Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность"
рабочая программа по информатике по теме
Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность" для обучающихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Компьютерная грамотность»
для 1 – 4 классов
Автор программы:
Учитель начальных классов
Николаева Татьяна Ивановна
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 4 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, со 2 или 3 класса, он свободно сможет влиться в коллектив кружка.
Программа курса состоит из часов:
- 1 класс «Юный компьютерный художник» – 34 часа (1 раза в неделю)
- 2 класс «Мастер печатных дел»- 34 часа (1 раз в неделю );
- 3 класс «Мастер презентации»- 34 часа (1 раз в неделю );
- 4 класс Школьная газета - 34 часа (1 раз в неделю ).
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
- ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
- ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
- ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
- РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Занятия кружка информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
При построении курса поставлены следующие задачи:
- знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
- умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
- формирование операционного стиля мышления;
- умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
- формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
Программное обеспечение:
- Операционная система MS Windows 2007
- Графический редактор MS Paint или PaintBrush
- Текстовый редактор MS Word 2010
- Компьютерная программа МИР ИНФОРМАТИКИ
- Редактор Power Point 2010
Тематическое планирование кружка
ВВЕДЕНИЕ
Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.
Цели программы
Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.).
Задачи программы
- Эстетическое воспитание учащихся.
- Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
- Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
Первый год обучения (34 часа)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения
в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (3 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Графический редактор Paint (31 час)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
№ | Тема | Часы |
1 | Правила техники безопасности. | 1 |
2,3 | Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы. | 2 |
4 | Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы | 1 |
5,6,7 | Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы | 3 |
8,9 | Функция раскрашивания в графическом редакторе. | 2 |
10,11 | Раскрашивание готовых рисунков. | 2 |
12,13,14 | Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет) | 3 |
15,16,17,18 | Проба пера. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Моя дом», «Моя школа») | 4 |
19,20 | Функция копирования. Составление рисунков. | 2 |
21,22 | Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи | 2 |
23,24 | Проект. Книжная графика (книжная обложка, календарь, поздравительная открытка) | 2 |
25,26 | Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов) | 2 |
27,28 | Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер) | 2 |
29,30,31 | Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов | 3 |
32,33,34 | Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков. | 3 |
Тематическое планирование кружка
Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста.Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.
Цели программы
Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.
Задачи программы
- Развитие навыков работы в текстовом редакторе
- Овладение навыков набора компьютерного текста
- Вызывать, развивать и поддерживать мотивацию маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи;
- Приучать ребенка редактировать текст многократно, но при этом последовательно, выбирая порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ученика;
- Научить ребят использовать полученные знания, умения, навыки в жизни.
В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).
Второй год обучения (34 часа)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Текстовый редактор Word (31 час)
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.
№ | Тема | Часы |
1 | Правили техники безопасности | 1 |
2,3 | Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы. | 2 |
4,5,6 | Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы. | 3 |
7,8 | Клавиатура. Основные клавиши Работа с клавиатурным тренажёром | 2 |
9 | Инструментарий программы. Меню «Файл» | 1 |
10,11 | Редактирование текста. Меню «Главная» | 2 |
12,13 | Набор текста. | 2 |
14,15 | Меню «Вставка». Создание грамоты. | 2 |
16,17,18 | Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку. | 3 |
19,20 | Оформление сочинения. | 2 |
21,22,23 | Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов. | 3 |
24,25,26 | Оформление буклетов | 3 |
27 | Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы. | 1 |
28-29 | Брошюра. Оформление. | 2 |
30-34 | Творческий проект. Оформить брошюру | 5 |
Тематическое планирование кружка
В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации . Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.
Цели программы
Целью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах
Задачи программы
- помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности
- помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
- изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
- помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
- Начальное формирование навыков работы на компьютере в редакторе PowerPoint (мастер составления презентаций);
- Начальное формирование работы в сети Internet
- творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
- Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
- Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;
- обучение детей младшего школьного возраста работе за компьютером, а также подготовка их к старшему звену
Третий год обучения (34 часа)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Редактор Power Point (31 час)
Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперсылки.
№ | Тема | Часы |
1 | Техника безопасности | 1 |
2,3 | Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы. | 2 |
4 | Знакомство с программой PowerPoint | 1 |
5,6 | Основные возможности программы PowerPoint | 2 |
7,8 | Составление простейшей презентации | 2 |
9,10,11 | Творческий Проект. «Это я» | 3 |
12,13 | Добавление в презентацию картинок, арт текстов. | 2 |
15,16,17 | Творческий проект. «Мой класс» | 3 |
18,19 | Добавление эффектов анимации в презентацию | 2 |
20,21,2123,24 | Творческий Проект. «Моя семья» | 5 |
25,26 | Составление презентации с вложениями. Гипперсылки. | 2 |
27,28 | Поиск информации для презентации в Интернет | 2 |
29,30,3132,33,34 | Творческий проект «Мой посёлок» | 6 |
Тематическое планирование кружка
Цели: оградить ребят от влияния улицы; воспитать творческую личность, умеющую общаться с людьми разного возраста и социального положения, умеющую излагать свою точку зрения; дать возможность реализовать свои способности; может быть, даже дать некоторую профориентацию; воспитать патриота.
Задачи:
научиться каждому работе на компьютере, уметь делать необходимую для создания газеты работу: правильно набирать текст, уметь правильно фотографировать, сканировать рисунки и фотографии, делать верстку;
повысить орфографические и пунктуационные навыки;
уметь корректировать и редактировать тексты;
распределять материал в номере;
повысить навыки речевой культуры и общий культурный уровень учащихся;
научиться видеть и уметь выбирать главное, значимое, из множества событий;
уметь анализировать и делать выводы.
№ | Тема | Часы |
Техника безопасности | ||
1 | Обсуждение статей номера | 1 |
2 | Подбор материала | 1 |
3,4,5,6 | Набор материала (Работа в текстовом редакторе). | 4 |
7 | Составление газеты | 1 |
8 | Выпуск номера | 1 |
9 | Обсуждение статей номера | 1 |
10 | Подбор материала | 1 |
11,12,13,14 | Набор материала (Работа в текстовом редакторе) | 4 |
15 | Составление газеты | 1 |
16 | Выпуск номера | 1 |
17 | Обсуждение статей номера | 1 |
18 | Подбор материала | 1 |
19,20,21,22 | Набор материала (Работа в текстовом редакторе) | 4 |
23 | Составление газеты | 1 |
24 | Выпуск номера | 1 |
25 | Обсуждение статей номера | 1 |
26 | Подбор материала | 1 |
27,28,29,30 | Набор материала (Работа в текстовом редакторе) | 4 |
31,32 | Составление газеты | 1 |
33 | Выпуск номера | 1 |
34 | Обсуждение статей номера | 1 |
После изучения всего курса учащиеся
должны знать:
- правила поведения в компьютерном классе;
- как работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
- основные функции редакторов;
- основы работы в сети Internet
должны уметь:
- работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
- составлять рисунки с применением всех изученных функций графического редактора;
- составлять поздравительные открытки;
- составлять презентации с использованием арт текстов, картинок, эффектов анимации, гипперссылок ;
- составлять газетные статьи с добавлением картинок, арт. текстов;
- сканировать изображения;
- работать в сети Internet т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Финансовая грамотность"
Рабочая программа для 4 класса....
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 1-4 классов...
Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....
Рабочая программа "Путь грамотности для 1 класса"
Программа для внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа факультатива «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основании программы внеу...
Рабочая программа "Фининсовая грамотность" 4 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений ...