адаптированная программа по русскому языку - 4 кл
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Русский язык» (письмо развитию речи) представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся, учебно - тематическое планирование; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год (2015-2016 учебный год).
Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ruskomu_yazyku_shkola_viii_vida.docx | 330.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (письмо и развитие речи) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
3.Учебного плана образовательного учреждения.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи) занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.
Структура документа
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (письмо развитию речи) представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся, учебно - тематическое планирование; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год (2015-2016 учебный год).
Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
- вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
- учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
- формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитывать интерес к родному языку.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
- развитие пространственной ориентации,
- развитие основных мыслительных операций,
- коррекция речи и мышления,
- коррекция фонематического слуха,
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
- обогащение словаря,
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.
Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
- Повторение пройденного в начале года
- Звуки и буквы
- Слово
- Предложение
- Связная речь
- Повторение пройденного в конце года
Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы:алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение:членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная речь: Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
- звуко - буквенный анализ слова,
- овладение правописанием слов, предложений, текстов,
- различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
- работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
- ответы на последовательно – поставленные вопросы,
- совершенствование графического навыка,
- списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
- развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
При изучении тем курса используются:
- учебники,
- наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
- дидактический материал,
- коррекционные задания и упражнения,
- игры по русскому языку.
Планируемые результаты освоения курса
«Звуки и буквы»
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
- употреблять ь на конце и в середине слова,
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,
- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
«Слово»
Учащиеся должны знать:
- предлоги до, без, под, над, около, перед,
Учащиеся должны уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- писать предлоги раздельно с другими словами,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
«Предложение»
Учащиеся должны знать:
- члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Учащиеся должны уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения,
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
«Связная речь»
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
- полнота ответа,
- умение практически применять свои знания,
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
1. Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
2. Оценка письменных работ.
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 4 классе – списывание и диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объём текстов контрольных работ в IV классе – 30 – 35 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной – тремя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с четырьмя – пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.
Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
- повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
- две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
- За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
- При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
- Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | |
контрольные диктанты | |||
1. 1.1 | Повторение. Предложение. | 3 3 | |
Итого: | 3 | 1 четверть | |
2. 2.1 2.2 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 | Звуки и буквы. Алфавит. Мягкий знак на конце и в середине слова. Гласные после шипящих. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Ударные и безударные гласные. Правописание безударных гласных. Непроверяемые безударные гласные. | 1 4 1 7 3 8 7 | 2 |
Итого: | 34 | 2 | |
2 четверть | |||
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 | Слово. Названия предметов, действий и признаков. Имена собственные. Предлоги. Родственные слова. | 8 3 3 6 | 2 |
Итого: | 20 | 2 | |
3 четверть | |||
4. 4.1 4.2 4.3 | Предложение. Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 6 2 3 | 3 |
