Адаптированная программа по марийскому языку и ИиКН
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Вся работа нацелена на доброжелательность, желание узнать что-то новое и интересное с помощью иностранного языка. Контроль и проверка проводится с учетом индивидуальных черт ученика и с учетом здоровья, поведения и отношения к учебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_po_mariyskomu_yazyku.doc | 562 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная программа по марийскому языку
В 2013-2014 учебном году была разработана адаптированная программа по марийскому языку для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет | Классы | Часы | В неделю | Контрольные работы | Творческие исследования | АКР, экзамен |
марийский язык | 34 | 1 |
Вся работа нацелена на доброжелательность, желание узнать что-то новое и интересное с помощью иностранного языка. Контроль и проверка проводится с учетом индивидуальных черт ученика и с учетом здоровья, поведения и отношения к учебе.
Пояснительная записка
Предметная область: марийский (государственный) язык, 2 класс.
Изучение марийского (государственного) языка во 2 классе учащимися с диагнозом ОВЗ направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений общаться на марийском языке с учетом речевых возможностей и потребностей второклассников с ограниченными возможностями здоровья: повторять слова и выражения за учителем, работать в хоровой и групповой деятельности, называть некоторых животных, предметы, количество, цвет, количество; кратко высказываться о себе, своем домашнем животном (с помощью подсказок);
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению марийским языком на третьем году обучения;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании марийского языка как средства общения (знание элементарных выражений для приветствия и прощания);
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на марийском языке;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием марийского языка: знакомство второклассников с миром финно-угорских сверстников, с финно-угорским детским фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников.
Программа рассчитана на учебную нагрузку 1 час в неделю – 34 часа в год.
Содержание курса отбиралось в строгом соответствии с требованиями учебных программ и стандартов к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся на начальном этапе обучения марийскому (государственному) языку. К концу года учащиеся должны овладеть элементарными навыками во всех четырёх видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. Языковой материал призван обеспечить необходимый и достаточный уровень речевого взаимодействия в рамках учебных ситуаций и сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной. Но следует отметить, что процесс обучения продвигается медленно, прогресс наблюдать сложно из-за индивидуальных особенностей детей.
Содержание учебной дисциплины «Марийский государственный). 2 класс»
Предметное содержание речи:
1. Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, возраст). Любимое домашнее животное. Праздники: день рождения, Новый год. Игрушки, одежда. Мои друзья (имя, возраст, увлечения, умения, семья).
2. Мои увлечения. В зоопарке.
3. Республика изучаемого языка и страна (общие сведения: название, столица), литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки).
Говорение:
Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, извиниться; диалог расспрос - уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Куда? (по мере способности ученика); диалог побуждение к действию - уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны (все выполняется с помощью подсказок и опоры)
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в речи изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания - 2-3 фразы (ставить нужные слова из данного списка в маленькие предложения).
Слушание (аудирование):
Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных рассказов (с опорой на иллюстрацию). Время звучания текста для аудирования - до 1 минуты (сидеть внимательно слушать и понимать одно-два слова).
Чтение:
Обучение чтению.
Письмо и письменная речь:
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний.
Графика и орфография:
Все буквы марийского алфавита, основные буквы. Основные правила чтения и орфографии.
Фонетическая сторона речи:
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний марийского языка. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (союзах, послелогах), членение предложений на смысловые группы.
Лексическая сторона речи:
Знать элементарные слова для 2 класса.
Грамматическая сторона речи:
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова: «кӧ», «мо», «кунам», «кушто», «кушко», «молан», «кузе». Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения (перевод и работа по схеме и по образцу).
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
В результате изучения марийского (государственного) языка во 2 классе ученик с диагнозом ОВЗ должен знать/понимать
• алфавит, буквы, звуки марийского языка;
• название республики изучаемого языка, ее столицу;
• наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).
В области говорения учащиеся должны уметь:
- приветствовать и отвечать на приветствие, в том числе и по телефону;
- прощаться и отвечать на прощание;
- представляться и представлять кого-либо, назвав своё имя, возраст и т. д.
- извиняться и реагировать на извинения;
- делать элементарные высказывания о себе, о друге, о семье;
В области аудирования:
- понимать и реагировать на устное высказывание учителя или партнёра по общению в пределах сфер и тематики, обозначенной программой;
- понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями;
- понимать короткие сообщения.
В области чтения:
- соотносить рисунки с содержанием текста;
В области письма учащиеся:
- овладевают графикой марийского языка;
- овладевают правописанием слов;
- выполняют письменные задания;
- должны уметь списывать текст на марийском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей.
Ученик с диагнозом ОВЗ к концу 2 класса должен уметь писать и рассказывать алфавит, цифры до 10, выполнять с помощью схем и образца упражнения, читать легкие слова и выражения, называть 3-5 слов по изученным темам, уметь рассказывать о себе и о животных. Ученик должен знать, почему люди изучают марийский язык, должен соблюдать правила поведения на уроке и выполнять задания учителя на уроке и дома.
Пояснительная записка
Предметная область: марийский (государственный) язык, 3 класс.
Изучение марийского (государственного) языка в 3 классе учащимися с диагнозом ОВЗ направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений общаться на марийском языке с учетом речевых возможностей и потребностей второклассников с ограниченными возможностями здоровья: повторять слова и выражения за учителем, работать в хоровой и групповой деятельности, называть некоторых животных, предметы, количество, цвет, количество; кратко высказываться о себе, своем домашнем животном (с помощью подсказок);
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению марийским языком на третьем году обучения;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании марийского языка как средства общения (знание элементарных выражений для приветствия и прощания);
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на марийском языке;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием марийского языка: знакомство второклассников с миром финно-угорских сверстников, с финно-угорским детским фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников.
Программа рассчитана на учебную нагрузку 1 час в неделю – 34 часа в год.
Содержание курса отбиралось в строгом соответствии с требованиями учебных программ и стандартов к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся на начальном этапе обучения марийскому (государственному) языку. К концу года учащиеся должны овладеть элементарными навыками во всех четырёх видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. Языковой материал призван обеспечить необходимый и достаточный уровень речевого взаимодействия в рамках учебных ситуаций и сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной. Но следует отметить, что процесс обучения продвигается медленно, прогресс наблюдать сложно из-за индивидуальных особенностей детей.
Содержание учебной дисциплины «Марийский государственный). 3 класс»
Предметное содержание речи:
1. Мемнан классна. Наш класс. Шыже пагыт. Осеннее время. Могай вургемым чиена. Какую одежду одеваем. Курчак театр. Кукольный театр. Теле. Зима. Йошкар-Ола. Уремыште. На улице. Мый черле улам. Я болен. Шошо. Весна. Марий пайрем. Марийский праздник. Эрдене. Утром. Физкультурник улына. Мы физкультурники. Пӱртӱс. Природа.
2. Мои увлечения.
3. Республика изучаемого языка и страна (общие сведения: название, столица), литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки).
