программа внеурочной деятельности(интенсив)"Уголок земли родной."
рабочая программа (2 класс) по теме

Фризоргер Екатерина Дмитриевна

Программа разработана в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolok_zemli_rodnoy.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Усть-Лабинский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 29.08.2013  года

Председатель педсовета

  _____________ А.В.  Гутманова

            подпись руководителя ОУ          Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

( Интенсив )

 «Уголок земли родной»

                                                 Комплексная

                     _____________1год___________________________________

      (срок реализации программы)

                          _________________8-9 лет_______________________________________

          (возраст обучающихся)

                                                                                                  ___Фризоргер Екатерина Дмитриевна                                                                             (Ф.И.О. учителя, составителя)

                                               

1. Пояснительная записка

Данная программа направлена на  изучение  младшим школьником особенностей природы Краснодарского края,  историческое развитие своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о героическом прошлом своего рода,  о достопримечательностях родного города,  о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Значение курса интенсив « Уголок земли родной »  состоит также в том , что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

     Курс интенсив «Уголок земли родной» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры Кубани, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя своей малой родины, родной страны и планеты Земля.

Программа рассчитана на 170 часов и предназначена для учащихся 8-9 лет.

Цель изучения курса «Уголок земли родной» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, и с уважением – к жителям края.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

- изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;

- развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

- воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношении к людям разных национальностей, вероисповеданий;

- развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;

- сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.

Таблица распределений направлений:

направление

2класс

Духовно- нравственное

33 ч.

Социальное

33

Общеинтеллектуальное

33

Общекультурное

33

Спортивно- оздоровительное

38

Итого:

170ч.

 

 Методы, как проблемно-диалогический, поисковой, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач дополнительного начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника  процесса познания и самостоятельности в решение учебных задач.

Курс позволяет активизировать знание учащихся о родной Кубани, ее природы и общественно-культурной жизни человечества в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетание с мироведением. Важно научить ребенка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и его собственный опыт.

Для более успешного  усвоения курса  необходимо разнообразить формы проведения: экскурсии, викторины, занятия-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми.

Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения курса.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально- нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.

Личностными результатами изучения курса « Интенсив» «Уголок земли родной» являются:

  • осознание себя членом общества. и государства (российской идентичности), чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни

Метапредметными результатами изучения курса «Уголок земли родной» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).

Предметными результатами изучения курса «Уголок земли родной» являются:

•        усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира Кубани, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

          2. Основные модули программы

Наименование разделов,

блоков, тем

Общее кол-во час

Количество часов

Предполагаемые результаты

Аудиторные

Внеаудиторные

1.

Духовно – нравственное

«Я- гражданин Кубани».

33

11

22

1.1

Экскурсия на старую крепость в Усть - Лабинский район

4

4

Познакомятся с историей образования старой крепости города Усть- Лабинска.

1.2

« Юные пожарники».  Экскурсия в музей « Пожарная»  г. Краснодара

6

1

5

Познакомятся с историей возникновения профессии пожарника.

1.3

Экскурсия в музей боевой славы школы.

1

1

Узнают о герои советского союза Зеленского.

1.4

Экскурсия в станичный храм

1

1

Познакомятся с правилами поведения в храме при богослужении.

1.5

Конкурс патриатического воспитания, посвещённый маршалу Г.К.  Жукову.

1.5.1

Поиск материала к конкурсу патриатического воспитания, посвещённый маршалу Г.К.  Жукову.

2

2

Подготовятся к конкурсу  с помощью посещение станичной библиотеки.

1.5.2

Проведение конкурса патриатического воспитания, посвещённый маршалу Г.К.  Жукову.

1

1

Проведут конкурс

« Вперёд мальчишки».

1.5.3

Подведение итогов конкурса патриатического воспитания, посвещённый маршалу Г.К.  Жукову.

1

1

Подготовят фотовыставку.

