Адаптированная программа по русскому языку (1-4 кл.)
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 93.79 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Адаптированная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»).
В программе учтены рекомендации для обучения детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития различного характера, разработанные авторским коллективом под руководством Шевченко С.Г.
Изучение учебного курса «Русский язык» рассчитано на четыре года, обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении.
Пояснительная записка
При обучении русскому языку предусматриваются следующие задачи:
- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
- формирование орфографических, речевых, пунктуационных навыков, умений в области языкового анализа;
- развитие связной речи;
- формирование навыков учебной работы;
- развитие приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Наряду с общеобразовательными, ставятся и коррекционно-развивающие задачи:
- развитие фонематического восприятия, формирование лексико-грамматического строя устной речи,
- коррекция и предупреждение оптических, фонематических, лексических ошибок в письменной речи.
Программа по русскому языку включает разделы: «Обучение грамоте», «Фонетика и графика», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация», «Развитие речи».
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями.
Количество часов, отведенных на изучение тем, может варьироваться, в зависимости от усвоения темы детьми.
В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире; развитие связной речи; формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка.
Тематическое планирование уроков для детей с ЗПР соответствует планированию, составленному в рабочей программе начального общего образования, с использованием комплекта учебников «Школа России» для работы на уроках.
Коррекционная работа:
- новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;
- систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
- используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
- выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Обучение русскому языку детей с задержкой развития носит элементарно-практический характер и направлено на разрешение следующих основных задач:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- повысить уровень общего развития учащихся;
- формировать нравственные качества школьников.
Специальной задачей обучения русскому языку является коррекция речи и мышления школьников.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Азбука, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём
учебного времени составляет 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспита-
ние любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных
произведений из Букваря и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
-называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Содержание курса
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различаю- щихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определѐнной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твѐрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приѐмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твѐрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости и мягкости со- гласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Вы- деление в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имѐн существительных одушевлѐнных и неодушевлѐнных по вопросам кто? и что? Выделение имѐн существительных собственных и нарицательных. Различение имѐн существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имѐн существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имѐн существительных. Морфологический разбор имѐн существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имѐн прилагательных. Морфологический разбор имѐн прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имѐн существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, еѐ значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространѐнные и нераспространѐнные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолѐт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учѐтом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора 11 (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное моно- логическое высказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
1 класс – 165 ч.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», где на «Обучение письму» отводится 125 часов.
Тема раздела | Виды учебной деятельности обучающихся |
Обучение письму – 125 ч. | Усвоение понятий рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Знакомство с гигиеническими правилами письма. Письмо элементов букв, узоров, бордюров и чередующихся узоров. Составление предложений к иллюстрациям прописи. Деление слова на слоги, графическое изображение слога в схеме-модели слова. Слого-звуковой анализ слов. Сравнение элементов письменных и печатных букв. Письмо слогов и слов. Письмо предложений с комментированием. Списывание с письменного шрифта. Восстановление деформированного предложения. Списывание с письменного шрифта. Письмо под диктовку. Списывание с рукописного текста. Составление устного рассказа по заданной учителем теме и письменного рассказа на тему, сформулированную самими учащимися. Интонирование различных предложений. Оформление интонации на письме. Создание письменных текстов. Письменный ответ на вопрос. Понимание двойной роль букв ё, ю, я, е. Обозначение буквами ё, ю, я е мягкости предыдущего согласного на письме. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. |
Язык и речь. – 2 ч. | Знакомство с учебником. Знакомство с видами речи. Различение устной и письменной речи. Построение высказываний о значении языка и речи. |
Предложение. – 2 ч. | Установление смысловой связи между предложениями в тексте. Выбор подходящего заголовка. Выделение предложений из речи. Установление связи слов в предложении. |
Слово – 9 ч. | Различать слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Использовать в речи «вежливые слова». Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую. Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения. |
Звуки и буквы. – 27 ч. | Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки. Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Списывать текст, содержащий изученные правила, объяснять изученные орфограммы |
2 класс – 170 ч.