Говорение:
Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, извиниться; диалог расспрос - уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Куда? (по мере способности ученика); диалог побуждение к действию - уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания - 3-4 реплики с каждой стороны (все выполняется с помощью подсказок и опоры)
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в речи изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания - 3-4 фразы (ставить нужные слова из данного списка в маленькие предложения).
Слушание (аудирование):
Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных рассказов (с опорой на иллюстрацию). Время звучания текста для аудирования - до 1 минуты (сидеть внимательно слушать и понимать одно-два слова).
Чтение:
Обучение чтению.
Письмо и письменная речь:
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний.
Графика и орфография:
Все буквы марийского алфавита, основные буквы. Основные правила чтения и орфографии.
Фонетическая сторона речи:
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний марийского языка. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (союзах, послелогах), членение предложений на смысловые группы.
Лексическая сторона речи:
Знать элементарные слова для 3 класса.
Грамматическая сторона речи:
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова: «кӧ», «мо», «кунам», «кушто», «кушко», «молан», «кузе». Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения (перевод и работа по схеме и по образцу).
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса
В результате изучения марийского (государственного) языка в 3 классе ученик с диагнозом ОВЗ должен знать/понимать
• алфавит, буквы, звуки марийского языка;
• название республики изучаемого языка, ее столицу;
• наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).
В области говорения учащиеся должны уметь:
- приветствовать и отвечать на приветствие, в том числе и по телефону;
- прощаться и отвечать на прощание;
- представляться и представлять кого-либо, назвав своё имя, возраст и т. д.
- извиняться и реагировать на извинения;
- делать элементарные высказывания о себе, о друге, о семье;
В области аудирования:
- понимать и реагировать на устное высказывание учителя или партнёра по общению в пределах сфер и тематики, обозначенной программой;
- понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями;
- понимать короткие сообщения.
В области чтения:
- соотносить рисунки с содержанием текста;
В области письма учащиеся:
- овладевают графикой марийского языка;
- овладевают правописанием слов;
- выполняют письменные задания;
- должны уметь списывать текст на марийском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей.
Ученик с диагнозом ОВЗ к концу 3 класса должен уметь писать и рассказывать алфавит, цифры до 10, выполнять с помощью схем и образца упражнения, читать легкие слова и выражения, называть 3-5 слов по изученным темам, уметь рассказывать о себе и о животных. Ученик должен знать, почему люди изучают марийский язык, должен соблюдать правила поведения на уроке и выполнять задания учителя на уроке и дома.
Пояснительная записка
Предметная область: марийский (государственный) язык, 4 класс.
Изучение марийского (государственного) языка в 4 классе учащимися с диагнозом ОВЗ направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений общаться на марийском языке с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: повторять слова и выражения за учителем, работать в хоровой и групповой деятельности, называть времена года, рассказать о семье, о столице, школе, дне победы (с помощью подсказок);
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению марийским языком на третьем году обучения;
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на марийском языке;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием марийского языка: знакомство учеников с миром финно-угорских сверстников, с финно-угорским детским фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников.
Программа рассчитана на учебную нагрузку 1 час в неделю – 34 часа в год.
Содержание курса отбиралось в строгом соответствии с требованиями учебных программ и стандартов к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся на третьем году обучения марийскому (государственному) языку. К концу года учащиеся должны овладеть элементарными навыками во всех четырёх видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. Языковой материал призван обеспечить необходимый и достаточный уровень речевого взаимодействия в рамках учебных ситуаций и сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной. Следует отметить, что процесс обучения продвигается медленно, прогресс наблюдать сложно из-за индивидуальных особенностей детей.
Содержание учебной дисциплины «Марийский государственный). 4 класс»
Предметное содержание речи:
1. Наша школа. Наша семья. Летом в деревне.
2. Времена года. Зима. Осень. Лето. Весна.
3. День победы. Литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки).
Говорение:
Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, извиниться; диалог расспрос - уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Куда? (по мере способности ученика); диалог побуждение к действию - уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания – 5-6 реплик с каждой стороны (все выполняется с помощью подсказок и опоры)
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в речи изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз (ставить нужные слова из данного списка в маленькие предложения).
Слушание (аудирование):
Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных рассказов (с опорой на иллюстрацию). Время звучания текста для аудирования - до 1 минуты (сидеть внимательно слушать и понимать три-четыре слов).
Чтение:
Обучение чтению.
Письмо и письменная речь:
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний.
Графика и орфография:
Основные правила орфографии.
Фонетическая сторона речи:
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний марийского языка. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (союзах, послелогах), членение предложений на смысловые группы.
Лексическая сторона речи:
Знать элементарные слова для 4 класса.
Грамматическая сторона речи:
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова: «кӧ», «мо», «кунам», «кушто», «кушко», «молан», «кузе». Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения (перевод и работа по схеме и по образцу). Падежи в марийском языке, спряжения глаголов.
Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса.
В результате изучения иностранного языка в 4 классе ученик с диагнозом ОВЗ должен знать/ понимать:
- падежи изучаемого языка; правописание безударных гласных;
- спряжение и прошедшее время глаголов; степени сравнения прилагательных
- наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).
В области говорения учащиеся должны уметь:
- задавать элементарные вопросы по изученной теме и отвечать на них;
- начинать и заканчивать разговор;
- извиняться и реагировать на извинения;
- делать элементарные высказывания о школе, о зиме, осени.
В области аудирования:
- понимать и реагировать на устное высказывание учителя или партнёра по общению в пределах сфер и тематики, обозначенной программой;
- понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями;
- понимать короткие сообщения.
В области чтения:
1. соотносить рисунки с содержанием текста;
В области письма учащиеся:
- овладевают правописанием слов;
- выполняют письменные задания;
- должны уметь списывать текст на марийском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей.
Ученик с диагнозом ОВЗ к концу 4 класса должен уметь правильно писать и склонять слова, выполнять с помощью схем и образца упражнения, читать легкие слова и выражения, называть 10 слов по изученным темам, уметь рассказывать о школе и о временах года. Ученик должен знать, как строятся предложения в марийском языке, должен соблюдать правила поведения на уроке и выполнять задания учителя на уроке и дома.
Пояснительная записка
Предметная область: марийский (государственный) язык, 5 класс.
Изучение марийского (государственного) языка в 5 классе учащимися с диагнозом ОВЗ направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений общаться на марийском языке с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: повторять слова и выражения за учителем, работать в хоровой и групповой деятельности, называть времена года, рассказать о семье, о столице, школе, дне победы (с помощью подсказок);
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению марийским языком на третьем году обучения;
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на марийском языке;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием марийского языка: знакомство учеников с миром финно-угорских сверстников, с финно-угорским детским фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников.
Программа рассчитана на учебную нагрузку 1 час в неделю – 34 часа в год.
