Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Комлева Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук  [а]. Буквы А, а."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук  [а]. Буквы А, а."

Класс: 1
Учитель: Комлева Т.В.
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Тема: "Гласный звук  [а]. Буквы А, а"
Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [а], буквами А, а, в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, через  технологии проблемного обучения, дифференциации, информационно – коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий.
Обучающие задачи:
- познакомить со звукам [а], буквами А, а; учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание, память.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь и интерес к чтению; прививать навыки культурного общения.
Планируемые результаты. 
Предметные: знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные и строчные буквы; знакомятся с «лентой букв»; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам. Метапредметные:
Регулятивные:
-  принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: 
общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель. ориентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: 

- составляют небольшие рассказы; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности  с одноклассниками,  слушают и понимают речь других. 
Личностные: 
- выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; 
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в  учении.
Методы обучения: словесный, наглядный,  частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: 
- фронтальная работа; парная; индивидуальная.
Средства обучения: 
у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, учебный диск, рисунок букета астр, рисунки животных: совы, ежа, лисы, белки, козы, зайца, корзинка        
у учащихся – учебник «Азбука», касса букв, палочки, цветные карандаши, белые глянцевые досочки с маркером

Ход урока

 

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

 Мотивация к учебной деятельности

  Приветствует учащихся. Читает стихотворение. 

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки?

Приветствуют учителя, продолжают четверостишие:

- Есть у нас девиз такой:

всё, что нужно под рукой!

Личностные: уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Регулятивные: волевая саморегуляция

Речевая разминка

- Мы на уроке обучения грамоте. Зачем нам эти уроки?

- Поэтому надо размять речевой аппарат.

а) «Задуваем свечу» (сначала одну долгим выдыхом, затем короткими выдыхами задуваем столько свечей сколько бы их было на торте у вас на дне рождении)

б) скороговорка:

В школу всем ходить охота

И из леса, из болота.

- Учиться читать, составлять предложения, рассказы.

Дети выполняют

Упражнение на внимание

- Кто может прийти из леса, из болота?

- Сегодня учиться к нам пришли такие гости

(На доске с обратной стороны рисунки животных: совы, ежа, лисы, белки, козы, зайца)

- Я открою на несколько секунд и закрою, а вы должны успеть «сфотографировать» (т.е постараться запомнить)

- Итак, кто сегодня пришел к нам?

(2-3 рисунка меняю местами, открываю)

- Что изменилось?

- Ещё раз посмотрите, «сфотографируйте». Откройте учебник на с. 20. Кого нет в лесной школе?

Дети называют животных

Дети называют

Дети отвечают

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

а) – У лесных жителей вместо портфелей – корзина – речь.

- Давайте наберем  красивых предложений в эту корзину по рисунку с. 20. (Подхожу с маленькой корзинкой к ученикам)

- Что вы сейчас произнесли?

- Докажите

- О чём?

- Какой речью мы пользовались?

б) – Что изображено под рисунком?

- Докажите

- Что можно о нем сказать?

- Составьте предложение по схеме:                              .

в) – Начертите схему на досочках к предложению:  

       Коза Алиса убежала домой.

- Почему второе слово тоже с большой буквы?

 

 

 Дети произносят составленные ими предложения

- Предложение

- Есть законченная понятная мысль

- Устной

 

- Предложение

- Первое слово с большой буквы, в конце точка.

- Предложение состоит из 3 слов.

Дети составляют предложения.

Дети чертят схему:                                      .

 

 - Кличка козы.

Познавательные:  умение структурировать знания, анализировать, интезировать.  Регулятивные:  прогнозирование.

Физкультминутка

Физминутка «Коза»

3.

 Выявление места и причины затруднения

 

 - Назовите животных, которые пришли в школу?

- Какой звук часто повторяется?

 - Кто догадался над каким звуком будем работать?

 - Дети называют

- Звук [а]

Анализируют и делают вывод.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

4.

 Построение проекта выхода из затруднения

(4 мин)

 - Попробуйте сформулировать тему урока, продолжив фразу: Тема нашего урока звук…… и буквы, которые его…..

- Сформулируем задачи урока с опорой на фразы:

1. Познакомимся с….

2. Будем учиться находить….

3. Будем учиться читать…..

 - Тема нашего урока: звук [а] и буквы, которые его обозначают.

- 1. Познакомимся со звуком [а], буквами «а».

2. Будем учиться находить звук [а] в словах.

3. Будем учиться читать слоги, слова с буквой «а».

Познавательные:  словесное моделирование.  Регулятивные:  целеполагание,  как постановка учебной задачи, планирование.

5.

Реализация построенного  проекта

а) Организую звуко-буквенный анализ слова: «астры»

- Ученики по традиции идут в школу с цветами. Наши животные тоже. Угадайте из загадки.

Тот кому уже семь лет,

Скажет: «Школа, здравствуй!»

У меня в руках букет

Праздничные ……

Открываю рисунок букета астр.

- Составим схему слова «астра». Один у доски, остальные за партами.

- Сколько в слове «астра» слогов?

- Почему?

- На какой слог падает ударение?

- Произнесите первый слог, есть ли там слияние?

- Произнесите всё слово, выделяя первый звук.

- Какой первый звук?

- Почему?

- Произнесите всё слово, выделяя второй звук.

- Какой второй звук?

- Какой он?

