«Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)» «Земля – наш дом»
рабочая программа на тему
1. Цель и задачи курса «Земля – наш дом»
2. Особенности программы.
3. Место факультативного курса в учебном плане.
4. Ожидаемый результат.
5. Содержание программы. Тематическое планирование.
6. Оборудование и кадровое обеспечение программы.
7. Литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya_nash_dom.doc | 356 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
- Цель и задачи курса «Земля – наш дом»
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
- Особенности программы.
Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):
2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)
4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
- Место факультативного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
- Ожидаемый результат.
Личностные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Предметные результаты:
Учащиеся узнают:
- наиболее типичных представителей животного мира России;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся научатся:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- выбирать основания и критерия для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические цепи рассуждений;
- доказывать;
- выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- формулировать проблемы;
- Содержание программы. Тематическое планирование.
1-й год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 час
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятий | Количество часов | |
теория | практика | |||
1. Введение (1 час) | 1 | |||
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа «Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес» | 1 | |
2. Дикие животные ( 19 часов) | 9 | 10 | ||
2 | Заяц - «Длинное ухо» | Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами». | 0,5 | 0,5 |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. | 0,5 | 0,5 |
4 | Серый хищник - волк | Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась» | 0,5 | 0,5 |
5 | Хозяин леса - медведь | Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». | 0,5 | 0,5 |
6 | Любознательный зверёк -белка | Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику» | 0,5 | 0,5 |
7 | Куница - охотник на белок | Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку» | 0,5 | 0,5 |
8 | Лесной красавец - лось | Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец» | 0,5 | 0,5 |
9 | Сердитый недотрога- ёж | Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика» | 0,5 | 0,5 |
10 | Подземный житель - крот | Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес» | 0,5 | 0,5 |
11 | Всеядное животное — барсук | Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику» | 0,5 | 0,5 |
12 | Бобр-строитель | Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами. | 0,5 | 0,5 |
13 | Запасливый бурундук | Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа. | 0,5 | 0,5 |
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?. | 0,5 | 0,5 |
15 | Мышка-норушка | Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок». | 0,5 | 0,5 |
16 | Рысь - родственник кошки | Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси. | 0,5 | 0,5 |
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные». | 0,5 | 0,5 |
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета. | 0,5 | 0,5 |
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». | 0,5 | 0,5 |
20 | Обобщающие занятие о диких животных | Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных. | 1 | |
3. Пернатые жители (14 часов) | 6 | 7 | ||
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» | 0,5 | 0,5 |
22 | Ворона - «интеллектуальная» птица | Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. | 0,5 | 0,5 |
23 | Ворон - красивая, умная птица | Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона» | 0,5 | 0,5 |
24 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка» | 0,5 | 0,5 |
25 | «Лесной доктор» - дятел | Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». | 0,5 | 0,5 |
26 | Соловей - «великий маэстро» | Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». | 1 | |
27 | Галка - городская птица | Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику». | 0,5 | 0,5 |
28 | Загадочная птица - кукушка | Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы». | 0,5 | 0,5 |
29 | «Пернатая кошка» - сова | Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» | 0,5 | 0,5 |
30 | Любимая птица - снегирь | Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц. | 0,5 | 0,5 |
31 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами. | 0,5 | 0,5 |
32 | Наш добрый сосед - скворец | Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец». | 0,5 | 0,5 |
33 | «Золотая птица» — иволга | Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки». | 0,5 | 0,5 |
34 | Обобщающее занятие о птицах | Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок». | 1 | |
16 | 17 | |||
Итого | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» - 34 часа
№ занятия | Тема занятий | Содержание занятий | Количество часов | |
теория | практика | |||
Введение (1час) | 1 | |||
1 | Что такое экология? | Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров. | 1 | |
1. Мой дом за окном (6 часов) | 3 | 3 | ||
2 | Мой дом | Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. | 1 | |
3 | Дом, где мы живем | Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме. | 1 | |
4 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания. | 1 | |
5 | Деревья твоего двора | Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев? | 1 | |
6 | Птицы нашего двора | Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой. | 1 | |
7 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек. | 1 | |
2. Я и мое окружение ( 9 часов) | 4,5 | 4,5 | ||
8 | Моя семья | Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. | 1 | |
9 | Соседи-жильцы | Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. | 1 | |
10 | Мой класс | Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу. | 1 | |
11 | Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» | Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе. | 1 | |
