Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Звуки [н], [н ,], буквы Нн", УМК («Азбука». 1кл. Учебник для общеобр. учр. В 2-х ч. Ч.1/ В.Г. Горецкий).
план-конспект урока (1 класс)

Чебан Дарья Александровна

Тема урока «Звуки [н], [н ,], буквы Нн».

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование представления у обучающихся о согласных звуках [н], [н,] и буквах Нн.

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить с согласными звуками [н], [н,], научит их характеризовать;

2.Учить составлять и анализировать звуковую схему слова.

Предметные:

1. Уметь различать согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие [н], [н,];

2. Уметь определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, определять в слове ударный слог.

Развивающие:

1 Развивать навык правильного чтения.

2.Развивать устную речь, посредством формулирования полных ответов на вопросы.

Личностные:

1.Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

(в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).

2. Познавательные интересы, активность, инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка.

3.Становление ценностного отношения к своей родине, через изучения русского языка.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к родному языку и культуру речи.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

    

                                                                                         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_zvuki_n_n_bukvy_nn_1_klass.docx197.3 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММОТЕ

Дата: 01.10.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинск»

Класс: 1-6

Урок: 2

Студент: Чебан Дарья Александровна

Группа: 43

Учитель: Кирчевская Елена Юрьевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

 

Время: 08:55-09:30

Кабинет: 310

Тема урока «Звуки [н], [н ,], буквы Нн».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование представления у обучающихся о согласных звуках [н], [н,] и буквах Нн.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить с согласными звуками [н], [н,], научит их характеризовать;

2.Учить составлять и анализировать звуковую схему слова.

Предметные:

1. Уметь различать согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие [н], [н,];

2. Уметь определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, определять в слове ударный слог.

Развивающие:

1 Развивать навык правильного чтения.

2.Развивать устную речь, посредством формулирования полных ответов на вопросы.

Личностные:

1.Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

(в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).

2. Познавательные интересы, активность, инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка.

3.Становление ценностного отношения к своей родине, через изучения русского языка.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к родному языку и культуру речи.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

     

        

УМК: учебник, «Азбука». 1кл. Учебник для общеобр. учр. В 2-х ч. Ч.1/ В.Г. Горецкий, учебная презентация, раздаточный материал

        

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

   (1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся. Устанавливает эмоциональный контакт.

Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Александровна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте!

Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Я очень рада войти с вами в приветливый наш класс.

И для меня уже награда, внимание ваших умных глаз.

-Ребята продолжите фразу «Сегодня хороший день, потому что…»

-Замечательно.

Приветствуют

учителя.

Предлагают своё продолжение фразы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(7-8 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М:

беседа

П: 

ответы на вопросы

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какой у нас сейчас с вами урок?

- Что мы делаем с вами на уроке обучения грамоте?

- Давайте с вами вспомним, что такое речь и какая она бывает?

- Чем выражается устная и письменная речь?

- Скажите, что такое звук, а что такое буква?

- На какие две группы делятся звуки?

- Чем отличается гласный звук от согласного?

- Как произносится согласный звук?

- Какие звуки мы с вами уже знаем?

-Отлично, какие бывают согласные звуки?

-Ребята посмотрите, какой гласный звук отличается от остальных? Почему?

-Сегодня к нам в гости, пришли два слова. Посмотрите на экран и скажите, что это за два слова?

-Верно. На какой звук, оканчивается слово «барабан»? Произнесете его.

-А на какой звук оканчивается, слово «конь»? Произнесите его.

-Замечательно.

-Какой буквой обозначаются эти два слова?

-А знаете ли вы эти звуки?

-Ребята, а мы знакомы с этой буквой?

        

- Урок обучения грамоте.

- Учим звуки и буквы.

- Речь - это способность говорить и передавать информацию словами. Она бывает устная и письменная.

- Устная речь выражается звуками, а письменная - буквами.

-Звук - это то, что мы произносим и слышим, а буква – пишем, видим.

- На гласные и согласные.

- Гласный звук произносится без препятствий.

Согласный звук встречает на пути преграду.

- Звуки [a], [o], [у], [ы],[и].

- Звук [и], он указывает на мягкость предшествующих согласных.

-Барабан, конь.

-[н].

-[н,].

Ответы детей.

П:анализировать и создавать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

Р: проявлять готовность выполнять указанные действия.

