Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_obucheniya_gramote_glasnyy_zvuk_a._bukvy_a_a.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."
Класс: 1
Учитель: Комлева Т.В.
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Тема: "Гласный звук [а]. Буквы А, а"
Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [а], буквами А, а, в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, через технологии проблемного обучения, дифференциации, информационно – коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий.
Обучающие задачи:
- познакомить со звукам [а], буквами А, а; учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание, память.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь и интерес к чтению; прививать навыки культурного общения.
Планируемые результаты.
Предметные: знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные и строчные буквы; знакомятся с «лентой букв»; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам. Метапредметные:
Регулятивные:
- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Познавательные:
общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель. ориентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- составляют небольшие рассказы; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, слушают и понимают речь других.
Личностные:
- выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа; парная; индивидуальная.
Средства обучения:
у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, учебный диск, рисунок букета астр, рисунки животных: совы, ежа, лисы, белки, козы, зайца, корзинка
у учащихся – учебник «Азбука», касса букв, палочки, цветные карандаши, белые глянцевые досочки с маркером
Ход урока
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учащихся. Читает стихотворение. - Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадки? | Приветствуют учителя, продолжают четверостишие: - Есть у нас девиз такой: всё, что нужно под рукой! | Личностные: уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения Регулятивные: волевая саморегуляция |
Речевая разминка | - Мы на уроке обучения грамоте. Зачем нам эти уроки? - Поэтому надо размять речевой аппарат. а) «Задуваем свечу» (сначала одну долгим выдыхом, затем короткими выдыхами задуваем столько свечей сколько бы их было на торте у вас на дне рождении) б) скороговорка: В школу всем ходить охота И из леса, из болота. | - Учиться читать, составлять предложения, рассказы. Дети выполняют | ||
Упражнение на внимание | - Кто может прийти из леса, из болота? - Сегодня учиться к нам пришли такие гости (На доске с обратной стороны рисунки животных: совы, ежа, лисы, белки, козы, зайца) - Я открою на несколько секунд и закрою, а вы должны успеть «сфотографировать» (т.е постараться запомнить) - Итак, кто сегодня пришел к нам? (2-3 рисунка меняю местами, открываю) - Что изменилось? - Ещё раз посмотрите, «сфотографируйте». Откройте учебник на с. 20. Кого нет в лесной школе? | Дети называют животных Дети называют Дети отвечают | ||
2. | Актуализация знаний и пробное учебное действие | а) – У лесных жителей вместо портфелей – корзина – речь. - Давайте наберем красивых предложений в эту корзину по рисунку с. 20. (Подхожу с маленькой корзинкой к ученикам) - Что вы сейчас произнесли? - Докажите - О чём? - Какой речью мы пользовались? б) – Что изображено под рисунком? - Докажите - Что можно о нем сказать? - Составьте предложение по схеме: . в) – Начертите схему на досочках к предложению: Коза Алиса убежала домой. - Почему второе слово тоже с большой буквы? |
Дети произносят составленные ими предложения - Предложение - Есть законченная понятная мысль - Устной
- Предложение - Первое слово с большой буквы, в конце точка. - Предложение состоит из 3 слов. Дети составляют предложения. Дети чертят схему: .
- Кличка козы. | Познавательные: умение структурировать знания, анализировать, интезировать. Регулятивные: прогнозирование. |
Физкультминутка | Физминутка «Коза» | |||
3. | Выявление места и причины затруднения
| - Назовите животных, которые пришли в школу? - Какой звук часто повторяется? - Кто догадался над каким звуком будем работать? | - Дети называют - Звук [а] Анализируют и делают вывод. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения (4 мин) | - Попробуйте сформулировать тему урока, продолжив фразу: Тема нашего урока звук…… и буквы, которые его….. - Сформулируем задачи урока с опорой на фразы: 1. Познакомимся с…. 2. Будем учиться находить…. 3. Будем учиться читать….. | - Тема нашего урока: звук [а] и буквы, которые его обозначают. - 1. Познакомимся со звуком [а], буквами «а». 2. Будем учиться находить звук [а] в словах. 3. Будем учиться читать слоги, слова с буквой «а». | Познавательные: словесное моделирование. Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование. |