Содержание курса отбиралось в строгом соответствии с требованиями учебных программ и стандартов к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся на третьем году обучения марийскому (государственному) языку. К концу года учащиеся должны овладеть элементарными навыками во всех четырёх видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. Языковой материал призван обеспечить необходимый и достаточный уровень речевого взаимодействия в рамках учебных ситуаций и сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной. Следует отметить, что процесс обучения продвигается медленно, прогресс наблюдать сложно из-за индивидуальных особенностей детей.
Содержание учебной дисциплины «Марийский государственный). 5 класс»
Предметное содержание речи:
1. Родной язык как мама. Спорт.
2. Зима. Осень. Лето. Весна.
3. Характер. В походе. Литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки).
Говорение:
Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, извиниться; диалог расспрос - уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Куда? (по мере способности ученика); диалог побуждение к действию - уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания – 8-10 реплик с каждой стороны (все выполняется с помощью подсказок и опоры)
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в речи изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 8-10 фраз (ставить нужные слова из данного списка в маленькие предложения).
Слушание (аудирование):
Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных рассказов (с опорой на иллюстрацию). Время звучания текста для аудирования - до 1 минуты (сидеть внимательно слушать и понимать три-четыре слов).
Чтение:
Продолжить обучение чтению.
Письмо и письменная речь:
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний.
Графика и орфография:
Основные правила орфографии.
Фонетическая сторона речи:
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний марийского языка. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (союзах, послелогах, частицах), членение предложений на смысловые группы.
Лексическая сторона речи:
Знать элементарные слова для 5 класса.
Грамматическая сторона речи:
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова: «кӧ», «мо», «кунам», «кушто», «кушко», «молан», «кузе». Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения (перевод и работа по схеме и по образцу). Падежи в марийском языке, спряжения глаголов.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.
В результате изучения иностранного языка в 5 классе ученик с диагнозом ОВЗ должен знать/ понимать:
1. падежи изучаемого языка; правописание безударных гласных;
2. спряжение и прошедшее время глаголов; наклонения глаголов, степени сравнения прилагательных;
3. наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).
В области говорения учащиеся должны уметь:
- задавать элементарные вопросы по изученной теме и отвечать на них;
- начинать и заканчивать разговор;
- извиняться и реагировать на извинения;
- делать элементарные высказывания по определенной теме.
В области аудирования:
- понимать и реагировать на устное высказывание учителя или партнёра по общению в пределах сфер и тематики, обозначенной программой;
- понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями;
- понимать короткие сообщения.
В области чтения:
читать про себя и вслух, умет находить новые слова в словаре.
В области письма учащиеся:
- овладевают правописанием слов;
- выполняют письменные задания;
- должны уметь списывать текст на марийском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей.
Ученик с диагнозом ОВЗ к концу 5 класса должен уметь правильно писать и склонять слова, выполнять с помощью схем и образца упражнения, читать легкие слова и выражения, называть 15 слов по изученным темам, уметь рассказывать о характере, о временах года. Ученик должен знать, как строятся предложения в марийском языке, должен соблюдать правила поведения на уроке и выполнять задания учителя на уроке и дома.
Пояснительная записка
Предметная область: марийский (государственный) язык, 6 класс.
Изучение марийского (государственного) языка в 6 классе учащимися с диагнозом ОВЗ направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений общаться на марийском языке с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: повторять слова и выражения за учителем, работать в хоровой и групповой деятельности, называть времена года, рассказать о семье, о столице, школе, дне победы (с помощью подсказок);
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению марийским языком на третьем году обучения;
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на марийском языке;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием марийского языка: знакомство учеников с миром финно-угорских сверстников, с финно-угорским детским фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников.
Программа рассчитана на учебную нагрузку 1 час в неделю – 34 часа в год.
Содержание курса отбиралось в строгом соответствии с требованиями учебных программ и стандартов к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся на третьем году обучения марийскому (государственному) языку. К концу года учащиеся должны овладеть элементарными навыками во всех четырёх видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. Языковой материал призван обеспечить необходимый и достаточный уровень речевого взаимодействия в рамках учебных ситуаций и сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной. Следует отметить, что процесс обучения продвигается медленно, прогресс наблюдать сложно из-за индивидуальных особенностей детей.
Содержание учебной дисциплины «Марийский государственный). 6 класс»
Предметное содержание речи:
1. Родной язык как мама. Спорт.
2. Зима. Осень. Лето. Весна.
3. Характер. В походе. Литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки).
Говорение:
Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, извиниться; диалог расспрос - уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Куда? (по мере способности ученика); диалог побуждение к действию - уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания – 9-11 реплик с каждой стороны (все выполняется с помощью подсказок и опоры)
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в речи изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 9-11 фраз (ставить нужные слова из данного списка в маленькие предложения).
Слушание (аудирование):
Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных рассказов (с опорой на иллюстрацию). Время звучания текста для аудирования - до 1 минуты (сидеть внимательно слушать и понимать пять-шесть слов).
Чтение:
Продолжить обучение чтению.
Письмо и письменная речь:
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний.
Графика и орфография:
Основные правила орфографии.
Фонетическая сторона речи:
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний марийского языка. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (союзах, послелогах, частицах), членение предложений на смысловые группы.
Лексическая сторона речи:
Знать элементарные слова для 6 класса.
Грамматическая сторона речи:
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова: «кӧ», «мо», «кунам», «кушто», «кушко», «молан», «кузе». Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения (перевод и работа по схеме и по образцу). Падежи в марийском языке, спряжения глаголов.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса.
В результате изучения иностранного языка в 6 классе ученик с диагнозом ОВЗ должен знать/ понимать:
1. падежи изучаемого языка; правописание безударных гласных;
2. спряжение и прошедшее время глаголов; наклонения глаголов, степени сравнения прилагательных;
3. наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).
В области говорения учащиеся должны уметь:
- задавать элементарные вопросы по изученной теме и отвечать на них;
- начинать и заканчивать разговор;
- извиняться и реагировать на извинения;
- делать элементарные высказывания по определенной теме.
В области аудирования:
понимать и реагировать на устное высказывание учителя или партнёра по общению в пределах сфер и тематики, обозначенной программой;
понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями;
понимать короткие сообщения.
В области чтения:
читать про себя и вслух, умет находить новые слова в словаре.
В области письма учащиеся:
- овладевают правописанием слов;
- выполняют письменные задания;
- должны уметь списывать текст на марийском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей.
Ученик с диагнозом ОВЗ к концу 6 класса должен уметь правильно писать и склонять слова, выполнять с помощью схем и образца упражнения, читать легкие слова и выражения, называть 15 слов по изученным темам, уметь рассказывать о характере, о временах года. Ученик должен знать, как строятся предложения в марийском языке, должен соблюдать правила поведения на уроке и выполнять задания учителя на уроке и дома.