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Р: проявлять готовность выполнять указанные действия.

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии

К: слушать и понимать речь других.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Презентация

        

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М:

беседа

П: формулирование темы, целей и плана урока

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Верно, Тема нашего сегодняшнего урока – «Звуки [н], [н ,], буквы Нн».

-Давайте, поставим цели на урок. На слайде, у вас есть опорные слово.

Узнать о звуках…

-Для того чтобы достичь поставленной цели мы должны с вами составить план урока. Он у нас есть, но немного перепутался, давайте попробуем расставить пункты плана в правильном порядке.

1. Подвести итоги.

2. Выполнить задания.

3. Познакомиться, со звуками [н] и [н’]

 

Планируют собственную деятельность на уроке.

-Тема нашего урока  «Звуки [н], [н ,], буквы Нн».

-Узнать о звуках [н],

[н ,], букве Нн.

Составляют план урока.

1.Познакомиться со звуками [н] и [н’].

2. Научиться находить и характеризовать звуки [н], [н ,], в словах .

3.  Подвести итоги.

П:формулировать с помощью учителя цель

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Презентация

        

"Открытие" детьми нового знания

(7мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М:

беседа

П:

ответы на вопросы

Ф

М:

 беседа

П:

работа с книгой

Организовывает работу обучающихся.

-Вернемся к словам, которые пришли к нам на урок.

-Итак, назовите слово.

-Сколько слогов в этом слове?

-А как ещё, мы можем понять сколько слогов слове?

-Верно. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

-Давайте, выделим ударный слог, покажите мне как мы будем определять.

-Какой слог ударный?

-Отлично, произнесите третий слог.

-Теперь, произнесите последний звук.

-Верно, произнесем хором этот звук три раза и послушаем его.

-Ребята, что вы заметили? Что происходит с нашим речевым аппаратом, когда мы произносим этот звук?

-А что происходит с нашим языком?

-Как вы думаете, что же это значит?

-Гласный он или согласный?

-Какой мы можем сделать вывод?

-Теперь, проверим ещё одну характеристику этого звука, поставьте руку на горлышко и произнесите звук [н], три раза и скажите, что вы чувствуете в горле.

-Если мы чувствуем вибрацию, то какой это звук звонкий или глухой?

-Верно, звонкий звук произносится с голосом, а глухой это тот, в котором больше шума.

-Отлично, теперь произнесите второе слово.

-Сколько слогов в этом слове?

-Давайте, выделим ударный слог, покажите мне как мы будем определять.

-Какой слог ударный?

-Назовите последний звук в слове конь.

- Верно, произнесем хором этот звук три раза и послушаем его.

-Ребята, что вы заметили? Что происходит с нашим речевым аппаратом, когда мы произносим этот звук?

-А что происходит с нашим языком.

-Какой это звук?

-Верно, проверим ещё одну характеристику этого звука, поставьте руку на горлышко и произнесите звук [н’], три раза и скажите, что вы чувствуете в горле.

-Если мы чувствуем вибрацию, то какой это звук звонкий или глухой?

-Давайте, произнесём два последних звука в словах барабан и конь.

-Как вы думаете, чем они отличаются?

-Замечательно, дайте характеристику звуку [н].

-Теперь давайте, дадим характеристику звуку [н’].

-Совершено верно.

-Посмотрите на экран, у нас появились схемы к словам «барабан» и «конь». Ребята как вы думаете, какими цветами, мы должны раскрасить звуки [н], [н’]?

-Давайте, откроем учебники на странице 41 и проверим себя.

-Каким цветом выделяем твердый согласный звук?

-А мягкий?

-Верно. Знаете ли вы, какой буквой обозначаются, эти два звука?

-Да, для того чтобы обозначить эти два звука, используется большая и маленькая буквы Нн.

-Ребята, как вы думаете, для чего нам нужна заглавная буква Н, а строчная?

-Барабан.

-3.

-Посчитать сколько гласных.

-Ударение падает на третий слог.

-Бан.

-[н].

Произносят звук.

-Воздух не может свободно проходить.

-Язык упирается в наши зубы.

-Согласный.

-Звук [н], является согласным, потому что воздух встречают преграду.

-Вибрацию.

Ответы детей.

-Конь

- 1 слог

-Ударение падает на первый слог.

- [н’].

-Воздух не может свободно проходить.

-Язык упирается в наши зубы.

-Согласный.

-Вибрацию.