- Почему?

- Произнесите всё слово, выделяя третий звук.

- Какой третий звук?

- Какой он?

- Почему?

- Произнесите второй слог

- Что услышали?

- Слияние каких звуков?

- Прочитайте по схеме слово.

- Оцени себя.

б) Организую выделение и характеристику звука [а]

- Произнесите четко первый звук

- Дайте характеристику этому звуку

в) Организую нахождение слов со звуком [а]

- Посмотрите вокруг. Назовите слова-названия предметов, в которых встречается звук [а].

- Посмотрите на экран на картинку. Назовите слова, где встречается звук [а] в начале слова; в середине слова; в конце слова. Всего семь слов.

- На картинке в учебнике в лесной школе?

- Встаньте, чьё имя начинается на звук [а]. У кого в середине имени? У кого в имени последний звук [а].

 - Астры

- Два

- Тянется два гласных звука.

- На первый слог.

- Нет

- Астры

- [а] – гласный

Дети отвечают

- аСтры

- [с]

- Согласный

Дети отвечают

- асТры

- [т]

- Согласный

Дети отвечают

- Ры

- Слияние

- [р] – согласный, [ы] – гласный

- [а]

- Звук [а] гласный, он тянется, поётся, при его произнесении воздух проходит через горло свободно без препятствий. В этом слове он ударный.

Дети называют.

Познавательные:  применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске  и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

 

 

Физкультминутка

1. - Я называю ещё цветы, которые принесли ученики. Если есть звук [а] – наклоняетесь. Если нет – приседаете. (Роза, ирис, ландыш, пион, тюльпан, фиалка, гвоздика, анютины глазки)

2. Вторую физминутку проведет мальчик. Внимание на экран (Используется «Суперфизминутка» с сайта Инфоурок)

- Мальчику, который проводил физминутку придумайте имя, исходя из темы урока.

Дети выполняют

5.

Продолжение реализации проекта

г) Организую знакомство с буквой

- Кто пойдет и найдет в нашей большой классной кассе букву, которая обозначает звук [а].

- Как называется буква?

- Покажите у себя в кассе.

- Почему их четыре?

- В паре за партой выложите букву «А» из счетных палочек или из карандашей.

- На что похожа буква?

     Буква «А», буква «А»

    Алфавита голова.

    Знает Вова, Знает Света.

    «А» похожа на ракету. (выставляю рисунок)

д) Организую определение места буквы «А» в схеме слова

- Вставьте в схему букву «А», где она должна быть.

Один ученик находит букву в классной кассе.

- «А»

Дети находят у себя в кассе и показывают учителю.

- Одна заглавная, другая маленькая. Две печатные, две письменные.

Дети в парах выполняют, сигналят сцепленными и поднятыми руками вверх о готовности.

Дети предполагают.

Дети выполняют.

6.

 Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

 Организую работу с учебный диском

  - Посмотрите на экран, прочитайте, соблюдая знаки в конце предложения.

- А!

- А?

- А – а - а! (При чтении спрашиваю: «Когда так говорим? А так?»)

- Прочитаем выразительно.

 

Дети читают.

Познавательные:  смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;  Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.  

7.

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Организую работу  в учебнике с. 20 (Игра «Дежурная буква»)

- Послушайте пословицу. Почему так говорят?

- Посчитайте сколько букв «А»

- Проверьте по эталону

 

Работают с текстом

Считают, сколько букв «А».

Сравнивают с эталоном.

Корректируют.

Регулятивные:  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

8.

 Включение в систему знаний и повторение

 

 Организую работу с учебником для развития речи:

-рассмотреть рисунки на с. 21. Что это?

- Произнесите названия этих предметов и внимательно послушайте. Что интересного заметили?

- Вот об этом стихотворение.

(Читает хорошо читающий ученик, заранее подготовленный)

- Посчитайте сколько в этом стихотворении встретилось букв «А»

 

 

- Астра, азбука, айва

- В этих словах первая и последняя буква «А»

 

- 19

Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение.

 

 

9.

Рефлексия

учебной деятельности

на уроке

- С каким звуком мы сегодня работали, учились его слышать, выделять?

- С какой буквой познакомились?

- Кто считает, что он работал хорошо и всё понял, поднимите зеленую карточку. Кому ещё нужна помощь – красную.

 Отвечают

Показывают

Познавательные:  умение структурировать знания.  Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено
и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук и буква П,п"

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук  и буква П,п"  по УМК «Школа России» , учебник «Азбука» В.Г.Горецкий. 1 класс...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звук [й’] Буква Й й» (1 класс)

Цель урока: формирование  знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ч`]. Буква Ч ч», 1 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о звуке [ч’] и о заглавной и строчной букве ЧчЗадачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока обучения письму «Звук [й], буква «й»» 1 класс. УМК "Перспектива"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПИСЬМАТема урока: «Звук «й», буква «й»»Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление знаний обучающихся об изученных букве «й...

Технологическая карта урока обучение грамоте "Звук [й’] Буква Й й" (1 класс)

Цель урока: формирование  знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук э, буквы Э,э

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук э, буквы Э,э"...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ы], буква ы. Закрепление», УМК "Школа России", 1 класс

Цель урока: закрепление характеристики звука [ы], буквы ы и ее роли в слове.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Закрепить знания об отличии гласных звуков от согласных звуков.Закрепить уме...