1.6

Беседа «Доброе начало- вечное начало», встреча с отцом Василием-настоятелем храма»

1

1

1.7

Экскурсия в музей г. Усть - Лабинска

3

3

Узнают  исторические документы своего района, а также познали быт того времени.

1.8

Конкурс творческих исследовательских работ  

 « Ими гордится станица, Россия».

1.8.1

Создание презентаций к конкурсу творческих исследовательских работ    

« Ими гордится станица, Россия».

3

3

Подготовят с помощью интернета, библиотек к конкурсу творческих исследовательских работ    « Ими гордится станица, Россия».

1.8.2

Проведение конкурса  творческих исследовательских работ    « Ими гордится станица, Россия».

2

2

Выступят с исследовательской работой.

1.8.3

Подведение итогов конкурса творческих исследовательских работ    «Ими гордится станица, Россия»,

1

1

Обсуждение творческих исследовательских  работ. Фотоотчёт.

1.9

« Юные кубанцы» поездка в исторический музей « Атамань».

1.9.1

Поиск информации к поездке в исторический музей « Атамань»

1

1

Узнают с помощью интернета о историческом музеи в

« Атамань».

1.9.2

Экскурсия в исторический музей

« Атамань»

5

5

Узнают об истории Атамани.

1.9.3

Составление фотоколажа о экскурсии в исторический музей « Атамань».

1

1

Фотоколаж.

2.

Общекультурное

« Покажи себя»

33

19

14

2.1

Игра по станциям « Закону № 1539 5 лет. Знай и выполняй».

2

2

Участвуют в игре по станциям.

2.2

Станичный праздник « День станицы».

2.2.1

Изготовление поделок и рисунков к празднику « День станицы».

3

3

Изготовят поделки, рисунки к празднику.

2.2.2

Проведение праздника « День станицы».

2

2

Примут участие в праздновании праздника.

2.3.

Концерт « Ко дню матери»,

2.3.1

Изучение стихотворений и песни  о маме к концерту

 « Ко дню матери»,

2

2

Подготовят стихотворения, песни о маме.

2.3.2

Проведение концерта

« Ко дню матери».

1

1

Примут участие в концерте.

2.4.

Новогодний утренник

« Карнавал».

2.4.1

 Определение круга обязанностей при подготовке, распределение ролей. Подготовка наглядностей, выступающих к новогоднему утреннику.

2

2

Подготовят новогодние костюмы.

2.4.2

Проведение новогоднего утренника

1

1

Примут участие в новогоднем утреннике.

2.5

Народный праздник « Масленица широкая».

2.5.1

Поиск информации о народном празднике « Масленица широкая».

1

2

Изготовят чучело, напекли блинов, выучили песни.

2.5.2

Проведение народного праздника

 « Масленица широкая».

1

1

Участвуют в тетрализованном представлении.

2.5.3

Создание  фотовыставки праздника « Масленица широкая».

1

1

 Подготовят фотовыставку.

2.6

Конкурс инсценированной песни

 « Служу России»,

2.6.1

Изучение песни к конкурсу инсценированной песни

 « Служу России»,

3

3

Разучат песню о годах В.О.В.

2.6.2

Проведение конкурса

инсценированной песни

 « Служу России».

3

3

Участвуют в конкурсе.

2.6.3

Подведение итогов  конкурса «инсценированной песни

 « Служу России».

1

1

2.7.

Женский день конкурс стихов

« О маме».

2.7.1

Поиск и изучение стихов к конкурсу стихов

« О маме»,

2

2

Выучат стихи о маме.

2.7.2

 Проведение конкурса

« О маме».

1

1

Поучаствуют в конкурсе.

2.8.

 Празднику « Мы победили в 45-м ! Память».

1

1

2.8.1

Репетиция парада  к празднику « Мы победили в 45-м ! Память».

2

2

Репетируют парад к празднику.

2.8.2

Проведение праздника « Мы победили в 45-м ! Память».

1

1

Участвуют в параде.

2.8.3

Подведение итогов праздника « Мы победили в 45-м ! Память», создание

1

1

Напишут сочинение о родных, которые участвовали в В.О.В.