Итого: | 11 | 3 | |
4 четверть | |||
6. | Повторение пройденного. | 3 | 2 |
Итого: | 68 | 9 |
Календарно-тематическое планирование
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
16 ч | 18ч | 20 ч | 14ч | 68 ч |
№ | Тема | Коли-чество часов | Дата | Коррекционная работа | Оборудование А. К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова Русский язык Учебник для 4 класса | |
I четверть | ||||||
1. 1.1 1.1.1 | ПОВТОРЕНИЕ Предложение Практическое построение простого предложения. | 3ч 1ч. | Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение» | Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши | ||
1.1.2 | Выделение предложений из текста. Словарное слово считать) | 1ч. | Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». | Карточки с предложениями, со словарным словом; сюжетные картинки. | ||
1.1.6 | Деление текста на предложения. | 1 ч. | Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». | Карточки с предложениями; сюжетные картинки. | ||
2. 2.1 | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 ч. | ||||
2.1.2 | Гласные и согласные буквы. | 1 ч. | Коррекция фонематического слуха через выделение определенного звука в процессе упражнения «Узнай звук» | Предметные картинки; кружки и карандаши синего и красного цвета | ||
2.2.3. | Мягкий знак на конце и в середине слова. | 1 ч. | Развивать фонематический слух на основе упражнения «Угадай последнее слово». | Карточка со словарным словом; папка «Мягкий знак». | ||
2.3 2.3.1 | Разделительный мягкий знак. Разделительныймягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. (Словарное слово деревня) | 3ч. 1 ч. | Развитие фонематического слуха, внимания, мышления на основе упражнения «Будь внимательным». | Массажные мячи; карточка с «ь» знаком. | ||
2.3.4 | Контрольный диктант «Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак». | 1 ч. | Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений. | Текст диктанта; простой карандаш; тетради для к/р | ||
2.3.5 | Работа над ошибками. | 1 ч | Коррекция внимания и логического мышления, операций анализа и синтеза на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||
2.4 2.4.1 | Гласные после шипящих Сочетание гласных с шипящими. (Словарные слово земляника) | 1 1 ч. | Развитие мышления, памяти и фонематического слуха через игру «Загадки». | Карточка со словарным словом; таблица с загадками. | ||
2.5 2.5.1 | Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Звонкие и парные согласные на конце слова. (Словарное слово берег.) | 7 ч. 1 ч. | Коррекция фонематического слуха в процессе игры «Придумай слово со звуком…» | Плакат с парными согласными; карточки со словарными словами; сигнальные карточки. | ||
2.5.2 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 ч. | Коррекция познавательной деятельности на основе упражнения «Услышь звук». | Карточки с буквами, со словарными словами; предметные картинки. | ||
2.5.3 | Звонкие и парные согласные в середине слова. (Словарное слово обед) | 1 ч. | Коррекция познавательной деятельности на основе игры «Исправь ошибки». | Сигнальные карточки; карточка со словарным словом; предметные картинки; «снежная горка», письмо. | ||
2.5.4 | Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. (Словарное слово автобус) | 1 ч. | Коррекция зрительного внимания на основе упражнения «Найди ошибку». | Правило; карточки со словарными словами; согласные буквы. | ||
2.5.5 | Контрольная работа за I четверть. | 1 ч. | Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. | Текст диктанта. | ||
2.5.6 | Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||
2.5.7 | Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. (Словарное слово билет) | 1ч. | Коррекция логического мышления, операций анализа и синтеза на основе упражнения «Загадки». | Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками. | ||
II четверть | ||||||
2.6 2.6.1 | Ударные и безударные гласные. Ударение. Постановка ударения в словах. (Словарное слово: магазин.) | 3 1ч. | Развитие мышления и слухового восприятия на основе упражнения «Загадки» | Карточка со словарным словом; презентация; тетрадь с загадками. | ||
2.6.2 | Смыслоразличительная роль ударения. | 1 ч. | Коррекция мелкой моторики через упражнение «Каштан». | Плакат со словами | ||
2.6.3 | Различение ударных и безударных гласных. (Словарное слово: фабрика.) | 1 ч. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнения «Запомни, запиши» | |||
2.7 2.7.1 | Правописание безударных гласных Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова. | 8 1 ч. | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Сравни» | Карточки со словарными словами; веточка сосны. | ||
2.7.2 | Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу. | 1 ч. | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Будь внимателен» | Предметные картинки; простой карандаш; массажные мячи. | ||
2.7.3 | Изложение текста «Иней» воспринятого зрительно, по данному плану. Словарное слово: иней. | 1 ч. | Коррекция зрительного восприятия, речи на основе написания изложения. | Текст; план. | ||
