Методическая разработка цикла тематических внеклассных занятий. «Занятия по сплочению классного коллектива».
план-конспект на тему
Методическая разраработка внеклассных занятий направлена на сплочение классного коллектива в любом классе школы. Упражнения разработаны с учетом возможности их усложнять по мере необходимости, занятия построены таким образом, что сближают и творчески развивают детей. Составить занятия можно просто "собрав " их из отдельных упражнений, как детскую пирамидку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sharnina_natalya_gennadevna.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Шарнина Наталья Геннадьевна.
Учитель первой квалификационной категории, г. Санкт – Петербург, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков им. И.А. Бунина
Методическая разработка
цикла тематических внеклассных занятий.
«Занятия по сплочению классного коллектива».
Оглавление:
- Пояснительная записка 3
Цель 3
Проблема 3
Решение 3
- Правила построения занятий 4
- Основные упражнения 4
- Примеры занятий 7
Пояснительная записка.
- Цель:
К воспитанию детей надо относиться, как к самой ответственной и важной задаче. Воспитание – это творение характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, формирование будущего страны, наконец.
Воспитание ребенка в начальной школе – закладка фундамента будущего страны. Понятно, что эта работа многообразна и многогранна. Охватить и описать ее в полном объеме трудно, если не невозможно. Поэтому я расскажу о том, как решаю конкретную задачу воспитания: «Создание условий для успешной социализации, развития и реализации личности ребенка». Моя цель: формирование классного коллектива как воспитательной среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка, а если еще конкретней – обеспечение благоприятного психологического климата в классе для каждого ребенка.
- Проблема:
Ни для кого не секрет, что дети приходят в первый класс школы с очень разной подготовкой к существованию в коллективе класса. Это зависит не только от воспитания в семье, от того, посещал ли ребенок детский сад, но и от индивидуальных особенностей малыша. Многие дети, на мой взгляд, просто еще не готовы к школе психологически, у них, чаще всего, завышена самооценка, они не «перешагнули» возрастной эгоцентризм, не могут предвидеть последствий своих поступков, не готовы взаимодействовать с одноклассниками. В результате такие дети постоянно создают вокруг своей персоны конфликтные ситуации, при этом чувствуют себя незаслуженно обиженными и непонятыми. В классе появляется нервозная атмосфера, никак не способствующая ни обучению, ни комфортной психологической среде, ни формированию хорошего отношения к школе в целом. Воздействие на такие ситуации беседами малоэффективно и нужный результат приносит очень не скоро, если вообще приносит, КТД проводить с малышами еще рано, в силу их возраста, а делать что-то необходимо.
- Решение:
Решая эту проблему я пришла у выводу, что надо проводить с классом занятия направленные на
- отработку навыков взаимодействия между детьми;
- выработку уважительного отношения к одноклассникам;
- коррекцию собственного поведения и самооценки;
- стимулирование интереса к развитию творческих, интеллектуальных способностей в каждом ученике;
- сплочение классного коллектива.
Такая работа должна быть целенаправленной, регулярной и интересной для детей. В итоге и появился цикл занятий, который я назвала довольно громоздко: «Занятия по сплочению классного коллектива».
Правила построения занятий:
При составлении каждого занятия я придерживаюсь следующих правил:
- Занятие должно проводиться не реже одного раза в две недели.
- Занятие не должно продолжаться дольше получаса – сорока минут.
- Каждое упражнение должно иметь игровую форму, усложнятся от занятия к занятию и занимать 5-7 минут.
- У всех занятий должна быть общая вступительная часть, настраивающая детей определенным образом .
- У всех занятий должна быть общая заключительная часть, подводящая итоги и дающая хорошее настроение.
- Дети сидят на стульях полукругом таким образом, чтобы каждый мог видеть всех. Руководитель находится в центре полукруга напротив детей.
Основные упражнения:
- После вступительной части обязательна игра «Передай привет». Игра направлена на развитие навыков взаимодействия и развитие внимания, дает заряд хорошего настроения в начале занятия.
