Рабочая программа внеурочной деятельности «Традиции русской народной культуры»
классный час по чтению (4 класс)
Рабочая программа для учащихся 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_russkoy_narodnoy_kultury_vn.deyat_._4_klass.docx | 46.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Традиции русской народной культуры»
4 класс
2019г.
Пояснительная записка:
Актуальность программы: С увеличением миграционных потоков из стран СНГ, а также в связи с демографическими изменениями, происходящими в России, вопрос развития миграционной политики становится одним из приоритетных на уровне государства. С каждым годом в школьных учреждениях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Всех учащихся-мигрантов можно разделить на две группы: - учащиеся – билингвы – это учащиеся, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из таких учеников никогда не были на своей исторической родине. Для учащихся - билингвов русский язык является почти родным. К тому же в школе они еще изучают и иностранный язык. Как правило, такие учащиеся коммуникабельны, они свободно говорят по русски, пишут грамотно, не испытывают затруднений в использовании официально - делового, публицистического, научного стилей речи. - учащиеся – инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Учащиеся - инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне. Знакомство с традициями русской народной культуры поможет данным учащимся в преодоление языкового барьера. Внеурочные занятия по данному курсу будут благоприятно влиять на адаптацию в социуме детей-инофонов.
Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению или по месту жительства, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Актуальность программы кружка определяется, прежде всего, тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается интерес к своим культурным традициям, развивается культурное многообразие. Однако на этом фоне порой обостряются межнациональные противоречия, проявляются тенденции к распаду целостного культурного пространства России. В этой ситуации особое значение приобретает этнокультурное образование, в процессе которого не только распространяются знания об обычаях, традициях, культуре разных народов России, но и формируется уважительное отношение к ним, установки на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.
Содержание внеурочной работы, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства русского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Объем и срок усвоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа в год.
Формы и режим занятий: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Используются разнообразные формы: экскурсии, походы, фольклорные праздники, игры на воздухе и в помещении, участие в конкурсах. Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуально-групповая.
Цель программы – формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций русского народа.
Задачи программы:
формировать навыки продуктивных видов деятельности: игровых, коммуникативных умений;
формировать навыки социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;
развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;
знать народные праздники, игры, песни и танцы;
активизировать внимание и память;
способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному па народных традициях;
расширить словарный запас учащихся;
помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Традиции русской народной культуры» основана на единых подходах и принципах: использование разнообразных форм организации занятий; развивающий характер обучения; обеспечение психологического комфорта ребёнка; формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
Обучение проводится в двух направлениях: усвоение теоретических знаний; формирование практических навыков.
Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия, которая происходит в форме бесед, лекций, экскурсий, мастер – классов, праздников, игр
Практическая часть включает в себя навыки изготовления поделок и композиций.
Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудование, методических приёмов.
Условия реализации программы:
Программа не требует особых условий реализации.
Необходимое оборудование: компьютер с выходом в сеть интернет, проектор.
Формы аттестации:
Конкурс поделок.
Исследовательский проект.
Содержание курса.
Ознакомление с народным творчеством и народной культурой России в целом и родного края в частности.
Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.