2.7.4 | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. | 1 ч. | Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишнее слово». | Карточка со словарным словом; простой карандаш. | ||
2.7.5 | Упражнения в написании слов с безударной гласной. (Словарное слово шофер) | 1 ч. | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Будь внимателен» | Карточки со словами; газета; простой карандаш; карточка со словарным словом. | ||
2.7.6 | Правописание безударных гласных. | 1 ч. | Коррекция логического мышления на основе игры «Загадка» | Перфокарты, конверты с буквами, карточки для дифференцированной работы. | ||
2.7.7 | Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. (Словарное слово завтрак) | 1 ч. | Развитие орфографической зоркости, наблюдательности, логического мышления на основе упражнения «Найди ошибку». | Карточка со словарным словом; простой карандаш | ||
2.7.8 | Диктант на тему «Правописание безударных гласных» | 1 ч. | Развитие мышления, памяти и фонематического слуха через игру «Лесенка». | Блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,презентация. | ||
2.8 2.8.1 | Непроверяемые безударные гласные. Слова с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово автомобиль, метро, трамвай) | 7 2 ч. | Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни» | Предметные картинки; карточки со словарными словами; красный карандаш | ||
2.8.2 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово спасибо, трактор) | 1 ч. | Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишнее слово». | Предметные картинки; карточки со словарными словами; красный карандаш. | ||
2.8.3 | Контрольный диктант за II четверть | 1 ч. | Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений. | Текст диктанта; простой карандаш; тетради для к/р | ||
2.8.4 | Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||
5.4 | Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм. | 1 ч. | Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Наведи порядок» | Текст; простой карандаш; массажные мячи. | ||
2.8.5 | Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. | 1ч. | Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Различи» | Карточки со словами; простой карандаш; массажные мячи. | ||
III четверть | ||||||
3. 3.1 | Слово. Названия предметов, действий и признаков. | 8 | ||||
3.1.1 | Слова, обозначающие названия предметов. (Словарные слова: портрет, квартира ) | 1ч. | Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни» | Плакат «Предметы»; предметные картинки; карточки со словарными словами. | ||
3.1.4 | Слова, обозначающие действия предметов. (Словарное слово: телевизор.) | 1ч. | Коррекция памяти на основе запоминания правописания словарных слов. | Карточка со словарным словом; | ||
3.1.5 | Различение слов, обозначающих предметы и действия. | 1 ч. | Развитие внимания, мышления, речи на основе дидактической игры «Угадай задуманное слово» | Фишки; сюжетные картинки; простой карандаш; словарное слово. | ||
5.5 | Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира». | 1 ч. | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Составь» | Сюжетная картинка по теме: «Квартира» | ||
3.1.5 | Названия признаков. (Словарное слово: огромный.) | 1ч. | Развитие внимания, мышления на основе дидактической игры «Что подарил ребятам Чебурашка?» | Чебурашка; корзина с игрушками; простой карандаш. | ||
3.1.6 | Слова, обозначающие признаки предметов. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, внимания, памяти на основе дидактической игры «Угадай» | Слова – признаки; плакаты со словарными словами. | ||
3.1.7 | Названия предметов, действий и признаков. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе дидактической игры «Узнай свое слово» | Карточки со словами; простой карандаш; линейка; массажные мячи. | ||
3.1.8 | Контрольный диктант «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов» | 1 ч. | Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. | Текст диктанта; простой карандаш; линейка. | ||
3.2 | Имена собственные. | 3 | ||||
3.2.1 | Имена собственные. (Словарное слово: Россия) | 1ч. | Развитие мышления через умения применять правило на практике на основе упражнения «Запиши правильно» | Презентация; карточка со словарным словом; красный карандаш. | ||
5.7 | Связная речь. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Написание почтового адреса. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Напиши письмо, адрес» | Конверты; образец письма, адреса; массажные мячи | ||
3.2.3 | Контрольный диктант по теме: «Имена собственные». | 1 ч. | Формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов (умения перекодирования) в ходе письма под диктовку. | Тетради для контрольных работ, простые карандаши; текст диктанта | ||
3.3 | Предлоги. | 3 | ||||
3.3.1 | Предлоги. (Словарное слово лестница) | 1 ч. | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Выдели предлог» | Плакат «Предлоги»; сюжетные картинки; карточка со словарным словом. | ||
3.3.4 | Закрепление. Предлоги. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||