3.

Социальное

« Мастера добрых дел».

33

16

17

3.1

Акция « Чистая территория нашей школы».

3.1.1

Определение круга проблем. Выбор дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды к акции « Чистая территория нашей школы».

2

2

Принесут уборочный инвентарь.

3.1.2

Проведение акции « Чистая территория нашей школы».

4

4

Уберут территорию школы.

3.2

Акция « Доброе дело» ко дню пожилых людей

3.2.1

Поиск информации к акции

« Доброе дело» ко дню пожилых людей.

2

2

Узнают о пожилых людях нашей станицы.

3.2.2

Проведение акции « Доброе дело» ко дню пожилых людей

3

3

Посетят и помогут пожилому человеку в уборке двора.

3.2.3

Создание фотовыставки   акции « Доброе дело» ко дню пожилых людей

1

1

Фотовыставка.

3.3

Акция « Согреем сердца ветеранам».

3.3.1

Поиск информации  к акции

« Согреем сердца ветеранам».

2

2

Узнают о ветеранах нашей станицы

3.3.2

Проведение акции « Согреем сердца ветеранам».

3

3

Пригласят ветерана на беседу.

3.3.3

Подведение итогов акции « Согреем сердца ветеранам».

1

1

Напишут сочинение о ветеранах нашей станицы.

3.4

Акция « Помоги птицам зимой».

3.4.1

Изготовление кормушек и скворечников к акции « Помоги птицам зимой».

3

Изготовят кормушки и скворечники.

3.4.2

Проведение акции « Помоги птицам зимой».

1

1

Повесят кормушки и скворечники, насыпали зёрен.

3.4.3

Подведение итогов акции « Помоги птицам зимой».

1

1

Подготовят презентацию о зимующих птицах.

3.5

Встреча ветераном В.О.В. «Они подарили нам жизнь».

3

3

Встретятся и поговорили о тех тяжёлых годах.

3.6

Акция « Чистый дом- чистый двор – чистая станица».

3.6.1

Определение круга проблем. Выбор дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды к акции « Чистый дом- чистый двор – чистая станица».

1

1

Принесут уборочный инвентарь.

3.6.2

Проведение акции  « Чистый дом- чистый двор – чистая станица».

2

2

Уберут территорию парка.

3.6.3

Подведение итогов акции

« Чистый дом- чистый двор – чистая станица».

1

1

Нарисуют стенгазету.

3.7

Акция « Посылка солдату».

3.7.1

Поиск информации к акции

« Посылка солдату».

2

2

Соберут в посылку самое необходимое.

3.7.2

Проведение акции « Посылка солдату».

1

1

Отправят  посылку.

4.

Спортивно- оздоровительное

« Здоровейка»

38

14

24

4.1

День здоровья « Весёлые игры».

2

2

Участвуют  в дне здоровья.

4.2

День здоровья « Навстречу играм в Сочи».

2

2

Участвуют в дне здоровья.

4.3

Акция « Школа- центр». Школьный турслёт.

6

1

5

Участвуют в турслёте.

4.4

Показ фильма « Кубань Олимпийская».

2

2

Посмотрят фильм

 « Кубань Олимпийская».

4.5

День здоровья. Акция « Спорт – альтернатива пагубным привычкам».

4.5.1

Планирование акции « Спорт – альтернатива пагубным привычкам».

1

1

Узнают, что спорт является альтернативой пагубным привычкам.

4.5.2

Проведение акции « Спорт – альтернатива пагубным привычкам».

2

2

Участвуют в акции.

4.5.3

Подведение итогов  акции

« Спорт – альтернатива пагубным привычкам».

1

1

Выпуск буклетов .

4.6

Беседа о здоровом образе жизни. Встреча с инспектором ОПДН.

1

1

Встретятся, побеседуют о здоровом образе жизни.

4.7

Конкурс « Папа, мама и я спортивная семья».

2

2

Участвуют в конкурсе.

