Методическая разработка «Моё лучшее внеурочное занятие по шахматам»
план-конспект занятия (1 класс)
Не секрет, что обучение игре в шахматы положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление). Их необходимо развивать с самого раннего возраста. На базе Нагорской средней школы с 1 сентября 2020 года работает центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и осуществляется обучение детей игре в шахматы. Обучение реализуется в рамках внеурочной деятельности в 1-4 классах.
Занятия проводятся на основе программы Игоря Георгиевича Сухина «Шахматы – школе». Программой каждого года обучения предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в неделю).
С первого класса на каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал. При обучении игре в шахматы учеников начальной школы важно включать в занятия игровые задания. Например, на этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи можно использовать различные загадки, игры, погружение в сказку (например, И.Г. Сухин «Приключения в шахматной стране») и др. При изучении нового материала очень важна наглядность. Для наглядности на занятиях используются не только наборы шахматных фигур, но и компьютерные презентации с анимационными эффектами. На этапе закрепления полученных знаний ребята выполняют задания в рабочих тетрадях.
На самом первом занятии в соответствии с программой ученики знакомятся с шахматной доской. Данная тема является одной из самых важных, так как дети начинают погружаться в мир шахмат. Правила игры требуют от детей способности представлять себе игровую доску и правильно ориентироваться на ней. Очень важно, чтобы маленький шахматист хорошо запомнил, как выглядит шахматная доска и какие элементы на нах расположены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formula_vospitaniya.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск»
(КОГОБУ СШ с УИОП пгт Нагорск)
Методическая разработка
«Моё лучшее внеурочное занятие по шахматам»
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Выполнила: педагог дополнительного образования Шулакова Юлия Сергеевна
2023
Пояснительная записка
Не секрет, что обучение игре в шахматы положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление). Их необходимо развивать с самого раннего возраста. На базе Нагорской средней школы с 1 сентября 2020 года работает центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и осуществляется обучение детей игре в шахматы. Обучение реализуется в рамках внеурочной деятельности в 1-4 классах.
Занятия проводятся на основе программы Игоря Георгиевича Сухина «Шахматы – школе». Программой каждого года обучения предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в неделю).
С первого класса на каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал. При обучении игре в шахматы учеников начальной школы важно включать в занятия игровые задания. Например, на этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи можно использовать различные загадки, игры, погружение в сказку (например, И.Г. Сухин «Приключения в шахматной стране») и др. При изучении нового материала очень важна наглядность. Для наглядности на занятиях используются не только наборы шахматных фигур, но и компьютерные презентации с анимационными эффектами. На этапе закрепления полученных знаний ребята выполняют задания в рабочих тетрадях.
На самом первом занятии в соответствии с программой ученики знакомятся с шахматной доской. Данная тема является одной из самых важных, так как дети начинают погружаться в мир шахмат. Правила игры требуют от детей способности представлять себе игровую доску и правильно ориентироваться на ней. Очень важно, чтобы маленький шахматист хорошо запомнил, как выглядит шахматная доска и какие элементы на нах расположены.
Содержание разработки
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе
Тема: «Знакомство с шахматной доской».
Цель: закрепить представления детей о шахматной доске, ее особенностях; развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.
Задачи:
#1055;ознакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: горизонталь, вертикаль, диагональ, центр доски
2. Учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета шахматной доски.
3. Воспитывать интерес к игре в шахматы.
Методы: наглядный, эвристический, словесные.
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, мешочек, шахматные доски для каждой пары воспитанников, презентация И.Г. Сухин «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы» (часть 1), черные или простые карандаши для раскрашивания, фишки или кружки зеленого и желтого цветов.
Ход занятия
#1042;ступительная часть.
Добрый день, ребята!
- Мы с вами сегодня отправимся в черно – белое Королевство. Кто-то уже догадался почему? (Ответы детей)
2. Основная часть.
1 слайд
-Что это такое? Кто знает? (Достает из мешочка шахматную доску).
Дети: Это шахматная доска.
-Верно, это шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами будем узнавать. А кто знает, почему же Королевство называется черно-белым?
Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.
- Как называются эти клетки?
2 слайд
Дети: Эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля (показать) и белые поля (показать).
-На каждой шахматной доске 64 поля двух цветов. На самом деле цвета могут быть любого оттенка, но игроки должны хорошо понимать, какие из полей — белые, а какие — чёрные, и правильно расставлять фигуры. Клетки могут быть любых цветов, например, одни белые, а другие — чёрные, главное, чтобы их было легко различить. Светлые поля всегда называют белыми, а темные — чёрными, чтобы не возникало путаницы.
- Кто скажет, как располагаются поля на шахматной доске?
Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.
-А зачем же нам нужна шахматная доска?
Дети: Чтобы играть в шахматы, располагать на ней шахматное войско
- Когда двое противников садятся играть в шахматы, они кладут доску между собой так, чтобы угловая клетка слева от каждого игрока была чёрной.