Игра заключается в следующем: дети встают в круг и берутся за руки. Назначается два ведущих. Один стоит в круге, а другой в центре круга. Первый ведущий «передает привет», а второй должен этот «привет» отследить и «перехватить». « Привет» передается через пожатие рук вправо или влево. Первый ведущий сообщает: «Я передаю привет Маше» и пожимает руку соседу, а тот в свою очередь, должен пожать руку своему соседу, и так пока «привет» не дойдет до адресата. Если названный игрок почувствовал рукопожатие, он должен объявить: «Привет получил!». И тогда уже он «отправляет» «привет». Задача второго ведущего отследить и «перехватить» рукопожатие пока оно не дошло до адресата. В этом случае он меняется местами с тем, кто руку пожимал и становится первым ведущим. Играем, пока ведущие не сменятся 3-4 раза. Дальше садимся на стулья и продолжаем занятие
- Заключительная обязательная часть называется «Говорим комплименты». Упражнение снимает психологическое напряжение между детьми, сближает, учит находить хорошие стороны в других, поднимает самооценку у тех, кому это необходимо, а детям с завышенной самооценкой показывает, что другие тоже достойны внимания и похвал, раскрепощает слишком застенчивых и «зажатых». Важно добиться, чтобы комплименты были искренними. По условию игры девочки должны сказать что-нибудь приятное мальчикам, а мальчики девочкам. Здесь важно отследить, чтобы ни один ребенок не был пропущен. Первого, самого смелого, назначает руководитель, а дальше по цепочке, т.е. Саша говорит что-нибудь хорошее Маше, Маша выбирает и говорит хорошее Паше, Паша – Свете и т.д. Надо учитывать, что некоторые дети будут получать комплименты часто, а о других надо напоминать.
- Игры-упражнения, применяемые на всех занятиях, которые усложняются через 2-3 занятия:
• «Это я»
Упражнение развивает внимание, память и внимательное отношение к другим детям, развивает выдержку (должно проходить в полной тишине), развивает умение слышать других.
Выбирается ведущий. Он встает спиной ко всем остальным. Остальные дети меняются местами в полной тишине. Потом тот, на кого указал руководитель, говорит: «Это я.», а ведущий должен его узнать по голосу. После того, как ведущий узнал 3- 4 одноклассников, его заменяем на другого. Ведущего меняем 3-4 раза. Усложняется игра так:
а) попросим ведущего узнать большее число одноклассников по голосу.
б) просим детей «покашлять» вместо слов.
в) Просим детей исследовать пальчиками руки соседей справа и слева, потом выбираем ведущего, завязываем ему глаза и, после того как дети поменялись местами, просим найти своих содей по рукам на ощупь. Сначала одного соседа, а когда еще усложняем, то обоих.
• «Я знаю своего друга»
Упражнение развивает внимание, несколько видов памяти, внимательное отношение к товарищам.
Ведущий становится спиной к сидящим детям, он должен ответить на вопросы о внешности своего друга. Например: «Какого цвета глаза у твоего друга?» или «Какая рубашка на твоем друге?» Первые 2-3 занятия друга, которого будет описывать, ведущий выбирает сам. Усложняем это задание так:
а) Можно задавать провокационные вопросы. Например: «Какие туфли на Даше?», если на Даше сегодня кроссовки и т.п.
б) Сами назначаем того, кого будет описывать ведущий.
в) Просим описать сразу двух или нескольких человек.
г) Просим описать нескольких человек, задавая вопросы вперемешку, то про одного, то про другого.
• «Прочитай наши мысли»
Упражнение развивает логику, взаимодействие, сплачивает коллектив.
Это варианты игры «Горячо – холодно»: ведущий выходит за дверь, остальные загадывают «желание» которое он должен выполнить, по началу простое, а потом все более сложное. Когда ведущий заходит в класс, дети «подсказывают» ему, что надо сделать, топая или хлопая в ладоши. Если ведущий двигается в верном направлении, хлопаем чаще, если в неверном – хлопаем реже или совсем перестаем. Усложнить эту игру можно не только усложняя задание, но и выбирая вместо одного ведущего пару: один задание выполняет, а другой, который знает задание, молча держит первого за руку, подсказывая нужные действия условными сигналами, например пожатием руки. О сигналах дети должны договориться сами, и они, сигналы, должны быть незаметны окружающим, потому что этот вариант игры называется «Телепатия».
- Наконец, важная часть занятия – творческое задание. Такие задания развивают фантазию, актерские способности детей, помогают каждому раскрыть свои таланты, сплачивают детей в коллективе, учат детей взаимодействию.