12 | Дом моей мечты | Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? | 0,5 | 0,5 |
13 | Рассказы, стихи о семье | Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. | 1 | |
14 | Комнатные растения в квартире, в классе | Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями. | 1 | |
15 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ. | 1 | |
16 | Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» | Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. | 1 | |
3. Гигиена моего дома ( 7 часов) | 3,5 | 3,5 | ||
17 | Гигиена класса | Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными. | 1 | |
18 | Практическое занятие «Гигиена класса» | Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены. | 1 | |
19 | Бытовые приборы в квартире | Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации. | 1 | |
20 | Экскурсия в школьную кухню | Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов. | 1 | |
21 | Наша одежда и обувь | Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические, гигиенические требования, условия содержания, уход. | 1 | |
22 | Русская народная одежда | История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. | 0,5 | 0,5 |
23 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду? | 1 | |
4. Вода - источник жизни (4 часа) | 3 | 1 | ||
24 | Вода в моем доме и в природе | Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? | 1 | |
25 | Стихи, рассказы о воде в природе | Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана. | 1 | |
26 | Вода в жизни растений и животных. | Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? | 1 | |
27 | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды. | 1 | |
5. Солнце и свет в нашей жизни (3 часа) | 2 | 1 | ||
28 | Солнце, Луна, звезды – источники света | Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток. | 1 | |
29 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | Влияние тепла и света на комнатные растения. | 1 | |
30 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света | Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы. | 1 | |
6. Весенние работы (2 часа) | 2 | |||
31 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
32 | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | Инструктаж по технике безопасности. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений. | 1 | |
7. Воздух и здоровье (2 часа) | 1 | 1 | ||
33 | Воздух и здоровье человека | Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. | 1 | |
34 | Практическое занятие «Уборка в классе» | Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание. | 1 | |
18 | 16 | |||
Итого: | 34 часа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3-й год обучения
«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятий | Количество часов | |
теория | практика | |||
Введение (2часа) | 2 | |||
1 | Вводное занятие. Мы жители планеты Земля | Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле | 1 | |
2. | Мир вокруг. | Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. | 1 | |
1. Человек и природа (5 часов) | 2 | 3 | ||
3 | Экология и мы. | Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. | 1 | |
4 | Осенние работы в поле | Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. | 1 | |
5 | Практическое занятие «Пришкольный участок» | Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
6 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи | Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. | 1 | |
7 | Осень в лесу | Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария. | 1 | |
2. Неживое в природе ( 12часов) | 6 | 6 | ||
8 – 9 | Неживая природа | Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня». | 1 | 1 |
10 | Солнце – источник тепла и света | Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. | 1 | |
11 | Вода, её признаки и свойства | Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. | 1 | |
12 | Берегите воду! | Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!» | 1 | |
13 | Почва – святыня наша. | Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». | 1 | |
14 | Состав и свойства почвы | Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране. | 1 | |
15 – 16 | Погода. Климат. | Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы». | 1 | 1 |
17 | Предсказание погоды по народным приметам | Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью. | 1 | |
18 | Почему нельзя..? | Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения» | 1 | |
19 | Диалоги с неживой природой | Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!» | 1 | |
3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов) | 4 | 5 | ||
20 | Практикум «Хлебные крошки» | Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. | 1 | |
21 | Кто улетает, а кто остаётся | Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края. | 1 | |
22 | Экологические связи неживой и живой природы | Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. | 1 | |
23 | Вода и жизнь | Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. | 1 | |
24 | Растения рядом | Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. | 1 | |
25 | Комнатные растения | Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив) | 1 | |
26 | Размножение комнатных растений | Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка | 1 | |
27 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса | Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. | 1 | |
28 | Практическое занятие «Растения луга и леса» | Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями. | 1 | |
4. Царство грибов (3часа) | 3 | |||
29 | Съедобные грибы | Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки | 1 | |
30 | Несъедобные грибы | Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным) | 1 | |
31 | Микроскопические грибы | Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру. | 1 | |
5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа) | 1 | 2 | ||
32 | Сельскохозяйственные машины и орудия | Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде. | 1 | |
33 | Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке | Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей | 1 | |