5. | Реализация построенного проекта | а) Организую звуко-буквенный анализ слова: «астры» - Ученики по традиции идут в школу с цветами. Наши животные тоже. Угадайте из загадки. Тот кому уже семь лет, Скажет: «Школа, здравствуй!» У меня в руках букет Праздничные …… Открываю рисунок букета астр. - Составим схему слова «астра». Один у доски, остальные за партами. - Сколько в слове «астра» слогов? - Почему? - На какой слог падает ударение? - Произнесите первый слог, есть ли там слияние? - Произнесите всё слово, выделяя первый звук. - Какой первый звук? - Почему? - Произнесите всё слово, выделяя второй звук. - Какой второй звук? - Какой он? - Почему? - Произнесите всё слово, выделяя третий звук. - Какой третий звук? - Какой он? - Почему? - Произнесите второй слог - Что услышали? - Слияние каких звуков? - Прочитайте по схеме слово. - Оцени себя. б) Организую выделение и характеристику звука [а] - Произнесите четко первый звук - Дайте характеристику этому звуку в) Организую нахождение слов со звуком [а] - Посмотрите вокруг. Назовите слова-названия предметов, в которых встречается звук [а]. - Посмотрите на экран на картинку. Назовите слова, где встречается звук [а] в начале слова; в середине слова; в конце слова. Всего семь слов. - На картинке в учебнике в лесной школе? - Встаньте, чьё имя начинается на звук [а]. У кого в середине имени? У кого в имени последний звук [а]. | - Астры - Два - Тянется два гласных звука. - На первый слог. - Нет - Астры - [а] – гласный Дети отвечают - аСтры - [с] - Согласный Дети отвечают - асТры - [т] - Согласный Дети отвечают - Ры - Слияние - [р] – согласный, [ы] – гласный - [а] - Звук [а] гласный, он тянется, поётся, при его произнесении воздух проходит через горло свободно без препятствий. В этом слове он ударный. Дети называют. | Познавательные: применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
|
Физкультминутка | 1. - Я называю ещё цветы, которые принесли ученики. Если есть звук [а] – наклоняетесь. Если нет – приседаете. (Роза, ирис, ландыш, пион, тюльпан, фиалка, гвоздика, анютины глазки) 2. Вторую физминутку проведет мальчик. Внимание на экран (Используется «Суперфизминутка» с сайта Инфоурок) - Мальчику, который проводил физминутку придумайте имя, исходя из темы урока. | Дети выполняют | ||
5. | Продолжение реализации проекта | г) Организую знакомство с буквой - Кто пойдет и найдет в нашей большой классной кассе букву, которая обозначает звук [а]. - Как называется буква? - Покажите у себя в кассе. - Почему их четыре? - В паре за партой выложите букву «А» из счетных палочек или из карандашей. - На что похожа буква? Буква «А», буква «А» Алфавита голова. Знает Вова, Знает Света. «А» похожа на ракету. (выставляю рисунок) д) Организую определение места буквы «А» в схеме слова - Вставьте в схему букву «А», где она должна быть. | Один ученик находит букву в классной кассе. - «А» Дети находят у себя в кассе и показывают учителю. - Одна заглавная, другая маленькая. Две печатные, две письменные. Дети в парах выполняют, сигналят сцепленными и поднятыми руками вверх о готовности. Дети предполагают. Дети выполняют. | |
6. | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Организую работу с учебный диском - Посмотрите на экран, прочитайте, соблюдая знаки в конце предложения. - А! - А? - А – а - а! (При чтении спрашиваю: «Когда так говорим? А так?») - Прочитаем выразительно. |
Дети читают. | Познавательные: смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организую работу в учебнике с. 20 (Игра «Дежурная буква») - Послушайте пословицу. Почему так говорят? - Посчитайте сколько букв «А» - Проверьте по эталону |
Работают с текстом Считают, сколько букв «А». Сравнивают с эталоном. Корректируют. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
8. | Включение в систему знаний и повторение
| Организую работу с учебником для развития речи: -рассмотреть рисунки на с. 21. Что это? - Произнесите названия этих предметов и внимательно послушайте. Что интересного заметили? - Вот об этом стихотворение. (Читает хорошо читающий ученик, заранее подготовленный) - Посчитайте сколько в этом стихотворении встретилось букв «А»
|
- Астра, азбука, айва - В этих словах первая и последняя буква «А»
- 19 | Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение.
|
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | - С каким звуком мы сегодня работали, учились его слышать, выделять? - С какой буквой познакомились? - Кто считает, что он работал хорошо и всё понял, поднимите зеленую карточку. Кому ещё нужна помощь – красную. | Отвечают Показывают | Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук и буква П,п"
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук и буква П,п" по УМК «Школа России» , учебник «Азбука» В.Г.Горецкий. 1 класс...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Звук [й’] Буква Й й» (1 класс)
Цель урока: формирование знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ч`]. Буква Ч ч», 1 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о звуке [ч’] и о заглавной и строчной букве ЧчЗадачи урокаДидактические:1)...
Технологическая карта урока обучения письму «Звук [й], буква «й»» 1 класс. УМК "Перспектива"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПИСЬМАТема урока: «Звук «й», буква «й»»Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление знаний обучающихся об изученных букве «й...
Технологическая карта урока обучение грамоте "Звук [й’] Буква Й й" (1 класс)
Цель урока: формирование знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук э, буквы Э,э
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук э, буквы Э,э"...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ы], буква ы. Закрепление», УМК "Школа России", 1 класс
Цель урока: закрепление характеристики звука [ы], буквы ы и ее роли в слове.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Закрепить знания об отличии гласных звуков от согласных звуков.Закрепить уме...