«Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)» «Земля – наш дом»
рабочая программа на тему

1. Цель и задачи курса «Земля – наш дом»

 2. Особенности программы.

3. Место факультативного курса в учебном плане.

 

4. Ожидаемый результат.

 5. Содержание программы.  Тематическое планирование.

6. Оборудование и кадровое обеспечение программы.

 

7. Литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_nash_dom.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

  1. Цель и задачи курса «Земля – наш дом»

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

  1. Особенности программы.

       Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

       Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):

2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).  

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

     Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

  1. Место факультативного курса в учебном плане

        Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

  1. Ожидаемый результат.

Личностные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Предметные результаты:

Учащиеся узнают:

  • наиболее типичных представителей животного мира России;
  • какую пользу приносят представители животного мира;
  • некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
  • планета Земля - наш большой дом;
  • Солнце - источник жизни на Земле;
  • неживое и живое в природе;
  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • самоценность любого организма;
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
  • человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
  • различия съедобных и несъедобных грибов;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
  • способы сохранения окружающей природы;
  •    что такое наблюдение и опыт;
  •   экология - наука об общем доме;
  •   экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся научатся:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
  • ухаживать за домашними животными и птицами;
  •    выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  •    применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  •    ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  •   составлять экологические модели, трофические цепи;
  •    доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  •  заботиться о здоровом образе жизни;
  •   заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  •   предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  •   осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  •  наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  •  оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • выбирать  основания и критерия для сравнения, классификации объектов;
  •  устанавливать  причинно-следственные связи;
  • строить  логические  цепи рассуждений;
  • доказывать;
  • выдвигать  гипотезы и обосновывать их;
  • формулировать  проблемы;

  1. Содержание программы.  Тематическое планирование.

1-й год обучения

«ЗНАКОМЫЕ  НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 час

№ занятия

Тема занятия

Содержание занятий

Количество часов

теория

практика

1.   Введение     (1 час)

1

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа   «Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

1

  2.   Дикие животные  ( 19 часов)

9

10

2

Заяц - «Длинное ухо»

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии),  чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа  «знакомство с народными приметами и пословицами».

0,5

0,5

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

0,5

0,5

4

Серый хищник - волк

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась»

0,5

0,5

5

Хозяин леса - медведь

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал  из энциклопедии),  чтение    рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

0,5

0,5

6

Любознательный зверёк -белка

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»  

0,5

0,5

7

Куница - охотник на белок

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

0,5

0,5

8

Лесной красавец - лось

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

0,5

0,5

9

Сердитый недотрога- ёж

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В  гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

0,5

0,5

10

Подземный житель - крот

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

0,5

0,5

11

Всеядное животное — барсук

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

0,5

0,5

12

Бобр-строитель

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

0,5

0,5

13

Запасливый бурундук

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

0,5

0,5

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

0,5

0,5

15

Мышка-норушка

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

0,5

0,5

16

Рысь - родственник кошки

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

0,5

0,5

17

Соболь - «дорогой» зверёк

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

0,5

0,5

18

Тигр - самая большая кошка на Земле

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

0,5

0,5

19

Косуля - самый маленький европейский олень

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

0,5

0,5

20

Обобщающие занятие о диких животных

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

1

3.   Пернатые  жители   (14 часов)

6

7

21

Воробей - самая распространённая птица на Земле

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

0,5

0,5

22

Ворона - «интеллектуальная» птица

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение  и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

0,5

0,5

23

Ворон - красивая, умная птица

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа  В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

0,5

0,5

24

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

0,5

0,5

25

«Лесной доктор» - дятел

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

0,5

0,5

26

Соловей - «великий маэстро»

Знакомство  с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

1

27

Галка - городская птица

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах  «Собираем мозаику».

0,5

0,5

28

Загадочная птица - кукушка

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

0,5

0,5

29

«Пернатая кошка» - сова

Знакомство с  «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

0,5

0,5

30

Любимая птица - снегирь

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» Работа над  пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

0,5

0,5

31

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над  пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения  «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

0,5

0,5

32

Наш добрый сосед - скворец

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок.  Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

0,5

0,5

33

«Золотая птица» — иволга

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными  приметами. Игра «птичьи расцветки».