Тема раздела | Виды учебной деятельности обучающихся |
Наша речь – 4 ч. | Рассуждают о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализируют речь людей (при анализе текстов). |
Текст – 4 ч. | Отличают текст от других записей по его признакам. Осмысленно читают текст. Определяют тему и главную мысль текста. |
Предложение – 11 ч. | Отличают предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определяют границы предложения в деформированном тексте, выбирают знак для обозначения |
Слова, слова, слова – 22 ч. | Определяют значение слова по толковому словарю. Объясняют лексическое значение слова. Находят |
Звуки и буквы – 65 ч. | Различают звуки и буквы. Осознают смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке. Определяют положение заданной буквы в алфавите. Различают проверочное и проверяемое слова. Подбирают проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Наблюдают за единообразным написанием слов с безударной гласной в корне. Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминают написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука |
Части речи – 47 ч. | Распознают имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению не с глаголом. Распознают текст-повествование. Распознают имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Определяют лексическое и переносное значение имен прилагательных. Определяют число имен существительных. Составляют текст-описание по рисунку. Узнают предлоги в устной и письменной речи. Правильно употребляют предлоги в речи. Раздельно пишут предлоги со словами. Распознают личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различают местоимения и имена существительные. Распознают текст-рассуждение. |
Повторение – 17 ч. | Работа с изученными терминами. Применяют изученные правила правописания, пишут под диктовку, подбирают примеры на изученную орфограмму. |
3 класс – 170 ч.
Тема раздела | Виды учебной деятельности обучающихся |
Язык и речь – 3 ч. | Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках. Оценивать результаты выполненного задания. |
Текст. Предложение. Словосочетание – 18 ч. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа. Классифицировать предложения по цели высказывания и интонации. Распознавать предложения распространенные и нераспространенные. Определять главные и второстепенные члены предложений. Устанавливать связь слов в предложении. Разбирать предложения по членам, давать ему характеристику. Различать простое и сложное предложения. Объяснять знаки препинаний внутри сложного предложения. Различать словосочетание и предложение, называть главное и зависимое слово. |
Слово в языке и речи – 21 ч | Объяснять лексическое значение слов .Распознавать однозначные и многозначные слова. Использовать синонимы и антонимы в речи. Использовать омонимы в речи, объяснять их лексическое значение. Находить и использовать в речи фразеологизмы Находить в словаре лексические значения слов и объяснять их. Классифицировать части речи, определять грамматические признаки частей речи. Заменять имена существительные местоимением, написание имен собственных. Определение роли глаголов в тексте, определение глаголов по вопросам и по обобщенному лексическому значению. Определять имена числительные по обобщенному лексическому значению. Выделять группы однокоренных слов, обозначать в них корень. Находить в словах изученные орфограммы, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Объяснять написание разделительного мягкого знака. Различать разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости. |
Состав слова – 16 ч | Находить группы однокоренных слов, выделять в них корень. Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Находить и выписывать слова с указанным корнем. Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Понимать образование сложных слов. Объяснять правописание сложных слов с соединительной гласной. Изменять форму слова, выделять в словах окончания. Писать правильно приставки с гласными а и о. Находить приставку в слове. Определять, какое значение имеют приставки. Находить однокоренные слова, выделять в них суффиксы. Подбирать слова с одинаковым суффиксом. Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку на письме. Находить и выделять в слове основу и окончание. Проводить разбор слов по составу, пользуясь Памяткой. Записывать слова и предложения после их предварительного разбора, последовательно и подробно излагать мысль. Подробно излагать текст. |
Правописание частей слова- 28 ч | Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне. Объяснять какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне. Объяснять, как правильно обозначать буквой непроизносимый согласный звук в корне слова. Объяснять, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких в месте соединения корня и суффикса. Составлять текст по опорным словам. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку на письме. Оценивать результаты выполненного задания. Объяснять правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Объяснять после каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный Ъ. Различать правописание разделительного Ъ и разделительного Ь. |
Части речи-76ч | Называть известные части речи. Приводить их примеры. Находить в тексте имена существительные. Понимать, что обозначает имя существительное. Ставить слова в начальную форму. Называть одушевленные и неодушевленные имена существительные. Находить среди имен существительных устаревшие слова и объяснять их значение. Различать собственные и нарицательные имена существительные. Проводить исследовательскую работу, составлять связный текст. Изменять существительные по числам. Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода. Объяснять, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется Ь. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Находить имена прилагательные в предложении. Определять лексическое значение имен прилагательных. Объяснять написание окончаний имен прилагательных. Указывать число имен прилагательных. Называть падеж имени прилагательного по падежу имени существительного, с которым оно связано. Выполнять морфологический разбор имени прилагательного. Называть род, число, падеж имени прилагательного. Понимать, что такое местоимение. Называть личные местоимения. Называть лицо и число местоимений. Выполнять морфологический разбор местоимения. Находить в предложениях глаголы. Называть лексическое значение глаголов. Называть глаголы в неопределенной форме. Изменять глаголы по числам. Называть времена глаголов. Изменять глаголы по временам, лицам и числам. Изменять глаголы прошедшего времени по родам. Понимать, что частица не пишется с глаголами отдельно. Писать правильно слова на изученные орфограммы. |
Повторение – 8 ч. | Находить все изученные части речи в тексте. Называть их отличительные признаки. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять. Доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Определять тему текста и его частей. Оценивать результаты выполненного задания. |
4 класс – 170 ч.