Оно должно быть интересным и небольшим (на подготовку у детей 3-5 минут, и еще 5-7 минут нужно для того, чтобы просмотреть что получилось и обсудить). Проводится это так: делим детей на группы по 4-5 человек, первые занятия по желанию детей, затем соединяем в группы детей, которые не очень хорошо находят общий язык, можно делить на группы случайным образом. Даем задания. Это тоже можно сделать по-разному. Можно всем задать общее задание, можно — каждой группе свое. Задания также усложняем от занятия к занятию. Например, сначала можно предложить показать любимый мультфильм так, чтобы остальные его угадали, потом подготовить по ролям отрывки стихотворений или басен, потом попросить показать известные пословицы так, чтобы их узнали и назвали и т. д. В этой части занятия очень важна помощь педагога.
В результате всего вышеперечисленного, сценарии занятий можно составлять, исходя из целей каждого конкретного занятия, набирая из нужных упражнений как детскую пирамидку.
«Занятие по сплочению классного коллектива» №1
Цель: Обеспечение благоприятного психологического климата в классе; Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ученика.
Оборудование: стулья по количеству учеников, стул для руководителя.
Ход занятия: дети садятся полукругом на стулья так, чтобы каждому было видно всех. Руководитель (Р) сидит напротив.
Р: Все сидят удобно? Всем всех видно? Тогда приступаем к нашему занятию.
Для начала нам нужно хорошее настроение. Всем известно, что хорошее настроение можно передать с приветом, вот мы сейчас и будем передавать приветы своим друзьям (Игра «Передай привет»).
Р: Прошло две недели с тех пор, как вы пришли в школу и познакомились с одноклассниками. Всех ли одноклассников вы знаете? Давайте проверим. Есть вот такая игра: сидящий первым слева от меня назовет свое имя, потом его сосед назовет его имя и свое, потом следующий ученик называет два предыдущих имени и свое. И так до конца. Начали!
Р:Вы действительно знаете своих одноклассников по именам. А можете ли узнать их по голосу? Проверим? (Игра «Это я!»)
Р: Ну вот, вы оказывается такие молодцы! А скажите, у вас появились друзья? А вы хорошо их знаете? Посмотрите внимательно на своего друга или подругу. Внимательно- внимательно посмотрите. Давайте проверим, сможете ли вы рассказать про них так, чтобы мы поняли о ком речь. (Игра « Я знаю своего друга»)
Р: Отлично! Давайте представим себе ситуацию, когда вы знакомите своего друга с мамой и папой. Мы сейчас поделимся на группы и каждая группа разыграет для остальных сценку знакомства родителей с вашим другом. У вас на подготовку 3 минуты. Вы должны решить, кто будет мамой, папой, бабушкой, кто - главным героем, кто – его другом. Где происходит знакомство: приходит ли друг к вам в гости или вы знакомите его с родителями в школе, на прогулке… Вы готовьтесь, а я буду вам помогать. (Делит детей на группы – 4 группы по 5 человек, так, как они сидят и отправляет готовиться. Через 3 минуты дети садятся на свои места и по очереди показывают свои сценки.)
Р: Молодцы ребята! Интересно получилось. Так кто мне сможет рассказать как правильно познакомить друга и родителей? ( Подводит итоги творческого задания, повторяет правила этикета.)
Р: Ну вот, теперь вы еще лучше знаете своих одноклассников, знаете какие они веселые, талантливые, красивые.. А давайте им об этом скажем! ( Игра « Говорим комплименты»)
Р: Ну вот, наше первое занятие подошло к концу… Кому было скучно – кричат: «У-у-у…» Если вам было интересно - хлопайте и топайте и кричите «О-о-о…!».
«Занятие по сплочению классного коллектива» № 5
Цель: Обеспечение благоприятного психологического климата в классе; создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ученика.
Оборудование: стулья по количеству учеников, стул для руководителя, мяч.
Ход занятия: дети садятся на стулья полукругом, руководитель сидит напротив них.
Р: Все сидят удобно? Всем всех видно? Тогда приступаем к нашему занятию.
Давайте подзарядимся хорошим настроением – передадим друг другу приветы. (Игра «Передай привет»)
Р: Я знаю, что вы уже очень хорошо узнали своих друзей, всех безошибочно узнаете по голосам. А сможете ли вы узнать их по рукам? Возьмите в руки ладошки своих соседей и внимательно их изучите. (Игра «Это я», усложненный вариант)
Р: Вы молодцы! Сегодня мы выясним, какое качество вашего характера кажется вашим друзьям самым важным. У меня есть мяч, я буду его кидать и называть имя, а тот, кто мяч поймает должен назвать самое хорошее качество в характере того, чье имя я назову. Долго раздумывать нельзя, говорите сразу! Например: Маша – веселая, Паша – добрый … Ну, начали!