4.8

День здоровья « Весёлые старты».

1

1

Участвуют в дне здоровья.

4.9

Акция «Мы против курения».

4.9.1

Поиск информации  к акции «Мы против курения».

3

3

Изготовят буклеты.

4.9.2

Проведение акции «Мы против курения».

2

Распространят буклеты.

4.9.3

 Подведение итогов акции «Мы против курения».

Фотовыставка.

4.10

Экскурсия « Природа- источник здоровья».

2

2

Узнают о лекарственных растениях нашей станицы. Сделали гербарий этих растений.

4.11

Всемирный день здоровья « Сильные! Смелые! Ловкие!».

2

2

Участвуют во всемирном дне здоровье.

4.12

Поход выходного дня по станице Кирпильской.

4.12.1

Поиск информации поход выходного дня по станице Кирпильской.

1

1

 Найдут информацию о достопримечательностях своей станицы.

4.12.2

Проведение похода выходного дня по станице Кирпильской.

4

4

Поход.

4.12.3

Подведение итогов  похода выходного дня по станице Кирпильской.

1

1

Фотовыставка.

4.13

Просмотр тематического фильма « Как сохранить и укрепить здоровье».

3

3

Посмотрят фильм и нарисовали рисунки.

5.

Общеинтеллектуальное

« Хочу всё знать».

33

20

13

5.1

 Викторина

 « Знатоки Закона № 1539».

5.1.1

Поиск викторины  к викторине

 « Знатоки Закона № 1539».

2

2

Узнают историю образования закона.

5.1.2

Проведение викторины

« Знатоки Закона № 1539».

1

1

Участвуют в викторине.

5.1.3

Подведение итогов викторины

« Знатоки Закона № 1539».

1

1

Приготовят презентацию.

5.2

Викторина « День рождения Краснодарского края».

5.2.1

Поиск информации  к викторине « День рождения Краснодарского края».

2

2

Узнают историю рождения Краснодарского края.

5.2.2

Проведение викторины

« День рождения Краснодарского края».

1

1

Участвуют в викторине.

5.2.3

Подведение итогов викторины

« День рождения Краснодарского края».

1

1

5.3

Интеллектуальный марафон

« В мире знаний».

5.3.1

Поиск информации  к интеллектуальному марафону

« В мире знаний».

2

2

Посетят библиотеку с целью углубления интеллектуальных знаний.

5.3.2

Проведение марафона « В мире знаний».

2

2

Участвуют в марафоне.

5.3.3

Подведение итогов марафона

« В мире знаний».

1

1

5.4

Посещение школьной библиотеки « День родного    языка».

1

1

Узнают о происхождении родного языка.

5.5

Экскурсия на хлебопекарню ст. Кирпильской.

3

3

Узнают, о том как печётся хлеб, о его составе.

5.6

Викторина « Знай и люби родную природу».

5.6.1

Поиск информации  к викторине « Знай и люби родную природу».

2

2

Посетят библиотеку с целью выявления растений занесённых в красную книгу.

5.6.2

Проведение викторины « Знай и люби родную природу».

1

1

Участвуют в конкурсе.

5.6.3

Подведение итогов  викторины « Знай и люби родную природу».

1

1

Изготовят гербарий.

5.7

Олимпиада по Кубановедению

5.7.1

Поиск информации  к олимпиаде по Кубановедению

2

2

Найдут и изучат дополнительный материал

5.7.2

Проведение олимпиаде  Кубановедению

1

1

Участвуют в олимпиаде.

5.7.3

Обсуждение результатов олимпиады  по кубановедению.

1

1

Обсуждают результаты.

5.8

Праздник « Мир! Труд! Май!».

5.8.1

Поиск информации к празднику « Мир! Труд! Май!».

1

1

Узнают, когда появился этот праздник.

5.8.2

Проведение праздника  « Мир! Труд! Май!».

3

3

Посетят КДЦ.

5.8.3

Подведение итогов  праздника

« Мир! Труд! Май!».

1

1

Фотовыставка.