-Звонкий.

-[н], [н’].

- Один звук звучит более сердито [н],

Другой [н’] - мягко, добро.

-Звук [н], согласный, потому что, при произношении встречает преграду, твердый, звонкий, произносится больше с голосом.

- Звук [н’] , согласный, потому что, при произношении встречает преграду, мягкий, звонкий, произносится больше с голосом.

Ответы детей.

-Синим.

-Зеленым.

-Буквой Н.

-С неё начинается предложение, имена, клички с заглавной буквы, а строчной пишутся все остальные слова.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

П: анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова

П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом

П: определять существенный признак для классификации

языковых единиц

П: характеризовать звуки по заданным признакам

Презентация

Динамическая пауза

(1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Фронтальная форма

Проведение динамической паузы

Ребята, давайте мы с вами немного отдохнём. Слушайте меня внимательно:

Хомка Хомка - хомка хомячок, Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, ушки трёт,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку,

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Хомка сильным хочет стать.

Выполнение динамической паузы

Первичное закрепление
(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

М:

 языковой анализ

П: звукобуквенный анализ

Ф

М:

работа с книгой

П:

чтение слогов

Внешний контроль

Ф

М:

работа с книгой

П:

чтение предложений

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-Ребята, сейчас мы поиграем в одну игру, я буду говорить слова, а вы показываете мне звук на звуковичках.

-Давайте начинать.

Нож, нить, носорог, нос, Нина, ножницы, карман, нога, няня, носок, пельмени.

-Отлично, вы хорошо поработали.

-Итак, посмотрите в учебник и обратите внимание на столбик слогов.

-Прочитаем слоги с буквой Н, хором.

-А теперь, прочитаем хором меняя буквы местами.

-Ребята, перед каким согласный звук [н] будет твердым? Почему?

-Скажите, почему вы выбрали эти слоги?

 

-Замечательно, прочитайте слог с мягким согласным.

-Как вы узнали, что именно этот слог имеет мягкий согласный звук [н’]?

-Замечательно, посмотрите на картинку, скажите кого вы видите?

-Что делает мальчик?

-Что мы говорим, когда катаемся на лошади?

-Верно, давайте, прочитаем хором с интонацией, предложение.

-Сколько предложений вы увидели?

-Как вы поняли, что это предложения?

-Посмотрите на экран, здесь представлены два слова «норма», «нитка», нам нужно составить звуковые схемы к этим словам.

-Посмотрим, на слово нора, сколько в нем слогов?

-Верно, сколько гласных?

-Каким цветом, мы обозначим гласные в схеме? Давайте закрасим.

-Верно, давайте определим какой слог ударный?

-Замечательно, поставим ударение.

-Посмотрите на букву Н, каким цветом мы обозначим её?

-Замечательно, посмотрим на второе слово.

-Сколько в нем слогов?

-Верно, обозначим гласные.

-Давайте поставим ударение.

- Посмотрите на букву Н, каким цветом мы обозначим её?

-Совершенно верно.

Динамическая пауза

Мы морковку чистим.

Мы морковку трём-трём,

Сахарком её посыплем .

И сметанкою польём.

Вот какой у нас салат,

Витаминами богат!

-НА,НО,НЫ.НУ, НИ.

-АН,ОН,ЫН,УН,ИН.

-НА, НО, НЫ, НУ.

-Потому что, А, О, Ы, У, указывают на твёрдость предыдущего согласного.

-НИ.

-Потому что буква И указывает на мягкость предыдущего согласного.

-Мальчика и девочку.

-Катается на деревянной лошадке.

Ответы детей.

Читают хором.

-3.

-Стоит восклицательный знак.

-2.

-2.

-Красным.

-Ударение падает, на второй слог

-Синим.

-2 слога.

-Ударение падает на первый слог.

-Синим.

Р:осуществлять контроль процесса и результата деятельности,

устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про-

являть способность предвидеть их в предстоящей работе

П: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова,

предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения

языковых единиц.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

И

М:

языковой анализ

П:

звукобуквенный анализ

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу.

– Ребята, а сейчас вы поработайте самостоятельно,у вас на партах лежат карточки, на них вы увидите картинки и схемы слов, вам нужно соединить схему с картинкой стрелочкой.

На это задание у вас есть, 3 минуты, можете приступать.

-Обменяйтесь в парах, и посмотрите на эталон который представлен на экране.