Тема раздела | Виды учебной деятельности обучающихся |
Повторение изученного в 1-3 классах (11 часов) | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. |
Предложение (9 часов) | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. |
Слово в языке и речи (22 часа) | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Определять падеж имени существительного и прилагательного, пользуясь памяткой . Различать изученные части речи. Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов. |
Имя существительное (43 часа) | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Определять принадлежность имён существительных к 1-му, 2-му и 3-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями. Указывать падеж и склонение имён существительных. Составлять и записывать словосочетания, употребляя имена существительные с предлогом. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. |
Имя прилагательное (30 часов) | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных. Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки |
Личные местоимения (7 часов) | Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Раздельно писать предлоги с местоимениями. |
Глагол (34 часа) | Различать глаголы среди других слов в тексте Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Определять спряжение глаголов Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. |
Повторение (14 часов) | Применить свои знания для выполнения заданий. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Применять свои знания для выполнения итоговой работы. Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, сдачах, средствах и условиях общения, что станет основой набора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.
У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени начального общего образования:
∙ научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
∙ сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
∙ получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
∙ различать звуки и буквы;
∙ характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
∙ знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
∙ оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
∙ соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
∙ находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
∙ различать изменяемые и неизменяемые слова;
∙ различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
∙ находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
∙ оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
∙ выявлять слова, значение которых требует уточнения;
∙ определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
∙ различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
∙ оценивать уместность использования слов в тексте;
∙ выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
∙определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
∙определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
∙определять грамматические признаки глаголов – число, время и род ( в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
∙проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
∙находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
∙ различать предложение, словосочетание, слово;
∙ устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
∙ классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, вопросительные, побудительные предложения;
∙ определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
∙ находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
∙ выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
∙ выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
∙ различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
∙ применять правила правописания (в объёме содержания курса);
∙ определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
∙ безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
∙ писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
∙ проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
∙ подбирать примеры с определённой орфограммой;
∙ при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографические пунктуационных ошибок;
∙ при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогают предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
∙оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
∙соблюдать в повседневной жизни нормы речевого э кета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
∙выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
∙самостоятельно озаглавливать текст;
∙составлять план текста;
∙сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ создавать тексты по предложенному заголовку;
∙ подробно или выборочно пересказывать текст;
∙ пересказывать текст от другого лица;
∙ составлять устный рассказ на определённую тем использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
∙ анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
∙ корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
∙ анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений), задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
∙ соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | ||
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы. | ||
УЧЕБНИКИ Обучение грамоте Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник: 1 класс. Часть 1,2. Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Часть 1,2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Часть 1,2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. Часть 1, 2. Прописи (Обучение грамоте) Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись. Части 1, 2, 3, 4. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ (Русский язык) Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 2 класс. Часть 1,2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 3 класс. Часть 1,2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 1,2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ Обучение грамоте Горецкий В.Г. И др. Обучение грамоте. Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс. Канакина В.П., Фомичева Г.А. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 1 класс / Сост. И.В.Позолотина, Е.А.Тихонова. – М.: ВАКО, 2012. | ||
2. Печатные пособия | ||
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний (по возможности). Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Обучение грамоте. 1 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку. Канакина В.П. Раздаточный материал. 2 класс. Канакина В.П. Раздаточный материал. 3 класс. | ||
3. Технические средства обучения | ||
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Канакина В.П. и др. Русский язык 1, 2, 3, 4 класс. Электронное приложение. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. | ||
5. Оборудование класса | ||
Ученические столы и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставка для книг, держатели для схем и таблиц. | ||
Контроль и оценка знаний
Проверка и оценка устных ответов
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов КРО. При оценке устных ответов принимаются во внимание следующие критерии:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
- последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно III, IV классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им учебного материала
- умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами;
- умении опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, падеж, склонение, род, число и т.д.), слова на определенные правила;
- умении объяснять написание слов, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и при проведении разного рода разборов слов (звуко-буквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Устные ответы учащихся должны быть в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений, словосочетаний).
