План-конспект внеурочного занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»
план-конспект занятия (1 класс)
Тема: «Сравнительная сила фигур»
Цель: дать представление детям о ценности фигур.
Задачи:
• развитие внимания и логического мышления;
• обучение шахматным терминам;
• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска, значки-смайлики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_po_shahmatam.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие ПО ШАХМАТАМ.
Тема: «Сравнительная сила фигур»
Цель: дать представление детям о ценности фигур.
Задачи:
• развитие внимания и логического мышления;
• обучение шахматным терминам;
• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска, значки-смайлики.
Ход занятия
Здравствуйте ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в магазин. Магазины бывают разные. Например, какие бывают магазины?
(ответы детей)
Мы с вами отправимся в необычный магазин. Называется он «Магазин Шахмат» В этом магазине можно купить шахматные фигуры, но чтобы их купить, надо знать их ценность. А что обозначает выражение «ценность фигуры»
(ответы детей)
Проблема сравнительной силы и ценности фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В игре «Шахматы» силу фигур принято измерять в пешках.
ПЕШКА, МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ,
ЛИШЬ КОМАНДЫ ЖДЕТ,
ЧТОБ С КВАДРАТА НА КВАДРАТ
ДВИНУТСЯ ВПЕРЕД.
(На слайде узнают ценность фигур)
Игра «Назови ценность фигуры»
(Учитель показывает фигуру, ученики называют ценность данной фигуры)
Чтобы заработать «пешки», для приобретения шахматных фигур, вам нужно выполнить мои задания, за каждый правильный ответ, вы получаете по одной пешке.
1. Задание: « Шахматные загадки»
За каждый правильный ответ, вы получаете «пешку».
Шахматные загадки
1. Один раз погибает, а два раза родится.
(Пешка)
2. Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит.
(Слон)
3. Стою на самом краю,
Пусть откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу.
(Ладья)
4. Не люди, не звери, не часы, а ходят?
(шахматные фигуры)
5. Какой король не умеет говорить?
(шахматный)
6. На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)
2. Задание: « Вопросы и ответы»
(За каждый правильный ответ, вы получаете одну пешку.)
1. Как ходит пешка? (только вперед)
2. Как бьёт пешка? (наискосок)
3. Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа? (нет)
4. Может ли пешка превратиться в какую-нибудь шахматную фигуру, в каких случаях? ( Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
5. Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)
6. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру)
7. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? ( белопольные и чернопольные)
8. Между какими фигурами на доске стоит конь?
9. Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
11. Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».
Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём
Физкультминутка:
Мы за партами сидели,
На учителя глядели,
А теперь мы тихо встанем,
И зарядку делать станем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Надо косточки размять.
Мы попрыгаем немножко
И покрутимся волчком
Глянем весело в окошко,
И продолжим наш урок.
3. Задание: «Разгадываем кроссворд»
1. Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой,
Красавца этого не тронь.
Узнал кто это? Это… (Конь)
2. Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы.
В остром шлеме ходит.
Хоботом не водит. (Слон)
3. Маленьких бойцов отряд
Стоит на клетках чинно в ряд. (Пешки)
4. В начале игры углы сторожу.
А как зовут меня, не скажу.
(Ладья)
5. Он очень опасен и очень силен,
Стоит перед боем всегда с королем. (Ферзь)
6. Этот важный господин
Захватил всю власть один.
Слушаться его изволь.
Кто это? (Король).
Подводим итог.
У кого больше всех пешек. Ученик выходит к доске и «покупает» фигуры. Ребята проверяют. Учитель вызывает к доске 2-3 ученика.
Вы все молодцы, справились со всеми заданиями. Теперь вы будите знать ценность, каждой фигуры. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"
План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....
План-конспект урока на тему:Площадь. Сравнение площадей фигур" для 3 класса с применением сингапурской методики
План-конспект урока для 3 классов по математике по учебнику Моро "Школа России" на тему: "Площадь. Сравнение площадей фигур" с применением сингапурсих методов обучения...
План-конспект занятия внеурочной деятельности по английскому языку в 1 классе
Конспект занятия внеурочной деятельности....
План - конспект урока по математике на тему: "Геометрические фигуры и их классификация". (1класс)
Напоминаем учащимся, что мы ранее рассмотрели линии и фигуры. Убеждаемся, что они помнят, что такое точка, прямая, кривая и ломаная линии. Позволяем учащимся экспериментировать через аккуратное ...
Конспект урока по шахматам "Сравнительная сила фигур"
Развиваем логическое мышление....
Конспект занятия кружка «Белая ладья» для 2 класса на тему: «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»
На занятии проводится игровая практика по достижению материального перевеса с помощью дидактического задания “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика п...
План-конспект открытого занятия по теме: «Сравнительная степень прилагательных»
Тема занятия: «Сравнительная степень прилагательных»Группа: 4 «а» классВозраст: 9-10 летДата:Время реализации занятия: 30 минутЦель занятия:Познакомить с названиями месяцев, с ...