Методическая разработка. Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".
план-конспект урока (окружающий мир) по теме
Конспект урока.
Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".
8 класс (для учащихся с умеренной умственной отсталостью).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_predmetu.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Конспект открытого урока по предмету:
«Развитие речи и окружающий мир»,
На тему: «Библиотека. Профессия библиотекарь».
8класс (для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью)
Тема: «Библиотека. Профессия библиотекарь».
Цель: Развитие связной речи.
- Коррекционно – образовательные задачи:
- Расширение и уточнение представлений о библиотеке, о профессии библиотекарь.
- Расширение и активизация словаря по теме (библиотека, библиотекарь, читальный зал, абонемент, стеллажи, формуляр, книгохранилище).
- Формирование пространственных представлений. Употребление простых предлогов.
- Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование числительных с существительными).
- Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
- Совершенствование навыка чтения.
- Коррекционно – развивающие задачи:
- Развитие связной и диалогической речи.
- Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, мышления, памяти.
- Развитие тонкой моторики.
- Коррекционно – воспитательные задачи:
- Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа: Экскурсия в библиотеку.
Оборудование: Контейнер с наполнителем, карточки с изображением предметов необходимых для работы людям разных профессий, стеллаж с книгами, кубик с цифрами, мяч, азбука букв, иллюстрация с изображением библиотеки, карандаши, ПК с программой показа слайдов.
- Организационный момент. (Приглашение детей к столу, на котором стоит контейнер с наполнителем. В нём спрятаны карточки с изображением предметов).
- Каждый из вас возьмёт карточку и сядет на своё место.
- Сегодня мы продолжим разговор о профессиях, и подробнее поговорим об одной из них. Вы уже знаете, что профессией называется работа, дело, которое человек приобретает, окончив школу, лицей, где он узнаёт и изучает всё о своей будущей профессии.
- Посмотрите на карточки и расскажите, что вы выбрали и кому нужен для работы этот предмет. Отвечайте полным предложением (Я выбрала шприц. Он нужен врачу. И т.д.)
- У меня тоже есть один предмет. Отгадайте про него загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга).
- Кому для работы нужны книги? (Библиотекарю).
- Правильно, для работы библиотекарю нужны книги.
- Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». А вы знаете, где живут книжки? (В библиотеке).
- Правильно, книги хранятся в библиотеках. Библиотекой называется учреждение, собирающее и хранящее книги для чтения. Слово библиотека означает «книгохранилище».
- Давным-давно, когда люди ещё не знали бумаги, они высекали слова-значки (иероглифы) на камне, позже буквы изображали на глиняных дощечках. В Древнем Египте книги писали на папирусе (разрезанные стебли растения). А в России выделывали тонкую кожу и писали на ней (пергамент). Ещё писали на бересте (коре берёзы).
- Рукописные книги были очень дорогими. Люди старались сохранить написанное. И так создавались первые библиотеки, так сохранялась информация.
- Со временем изобрели печатный станок, бумагу. Книги перестали писать от руки, а начали печатать. Число книг быстро росло, и создавать библиотеки стало легче.
- У нас в России огромное число библиотек. Их создают для взрослых и детей по различным отраслям знаний. Есть исторические, медицинские, театральные и другие библиотеки. Есть библиотеки даже для слепых, в которых книги «читают» пальцами.
- Вспомните, в какую библиотеку мы недавно ходили? (В детскую библиотеку).
- Почему её называют детской?
- Правильно, потому, что её книгами и журналами пользуются дети.
- А кто пишет книги? (Пишут книги писатели).
- Каких вы знаете писателей? (А. С. Пушкин, А. Л. Барто, К. И. Чуковский)
- Мы с вами видели, как много в библиотеке книг, журналов, газет, надписей на полках. Кто же помогает во всём этом разобраться?