Календарно-тематическое планирование по марийскому (государственному) языку для 2 класса
№ блока | № урока | Название темы | Часы | Что должен знать / Что должен уметь | Дата проведения урока | |
по плану | фактически | |||||
Блок | ||||||
I. Палыме лийына. Будем знакомы. | Палыме лийына. Познакомимся. | 1 | Знать устно алфавит, цифры до10, слова-приветствия и прощания / Уметь обводить буквы марийского алфавита, работать в хоровой деятельности. | |||
Мый шотлем. Я считаю. | 1 | |||||
II. Мемнан ешна. Наша семья. | Мемнан ешна. Наша семья. | 1 | Знать слова, указывающие семью. / Уметь рассказать, кто у тебя есть в семье, уметь произносить новые слова. | |||
III. Ме кушто илена. Где мы живем. Те кушто тунемыда? Вы где учитесь? | Тый кушто илет? Ты где живешь? | 1 | Знать элементарные слова по теме. / Выполнять задания в рабочей тетради, уметь слушать мини-тексты, выполнять задания данные учителем для индивидуальной работы. | |||
Те кушто иледа? Вы где живете? | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
V. Зоопаркыште. В зоопарке. | Тый кӧ улат? Ты кто? | 1 | Знать элементарные слова по теме. / Назвать диких животных и зверей, уметь их рисовать, отличать диких животных от домашних, уметь читать элементарные слова по изученному курсу, выполнять задания в рабочих тетрадях. | |||
Зоопаркыште. В зоопарке. | 1 | |||||
VI. Лишыл еҥ. Мои близкие. | Мыйын йолташем. Мой друг. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Друг» / | |||
VII. Мый йӧратем. Я люблю. | Йӧратем мый кувавайым. Люблю я бабушку. | 1 | Рассказать, что ты любишь делать с своей игрушкой, назвать свою любимую игрушку, спросить у друга о его любимой игрушке. | |||
VIII. Теле. Зима. | Теле. Зима. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Зима» / Выполнять задания в рабочей тетради, уметь слушать мини-тексты, выполнять задания данные учителем для индивидуальной работы. | |||
У ий дене саламлена. Поздравляем с Новым годом. | 1 | |||||
IX. Жап, числа, арня, тылзе. Время, число, неделя, месяц. | Арня. Неделя. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Время». / Выполнять задания в рабочей тетради, задания данные учителем для индивидуальной работы. | |||
Мыняр жап? Сколько времени? | 1 | |||||
X. Шошо. Весна. | Таче могай тылзе, могай числа? Сегодня какой месяц, число? | 1 | Знать элементарные слова по теме «Весна» / Выполнять задания в рабочей тетради, уметь слушать мини-тексты. | |||
Идалык жап. Времена года. | 1 | |||||
XI. Мемнан модышна. Наша игрушка. | Могай тӱсан? Какого цвета? | 1 | Знать элементарные слова по теме «Цвет», «Игрушка». / Выполнять задания в рабочей тетради. Уметь рассказывать, что любит делать со своей игрушкой, назвать свою любимую игрушку, спросить у друга о его любимой игрушке. | |||
Мыйын курчакем. Моя кукла. | 1 | |||||
Сокыртага. Жмурки. | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
XII. Кочкыш. Еда. | Тый мом кочкат? Ты что кушаешь? | 1 | Знать элементарные слова по теме «Еда» / называть, что любишь кушать и уметь их нарисовать. | |||
Устелтӧрыштӧ. За столом. | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повтрение. | 1 | |||||
XIII. Ялыште. В деревне. | Ялыште. В деревне. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Овощи, ягоды» / рисовать овощи, фрукты, ягоды, рассказать, что любишь, что не любишь. | |||
Матроскин – ялыште. Матроскин – в деревне. | 1 | |||||
Сад-пакчаште. В саду, огороде. | 1 | |||||
Вӧдыр чӱчӱ Матроскинлан полша. Дядя Федор помогает Матроскину. | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
XIV. Шочмо вер. Родная сторона. | Кудывечыште. Во дворе. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Птицы» / рисовать птиц, уметь различать, кто как поет. | |||
Кӧ кузе йӱклана. Кто как поет. | 1 | |||||
XV. Йомакым модына. Играем сказку. | Йомакым модына. Играем сказку. | 1 | ||||
Йомакым модына. Играем сказку. | 1 | |||||
Шочмо вер. Родная сторона. | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование по марийскому (государственному) языку для 3 класса
№ урока | Название блока | Название темы | Часы | Универсальное учебное действие | Дата проведения урока | ||||||
По плану | Фактически | ||||||||||
3 а | 3 б | 3 в | 3 а | 3 б | 3 в | ||||||
| Таче икымше сентябрь. Сегодня первое сентября. | 1 | Овладение минимумом лексики по теме Чтение, пересказ | ||||||||
Классыште мо уло? Что есть в классе? | 1 | ||||||||||
Йоча-влак кушто улыт? Где дети? | 1 | ||||||||||
| Тый каласе, шыже кече. Ты скажи, осенний день. | 1 | Повторение тест Овладение минимумом лексики по теме Диалог | ||||||||
Шыже. Осень. | 1 | ||||||||||
Погҥым погена. Собираем грибы. | 1 | ||||||||||
| Шотлена. Считаем. | 1 | Диалог чтение Овладение минимумом лексики по теме повторить | ||||||||
Мош шога. Сколько стоит. | 1 | ||||||||||
Матти кевытыш кая. Матти идет в магазин. | 1 | ||||||||||
Пазарыште. На рынке. | 1 | ||||||||||
| Вургем. Одежда. | 1 | рисование чтение диалог чтение Овладение минимумом лексики по теме | ||||||||
Кевытыште. В магазине. | 1 | ||||||||||
Шӱдӧ вургем. Сто одежд. | 1 | ||||||||||
| Марий курчак театр. Марийский кукольный театр. | 1 | Овладение минимумом лексики по теме презентация диалог Чтение и перевод повторить | ||||||||
Йоча-влак курчакым ыштат. Дети делают куклу. | 1 | ||||||||||
Йомакым модына. Играем сказку. | |||||||||||
| Таче могай игече? Сегодня какая погода? | 1 | тест Овладение минимумом лексики по теме Составление текста Знание этикета Диалог | ||||||||
Теле. Зима. | 1 | ||||||||||
У ий толеш. Идет новый год. | 1 | ||||||||||
| Йошкар-Ола. | 1 | повторить Овладение минимумом лексики по теме Чтение презентация | ||||||||
| Уремыште. На улице. | 1 | |||||||||
Шекланыза корнышто! Осторожно на дороге! | 1 | ||||||||||
| Кӧ черле? Кто больной? | 1 | Ответить на вопросы Овладение минимумом лексики по теме пересказ Овладение минимумом лексики по теме пересказ | ||||||||
Мый врач лиям. Я буду врачом. | 1 | ||||||||||
Шошо толын. Весна пришла. | |||||||||||
| Удырамаш пайрем. Женский праздник. | 1 | |||||||||
Ончалза, могай ме улына. Посмотрите, какие мы. | 1 | ||||||||||
| Марий пайрем. Марийский праздник. | 1 | диалог Чтение, пересказ диалог Овладение минимумом лексики по теме рисование | ||||||||
Унам вучена. Ждем гостей. | 1 | ||||||||||
Эрдене. Утром. | 1 | ||||||||||
| Физкультурник улына. Мы физкультурники. | 1 | |||||||||
| Чодыраште. В лесу. | 1 | Диалог, составление плана Повторить Повторить | ||||||||
Рывыж ден тумна. Лиса и сова. | 1 | ||||||||||
Ер серыште. На берегу озера. | 1 | ||||||||||
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование по марийскому (государственному) языку для 4 класса
№ урока | Название блока | Название темы | Часы | Что должен знать / Что должен уметь | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||||
| Эртыше кеҥежым шарналтена. Вспоминаем лето. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Наша школа» / Выполнять задания в рабочей тетради, данные учителем для индивидуальной работы. | |||
Мемнан школна. Наша школа. | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
Пӱртӱс поянлык. Богатство природы. | 1 | |||||