34 | Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке | Посадка декоративных растений. Опыты: 1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений». 2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». | 1 | |
18 | 16 | |||
Итого: | 34 часа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4-й год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятий | Количество часов | |
теория | практика | |||
Введение (1час) | 1 | |||
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. | 1 | |
1. Среда обитания (6 часов) | 4 | 2 | ||
2 | Времена года на Земле | Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков . | 1 | |
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. | 1 | |
4 | Изменения окружающей среды | Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). | 1 | |
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. | 1 | |
6 | Условия жизни растений | Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. | 1 | |
7 | Разнообразие животных, условия их жизни | Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. | 1 | |
2. Жизнь животных ( 4часа) | 2 | 2 | ||
8 | Динозавры – вымерший вид животных | Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. | 1 | |
9 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. | 1 | |
10 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. | 1 | |
11 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Московской области.. Разгадывание загадок. | 1 | |
3. Реки и озера (8 часов) | 5 | 3 | ||
12 | Реки и озера | Пресная вода. Осадки. | 1 | |
13 | Получение кислорода под водой | Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). | 1 | |
14 | Пресноводные животные и растения | Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов. | 1 | |
15 | Жизнь у рек и озер | Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности). | 1 | |
16 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов. | 1 | |
17 | Околоводные птицы | Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания. | 1 | |
18 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края. | 1 | |
19 | Акция « Сохраним первоцвет!» | Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов. | 1 | |
4. Человек и животные ( 8 часов) | 5 | 3 | ||
20 | Жизнь среди людей | Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек. | 1 | |
21 | Ролевая игра «Это все кошки» | Ролевая игра «Это все кошки» | 1 | |
22 | Домашние животные | Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. | 1 | |
23 | Викторина «Собаки – наши друзья» | Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». | 1 | |
24 | Уход за домашними животными | Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). | 1 | |
25 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. | 1 | |
26 | Люди и паразиты | Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. | 1 | |
27 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя». | 1 | |
5. Сельскохозяйственный труд (7часов) | 4 | 3 | ||
28 | Почва | Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). | 0,5 | 0,5 |
29 | Семена овощных и декоративных культур | Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. | 0,5 | 0,5 |
30 | Заботы хлебороба весной | Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. | 1 | |
31 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки. | 1 | |
32 | Подготовка почвы . | Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. | 1 | |
33 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива | Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах. | 1 | |
34 | Декоративные растения | Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение». | 1 | |
19 | 15 | |||
Итого: | 34 часа |
- Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Земля – наш дом» необходимы следующие принадлежности:
- набор рабочих инструментов для практических занятий;
- микроскоп, лупа;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по окружающему миру.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
- Литература
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
- Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
- Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
- Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
- Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
- Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
- Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
- Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
- Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
- Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
- Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
- Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
- Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
- Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
- Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
- Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
- Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород – 2010 .
- Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
- Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
- Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
- Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.
- Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
- Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
- Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)
Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов»
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов» для 2-3 классов1 час в неделю (всего 68 часов)Рабочая программа внеурочной деятел...
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...
Разговор о правильном питании. Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)
Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) Кружок «Разговор о правильном питании»1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу хорошо учиться» для обучающихся 1 класса
В работе представлена рабочая программа, полностью соответствующая требованиям по составлению рабочих программ, прописанных в ФГОС НОО. Программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального н...
Программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) « Проектная деятельность»
Цель: активизация социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.Задачи:1. Форми...