Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [йа],[а]. Буква Я. Россия - родина моя"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Цветкова Наталия Сергеевна

Открытый урок обучения грамоте в 1 дополнительном классе для обучающихся с ОВЗ. Урок составлен с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx114.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 дополнительном классе.

Преподаватель: Цветкова Н.С., учитель начальных классов.

ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для детей с ТНР и детей с нарушениями ОДА».

УМК « Школа России » Учебник: Азбука, В.Г. Горецкий.

Тема урока: «Звуки [Й*А], [*А]. Буквы Я,я. Россия – родина моя».

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с буквой Я, обозначающей звуки [Й*А], [*А].

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать буквы Я,я и звуки, обозначаемыми ими;
  • характеризовать звуки по алгоритму;
  • читать слова и слоги с изученной буквой;

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; осуществлять решение  учебной задачи под руководством учителя.
  • Познавательные УУД: осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков; анализировать место изученных букв на «ленте» букв; сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.
  • Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, внимательно слушать и оценивать ответы друг друга, исправлять ошибки, оценивать результат совместной работы, контролировать свои действия при выполнении задания.

Личностные:

  • повышение  мотивации к обучению и целенаправленной  познавательной деятельности;
  • умение выражать свои эмоции;
  • проявление интереса к истории своей Родины.

Оборудование: учебник «Азбука», электронное приложение к учебнику, рисунок лимонного дерева и яблони, лимоны и яблоки на самоклеющейся бумаге, карточки «Светофор», компьютер, мультимедиапроектор, презентация с интерактивными заданиями.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД на этапах урока

1 этап. Орг. момент.

Цель: настроить учащихся к учебной деятельности, создать благоприятный эмоциональный фон.

АМ «Поздоровайся ладошками».

Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок и вот

Начинаем наш урок.

 «Желаю успеха большого, во всем и везде, здравствуй!»

Приветствуют учителя и друг друга.

Проговаривают слова приветствия, соединяют поочередно пальцы и ладони.

Познавательные: активное слушание, проговаривание стихотворения.

Коммуникативные: слушание учителя и одноклассников.

2 этап. Актуализация полученных ранее знаний.

Цель: организовать актуализацию полученных знаний;

АМ «Составление кластера».

Для того, чтобы вспомнить все, что мы узнали на уроках азбуки о звуках и буквах, мы с вами составим на доске Кластер «Звуки и буквы» (гроздь, пучок соберем все понятия в пучок).

Выбирают карточки с понятиями, прикрепляют их на доску в определенное место.

Коммуникативные: продолжение развития  умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.

Познавательные:

Формирование умения находить ответы на вопросы;

3 этап. Артикуляционная гимнастика.

Цель: подготовить речевой аппарат к активной работе.

Выполняем артикуляционную гимнастику «Веселый язычок».

Жил Весёлый Язычок

В маленьком домишке.

Превращался во что мог

На радость всем детишкам!

(слайд 1)

Вот в ЛОПАТКУ превратился

И на губке развалился!

Распластался, растянулся

И губами улыбнулся!

(слайд 2)

Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех!

(слайд 3)

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай!

(слайд 4)

Ходят часики тик – так,

Не остановишь их никак.

Влево – тик,

Вправо – так,

Тик – так, тик – так!

(слайд 5)

А теперь вот, погляди –

Это скачут лошади!

Языком пощёлкай ты,

Как копытами они!

(слайд 6)

Выполняют упражнение «Домик открывается».

Выполняют упражнение «Лопатка»

Выполняют упражнение «Чашечка»

Выполняют упражнение «Грибок»

Выполняют упражнение «Часики»

Выполняют упражнение «Лошадка»

Регулятивные: Умение выполнять упражнение по инструкции.

4 этап. Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации. Вызов.

В наш Кластер я добавлю вот такую карточку: C:\Users\логопед\Desktop\Цветкова\урок на семинар\картинки для ур\подружкиея.jpg

Как вы думаете, что означает эта картинка?

(Слайд8)

Посмотрите на слайд и попробуйте сформулировать тему урока и ваши предположения, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

Под руководством учителя формулируют тему, цель и задачи урока.

Регулятивные: определяют и формулируют  цель деятельности с помощью учителя, понимают  и принимают учебную задачу.

5 этап. Открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с новой буквой Я, обозначающей звуки [ЙА] [А].

АМ «Инфоугадайка».

ИКТ «Электронное приложение к учебнику «Азбука».

АМ «Светофор».

(Слайд 9)

Посмотрите на экран: в центре вы видите букву Я, о которой пойдет речь на нашем уроке, а сам экран разделен на 4 сектора, в каждом из которых стоит знак вопроса. Я вам предлагаю самим подумать, что же мы можем узнать о букве Я?

1 сектор.

2 сектор. Если звук гласный, что мы можем о нем сказать? Что он «делает» в слове с предшествующим согласным?

Для того, чтобы ответить на вопрос, прочитаем слоги в сравнении с буквой А и с буквой Я. (Слайд 10)

3 сектор. Если буква Я подружка буквы Е, то что мы можем о ней еще узнать?