Ценностные ориентиры программного содержания кружка отражают целевые установки системы начального образования:
формирование основ гражданской личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общества, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право
каждого на собственное мнение;
обеспечения эмоционального благополучия ребенка;
приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;
интеллектуального и духовного развития личности ребенка;
укрепления психического и физического здоровья;
формирование ценностно – смысловой сферы личности на основе принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;
формирования чувств прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой;
развитие умения учиться, а именно создания условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать ее;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе развития самоуважения, ответственности за свои действия, готовности к преодолению трудностей, профилактики асоциального поведения;
создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Учебный план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Введение | 1 | 0 |
2 | Места проживания наших предков | 1 | 0 |
3 | Строительство жилища | 1 | 0 |
4 | Быт русских людей | 0.5 | 0.5 |
5 | Основные занятия русских людей | 0.5 | 0.5 |
6 | История народного костюма. | 0.5 | 0.5 |
7 | Мужская и женская народная одежда. . | 0.5 | 0.5 |
8 | Обувь и головные уборы | 1 | 1 |
9 | Календарь. | 0.5 | 0.5 |
10 | Народные приметы. | 0.5 | 0.5 |
11 | Русские народные праздники | 0.5 | 0.5 |
12 | Русские народные художественные промыслы . | 0.5 | 0.5 |
13 | Русские народные художественные промыслы. Городецкая роспись. | 1 | 1 |
14 | Русские народные художественные промыслы. Русская матрёшка | 1 | 1 |
15 | Русские народные художественные промыслы. Золотая хохлома. | 1 | 1 |
16 | Русские народные художественные промыслы. Лаковая живопись. | 1 | 0 |
17 | Русские народные художественные промыслы. Синие цветы гжели. | 1 | 1 |
18 | Русская народная игрушка. Знакомство с историей русской народной игрушки. | 1 | 1 |
19 | Русские колокола и колокольчики. | 0.5 | 0.5 |
20 | Русская тройка | 1 | 0 |
21 | Русские народные песни | 0.5 | 0.5 |
22 | Русские народные игры | 0.5 | 0.5 |
23 | Обычаи и традиции русской семьи . | 0.5 | 0.5 |
24 | Русские народные сказки, былины. | 1 | 0 |
25 | Русские народные предания | 1 | 0 |
26 | Из истории русской кухни. | 1 | 0 |
27 | Русский самовар и чаепитие на Руси | 1 | 0 |
28 | Итоговое занятие. | 1 | 0 |
ИТОГО | 22 часа | 12 часов | |
34 часа |
Содержание учебного курса:
1.Введение
Познакомить учащихся с общей структурой содержания курса.
Деятельность учащихся: речевая деятельность: слушание, говорение.
Результат: развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей.
2. Места проживания наших предков
Теория: познакомить учащихся со строительством древнерусского дома
Деятельность учащихся: речевая деятельность: слушание, говорение.
Результат: развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей.
3. Строительство
Теория: закрепление знаний учащихся о строительстве древнерусского дома жилища.
Деятельность учащихся: речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи).
Результат: развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления.
4. Быт русских людей
Теория: знакомство с бытом и основными занятиями русских людей.
Получение элементарных представлений о быте и основных занятий русских людей, как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
Практика: чтение отрывка из исторического источника
Деятельность учащихся: речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи).
Результат: развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Коррекция мелкой моторики, развитие творческих способностей.
5. Основные занятия русских людей
Теория: закрепление знаний о быте и основных занятиях русских людей.
Получение элементарных представлений о быте, как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
Деятельность учащихся: речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи).
Результат: развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Коррекция мелкой моторики, развитие творческих способностей.
6. История народного костюма.
Теория: ознакомление с историей народного костюма.
Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
Практика: эскиз народного костюма
Деятельность учащихся: речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи).
Результат: развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Коррекция мелкой моторики, развитие творческих способностей.
7. Мужская и женская народная одежда.
Теория: знакомство с мужской и женской народной одеждой
Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
Практика: эскиз мужского и женского народного костюма
Деятельность учащихся: речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи).
Результат: развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Коррекция мелкой моторики, развитие творческих способностей.
8. Обувь и головные уборы
Теория: знакомство с различными видами обуви и головных уборов, используемых на Руси.
Получение элементарных представлений о стиле головных уборов как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
Практика: экскурсия в краеведческий музей.
Деятельность учащихся: Речевая, коммуникативная деятельность.
Результат: развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Коррекция мелкой моторики, развитие творческих способностей.
9. Календарь.
Теория: история времяисчисления
Знакомство с историей времяисчисления, с различными видами календарей.
Практика: работа с различными видами календарей
Деятельность учащихся: речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи).
Результат: регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания памяти эмоциональной сферы.
10. Народные приметы.
Теория: расширить знания учащихся о народных приметах.
Практика: рассказ-рассуждение о народных приметах
Деятельность учащихся: речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи).
Результат: регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания памяти эмоциональной сферы.
11. Русские народные праздники
Теория: расширить знания учащихся о русских народных праздниках. Речевая, творческая, коммуникативная деятельность.