Положи перед собой шахматную доску. Правильно ли ты это сделал? Чтобы проверить, посмотри, какого цвета клетка в левом углу. Она должна быть чёрной.
В парах расположите доску правильно. (располагают в парах доски)
-А теперь давайте послушаем сказку «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы» Игоря Георгиевича Сухина.
3 слайд
Просмотр презентации И.Г. Сухин «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы» (часть 1) -о горизонталях, вертикалях.
Чтение сказки учителем
4 слайд
Лена и Оля – сестры. Улыбчивая и рассудительная Оля – младшая. Она трогательная девочка – очень любит всё трогать.
А насмешливая и любознательная Лена – старшая. Она замечательная девочка – всё замечает.
Как-то раз любознательность Лены завела сестёр в непроходимую чащу.
5 слайд
Вдруг видят они – старушка на метле летит, мешок в руке держит.
6 слайд
– Может, это Баба Яга? Давай её потрогаем! – с восторгом сказала Оля.
– Никаких Бабок Яг не бывает! – усмехнулась Лена. – Подумаешь, тётенька мотор к метле приделала и летает... Но трогать её не надо.
И сестры спрятались.
7 слайд
Старушка приземлилась совсем рядом, около векового дуба. Швырнула мешок в его огромное дупло, хихикнула и улетела прочь.
Из дупла донёсся жалобный стон.
– Надо помочь, – сказала Лена, быстро вскарабкалась на дерево и скрылась в дупле.
Оттуда послышалась какая-то возня, и наконец Оля увидела довольную сестру с мешком за спиной.
8 слайд
Сестры развязали мешок и увидели необыкновенное квадратное клетчатое существо.
9 слайд
– Здравствуйте, я – Доша, – представилось оно.
– Здравствуйте... А почему тебе дали такое смешное имя? – прыснула от смеха Оля и потрогала Дошу. – И кто тебя сюда кинул?
– Доша – это сокращенно Доска Шахматная. А бросила меня сюда Баба Яга. Она шахматы терпеть не может.
–Так Баба Яга по правде есть? – изумилась Лена.
– По правде её нет, – успокоила Доша. – Просто вы в сказку попали.
– Вот хорошо! – обрадовалась Лена. – А почему ты такая клетчатая?
– Эх, вы! Сразу видно, что в шахматы не играете, – огорчилась Доша. – Так и быть, немного расскажу о них …
10 слайд
Клеточки на мне – это по-шахматному поля. Белые поля и чёрные поля.
– А поля шахматной доски образуют как бы дорожки, – рассудительно сказала Оля.
– Верно. Чёрно-белые дорожки из восьми полей, которые идут слева направо, – это горизонтальные линии или горизонтали, – объяснила Доша и, к ужасу сестёр, рассыпалась на горизонтали.
11 слайд
– Я ещё не то умею! – заважничала Доша и продолжила: – Чёрно-белые дорожки из восьми полей, которые идут снизу вверх, – это вертикальные линии или вертикали.
И она рассыпалась на вертикали.
12 слайд
– Гармошка получилась! – засмеялась Оля.
– А другие дорожки бывают? – спросила Лена.
– Бывают, – кивнула Доша. – Дорожки одинакового цвета из разного количества полей, которые касаются друг друга уголками, – это диагонали. И распалась на диагонали.
13 слайд
– Ещё на шахматной доске есть центр – четыре поля в середине, – при этих словах Доша, смешно так, выставила центр вперёд.
14 слайд
– Раз на шахматной доске есть дорожки, то по ним кто-то должен бегать, – рассудила Оля.
– Правильно, – подтвердила Доша. – По дорожкам передвигаются шахматные фигуры: делают свои ходы.
–Где же эти фигуры? – спросила Лена.
–Баба Яга спрятала их в своей избушке... – вздохнула Доша.
– Мы их освободим! – решительно сказала Лена. – Покажи нам туда дорогу.
15 слайд
Привела Доша сестёр к избушке Бабы Яги.
–Лена, можно, я её потрогаю? – попросила Оля.
– Не говори глупости! – рассердилась Лена и крикнула: – Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом...
Ребята, а что произойдет дальше, мы с вами узнаем на следующем занятии
-Теперь вы знаете, что в шахматном Королевстве есть дорожки. Те дорожки, которые идут слева направо, называются как? (Горизонталями) А те дорожки, которые расположены сверху вниз? (Вертикалями). Сосчитайте, сколько вертикальных дорожек на доске? (8) Также есть диагональные дорожки. Они состоят из клеточек одного цвета, которые соприкасаются уголочками клеточек.
Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали.
3. Физминутка.
- А сейчас все встали. Покажите руками горизонталь кто догадался, как это можно сделать? (Руки в стороны). Опустили руки. Еще раз покажите горизонталь. Молодцы.
