. Походные песни казаков.
Походные песни казаков. Знакомство с песнями. Походные песни казаков «Если хочешь быть военным», «Да в саду дерево цветёт».Урок- обобщение.
Тема 7. Сказки кубанского народа.
Сказки кубанского народа. Введение в тему. Работа над проектом. Защита проектов.
Тема 8.Казачьи волшебные сказки.
Казачьи волшебные сказки: «Сказка кубанских казаков». Знакомство со сказкой. Характеристика героев. Инсценировка понравившегося отрывка. Казачьи волшебные сказки: «Лихо одноглазое». Знакомство со сказкой. Характеристика героев. Инсценировка понравившегося отрывка. Казачьи волшебные сказки: «Казак и гуси». Знакомство со сказкой. Характеристика героев. Инсценировка понравившегося отрывка. Урок- обобщение.
Тема 9. Традиции и обряды казаков.
Традиции и обряды казаков. Рождество.Рождественские посиделки.
Тема 10.Масленица.
Обычаи праздника Масленица у казаков. Масленичные гулянья. Урок- концерт.
Тема 11.Казачья удаль.
Игры и забавы казаков. Разучивание правил игр «Иголка, нитка, узелок», «Ловишка в кругу», «Знамя». «Два мороза», «Воробьи и вороны». «Снежки, ветер, мороз».
Тема 12.Игра на народных инструментах (ложках).
История возникновения игры на ложках на Кубани. Виды росписи на ложках. Разучивание приёмов игры на ложках: «Простой», «Часики», «Лошадки», «Молоточек», «Солнышко», «Колено», «Лягушка», «Дробь». Занятие- игра. Урок- концерт.
- Тематическое распределение часов курса «Кубанская задоринка»
п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля | ||||||
план | факт | |||||||||||
Тема 1 | ||||||||||||
1 | Вводное занятие. | 1 | беседа | МБОУ СОШ№7 каб. №13 | ||||||||
Тема 2 | ||||||||||||
2- 3 | Песни- распевки. | 2 | беседа | каб. №13 | викторина | |||||||
Тема 3 | ||||||||||||
4- 5 | Малые жанры фольклора на Кубани: загадки, пословицы. | 2 | беседа | каб. №13 | тест | |||||||
6- 7 | Малые жанры фольклора на Кубани: поговорки, потешки. | 2 | беседа | каб. №13 | тест | |||||||
8- 9 | Малые жанры фольклора на Кубани: небывальщины, пестушки. | 2 | беседа | каб. №13 | тест | |||||||
10 | Урок- обобщение. | 1 | урок- игра | каб. №13 | викторина | |||||||
Тема 4 | ||||||||||||
11 | Сказ «Митяй- казак бесстрашный». Знакомство со сказом. | 1 | беседа | каб. №13 | тест | |||||||
12-13 | Сказ «Митяй- казак бесстрашный». Подробная характеристика героев сказа. | 2 | беседа | каб. №13 | рисунок | |||||||
14 | Сказ «Митяй- казак бесстрашный». Деление произведения на смысловые части. | 1 | беседа | каб. №13 | викторина | |||||||
Тема 5 | ||||||||||||
15-16 | Праздник «Казачья ярмарка». Разработка сценария. | 2 | урок- аукцион | каб. №13 | сценарии | |||||||
17- 19 | Праздник «Казачья ярмарка». Изготовление декораций. | 3 | урок- практикум | каб. №13 | поделки | |||||||
20 | Праздник «Казачья ярмарка». Оформление выставки. | 1 | урок- практикум | каб. №13 | выставка | |||||||
21 | Праздник «Казачья ярмарка». Проведение праздника. | 1 | урок- праздник | каб. №13 | праздник | |||||||
Тема 6 | ||||||||||||
22 | Походные песни казаков. Знакомство. | 1 | беседа | каб. №13 | ||||||||
23- 24 | Походные песни казаков. | 2 | беседа | каб. №13 | викторина | |||||||
25 | Казачьи походные песни. «Если хочешь быть военным» | 1 | беседа | каб. №13 | викторина | |||||||
26- 27 | Казачьи походные песни. «Да в саду дерево цветёт» | 2 | разучивание песни | каб. №13 | викторина | |||||||
28 | Урок- обобщение. | 1 | беседа | каб. №13 | викторина | |||||||
Тема 7 | ||||||||||||
29- 30 | Сказки Кубанского народа. | 2 | Беседа | каб. №13 | ||||||||
31-32 | Сказки Кубанского народа. Работа над проектом. | 2 | беседа | каб. №13 | Тест | |||||||
33 | Сказки Кубанского народа. Защита проектов. | 1 | беседа | каб. №13 | викторина | |||||||
34 | Урок- обобщение. | 1 | урок- игра | каб. №13 | викторина | |||||||
Тема 8 | ||||||||||||
35 | Казачьи волшебные сказки: «Сказка кубанских казаков». Знакомство со сказкой. | 1 | Беседа | каб. №13 | Тест | |||||||
36- 37 | Казачьи волшебные сказки «Сказка кубанских казаков». Характеристика героев. Инсценировка понравившегося отрывка. | 2 | Беседа | каб. №13 | Тест | |||||||
38 | Казачьи волшебные сказки: «Лихо одноглазое». Знакомство со сказкой. | 1 | беседа | каб. №13 | тест | |||||||