Практика: практическое ознакомление с песенным народным творчеством
Деятельность учащихся: речевая, творческая, коммуникативная деятельность.
Результат: развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти.
12. Русские народные художественные промыслы
Теория: знакомство с традициями русских народных художественных промыслов.
Практика: практическое ознакомление с песенным народным творчеством
Деятельность учащихся: речевая, творческая, коммуникативная деятельность.
Результат: развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти.
13. Русские народные художественные промыслы. Городецкая роспись.
Теория: знакомство с городецкой росписью. Ознакомление с народным творчеством, получение знаний о традиционных моральных нормах российских народов.
Практика: эскиз городецкой росписи
Деятельность учащихся: речевая, читательская деятельность
Результат: развитие эмоциональной сферы, памяти, расширение кругозора.
14. Русские народные художественные промыслы
Теория: русская матрешка.
Знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой.
Практика: выполнить макет матрёшки
Деятельность учащихся: речевая деятельность, коммуникативная, читательская, творческая деятельность
Результат: развитие эмоциональной сферы, памяти, расширение кругозора.
15. Русские народные художественные промыслы. Золотая хохлома.
Теория: знакомство с хохломской росписью.
Практика: эскиз хохломской росписи
Деятельность учащихся: речевая, коммуникативная, творческая деятельность.
Результат: развитие эмоциональной сферы, произвольного внимания, творческих способностей. Этических навыков общения.
16 .Русские народные художественные промыслы. Лаковая живопись.
Теория: знакомство с лаковой живописью
Деятельность учащихся: речевая, коммуникативная, творческая деятельность.
Результат: развитие эмоциональной сферы, памяти, речи, творческих способностей. Этических навыков общения.
17. Русские народные художественные промыслы. Синие цветы гжели.
Теория: знакомство с гжельской керамикой.
Практика: эскиз гжельской росписи
Деятельность учащихся: речевая, коммуникативная, творческая деятельность
Результат: развитие эмоциональной сферы, памяти, речи, творческих способностей. Этических навыков общения.
18. Русская народная игрушка.
Теория: знакомство с историей русской народной игрушки. Особенности изготовления кукол.
Практика: макет куклы
Деятельность учащихся: речевая, коммуникативная, творческая деятельность
Результат: развитие эмоциональной сферы, памяти, речи, творческих способностей. Этических навыков общения.
19. Русские колокола и колокольчики. Теория: знакомство с историей русских колоколов и колокольчиков.
Практика: игра на колокольчиках, как музыкальных инструментах
Деятельность учащихся: речевая, коммуникативная, творческая деятельность
Результат: развитие творческих способностей, внимания, слуха, эмоциональной сферы.
20. Русская тройка.
Теория: знакомство со средствами передвижения на Руси - русской тройкой лошадей. Получение первоначального представления о ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа.
Деятельность учащихся: речевая, коммуникативная, творческая деятельность
Результат: развитие творческих способностей, внимания, слуха, эмоциональной сферы.
21. Русские народные песни
Теория: расширить представление учащихся о русских народных песнях.
Получение первоначального представления о ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа.
Практика: пение народных песен
Деятельность учащихся: речевая, творческая деятельность.
Результат: развитие творческих способностей, внимания, слуха, эмоциональной сферы.
22. Русские народные игры.
Теория: познакомиться с русскими народными играми
Практика: инсценировка народной игры
Деятельность учащихся: регулятивная, коммуникативная, творческая деятельность.
Результат: развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы.
23. Обычаи и традиции русской семьи
Теория: познакомиться с обычаями, обрядами и традициями русской семьи
Получение представления о ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа.
Практика: инсценировка обычая
Деятельность учащихся: речевая, творческая деятельность.
Результат: развитие творческих способностей, внимания, слуха, эмоциональной сферы.
24. Русские народные сказки, былины.
Теория: познакомиться с произведениями русского фольклора - сказками, былинами
Деятельность учащихся: регулятивная, коммуникативная, творческая деятельность
Результат: развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы.
25. Русские народные предания
Теория: познакомиться с преданиями Древней Руси.