Чтобы это доказать, давайте составим схему к словам ЯБЛОКО и МЯЧ.

Работаем в электронном приложении.

Высказывают свои предположения, опираясь на план изучения пройденных букв. Делают выводы.

Гласный или согласный.

Делают вывод: тянется и поется, значит, гласный.

Говорит о твердости предшествующего согласного или о мягкости.

Делают вывод: буква Я смягчает предшествующий согласный.

Я – хитрая буква. Может обозначать 2 звука.

2 учащихся в электронном приложении составляют схемы слов.

Остальные работают с сигнальными карточками (согласен- зеленая, не согласен – красная).

Делают вывод: буква Я в слове яблоко обозначает два звука, в слове мяч – один.

Регулятивные: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи;  

Познавательные:

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Предметные:

Отличают гласный от согласного,

Определяют позицию звука в слове,

Читают слоги и слова с новой буквой,

Делают звуко – буквенный анализ слова.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

ориентация на самоконтроль результата.

6 этап. Физкультминутка «Яблоня».

Цель: Снять напряжение.

Проговаривает слова физ.минутки, показывает упражнения. (Слайд 11)

C:\Users\логопед\Desktop\Цветкова\урок на семинар\физминутка яблоня.jpg

Слушают слова физ.минутки, повторяют упражнения за учителем.

Личностные: формирование навыков здорового образа жизни.

Регулятивные:  осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются  на показ движений учителем.

7 этап. Работа над темой урока. (продолжение)

Цель: выяснить, в каких случаях буква Я обозначает 2 звука.

4 сектор.

Составляя схемы слов к словам Яблоко и Мяч, мы сделали вывод, что буква Я может обозначать 1 звук и 2 звука. Что же еще мы можем сказать о букве Я?

Прочитайте на экране слова Яблоня, Россия, Земля.

Я буду их медленно произносить, а вы внимательно слушайте и попробуйте определить, в каком слове буква Я обозначает 2 звука, а в каком 1 звук?

Обратите внимание, где стоит буква Я? Вспомните, что вы знаете о букве Е.

Когда обозначает 2 звука и когда обозначает 1 звук.

Делают вывод: в начале слова -2;

После гласного – 2;

После согласного – 1.

Познавательные:

осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

осуществляют поиск необходимой информации;

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.

8 этап. Первичное закрепление полученных знаний.

Цель: учиться читать слова, предложения с изученной буквой.

Межпредметные связи.

Сейчас мы с вами читали, произносили, слушали слова – Россия, Земля.

Как вы их понимаете? Что о них можете сказать?

Откройте учебник на с.110 прочитайте предложение вверху.

Что вы знаете о нашей родине – России?

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, что еще мы можем сказать о нашей стране?

Вспомните понятие, о котором мы говорили на уроках Окружающего мира (Слайд12,13,14,15,16).

О какой родине идет речь?

Посмотрите внимательно на экран, вспомните проекты «Моя малая Родина», которые вы выполняли вместе с родителями, может кто – то из вас узнает свою Малую Родину.

Высказывают свои мнения о понимании значения слов.

Читают предложение в учебнике, отвечают на вопросы учителя.

Просматривают на экране слайды с фотографиями из своих проектов.

Называют свою Малую Родину.

Познавательные:

Общеучебные– осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Логические – осуществляют поиск необходимой информации;

Личностные: соотносят полученные знания с личным жизненным опытом.

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: Подведение итогов деятельности учащихся в достижении поставленной цели.

Определение целей  дальнейшей деятельности.

Самооценка деятельности на уроке.

АМ «Фруктовый сад».

Какую цель мы ставили в начале урока?

Мы ее достигли?

Что мы узнали о букве Я?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующих уроках обучения грамоте, после того, как познакомились с новой буквой?

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.

(Слайд 17)

Сейчас мы с вами окажемся в фруктовом саду, где растут яблони и лимоны. Подумайте, как вы сегодня работали на уроке, все ли было для вас понятно? Если вам урок понравился и вы довольны своей работой – приклейте на яблоню сладкое красное яблоко. Если вы не довольны уроком, не довольны своей работой на уроке – приклейте на лимонное дерево – желтый кислый лимон.

Высказывают мнение по поводу урока.

Высказывают предположения относительно целей для будущих уроков.

Оценивают свое участие в работе на уроке.

Личностные: развивают познавательные  интересы  учебных мотивов;

Регулятивные: Адекватно оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: оценка и самооценка учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной буквы «я»»( 1 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для организации деятельности учащихся по ознакомлению и формированию навыка каллиграфически правильного письма строчной буквы «я».Задачи урокаДи...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство с буквой Гг", 1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуках [г], [г`]. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о звуках [г], [г`] 2. Научить дават...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Слова с буквой Э».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения находить лексическое значение слов с буквой Э в толковом словаре, развивать умение правильно употреблять слова с буквой Э...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы Ч" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о написании заглавной буквы Ч, умения писать заглавную букву Ч.Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить с написанием заглавной буквы Ч.2.Формироват...