Р: Вот видите, какие мы все замечательные! Сегодня я предлагаю вам разыграть сценки из известных сказок без слов! Главное условие – остальные должны угадать сказку! У вас, как всегда, 5 минут! На первый- четвертый рассчитайсь! Первые, ваша сказка - «Репка»; вторые, ваша сказка – «Колобок»; третьи, ваша сказка – «О курочке рябее»; четвертые, ваша сказка – «Теремок» (Названия сказок сообщаются по секрету каждой группе.)
Р: Сказки угаданы правильно! Ура! А вот умеете ли вы читать мысли? Сейчас узнаем ( Игра «Телепатия»).
Р: Ну, и по традиции, давайте скажем друг другу хорошие слова! (Упражнение «Комплименты»)
Р: На этом наше занятие закончено, кому понравилось – топаем и хлопаем и кричим «О-о-о…»! Те, кому было скучно, кричат: «У-у-у…»
«Занятие по сплочению классного коллектива» № 18 (заключительное)
Цель: Обеспечение благоприятного психологического климата в классе; Подведение итогов работы за год.
Оборудование: стулья по количеству учеников, стул для руководителя, билетики с заданиями. Билеты: « Номер с тиграми и львами», «Номер с силачами и гимнастами», «Иллюзионист», «Дрессировщик с собаками, кошками и другими зверями».
Ход занятия: дети садятся на стулья полукругом, руководитель сидит напротив них.
Р: Все сидят удобно? Всем всех видно? Тогда приступаем к нашему занятию. Это наше последнее занятие в этом году, и оно будет немного отличаться от остальных.
Давайте подзарядимся хорошим настроением – передадим друг другу приветы. (Игра «Передай привет»)
Р: Почти каждое прошлое занятие вы отвечали на вопросы о своих друзьях. А кто готов рассказать обо всех? Надо ответить всего на один вопрос, но о каждом из одноклассников? Кто научился? Кто не боится? (Игра «Я знаю своего друга», усложненный вариант.)
Р: Я так и знала! Вы справились! На наших занятиях мы узнали друг о друге много хорошего, давайте расскажем, что мы узнали. (Упражнение «Комплименты», измененный вариант. Говорящий начинает со слов: «Я узнал о Маше, что она…»)
Р: А еще мы научились читать мысли! Поиграем? ( Игра «Телепатия»)
Р: И, наконец, сегодня мы даем цирковое представление! Катя, Петя, Оля и Дима выберут себе команды и вытянут билетики с заданиями. На подготовку вам сегодня дается 7 минут.
Р : Вот и приехали мы из цирка ... Пора расходиться по домам. Мы все многому научились на наших занятиях, а главное - научились дружить и ценить друг друга. Ну, кому было интересно – топаем и хлопаем и кричим: « О-о-о!» Кому было скучно – знаете, что делать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация методической разработки цикла занятий в группе продленного дня по подготовке к участию в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «Пусть всегда будет солнце!»
Данная методическая разработка, представленная в виде презентации, поможет учителям, воспитателям ГПД, а также родителям выбрать направления участия в подготовке к празднованию Дня Победы не толь...
Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия по теме «Сплочение детского коллектива» (конспект + раздаточный материал)
Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия по теме «Сплочение детского коллектива» (конспект + раздаточный материал)...
Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)
Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...
Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива "Ковер мира"
Тренинговое занятие "Ковер мира" направлено на формирование и развитие навыков группового взаимодействия и сплочение группы....
Занятия для сплочения классного коллектива
Создание комфортной психологической атмосферы в классном коллективе...
Цикл тренинговых занятий по сплочению классного коллектива.
Часто можно наблюдать грубое поведение наших детей в школе, дома, на улице. Для многих детей всё труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают и не учитывают мнен...
Внеурочное занятие «Дружба. Сплочение классного коллектива»
Создать условия для закрепления ценностного понимания дружеских отношений у младших школьников;Создать условия для систематизации знаний и способов действий, учащихся по теме «Дружба».Созд...