- Давайте ещё раз вспомним, как называется профессия человека, который работает в библиотеке? В чём состоит работа библиотекаря? Библиотекарь должен хорошо знать литературу авторов литературных произведений. Он выдаёт читателям книги, постоянно общается с ними, отвечает на их вопросы, советуют, какую прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей. Библиотекари устраивают красочные выставки, посвящённые юбилеям писателей или поэтов. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками.
- Давайте рассмотрим иллюстрацию, назовём профессию женщины, изображённой на ней. Скажите, где она работает, что делает, какие инструменты приспособления она использует в работе, какие качества нужны представителю этой профессии. Составим рассказ о профессии по алгоритму.
2. Составление рассказа о библиотекаре, по предложенному алгоритму. (Кто это?; Где работает?; Что делает?; Что нужно для работы?)
- Сначала я составлю рассказ, а вы внимательно слушайте. (Это библиотекарь. Она работает в библиотеке. Выдаёт детям книги, проводит встречи с детскими писателями. Для работы ей нужны компьютер, книги, полки для книг – стеллажи. Библиотекарь должен много знать, иметь хорошую память, быть внимательным. (Составление рассказа детьми).
- Самый большой праздник детской книги – это «Книжкина неделя», он проходит весной. Мы с вами тоже его праздновали.
- В библиотеке не принято шуметь. Читатели ведут себя скромно и серьёзно. Мы с вами были в детской библиотеке. Видели, что там есть несколько залов. Первый зал, который мы посетили, назывался «Детский абонемент». Слово «абонемент» означает место, где выдают книги на дом. Дома книгу можно читать, рассматривать картинки. В назначенный срок, книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Все книги, которые читатель берёт домой, библиотекарь записывает в документ, который называется «формуляр». Формуляр – это паспорт книги.
3. Загадывание загадок о предметах, связанных с библиотекой.
- Отгадайте загадки: (Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга); У стены большой и важный, дом стоит многоэтажный. Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф); У сосны и ёлки листочки – иголки, а на каких листочках растут слова да строчки? (На книжных); С подругами и сёстрами она приходит к нам. Рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета)).
- Молодцы, вы отлично справились. Книги и журналы хранятся в специальных шкафах – стеллажах. Это такие открытые шкафы. Там они стоят в алфавитном порядке, имеют свой номер из букв и цифр (шифр). ПО этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках – каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее! У библиотекаря должна быть хорошая память, ведь он должен знать, где находится та или иная книга, на какой полке она лежит.
- А кто знает, как надо обращаться с книгами? (Аккуратно, вовремя возвращать в библиотеку, подклеивать страницы, если они порвались, не загибать страницы, а пользоваться закладкой).
4. Игра «Библиотекарь».
- Сейчас каждый из вас на некоторое время станет библиотекарем, а я буду читателем. Дети выдают книги по инструкции: «Люда, дай, пожалуйста, книгу, которая лежит на верхней полке справа. На нижней полке слева».
- Молодцы. Вы были хорошими библиотекарями.
5. Игра «Расставь книги на стеллаже»
- Следующее задание будет такое: перед вами карточки, на них изображён стеллаж и книги. Вам надо «расставить» книги на стеллаже. Для этого необходимо взять карандаш и провести линии от книги к полке стеллажа. «Расставляйте» по вашему желанию. Затем каждый из вас расскажет, куда он расставил книги. Будьте внимательны, все книги разные. Есть маленькие, большие, толстые, тонкие. Ещё они разного цвета. В своём рассказе, не забудьте это отметить. ( Зелёную, большую, толстую книгу, я положила на верхнюю полку.
- Молодцы! И с этим заданием вы отлично справились. Следующий зал, в котором мы с вами были, назывался «Читальный». Книги из читального зала на дом не выдают, они всегда находятся в библиотеке. Ведь есть такие книги, например энциклопедии, которые хранят много информации и могут, понадобиться разным читателям в любое время. В читальном зале можно взять интересную книгу, выбрать место в зале, сесть, почитать, посмотреть картинки. В этом зале тишина, нам особенно нужна! Ведь очень трудно читать, когда кто-то рядом разговаривает или бегает. Перед уходом книгу нужно сдать библиотекарю.