0,5

0,5

34

Обобщающее занятие о птицах

  Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».

1

16

17

Итого                                                

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

2-й год обучения

«ЭКОЛОГИЯ  МОЕГО  ДОМА» - 34 часа

№ занятия

Тема занятий

Содержание занятий

Количество часов

теория

практика

    Введение     (1час)

1

1

Что такое экология?

 Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии  на основе анализа примеров.         

1

1.  Мой дом за окном    (6 часов)

3

3

2

Мой дом

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.  Дома в деревне и в городе.

1

3

Дом, где мы живем

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

1

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

1

5

Деревья твоего двора

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

1

6

Птицы нашего двора

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

1

7

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек.

1

 2.   Я и мое окружение        ( 9 часов)

4,5

4,5

8

Моя семья

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить.

1

9

Соседи-жильцы

Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

1

10

Мой класс

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу.

1

11

Практическое занятие

 «Создание уюта в классной и игровой комнатах»

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе.

1

12

Дом моей мечты

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

0,5

0,5

13

Рассказы, стихи о семье

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

1

14

Комнатные растения в квартире, в классе

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки  комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями.

1

15

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

1

16

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

1

3.   Гигиена моего дома ( 7 часов)

3,5

3,5

17

Гигиена класса

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными.

1

18

Практическое занятие «Гигиена класса»

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены.

1

19

Бытовые приборы в квартире

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации.

1

20

Экскурсия в школьную кухню

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов.

1

21

Наша одежда и обувь

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические, гигиенические требования, условия содержания, уход.

1

22

Русская народная одежда

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой.

0,5

0,5

23

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю  одежду?

1

 4.   Вода  -  источник жизни  (4 часа)

3

1

24

Вода в моем доме и в природе

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

1

25

Стихи, рассказы о воде в природе

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана.

1

26

Вода в жизни растений и животных.

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

1

27

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется

из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

1

5.  Солнце и свет в нашей жизни     (3 часа)

2

1

28

Солнце, Луна, звезды – источники света

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.

1

29

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

Влияние тепла и света на комнатные растения.

1

30

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы.

1

 6.   Весенние работы   (2 часа)

2

31

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.

1

32

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними

Инструктаж по технике безопасности. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.

1

 7.   Воздух и здоровье    (2 часа)

1

1

33

Воздух и здоровье человека

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

1

34

Практическое занятие «Уборка  в классе»

Инструктаж  по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.

1

18

16

 Итого:

34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3-й год обучения

«НЕЖИВОЕ  В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа

№ занятия

Тема занятия

Содержание занятий

Количество часов

теория

практика

        Введение     (2часа)

2

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства  всех существ на земле

1

2.

Мир вокруг.

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

1

   1.  Человек и природа  (5 часов)

2

3

3

Экология и мы.

Как  человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

1

4

Осенние работы в поле

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

1

5

Практическое занятие «Пришкольный участок»

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.  

1

6

 Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

1

7

Осень в лесу

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

1

    2.   Неживое в природе        ( 12часов)

6

6

8 – 9

Неживая природа

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня».

1

1

10

Солнце – источник тепла и света

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье.

1

11

Вода, её признаки и свойства

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,

круговорот воды.

1

12

Берегите воду!

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги.  Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

1

13

Почва – святыня наша.

Почва – необходимая среда для растений  Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

1

14

Состав и свойства почвы

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране.

1

15 – 16

Погода. Климат.

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».

1

1

17

Предсказание погоды по народным приметам

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

1

18

Почему нельзя..?

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

1

19

Диалоги с неживой природой

Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.  Акция «Мы, против мусора!»

1

   3.   Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)

4

5

20

Практикум

 «Хлебные крошки»

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

1

21

Кто улетает, а кто остаётся

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ  наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края.

1

22

Экологические связи неживой и живой природы

  Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели.

1

23

Вода и жизнь

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

1

24

Растения рядом

Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум  «Выявление повреждение повреждений деревьев.

1

25

Комнатные растения

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

1

26

Размножение комнатных растений

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

1

27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

1

28

Практическое занятие «Растения луга и леса»

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.  Работа с гербариями.