Икымше гана чодыраште. Первый раз в лесу. | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
| Ме ешыште келшен илена. Наша дружная семья. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Наша семья» / Уметь рассказать о своей семье. Уметь нарисовать родословное дерево, выполнять задания данные учителем для индивидуальной работы. | |||
Каныме кече. Выходной день. | 1 | |||||
| Марий писатель С.Г.Чавайн. Марийский писатель С.Г.Чавайн. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Читаем» / Уметь слушать мини-тексты, выполнять задания данные учителем для индивидуальной работы. | |||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
| Кидпаша. Рукоделие. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Школьные дела» / Уметь рассказать о своем любимом уроке, о выборе профессии, выполнять задания данные учителем для индивидуальной работы. | |||
Мыйын расписанием. Моё расписание. | 1 | |||||
Те кӧ лийнеда? Кем вы хотите быть? | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
| Декабрь. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Зима» / Выполнять задания в рабочей тетради, уметь слушать мини-тексты, выполнять задания данные учителем для индивидуальной работы. | |||
Телын саламже. Зима. | 1 | |||||
У ий дене. С Новым годом. | 1 | |||||
| «Икана Марий чодраште». «Однажды в Марий чодра». | 1 | Знать элементарные слова по теме «Берегите лес» / Выполнять задания в рабочей тетради, уметь слушать мини-тексты, выполнять задания данные учителем для индивидуальной работы. | |||
Вучыдымо вашлиймаш. Неожиданная встреча. | 1 | |||||
| Мемнан армийна. Наша армия. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Защитника Отечества» / Уметь слушать мини-тексты, выполнять задания данные учителем для индивидуальной работы. | |||
| Март – шошын икымше тылзыже. Март – первый весенний месяц. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Весна» / Выполнять задания в рабочей тетради, данные учителем для индивидуальной работы. | |||
Куку. Кукушка. | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
Шочмо-кушмо Марий Эл. Родной Марий Эл. | 1 | |||||
Мемнан рӱдолана. Наша столица. | 1 | |||||
Мыйын илыме верем. Моё место жительства. | 1 | |||||
| Сеҥымаш кече. День Победы. | 1 | Знать элементарные слова по теме «День победы» / Выполнять задания в рабочей тетради, уметь слушать мини-тексты, выполнять задания данные учителем для индивидуальной работы. | |||
Чоткар патыр. Богатырь Чоткар. | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
| Вашке кеҥеж. Скоро лето. | 1 | Знать элементарные слова по теме «Лето» / Выполнять задания в рабочей тетради, уметь слушать мини-тексты, выполнять задания данные учителем для индивидуальной работы. | |||
Финн-угор лагерьыште. В финно-угорском лагере. | 1 | |||||
Урок-экскурсий. Урок-экскурсия. | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
13. Иктешлымаш. Итог. | Иктешлымаш урок. Итоговый урок. | 1 |
Календарно-тематическое планирование по марийскому (государственному) языку для 5 класса
№ урока | Название блока | Название темы | Универсальные учебные действия | Часы | Дата проведения | |
По | Факти- | |||||
5 б | 5 б | |||||
Кенеж кушта, шыже иктешла. | Летние каникулы. | Личностный УУД. Идалык жап нерген ойлен мошта. Регулятивный УУД. Тунемме мут-влакым мутланымаште чын кучылтеш. Познавательный УУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутлана да воза. Коммуникативный УУД. Марий мутым чын лудеш да мутланымаште кучылтеш. Теме почеш йодышым шынден мошта. | 1 | |||
Шыже игече. Осенняя погода. | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
Шочмо йылме ава гай. Родной язык как мама. | Шочмо йылме. Марий йылме – марий калыкын шочмо йылмыже. | Личностный УУД.Марий йылмым йората да пагала. Регулятивный УУД. Тунемме мут-влакым мутланымаште чын кучылтеш. Познавательный УУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутлана да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш.кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||
Мый марий йылмым тунемам. Я изучаю марийский язык. | 1 | |||||
Класс пӧлемна. Классный кабинет. | 1 | |||||
Марий Элын гимнже, флагше, гербше. | 1 | |||||
Повторение. | 1 | |||||
Теле жап. Зима. | Зима. | Личностный УУД. Пӱртӱсым йӧрата, арала. Регулятивный УУД.Тунемме мут-влакым мутланымаште чын кучылтеш. ПознавательныйУУД. Туныктышын йодмыж почеш книгаште кӱлеш информацийым муын мошта да тудым мутланымаште кучылтеш. Коммуникативный УУД. Марий текстым лудеш, тӱҥ содержанийжым умыла. | 1 | |||
Телымсе модыш. Зимние игры. | 1 | |||||
У ий толеш. Наступает Новый год. | 1 | |||||
Турло эллаште У ий пайрем. Новый год в разных странах. | Йот эллаште У ийым вашлийме йӱла. | Личностный УУД. Йӧратыме идалык жап нерген ойлен мошта. Регулятивный УУД. Тунемме мут-влакым мутланымаште чын кучылтеш. ПознавательныйУУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутлана да воза. Коммуникативный УУД. Йодышым чыншында да вашмутым чоҥа, программыште ончыктымо кугытан лиалогым чоҥа. | 1 | |||
Йӱштӧ Кугыза кушто ила? Где живет дед мороз? | 1 | |||||
Спорт дене келшена – таза лийына. Будем дружить со спортом – будем здоровы. | Физкультур урокышто. На уроке физкультуры. | Личностный УУД. Шке кече режимжым шымла, спортын кӱлешлыкшым пала. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. ПознавательныйУУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||
Режим дня. | 1 | |||||
Йӧратыме спорт передаче. | 1 | |||||
Марий модыш-влак. Марийские игры. | 1 | |||||
Яра жап. Свободное время. | Сутки, часы. | Личностный УУД. Йӧратыме паша нерген ойлен мошта, сай ден осалым ойыркала, тазалыкын кӱлешлыкшым пала. Регулятивный УУД. Тунемме мут-влакым мутланымаште чын кучылтеш. ПознавательныйУУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш Коммуникативный УУД. Марий мутым чын лудеш да мутланымаште кучылтеш. | 1 | |||
Каныме кече. Выходной. | 1 | |||||
Мотор шошо. Весна. | Шошо. Весна. | Личностный УУД. Идалык жап нерген ойлен мошта. Регулятивный УУД. Тунемме мут-влакым мутланымаште чын кучылтеш. ПознавательныйУУ Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш Коммуникативный УУД. Кутырымаште сложный предложенийым кучылт мошта. | 1 | |||
Йӧратыме авайна, ковайна. Любимая мама, бабушка. | 1 | |||||
Повторение. | 1 | |||||
Койыш-шоктыш. Характер. | Айдемын койыш-шоктышыжо. Характер человека. | Личностный УУД. Йолташыже-влакым пагала, йӧрата, тиде кумылым весылан почын пуен мошта.Ен ончылно шкем кучен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. ПознавательныйУУД. Туныктышын йодмыж почеш тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да йодышлан вашмутым пуа. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||
Ме нунын дене кугешнена. Мы гордимся ими. | 1 | |||||
Юл энер воктене. На берегу Волги. | Юл эҥер воктене. На берегу Волги. | Личностный УУД. Шке шочмо кундемжым, кумдан палыме еҥже-влакым пала, йолташыже-влакым пагала, йӧрата, тиде кумылым весылан почын пуен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. ПознавательныйУУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||
Курыкмарий район. | 1 | |||||
Лӱмлӧ еҥ-влак. Знаменитые люди. | 1 | |||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||