5.8 | Связная речь. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 1 ч. | Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Наведи порядок». | Массажные мячи; простой карандаш. | ||
3.5 | Родственные слова. | 6 ч | ||||
3.5.1 | Понятие о родственных словах. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, памяти на основе упражнения «Как растут слова» | Плакат с нарисованным деревом; карточки со словарными словами; массажные мячики. | ||
3.5.2 | Определение корня слова. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Найди общую часть –корень» | Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи; презентация | ||
3.5.3 | Упражнения в практическом образовании родственных слов. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Превращение слов» | Карточки со словами для каждого ученика. | ||
3.5.4 | Слова, сходные по звукобуквенному составу, но различные по смыслу. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Узнай родственника» | Карточки со словами для каждого ученика. | ||
3.5.5. | Контрольный диктант за 3 четверть | 1ч | Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений. | Текст диктанта; простой карандаш; тетради для к/р | ||
3.3.6 | Закрепление. Предлоги. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||
VI четверть | ||||||
4. 4.1. | Предложение. Предложение. | 6 | ||||
4.1.1 | Практическое построение простого предложения. (Словарное слово: цыпленок.) | 1 ч. | Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение» | Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши | ||
5.10 | Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной картинке и вопросам. | 1 ч. | Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». | Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи. | ||
4.1.2 | Выделение предложений из текста. (Словарные слова: малина.) | 1 ч. | Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». | Карточки с предложениями; сюжетные картинки. карточка со словарным словом. | ||
4.1.3 | Упражнения в составлении предложений. (Словарные слова: ягода.) | 1ч. | Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение» | Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши | ||
4.1.9 | Контрольный диктант «Предложение». | 1 ч. | Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. | Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш. | ||
4.1.10 | Закрепление. Предложение. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||
4.2 | Знаки препинания в конце предложения. | 2 | ||||
4.2.1 | Вопросительный знак в конце предложения. (Словарное слово лягушка) | 1ч. | Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни» | Карточка со знаком вопроса; газета; карточка со словарным словом и предметной картинкой. | ||
4.2.2 | Восклицательный знак в конце предложения. (Словарное слово ящерица) | 1 ч. | Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Кто точнее»» | Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом. | ||
4.3 | Главные и второстепенные члены предложения. | 3 | ||||
4.3.1 | Главные члены предложения. Сказуемое. | 1 ч. | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Будь внимателен» | Таблица “Члены предложения”, демонстрационные карточки со словарными словами. | ||
4.3.2 | Главные члены предложения. Подлежащее. (Словарное слово театр) | 1 ч. | Коррекция мелкой моторики через упражнение «Каштан». | Таблица “Члены предложения”, демонстрационные карточки со словарными словами. | ||
4.3.3 | Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении. | 1 ч. | Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка», памяти через упражнение «Сядет тот, кто…». | Массажные мячи; простой карандаш; карточки со словарными словами. | ||
6. | Повторение пройденного. | 3 | ||||
6.1 | Алфавит. Родственные слова. | 1 ч. | Коррекция памяти, внимание на основе упражнения «Кто быстрее» | Алфавит; две стопки книг; простой карандаш; массажные мячи | ||
6.2 | Итоговый контрольный диктант. | 1 ч. | Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. | Текст диктанта; листочки для к/р; простой карандаш. | ||
6.3. | Работа над ошибками. Итоговый урок | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Основная
1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009.
2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2010.
Дополнительная
1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2006.
2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по русскому языку 3 класс
Адаптированная программа по русскому языку для индивидуального (надомного обучения...
Адаптированная программа по русскому языку (1-4 кл.)
Адаптированная программа по русскому языку (1-4 класс), Школа России...
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
Программа для коррекционных классов...
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 3 класс
Программа для коррекционных классов...
Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ
Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ...
Индивидуальная адаптированная программ по русскому языку
Адаптированная программа по русскому языку...
Адаптированная программа по русскому языку 3 класс
Адаптированная программа по русскому языку для детей с ОВЗ....