Оценка «5» ставится, если:
- ученик дает полный и правильный ответ;
- обнаруживает осознанное усвоение учебного материала;
- подтверждает ответ своими примерами;
- самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употреблении знаков препинания;
- отвечает связно, последовательно, без неточностей или допускает 1-2 неточности в речи.
Оценка «4»ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки "5", но допускает 1-2 ошибки в речевом оформлении ответа, при подтверждении верно сформулированного правила примерами или при анализе слов и предложений, которые исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя;
- затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;
- допускает больше двух ошибок при анализе слов и предложений.
- которые исправляет только с помощью учителя;
- излагает материал несвязно, недостаточно последовательно;
- допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- обнаруживает незнание изученного материала;
- допускает грубые ошибки в формулировке правил, определений,
- искажающие их смысл, в анализе слов и предложений;
- не может исправить ошибки даже с помощью наводящих вопросов учителя.
Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, несение подобрать свои примеры, применить их на практике.
Проверка и оценка письменных работ.
Основными видами письменных работ по русскому языку и литературному чтению в начальных классах КРО являются упражнения по формированию каллиграфических навыков;
- обучающие упражнения и предупредительные диктанты;
- звуковые диктанты и упражнения в звуко-буквенном анализе слов;
- словарные диктанты;
- упражнения для развития оперативной памяти учащихся (зрительные диктанты, письмо по памяти и т.д.);
- контрольные диктанты с грамматическим заданием;
- работы, проверяющие уровень развития письменной речи учащихся (сочинения, изложения, письменные ответы на вопросы);
- списывание с печатного и письменного текста;
- тестирование;
- составление планов рассказов.
В 1 классе осуществляется преимущественно текущая знаний, умений и навыков. В период обучения грамоте она проводится в виде заданий по звуко-буквенному анализу слов, письма под диктовку изученных прописных и строчных букв, отдельных слогов, слов простой слоговой структуры, списывания небольших по объему предложений с рукописного и печатного шрифтов. Особое внимание уделяется таким видам работы, как звуковые и зрительные диктанты. В конце учебного года проводятся контрольные работы в виде списывания с печатного шрифта и письма под диктовку небольших по объему текстов.
В качестве текущих и итоговых работ во П-1У классах обычно проводятся диктанты или списывание с грамматическим заданием, за которые ставятся две оценки (отдельно за каждый вид работы).
С целью выявления уровня подготовленности учащихся на начало учебного года (после окончания летних каникул) в первую неделю сентября в каждом классе проводится входная контрольная работ. Объём и содержание входной работы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям учащихся в конце предыдущего года обучения.
Текущие проверочные работы имеют целью проверку усвоение изученного программного материала по всей теме или по определенному разделу. Количество и виды проверочных письменных работ определяются необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам изучаемой темы. Содержание и частота таких работ определятся учителем. Для проведения текущих проверочных работ в классах КРО [часть урока (10-15 минут).
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
При оценке контрольной письменной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку. Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических навыков. Оценивая письменные работы и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву "и");
- ошибки на одно и то -же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, если ученик написал букву "«" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка");
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове,
б) перенос слова, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
в) дважды написано одно и то же слово.
Ошибкой не считается:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались,
- Отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;
- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
а) нарушение орфографических правил при написании слов;
б) неправильное написание словарных слов, круг которых очерчен программой каждого класса;
в) отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в
соответствии с программой;
г) дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и
вставку лишних букв в словах.
1. Оценка диктанта.
В I классе используется только словесная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы. Работа может быть признана удовлетворительной, если количество недочетов не превышает пяти как при письме под диктовку, так и при списывании текста.
Во 2-4 классах контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматического задания, оценивается двумя отметками: отдельно диктант и отдельно задание. Оценивая контрольные работы по русскому языку, учитель руководствуется следующими критериями.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в основном соответствует требованиям каллиграфии. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно два исправления.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (или 3 фонетико-фонематических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической (2 фонетико-фонематических) и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии, исправления.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-фонематических) ошибок в следующих вариантах:
а) 3 орфографические (фонетико-фонематические) и 2-3 пунктуационные ошибки;
б) 4 орфографические (фонетико-фонематические) и 2 пунктуационные ошибки;
в) 5 орфографических (фонетико-фонематических) и 1 пунктуационная ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено более 5 орфографических (фонетико-фонематических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьезных отклонений от норм каллиграфии.