Марий Элысе тоштер-влак. | 1 | |||||
Йошкар-Оласе тоштер. | 1 | |||||
Т.Евсеев – лӱмлӧ этнограф. | 1 | |||||
Чодырашке поход дене. В поход. | Чодыраште кузе кошташ? Правила поведения в лесу. | Личностный УУД. Шочмо марий кундемым, пӱртӱсым йӧрата, арала, весын кумылжым тарвата. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. ПознавательныйУУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутлана да воза. Коммуникативный УУД. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥа, программыште ончыктымо кугытан лиалогым чоҥа, текстым чонен кертеш. | 1 | |||
Тулото воктене. Кочкаш шолтена. | 1 | |||||
Иктешлымаш урок. Итоговый урок | ||||||
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование по марийскому (государственному) языку для 6 класса
№ урока | Название блока | Название темы | Универсальные учебные действия | Часы | Дата проведения урока | |||
По плану | Фактически | |||||||
6 б | 6 г | 6 б | 6 г | |||||
Школ илыш. Школьная жизнь. | Шинчымашым налмаш – тӱня дене палыме лиймаш. Получение знаний – знакомство с миром. | Личностный УУД. Шке школжым, йолташыже-влакым пагала, йӧрата, тиде кумылым весылан почын пуен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. Познавательный УУД. Туныктышын йодмыж почеш тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||||
Йӧратыме урок. Любимый урок. | 1 | |||||||
Урок деч вара. После урока. | 1 | |||||||
Шыже пайрем. Осенний праздник. | Шыже – сылне идалык жап. Осень – красивое время года. | Личностный УУД. Йӧратыме идалык нерген палемда, тиде кумылым весылан почын пуен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. Познавательный УУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||||
Шыжым эртарыме пайрем-влак. Праздники, проводимые осенью. | 1 | |||||||
Финн-угор калык-влак: нунын лӱмышт, илыме верышт. Финно-угорский народ: названия, места жительства. | 1 | |||||||
Марий калык, марий йылме финн-угор калык ешыште. Марийский народ и марийский язык в финно-угорской семье. | 1 | |||||||
Марий Элем – шочмо верем. Марий Эл – мой родной край. | Марий Элын верланымыже. Расположение Марий Эл. | Личностный УУД. Шке шочмо элжым, шочмо вержым, йолташыже-влакым пагала, йӧрата, тиде кумылым весылан почын пуен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. Познавательный УУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||||
Йошкар-Ола. | 1 | |||||||
Марий чодыран поянлыкше. Богатства марийского леса. | 1 | |||||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||||
Мемнан ешыште пайрем. Праздник в нашей семье. | Марий кочкыш. Марийская еда. | Личностный УУД. Марий калык пайрем, кочкыш, шкем кучымаш йӱлам пагала, йӧрата, тиде кумылым весылан почын пуен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. Познавательный УУД. Сӱрет почеш йодышым шында да вашмутым пуен мошта. Шкем ӱстелтӧрыштӧ кузе кучымо правилым пала, предложенийым чоҥа. Калык кочкыш нерген тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш.кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||||
Ӱстелторыштӧ шкем кучен моштымаш. Правила поведения за столом. | 1 | |||||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||||
У ий толеш. Идет Новый год. | Юзо теле. Волшебная зима. | Личностный УУД. Шке калык-йӱлам, палемдалтше пайрем-влакым пагала, йӧрата, тиде кумылым весылан почын пуен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. Познавательный УУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||||
Шорыкйол. Святки. | 1 | |||||||
Профессий тӱняште. В мире профессий. | Профессий-влак тӱняште. В мире профессий. | Личностный УУД. Тӱнямбалне улшо паша профессий-влакым пагала, йӧрата, тиде кумылым весылан почын пуен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. Познавательный УУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||||
Мыланем келшыше профессий. Профессия, которая мне нравится. | 1 | |||||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||||
Марий театр. | Йошкар-Оласе театр-влак. Театры Йошкар-Олы. | Личностный УУД. Шке кундемысе театр, артист-влакым пагала, йӧрата, тиде кумылым весылан почын пуен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. Познавательный УУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||||
Марий артист-влак. Марийские артисты. | 1 | |||||||
Библиотекыште. В библтотеке. | Книга – мемнан йолташна. Книга – наш друг. | Личностный УУД. Книга, книгагудо деке кумылан, йолташыже-влакым пагала, йӧрата, тиде кумылым весылан почын пуен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. Познавательный УУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||||
Школ библиотекыште. В школьной библиотеке. | 1 | |||||||
Марий йоча журнал ден газет-влак. Марийские детские журналы и газеты. | 1 | |||||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||||
Тазалыкым аралыза! Берегите здоровье. | Кече режим. Режим дня. | Личностный УУД. Шке кече режимжым шымла, йолташыже-влакым пагала, йӧрата, тиде кумылым весылан почын пуен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. Познавательный УУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||||
Поликлиникыште. Тазалыкна – шкенан кидыште. В поликлинике. Наше здоровье – в наших руках. | 1 | |||||||
Сеҥымаш пайрем. Праздник Победы. | Эн кугу пайрем. Самый большой праздник. | Личностный УУД. Шке эл талешке-влакым, пайрем-влакым пала, йолташыже-влакым пагала, йӧрата, тиде кумылым весылан почын пуен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. Познавательный УУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||||
Марий герой-влак. Марийские герои. | 1 | |||||||
Ушештарымаш. Повторение. | 1 | |||||||
Провой кундемыш путешествий дене. Путешествие в Звениговский район. | Провой кундем. Звениговский район. | Личностный УУД. Шке шочмо кундемжым, кумдан палыме еҥже-влакым пала, йолташыже-влакым пагала, йӧрата, тиде кумылым весылан почын пуен мошта. Регулятивный УУД. Шке да вес еҥын пашажым аклен мошта. Познавательный УУД. Тунемме книга да вес источник гыч кӱлеш информацийым муын мошта да мутланымаште кучылтеш, темлыме модель почеш мутланымашым чоҥа да воза. Коммуникативный УУД. Теме почеш йолташ дене пашам ышта, тергыме пашам эртара. Йодышым чын шында да вашмутым чоҥен мошта, программыште ончыктымо кугытан диалогым чоҥен кертеш. | 1 | |||||
Звенигово кундемын лӱмлӧ еҥышт. Знаменитые люди Звениговского района. | 1 | |||||||
Икымше марий композитор. Первый марийский композитор. | 1 | |||||||
Иктешлымаш урок. Итоговый урок. | 1 | |||||||
Итого | 68 |
2. Адаптированная программа по истории и культуре народов
В 2013-2014 учебном году была разработана адаптированная программа по истории и культуре народов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет | Классы | Часы | В неделю | Контр. работы | Творч. исслед. | АКР, экзамен |
история и культура народа | 9 5 | 34 | 1 | |||
история и культура народа | 9 б | 34 | 1 |
Вся работа нацелена на доброжелательность, желание узнать что-то новое и интересное с помощью иностранного языка. Контроль и проверка проводится с учетом индивидуальных черт ученика и с учетом здоровья, поведения и отношения к учебе.