39- 40 | Казачьи волшебные сказки: «Лихо одноглазое». Характеристика героев. Инсценировка понравившегося отрывка | 2 | беседа | каб. №13 | Тест | |||||||
41 | Казачьи волшебные сказки:«Казак и гуси». Знакомство со сказкой. | 1 | Беседа | каб. №13 | Тест | |||||||
42- 43 | Казачьи волшебные сказки:«Казак и гуси». Характеристика героев. Инсценировка понравившегося отрывка | 2 | Беседа | каб. №13 | тест | |||||||
44 | Урок- обобщение. | 1 | Урок- игра | каб. №13 | викторина | |||||||
Тема 9 | ||||||||||||
45- 47 | Традиции и обряды казаков. Рождество. | 3 | беседа | каб. №13 | Тест | |||||||
48 | Обычаи и праздники казаков. Казачьи посиделки. | 1 | Беседа | каб. №13 | тест | |||||||
49-50 | Рождественские песни казаков. | 2 | Беседа | каб. №13 | викторина | |||||||
Тема 10 | ||||||||||||
51- 52 | Обычаи праздника Масленица у казаков. | 2 | беседа | каб. №13 | тест | |||||||
53- 54 | Масленица. Подготовка к концерту. | 2 | урок- практикум | каб. №13 | тест | |||||||
55 | Масленичные гулянья. Урок- концерт. | 1 | урок- практикум | каб. №13 | концерт | |||||||
Тема 11 | ||||||||||||
56 | Казачья удаль. | 1 | Беседа | каб. №13 | ||||||||
57- 58 | Игры и забавы казаков. Обучение игре «Иголка, нитка, узелок», «Ловишка в кругу», «Знамя». | 2 | разучивание правил игр | Спортивный зал | соревнование | |||||||
59- 60 | Игры и забавы казаков. «Два мороза», «Воробьи и вороны», «Снежки, ветер, мороз». | 2 | разучивание правил игр | Спортивный зал | соревнование | |||||||
Тема 12 | ||||||||||||
61 | История возникновения игры на ложках. Роспись на ложках. | 1 | беседа | каб. №13 | слушание | |||||||
62 | Приёмы игры на ложках «Простой», «Лошадки». | 1 | разучивание приёмов игры | каб. №13 | слушание | |||||||
63 | Приёмы игры на ложках «Часики», «Молоточек». | 1 | разучивание приёмов игры | каб. №13 | слушание | |||||||
64 | Приёмы игры Приёмы игры на ложках «Солнышко», «Лягушка». | 1 | разучивание приёмов игры | каб. №13 | слушание | |||||||
65 | Приёмы игры на ложках «Колено», «Дробь». | 1 | разучивание приёмов игры | каб. №13 | слушание | |||||||
66 | Занятие- игра «Чей ансамбль лучше?» | 1 | урок- игра | каб. №13 | слушание | |||||||
67 | Подготовка к концерту «Кубанские ложкари». | 1 | урок- практикум | каб. №13 | слушание | |||||||
68 | Урок- концерт «Кубанские ложкари». | 1 | урок- концерт | каб. №13 | слушание | |||||||
ИТОГО | 68 ЧАСОВ |
«Согласовано» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол от 26.08.2020№1 Руководитель Благова Л.В. ____________________________ | «Согласовано» Замдиректора по УВР МБОУ СОШ№7 Кухтинова Л.П. 26.08.2020г. _________________ . |
Список используемой литературы:
- Маслова А.В. «Кубанская старина», К.,2009.
- Мирук М.В.,Еременко Е.Н., Чуп О.В. Программа дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), (издательство «Традиция», 2009.)
- Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006.
- Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, изд. «Традиция».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ СОЦИАЛЬНО_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя первая экология» составлена на основе авторской программы «Моя первая экология» Самковой В.А. (Сборник программ внеурочной дея...
рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Мир глазами ребенка"
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления в форме интенсива, состоящим из нескольких разделов.При изучении программного материала предполагаются экскурсии,посщения выставок, по...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Школа добрых дел" для 2 класса
Рабочая программа составлена на основе экологического дневника Е.Е. Морозовой "Школа добрых дел" для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.Программа разработана для занятий с уча...
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) " Азбука вежливости"
Пояснительная записка.Цель и задачи программы.Планируемые результаты реализации программы.Содержание программы.Учебно-тематический план.Список литературы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социальной направленности “МЫ ВМЕСТЕ ” для учащихся 4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы вместе" включает 8 разделов, охватывающих всю школьную жизнь четвероклассников....