получение представления о ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа.
Деятельность учащихся: речевая, творческая деятельность
Результат: развитие творческих способностей, внимания, слуха, эмоциональной сферы.
26. Из истории русской кухни.
Теория: познакомиться с историей русской кухни.
Деятельность учащихся: регулятивная, коммуникативная, творческая деятельность.
Результат: развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы.
27. Русский самовар и чаепитие на Руси
Теория: познакомиться с историей русского чаепития.
Получение представления о ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа.
Деятельность учащихся: речевая, творческая деятельность
Результат: развитие творческих способностей, внимания, слуха, эмоциональной сферы.
28. Итоговое занятие.
Теория: закрепление знаний учащихся о русских народных традициях.
Деятельность учащихся: регулятивная, коммуникативная, творческая деятельность.
Результат: развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы
Планируемые результаты.
Содержание программы курса направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей учащихся на ступени начального общего образования:
Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно – ориентированных целей образования.
Формирование УУД.
Личностные результаты.
В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Оценивать объем знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
Метапредметные результаты.
В результате освоения курса обучающиеся получат возможность ознакомиться с культурно – историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Предполагаемые результаты:
обучающиеся приобретут знания по русской народной культуре, умения и навыки в процессе изготовления изделий, повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность. Будет развиваться интерес к художественно-прикладной деятельности, который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.
В итоге обучения учащиеся должны знать:
что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;
историю возникновения различных праздников;
традиции и обряды России
особенности русской одежды:
отличие народной песни от авторской;
Учащиеся должны уметь:
отличать пословицы и поговорки;
исполнять народную песню;
проводить русские народные игры;
изображать элементы русского народного костюма;
понимать смысл библейских легенд.
Список литературы.
1.ФГОС «Примерная программа внеурочной деятельности». Начальное и основное образование. М.»Просвещение» 2010
2.Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьника» Методический конструктор. М. «Просвещение» 2010
3.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991..
4.Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е.Кравцова. – М.: Просвещение, 1996.
5.Маняш, Н.В. Проектная деятельность школьников / Н.В. Маняш. – М.: Вентана-Граф, 2002
6.Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2001
7.Савенков, .И. «Как научить школьника приобретать знания».
8.Савенков, А.И. «Организация игр и исследований для младших школьников «Одаренный ребёнок» №3 2004
9.Аникин В.П. Устное творчество русского народа [Текст] /В.П.Аникин ///Живая вода. – М.: Детская литература, 1987.
10.Батурина Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст] /Г.И.Батурина, Г.Ф.Кузина. - М.: Ассоциация проф. образов, 1995. 11.Богатырев П.Г.Народная песня с точки зрения ее функций [Текст] /П.Г.Богатырев // Вопросы литературы и фольклора. - Воронеж, 1973 12.Большой энциклопедический словарь / Под ред.Прохорова А.М. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998.
13.Волков Г.Н. Этнопедагогизация современного воспитания [Текст] /Г.Н.Волков //Мир образования. – 1977.
14.Волков Г.Н. Этнопедагогика [Текст] /Г.Н.Волков. М.: Академия, 1999.
Гусев В.Е. Фольклор // Свод этнографических понятий и терминов: народные знания, фольклор. Народное искусство [Текст] /В.Е.Гусев, Х.Штробах. – М.:Наука, 1991.
15.Гусев В.Е.Эстетика фольклора [Текст] /В.Е.Гусев. – Л.: Наука, 1967.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Традиции русской культуры»
Вне памяти, вне традиций ...
Рабочая программа внеурочного курса занятий «Основы религиозных культур и светской этики» в 1 классе
Цель внеурочных занятий по ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных тради...
Рабочая программа внеурочной деятельности предметной области «Физическая культура и ОБЖ» в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Данная программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в данной образовательной организации и расширяет инт...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культура речи"
Общение - основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других ...
Программа внеурочной деятельности "Традиции и обычаи народов России"
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья»
Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физичес...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Основы православной культуры"
Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Основы православной культуры" дл 1 - 4 классов разработана на основе учебника В.М.Меньшикова....