Пояснительная записка
Программа составлена для детей с диагнозом ОВЗ, которые обучаются по безотметочной системе в общеобразовательной школе с разрешения их родителей. Обучение историю и культуру народов Марий Эл происходит в единстве всех функций: познавательной (ученик с диагнозом ОВЗ должен научиться сообщать основную информацию, извлекать ее при чтении), регулятивной (выполнять действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений, оценивать выполненную работу), личностной (понимать значимость изучения истории и культуры), коммуникативной (соблюдать правила этикета на основе традиций марийского народа, уметь вступать в речевой контакт). Для достижения данных целей все задания даются им в облегченной форме и требования к ним сокращаются.
Для реализации данной программы используется УМК, в который входит учебник. Для учеников дается минимум лексического материала. Обучение строится поэтапно с учетом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности. Тем самым на уроках ИиКН реализуется презентация материала, его повторение, применение в устных и письменных высказываниях. При планировании цепочки уроков предусматривается комбинирование материала блоков в рамках одного урока, отбираемые порции материала соотносятся друг с другом. Вся работа делается по шаблону.
По программе для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся разного уровня обученности, учет индивидуальных интересов и склонностей при планировании учебных уроков и определении домашнего задания. В силу специфики обучения ИиКН большинство уроков носит комбинированный характер. Когда на одном и том же уроке могут развиваться у учащихся все 4 вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо), поэтому тип урока не указывается. Все это позволяет успешно работать по данной адаптивной программе и развивать УУД по ИиКН каждого ученика с учетом их особенностей.
Тематический план учебной дисциплины «История и культура народов Марий Эл» для 5 класса
Разделы | Наименование тем | Кол-во часов | Что должен знать / Что должен уметь | Дата проведения | ||
По плану | Фактически | |||||
5 б | 5 б | |||||
1. Республика Марий Эл в составе России | Россия - общий дом для народов страны. | 1 | слова гимна России, Республики Марий Эл, своего района / отличать флаги России и Марий Эл | |||
Государственная символика РФ и РМЭ | 1 | |||||
2. Семья. Родство. | Семья как школа трудового мастерства. Семейные династии. | 1 | Свой род, свои корни. / Составлять родословное древо | |||
Судьба моей семьи в судьбе края. Оформление альбома «Моя трудовая семья». | 1 | |||||
3. Этнокультурное содружество в республике. | Многонациональная семья Республики Марий Эл. | 1 | о теме дружбы народов Марий Эл в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве. / Иметь первоначальное представление о марийском народе. Составить рассказ на тему «Мы такие разные и так похожи» | |||
Творческий урок. Авторское сочинение «Мы такие разные и так похожи». | 1 | |||||
4. Основы религиозной культуры. | Православие в Марийском крае. | 1 | о марийской традиционной религии; традиционных марийских религиозных праздниках. Что такое ислам? / Представлять роль и место религии в культурной жизни народов Марий Эл | |||
Православные церкви, монастыри, святые источники. | 1 | |||||
Марийская традиционная религия как основа духовной культуры мари. | 1 | |||||
Ислам в марийском крае | 1 | |||||
Марийские традиционные праздники. | 1 | |||||
5. Моя республика сегодня. | Славные люди родного края. | 1 | о строительстве и процветании Республики Марий Эл / составлять связный рассказ о жизни древних людей. Составлять связный рассказ на тему «Земля марийская – мой дом». | |||
Заочная экскурсия в г. Йошкар-Ола в историко-культурный комплекс «Царевококшайский Кремль» | 1 | |||||
Творческий репортаж «Земля марийская - мой дом родной». | 1 | |||||
6. Из истории архитектуры | Архитектурно-планировочные традиции в марийском крае. | 1 | о возникновении архитектурно-планировочных традиций на территории Марийского края. / составлять связный рассказ о взаимовыручке и коллективной неоплачиваемой трудовой помощи при возведении нового дома у марийцев; иметь представление о традициях новоселья. | |||
Исследовательская работа «Традиции новоселия», «напомочь». | 1 | |||||
Деревянное зодчество в марийском крае | 1 | |||||
7. Из истории театра | Заочная экскурсия в Марийский национальный театр им. М. Шкетана. | 1 | народные обряды и календарные игры – основы возникновения национального профессионального театрального искусства; о культуре поведения в театре. / Знакомиться с репертуаром национального театра драмы им. Шкетана, знать имена первых народных артистов театра. | |||
Знакомство с репертуаром театра, ведущими артистами. | 1 | |||||
Конкурс «Знаток слов». Театральная терминология. | 1 | |||||
8. Из истории изобразительного искусства. | Первые персональные живописцы Марийского края Исследовательская работа | 1 | о казанских русских художниках первых профессиональных живописцах в Марийском крае. А.В. Григорьев – один из первых профессиональных художников-мари / называть известных художников и их полотна | |||
А.В. Григорьев - персональный художник, организатор художественного образования в Марийском крае. | 1 | |||||
Заочная экскурсия в историко-художественный музей-комплекс им. А.В. Григорьева в Козьмодемьянске. | 1 | |||||
9. Устное народное творчество и народные игры. | Исследовательская работа Легенды, предания, былины: сбор легенд, преданий о родной стране. | 1 | ||||
Народные игры. | 1 | |||||
10. Народное искусство | Традиционная вышивка мари. Ознакомление с альбомом Т.А. Крюковой «Марийская вышивка» (Л.,1956). | 1 | Игры своих бабушек и дедушек, народные игры народа мари и других народов, проживающих на территории РМЭ | |||
Экскурсия-встреча в музее Красногорского Дома детского творчества в отделе «Марийская вышивка». | 1 | отличительные черты вышивки / узнавать этническую принадлежность человека по костюму, «читать» узоры марийской вышивки | ||||
11. Музыкальная культура | Ознакомление с музыкальными произведениями профессиональных композиторов республики. | 1 | легенды – основа сюжетов балетов композиторов республики. / Дать оценку творчеству композиторов, авторов балетов | |||
Посещение детской школы искусств. | 1 | |||||