Главными критериями оценки выполнения грамматических заданийявляются:
- усвоение правил и определений;
- умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
- умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
При оценке грамматических заданий рекомендуется руководствоваться следующими нормами оценок.
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил 3\4 заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала, в работе правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Ошибки, допущенные при выполнении заданий, не влияют на оценку за диктант. Отметка за задание не зависит от оценки за диктант.
Оценки за словарный диктант в 1-4 классах выставляются
в соответствии со следующими нормами.
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 ошибки, 1 исправление.
Оценка «3»ставится, если допущены 2 -3 ошибки, 2 исправления.
Оценка «2» ставится, если допущено более 3 ошибок.
2. Оценка творческих работ
Во 2-4 классах проводятся также работы с целью проверки умения учащихся излагать мысли в письменной форме: обучающие сочинения и изложения. На эти работы отводится не менее одного часа.
В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце И-Ш классов и два изложения в IV классе. Сочинения в начальных классах КРО проводятся только в виде обучающих работ.
Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), его речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.
К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во-первых, навыкам связной письменной речи дети только обучаются; во-вторых, эти навыки более сложные, чем орфографические, так как при изложении авторского текста дети должны письменно передать чужие мысли, придерживаясь одновременно орфографических и пунктуационных правил.
При проверке творческих работ во Н-Ш классах ставится одна общая оценка. ВIV классе, учитывая остаточный объем работ, сочинения и изложения оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотность. В изложении (сочинении) оценивается:
а) содержание (как передано основное содержание авторского текста - полностью, без искажений, без пропуска важных событий, главной части);
б) построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев)
в) построение предложений, соблюдение порядка слов, лексика текста (употребление слов в свойственном им значении);
г) орфографическая и пунктуационная грамотность.
Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. Содержание и речевое оформление изложений и сочинений оцениваются следующим образом.
Оценка «5» ставится за работу, в которой правильно (без протеков существенных моментов) передано содержание авторского текста, логически последовательно раскрыта тема, грамматически правильно построены предложения и употреблены слова, отсутствуют фактические ошибки. Допускается не более 1 речевой неточности.
Оценка «4» ставится, если в работе правильно, достаточно полно передано содержание авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. В целом допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
Оценка «3» ставится за работу, в которой при передаче содержания текста упущены какие-либо моменты (существенное отступление от авторского текста); допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; в построении предложений и в употреблении слов есть недочеты; словарь беден, имеются речевые неточности. В целом допускается не более 5 недочетов речи в содержании и построении текста.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущены существенные искажения при передаче авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть), работа не соответствует теме, нарушена последовательность изложения мыслей, в построении предложений нарушен порядок, имеет место употребление слов в несвойственном им значении, неправильно оформлены предложения. В целом в работе допущено более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
3. Оценка контрольного списывания
К оценке работ за контрольное списывание зритель подходит с более строгими критериями, чем при оценке диктанта, так как диктант дети пишут на слух, а при данном виде работы они имеют перед глазами текст. При оценке списывания учитывается внимание, аккуратность, умение сличать написанное с образцом. За ошибку при списывании считается любая допущенная ошибка орфографического, пунктуационного, дистрофического характера.
За контрольное списывание ставятся оценки
Оценки | Допустимое количество ошибок | ||
во II классе | в Ш классе | в IV классе | |
«5» | Нет ошибок. Допускается один недочет графического характера | Нет ошибок | Нет ошибок |
«4» | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
«3» | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
«2» | 4 ошибки и 1-2 исправления | 3 ошибки и 1-2 исправления | 3 ошибки и 1-2 исправления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по русскому языку 3 класс
Адаптированная программа по русскому языку для индивидуального (надомного обучения...
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
Программа для коррекционных классов...
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 3 класс
Программа для коррекционных классов...
адаптированная программа по русскому языку - 4 кл
Русский язык» (письмо развитию речи) представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся, учебно ...
Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ
Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ...
Индивидуальная адаптированная программ по русскому языку
Адаптированная программа по русскому языку...
Адаптированная программа по русскому языку 3 класс
Адаптированная программа по русскому языку для детей с ОВЗ....