Конспект внеурочного занятия по шахматам в 4 классе.
план-конспект занятия (4 класс)
Тема: "Шахматная доска и фигуры"
Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с шахматной доской и фигурами.
Задачи:
Образовательная:
- формирование представления о шахматной доске и фигурах
Развивающая:
- развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления
Воспитывающая:
- воспитать интерес к игре в шахматы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 43.37 КБ |
shahmaty.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Шахматная доска и фигуры»
Соответствие с программой: УМК «Школа России», программа «Шахматная школа» А.А.Тимофеев
Возраст: 4 класс
Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с шахматной доской и фигурами.
Задачи:
Образовательная:
- формирование представления о шахматной доске и фигурах
Развивающая:
- развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления
Воспитывающая:
- воспитать интерес к игре в шахматы
Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД:
К1 - умение работать в парах
К2 - умение слушать товарищей
Познавательные УУД:
П1 - умение обучающихся производить простые логические действия
П2 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Регулятивные УУД:
Р1 - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу
Технологии:
- игровая
- проблемная
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| - Здравствуйте ребята, к нам сегодня на занятие принесли необычную шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней находится. - Ребята, кто-нибудь знает, что это такое? - Верно ребята, это шахматная фигура - Сегодня мы с вами отправимся в страну Шахмат. Как вы думаете, что мы будем делать в этой стране? - Верно, мы сегодня познакомимся с историей шахмат, что такое шахматная доска и персонажей игры. | - Шахматная фигура - Узнаем, что такое шахматы, как в них играть. | К2 П2 Р1 |
| - Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? - Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей. - Давайте с вами посмотрим легенду о возникновении шахмат. - Ребята, в какой стране появились шахматы? - Какую игру придумал мудрец? - Какую награду хотел получить мудрец? - На чём играют в шахматы? - Кто знает, как она выглядит? - Шахматная доска имеет форму квадрата, состоит из клеток 8х8,всего 64 клетки -черные и белые. По горизонтали шахматной доски расположены буквы от А до Н, а по вертикали цифры от 1 до 8. - Что же, первое знакомство с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним? - Проверим, а для этого я попрошу ответить вас на несколько вопросов. - Какую форму имеет шахматная доска? - Сколько клеток на шахматном поле? - Какие цвета любят шахматы? - Ну, что ребята, давайте немного разомнёмся. Спорт ребятам очень нужен! Мы со спортом очень дружим! Спорт – здоровье, спорт – игра! Скажем мы – физкульт – ура! Раз – поднялись, потянулись! Два – согнулись, разогнулись! Три - в ладошки три хлопка! Головою три кивка. На четыре – руки шире! Пять – руками помахать! Ну а шесть – на место сесть. - Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим. - Вот его величество – Король! На кого или на что похож король? - Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – чёрный и белый. - А вот Ферзь! Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей. - Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья? - Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость).Ладей в каждом войске по две. - Особая фигура – Слон. Почему именно слон? - Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и на слонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два. -Ещё одно животное на поле - Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два. - А теперь – Пешка! Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь. - Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру. - Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим? - Сейчас вы поработаете в паре, у каждого на парте лежит лист с фигурами и их названиями, вам нужно соединить их. -Давайте проверим. - Молодцы! | - В Древности, царь - В Индии - Шахматы - Зёрна - На шахматной доске - Квадратная, состоит из клеток - Да - Квадрат - 64 - Черный и белый - На человека с короной - Башню - Потому что в Индии было много слонов | К1 К2 П1 Р1 |
| - Мы возвращаемся с вами в класс из страны Шахмат. - Давайте посмотрим мультфильм о шахматах. | Р1 |
Король
Ладья
Ферзь
Слон
Конь
Пешка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Король Ладья Ферзь Слон Конь Пешка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеурочного занятия «Веселый английский» 1 класс Тема: Моя семья
Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в рабочий процесс...
конспект внеурочного занятия по шахматам
Тема занятия: ЛадьяЦель занятия: усвоить ходы черной и белой ладьиПланируемые результаты:-предметные: уточнить знания о фигуре ладье, закрепить ранее изученный материал, играть на шахматном поле с фиг...
Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!»
Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!», с использованием здоровьесберегающих технологий, технологи...
Конспект внеурочного занятия для учащихся 4 класса "Равнодушие и отзывчивость"
Цель: углубить представления учащихся о нравственных качествах человека. Задачи: раскрыть значение понятий «равнодушие» и «отзывчивость»; - развивать в учащихся стремлени...
Конспект внеурочного занятия общеинтеллектуального направления 2 класс «Конструирование фантастических роботов»
Кружок «Робототехника»Тема:«Конструирование фантастических роботов»Дидактическая цель:способствовать формированию у обучающихся представлений о роботах, умению их описыва...
План-конспект внеурочного занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»
Тема: «Сравнительная сила фигур»Цель: дать представление детям о ценности фигур.Задачи:• развитие внимания и логического мышления;• обучение шахматным терминам;• воспит...