5.9

Итоговая викторина « Уголок земли родной».

5.9.1

Создание презентации к итоговой викторине «Уголок земли родной».

1

1

Создадут  презентаций.

5.9.2

Проведение итоговой викторины «Уголок земли родной».

1

1

Просмотрят презентаций.

5.9.3

Просмотр итоговых презентаций викторины «Уголок земли родной».

1

1

Выберут  лучшую  презентацию.

Итого:

170ч.

80

90

 

     

       

3. Предполагаемые результаты реализации программы

1) первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

По окончанию 2 класса учащиеся должны знать:

- традиции жителей края

- улицы, расположенные вблизи дома и школы

- основные учреждения культуры, быта, образования своего района, края.

- основные достопримечательности  своего района, края

- основных представителей и животного мира своей местности (ближайшее окружение)

2) второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

- соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

3) третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

- планировать и проводить поисковую работу по созданию генеалогического древа рода, составлять рассказ о героическом прошлом своей семьи и вкладе в культуру родного края.

 4. Формы и виды контроля:

- выставки

- конкурсы, фотоконкурсы

- доклады

- праздники

- викторины

- портфолио

5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п\п

 Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Печатные пособия

1.

  • Таблицы природоведческого  и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

1

3.

  • Портреты выдающихся людей города

1

4.

  • Географические и исторические настенные карты

10

5.

  • Атлас географических и исторических карт.

25

2. Технические средства обучения.

1.

  • Компьютер Acer

1

2.

  • Экран Screen Media

1

3. Экранно- звуковые  пособия.

1.

Аудио записи в соответствии с содержанием обучения

2.

Презентации

          1. «Сочи – столица олимпиады в 2014 году».

          2. «Быт и труд жителей Кубани».

          3. «Народные приметы.

          4.   Русские предсказания погоды».

          5. Екатерина II.

          6. Как казаки на Кубань переселялись.

          7. Как Россия у Европы училась.

          8. Свято – Троицкий Ипатьевский монастырь.

3.

Видеофильмы:

               1) Каньон реки Колорадо.

               2) Наводнение.

               3) Ходжохский  каньон.

               4) Водопады Руфабго.

               5) Соприкоснитесь с вечностью.

               6) Маленькие Гималаи.

               7) Горячий ключ.

               8) Белая красавица.

               9) Гуамское чудо.

               10) Дольмены.

.

5. Игры и игрушки

1.

  • Настольные развивающие  игры по тематике (лото, игры-путешествия и пр.)

СОГЛАСОВАНО                                                                            СОГЛАСОВАНО        

Протокол заседания МО                                                               Заместитель директора по УМР        

учителей начальных классов   МБОУ СОШ № 11                    

№ 1 от  ____.______. 2013г.                                                            ______ /  Федоренко В.М.

______ /___Свинцова А.В.                                                             «____» _______________ 2013г                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)» «Земля – наш дом»

1. Цель и задачи курса «Земля – наш дом» 2. Особенности программы.3. Место факультативного курса в учебном плане. 4. Ожидаемый результат. 5. Содержание программы.  Тематическое пла...

Рабочая программа (2 класс) по теме: программа внеурочной деятельности (интенсив) "Мой край родной"

Данная программа разработана в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта...

Социально значимый проект "Уголок земли родной"

Проект направлен на воспитание социально-активной личности,готовой совершать нравственные поступки,способствует воспитанию чувства любви и гордости к своей малой родине...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности(интенсив) Уголок земли родной

Программа разработана в соответствиис федеральным государственным образовательным  стандартом начального общего образования второго поколения(приказ Министерства образования и науки Российской Фе...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности(интенсив) Моя станица.

Рабочая прорамма по курсу внеурочной деятельности (интенсив) Моя станица.Уровеньобразования (класс)  начальное общее образование,2 классКоличество часов     34 ч, 1 ч в неделю...

рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Интенсив" 4 класс

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом начального общего образования второго поколения(приказ Министерства образования и науки Российской Ф...