-Давайте проверять.

 

Слушают учителя.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников

Р: корректировать свои учебные действия

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(6 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М:

работа с книгой

П:

работа с иллюстрацией

Организует деятельность обучающихся.

-Посмотрите на страницу 40.

-Обратите внимание, на иллюстрацию, кого вы видите?

-Ребята, это русский богатырь Никита Кожемяка. Поднимите руку те, кто слышал это имя.

-Расскажите по картинке, что делает Никита Кожемяка?

-Как вы думаете, почему пашет дракон, а не лошадь?

-Отлично, сейчас я прочитаю вам стихотворение, под названием «Русь».

-Как вы понимаете, что значит русь?

-Внимательно послушайте стихотворение.

-Как вы думаете, о чем оно?

-Как вы понимаете слово недруг?

-А что значит сложить голову?

-Замечательно, найдите в стихотворении слова с буквой Н. Назовите их.

-Какой звук обозначает буква Н, в слове «назвать»?

-В слове недруг?

-А в слове нужда?

-Замечательно. Посмотрите снизу после стихотворения представлены пословицы.

-Давайте их прочитаем.

-Отлично, как вы понимаете первую пословицу?

-Когда мы можем ее сказать?

-Верно, найдите слова, с буквой Н. Назовите их.

-Какие звуки обозначает буква Н, в этих словах?

-Посмотрите, на вторую пословицу, давайте ее прочитаем.

-Как вы понимаете, эту пословицу?

-Верно. Найдите слова с буквой Н. Назовите их.

-Какие звуки обозначает буква Н, в этих словах?

-Замечательно. Посмотрите на ленту букв, найдите букву Н. Скажите где, она расположена?

-Как вы думаете, почему?

-Замечательно.

-Мужчину и дракона.

 

-Пашет поле, и ему помогает дракон.

Ответы детей.

-Русь-это русская земля.

Ответы детей.

-Недруг-неприятель, враг.

-Означает, погибнуть в бою.

-Назвать, недруга, нужде.

-Твердый.

-Мягкий.

-Твердый.

Читают пословицы.

-Каждый человек, скучает по родному краю.

-Когда находимся далеко от дома.

-На, весна, не, красна.

Ответы детей.

-В ней говорится о родине.

-Но, нет.

Ответы детей.

-В первом ряду.

Ответы детей.

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

Работа с книгой

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М:

беседа

П:

ответы на вопросы, рефлексия

Организует самооценивание всех обучающихся.

-Кто помнит, какая была тема нашего урока?

-Какую цель на урок мы ставили?

-Кто считает, что он достиг цели, поднимите руку.

-Что вы можете сказать о звуке [н’]?

-Что вы можете сказать о звуке [н]?

-Какой звук обозначает буква «Н» гласный или согласный?

2. Организует эмоциональную рефлексию.

-Обратите внимание на экран, выберите зеленый смайлик, если вы сегодня активно работали на уроке и у вас все получилось. Желтый смайлик, если у вас были ошибки, но вы старались. Красный смайлик, если вы ничего не поняли за урок.

- Поднимите руку, кто выбрал зеленый/желтый/красный смайлик. Почему?

-Спасибо за урок.Досвидания!

Отвечают на вопросы.

- Тема нашего урока  «Звуки [н], [н ,], буквы Нн».

- Узнать о звуках [н], [н ,], букве Нн.

Оценивают работу на уроке.

Ответы детей.

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Буква мягкий знак в конце слова для обозначения мягкости согласного"

разработка урока русского языка (обучение грамоте) в 1  классе на тему " Буква Ь в конце слова "...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [йа],[а]. Буква Я. Россия - родина моя"

Открытый урок обучения грамоте в 1 дополнительном классе для обучающихся с ОВЗ. Урок составлен с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ....

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"...

технологическая карта урока обучения грамоте Тема: «Звук [ж]. Буква Ж,ж. сочетания жи-ши», 1 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:закрепление знаний о букве ж и правиле жи-ши; формирование навыка чтения вслух слов и предложений с буквой ж; повторение характеристики звука [ж].Планируемые результаты...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук  [а]. Буквы А, а."...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [р][р\'], буква Р» ( УМК «Перспектива» , 1 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления учащих с согласными звуками [р][р'] и буквой Р.Задачи урокаДидактические:Познакомить с буквой «Р»Познакомить с признаками согласных звуков...