-А как можно показать вертикаль? (Одна рука внизу, другая вверху).
-А как покажем диагональные дорожки? (показывают)
- Присаживайтесь на свои места.
Давайте с вами поиграем в игру «Самый внимательный». Вам нужно при помощи кругов выложить вертикали и диагонали. (раздать кружочки)
5. Закрепление нового материала
Дидактическая игра «Горизонтали и вертикали». Двое играющих по очереди выкладывают горизонтальные и вертикальные линии шахматной доски (фишками или кружками разного цвета: например, вертикаль – выложить зелеными кружками, горизонталь- желтыми).
- А к нам в гости кто- то стучится. Почтальон принес конверт с заданием.
16 слайд
Ребята, это письмо от жителей шахматного Королевства. Они оставили для нас маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски). Наверное, жители Черно-белого Королевства хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?
Дети: Да!
Дети раскрашивают свои маленькие шахматные доски.
6. Подведение итогов.
- Отлично, все справились с заданием.
-Скажите, что же вы запомнили о шахматной доске на сегодняшнем занятии? (отвечают)
- Как называются клетки на шахматной доске?
Дети: поля.
- Какие дорожки образуют эти поля?
Дети: горизонтали, вертикали, диагонали.
-Покажите дорожки на доске. (показывают)
- Что находится в середине доски?
Дети: центр.
-Покажите его (показывают).
-Молодцы! А кто живет в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.
До свидания!
Планируемые результаты
На занятии дети узнают:
-шахматные термины: белые и черные поля, горизонтальная, вертикальная, диагональная линия (дорожка), центр доски;
-правила расположения доски между игроками;
На занятии дети научатся:
- называть и показывать элементы шахматной доски;
- определять количество полей, вертикалей, горизонталей, диагоналей на доске, количество полей в центре доски;
- называть элементы шахматной доски;
- располагать шахматную доску между игроками;
-изготавливать мини-макет шахматной доски.
Методические рекомендации для проведения занятия.
На самом первом занятии в соответствии с программой ученики знакомятся с шахматной доской. На занятии ребята узнают, что на доске есть белые и черные поля, которые чередуются. Эти поля образуют дорожки: горизонтальные, вертикальные и диагональные. Помимо дорожек на доске имеется центр. Дети знакомятся, а затем учатся находить и показывать все элементы на доске.
Также ребята узнают о том, как правильно расположить доску между партнерами. Обязательно учатся её правильно располагать.
При изучении нового материала очень важна наглядность. Для того, чтобы всем ученикам было понятно, как, например, располагаются «дорожки» на шахматной доске, можно не только использовать не только шахматные наборы, но компьютерные презентации с анимационными эффектами.
Обязательной частью занятия является проведение физкультминутки. Для того, чтобы ребята лучше усвоили материал, физкультминутку можно связать с темой занятия.
На этапе закрепления полученных знаний можно предложить ребятам выполнить задания в рабочих тетрадях. В правильном порядке раскрасить шахматные доски. Лучше всего раскашивать доски начиная с верхней горизонтали слева направо, постепенно спускаясь вниз. Это задание будет развивать у детей умение ориентироваться в тетради.
В конце занятия обязательно подвести итоги, вспомнив с ребятами основной осоенный материал.
Список литературы
- Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Мой Петербург», воспитательное занятие в 1 классе школы для детей с ограниченными возможностями здоровья «В гранит оделася Нева»
Юное поколение петербуржцев, растущее в городских окраинах, зачастую видит свой город лишь из окна хрущевки…Надо ли говорить о необходимост...
Методическая разработка. Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".
Конспект урока.Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".8 класс (для учащихся с умеренной умственной отсталостью)....
Методическая разработка цикла тематических внеклассных занятий. «Занятия по сплочению классного коллектива».
Методическая разраработка внеклассных занятий направлена на сплочение классного коллектива в любом классе школы. Упражнения разработаны с учетом возможности их усложнять по мере необходимости, з...
конспект внеурочного занятия по шахматам
Тема занятия: ЛадьяЦель занятия: усвоить ходы черной и белой ладьиПланируемые результаты:-предметные: уточнить знания о фигуре ладье, закрепить ранее изученный материал, играть на шахматном поле с фиг...
Методическая разработка: Презентация к внеурочному занятию Живая планета 2 класс "Что мы знаем о вулканах?"
Внеурочная деятельность "Живая планета" 2 класс.Тема занятия - вулканы....
План-конспект внеурочного занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»
Тема: «Сравнительная сила фигур»Цель: дать представление детям о ценности фигур.Задачи:• развитие внимания и логического мышления;• обучение шахматным терминам;• воспит...
Конспект внеурочного занятия по шахматам в 4 классе.
Тема: "Шахматная доска и фигуры"Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с шахматной доской и фигурами.Задачи:Образовательная:- формирование представления о шахматной доске и фигур...