1

     4.   Царство грибов  (3часа)

     3

29

Съедобные грибы

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки 

       1

30

Несъедобные грибы

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

1

31

Микроскопические грибы

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

1

    5.  Сельскохозяйственный труд весной   (3часа)

1

2

32

Сельскохозяйственные машины и  орудия

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

1

33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке

Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей

1

34

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

Посадка декоративных растений. Опыты:

1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».

 2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

1

18

16

                                              Итого:

34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4-й год обучения

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа

№ занятия

Тема занятия

Содержание занятий

Количество часов

теория

практика

        Введение     (1час)

1

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

1

   1.  Среда обитания  (6 часов)

4

2

2

Времена года на Земле

Сравнение  времен года в разных географических  поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков .

1

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

1

4

Изменения окружающей среды

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).

1

5

Практическое занятие

 «Осень на пришкольном участке»

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

1

6

Условия жизни растений

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения.

1

7

Разнообразие животных, условия их жизни

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

1

    2.   Жизнь животных ( 4часа)

2

2

8

Динозавры – вымерший вид животных

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.

1

9

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

1

10

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

1

11

 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Московской области..  Разгадывание загадок.

1

   3.    Реки и озера  (8 часов)

5

3

12

Реки и озера

Пресная вода. Осадки.

1

13

Получение кислорода под водой

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь).

1

14

Пресноводные животные и растения

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов.

1

15

Жизнь у рек и озер

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности).

1

16

Экологический проект

 « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов.

1

17

Околоводные птицы

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания.

1

18

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

1

19

Акция « Сохраним первоцвет!»

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

1

   4.   Человек и животные  ( 8 часов)  

5

3

20

Жизнь среди людей

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек.

1

21

Ролевая игра «Это все кошки»

Ролевая игра «Это все кошки»

1

22

Домашние животные

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

1

23

Викторина «Собаки – наши друзья»

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

1

24

Уход за домашними животными

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

1

25

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

1

26

Люди и паразиты

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

1

27

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя».

1

     5.    Сельскохозяйственный труд  (7часов)

4

3

28

Почва

Представление о  необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

0,5

0,5

29

Семена овощных и декоративных культур

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

0,5

0,5

30

Заботы хлебороба весной

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда  людей весной в поле.

1

31

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян  овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной  из пшеничной муки.

1

32

Подготовка почвы .

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём.

1

33

Высадка рассады  на участке. Составление графика полива

Инструктаж по технике безопасности.  Составление плана – проекта клумбы  (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

1

    34

Декоративные растения

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

1

19

15

Итого:                                              

34 часа

  1. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Земля – наш дом» необходимы следующие  принадлежности:

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;
  • микроскоп, лупа;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по окружающему миру.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

  1. Литература
  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2.   Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
  3.   Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
  4.  Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  5.   Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
  6.  Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
  7.  Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
  8. Ишутинов  Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
  9.   Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
  10.  Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -  2001. - № 1.
  11.    Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
  12.   Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
  13.      Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в   народе / М. А. Носаль  И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
  14.     Пакулова  Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
  15.    Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2001.
  16.     Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
  17.     Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
  18.     Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
  19.    Плешаков  А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
  20.   Чернявский А.В., Ковальчук  Д. А.  Универсальный энциклопедический справочник ./  Харьков, Белгород – 2010 .
  21.  Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. /  Москва 2008.  
  22.  Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.
  23.  Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород  2009.
  24. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2009.
  25.  Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./  Иллюстрированный атлас Мира. / Индия  2008.
  26. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва  2007.
  27.  Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2008.
  28.  Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)

Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов»

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов» для 2-3 классов1 час в неделю (всего 68 часов)Рабочая программа внеурочной деятел...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...

Разговор о правильном питании. Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)

Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) Кружок «Разговор о правильном питании»1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу хорошо учиться» для обучающихся 1 класса

В работе представлена рабочая программа, полностью соответствующая требованиям по составлению рабочих программ, прописанных в ФГОС НОО. Программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального н...

Программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) « Проектная деятельность»

Цель: активизация социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.Задачи:1. Форми...