12. Знание - наше богатство | Экскурсия в городскую (детскую) библиотеку поселка | 1 | о национальной библиотеке имени С.Г. Чавайна – главном хранилище книг в республике; о районных и сельских библиотеках. / Выбирать интересующуюся литературу в школьной библиотеке, уметь составлять библиографию. | |||
Знакомство с литературой. Знакомство с уникальными изданиями. | 1 | |||||
13. Праздники | Классификация праздников. | 1 | красные даты календаря / называть имена и рассказывать о подвигах земляков – героев войны и тружениках тыла. | |||
Творческий урок Литературно-музыкальная композиция «Мужеству учимся у отцов и дедов» | 1 | |||||
14. Итоговый урок | Творческий урок. «Как много мы узнали о нашей малой родине» | 1 | ||||
Итого | 34 |
Тематический план учебной дисциплины «История и культура народов Марий Эл» для 9 класса
Разделы | Наименование тем | Кол-во часов по плану | Что надо знать / | Дата проведения урока | ||
По плану | Фактически | |||||
9 б | 9 б | |||||
Марийский край в начале XX века | Социально-экономическое и культурное развитие края. | 1 | социально-экономическое и культурное развитие края к началу XX века; столыпинскую аграрную реформу в Марийском крае. / рассказывать о зарождении марийского национального движения. | |||
Сельское хозяйство. Столыпинская аграрная реформа в Марийском крае. | 1 | |||||
Промышленность. Транспорт и торговля. | 1 | |||||
Зарождение марийского общественного национального движения. | 1 | |||||
Культура и образование в начале XX века. | Открытие гимназий, школ пчеловодства, сельскохозяйственных школ. | 1 | о роли Казанского университета в просвещении нерусских народов Поволжья; о Марийском крае в годы первой мировой войны. / работать с письменными и другими видами источников при изучении культуры и образования | |||
Роль Казанского университета в просвещении нерусских народов Поволжья. | 1 | |||||
Марийская печать на марийском языке. | 1 | |||||
Марийский край в годы первой мировой войны. | 1 | |||||
Зарождение марийской литературы. | Влияние русских поэтов на творчество марийских писателей. | 1 | первые повести и рассказы на марийском языке. Писатели-мари Г.Микай, Н.С. Мухин, С.Г. Чавайн. / составлять связный рассказ о первых марийских писателях и поэтах | |||
Изображение исторических событий начала XX века в марийской литературе. | 1 | |||||
Марийский край в период революции и гражданской войны (1917-1920 гг.) | Марийское национальное общественное движение. | 1 | отношение населения края к Февральской революции 1917 г.; марийское национальное движение. / Рассказывать о жизни марийского народа во время гражданской войны | |||
Установление советской власти в населенных пунктах марийского края. | 1 | |||||
Национальный областной съезд мари. Всероссийский съезд мари. Население марийского края в условиях «военного коммунизма». | 1 | |||||
Развитие культуры и образования | 1 | |||||
Зарождение марийской драматургии и театра | Обзор о жизни и творчестве марийских писателей. | 1 | сведения о жизни и творчестве марийских писателей И.Беляева, Л.Конакова, М.Шкетапа; творческие параллели с литературами других народов / находить материал из первоисточников о зарождении марийской драматургии и театра | |||
Встреча с артистами Марийского национального театра драмы им. М.Шкетана. | 1 | |||||
Марийская Автономная область в 1920-1930-е годы. | Образование Марийской Автономной области. | 1 | образование Марийской автономной области. Первый съезд Советов автономной области. Голод 1921-1922 годов в Марийском крае. / находить материал из первоисточников при изучении темы | |||
Голод в 1921-1922 гг в марийском крае. Годы НЭП. Индустриализация в МАО.1 | 1 | |||||
Социально-экономическое развитие области в годы НЭП. Раскулачивание и сплошная коллективизация сельского хозяйства. | 1 | |||||
Коренизация в области науки, образования и культуры. Новые типы школ. Открытие научных и высших учебных заведений. | 1 | |||||
Расцвет марийской культуры. Становление марийской национальной музыки. Союз композиторов Марийской АССР | 1 | |||||
Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны. | Начало войны. Подвиг земляков на фронтах ВОВ, в партизанском движении. | 1 | о жизни Марийского края в годы войны / находить материал из первоисточников при изучении темы | |||
Размещение эвакуированных предприятий, научных учреждений и жителей. | 1 | |||||
Культура и наука МАССР в годы войны. | 1 | |||||
Марийская литература периода Великой Отечественной войны | 1 | |||||
Исследовательская работа «Участники войны – мои земляки». | 1 | |||||
Марийская АССР в 1945-1990 гг. | Переход от войны к мирному времени. | 1 | развитие Марийской АССР после войны. / находить материал из первоисточников при изучении темы | |||
Успехи в промышленности и строительстве. Сельскохозяйственное производство. | 1 | |||||
Развитие образования. Высшая школа и наука. Развитие средств массовой информации. | 1 | |||||
Марийская опера и балет. | 1 | |||||
Марийская литература. Творческие параллели с литературой других регионов | 1 | |||||
Семья. Родство. | Семейный кодекс Российской Федерации. Праздник «День матери». | 1 | Семейный кодекс России. / находить материал из первоисточников при изучении темы | |||
Праздники. | Месяцеслов. Календарные, народные, профессиональные праздники. | 1 | ||||
Итоговый урок. | 1 | |||||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по русскому языку 3 класс
Адаптированная программа по русскому языку для индивидуального (надомного обучения...
Адаптированная программа по русскому языку (1-4 кл.)
Адаптированная программа по русскому языку (1-4 класс), Школа России...
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
Программа для коррекционных классов...
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 3 класс
Программа для коррекционных классов...
адаптированная программа по русскому языку - 4 кл
Русский язык» (письмо развитию речи) представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся, учебно ...
Пояснительная записка к адаптированной программе по английскому языку 4 класс ( автор учебника В.П.Кузовлев)
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для учащеихся4 класса....
Робочая программа по марийскому языку для 4 класса
Рабочая программа по марийскому(государственному) языку для 4 класса. ...