- Вспомните, что есть в читальном зале? (Книжные шкафы, столы, стулья, стол библиотекаря, книги, журналы, энциклопедии).
6. Упражнение «Сосчитай-ка».
- Давайте будем считать предметы, которые есть в читальном зале. У меня есть волшебный кубик с цифрами, я буду бросать его вам. Какая цифра на нём окажется, столько надо назвать и предметов. (Одна книга, две книги, пять книг и т.д.).
7. Упражнение «Книга - какая?».
- Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос (какая?). Начните со слова книга. (Книга большая, маленькая, толстая, тонкая, интересная, грустная, весёлая, сказочная, фантастическая, научная, историческая, детская, взрослая, старая, новая и т.д.).
- Молодцы, вы отлично справились. Вспомните, какой был следующий зал? (Он назывался «Старший, средний абонемент»). Здесь на полках стеллажей хранится не только художественная литература, но и учебная, т.е. книги по которым дети учатся (учебники). Например: букварь, математика, история, природоведение и т.д.
8. Упражнение «Соберём семейку».
- Давайте подберём слова одной семейки к слову книга. Будем бросать друг другу мяч, и подбирать слова.
- Как называется человек, который очень любит читать книги? (Книголюб).
- Какие шкафы стоят в библиотеке? (Книжные).
- Что означает слово библиотека? (Книгохранилище).
- Как называют маленькие книги? (Книжечки, книжки).
9. Упражнение «Назови ласково».
- Следующее задание такое, я буду называть слова, связанные с библиотекой, а вы назовёте их ласково. Упражнение будем выполнять с мячом. (Книга, стол, стул, шкаф, журнал, газета, сказка, рассказ, формуляр, абонемент).
- Молодцы! Отлично. Последний зал в библиотеке назывался «Комната сказок». Любимое чтение детей – это сказки. Они захватывают юных читателей своим сюжетом, переносят их в мир, полный волшебства и чудес. Сказка помогает детям понимать, что такое добро и зло, правильно оценивать поступки положительных и отрицательных героев. В этой комнате библиотекарь читает детям сказки.
- А вы любите сказки? Тогда вы справитесь с заданием.
10. Загадывание загадок о сказочных героях.
- Вспомните, какой гостинец несла Красная Шапочка бабушке? (Пирожки).
- От героини какой сказки, сбежала даже посуда? (От Федоры).
- У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят. (Гуси-Лебеди).
- Самовар она купила, тараканов пригласила:
«Именины отмечаю, приходите выпить чаю!». (Муха-Цокотуха).
- Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете сказки. А хотите разгадать кроссворд? Тогда слушайте загадки.
11. Разгадывание кроссворда.
- Домашнее животное, которое живёт у человека в доме. Любит молоко, рыбу. У этого животного мягкая шёрстка и острые коготки. (Кошка).
- У сказочного героя Буратино он был очень длинным. (Нос).
- Этим предметом шьют. (Игла).
- Женщины и девушки красят их помадой. (Губы).
- Сестрица, у которой гуси унесли братца – Иванушку. (Алёнушка).
(Дети называют отгадку. Затем первый звук в слове. Находят нужную букву и помещают её в свой кроссворд. После того, как все буквы разложены, читают что у них получилось. (Книга).
- Вот вы и разгадали кроссворд. А наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Узнали, что профессией называется дело, работа человека. Узнали, где живут книги, и кто работает в библиотеке. Составляли рассказ о библиотекаре. Сами были библиотекарями. Узнали новые слова. Считали предметы, находящиеся в читальном зале, называли ласково слова, связанные с библиотекой. От слова книга образовывали новые слова. Разгадывали загадки о сказочных героях. Разгадали кроссворд. Узнали много нового и интересного).
- Сегодня я вами очень довольна. Книга – это лучший друг! Читайте их и берегите! Библиотекарь поможет вам в выборе книги и посоветует, что почитать. А «книжкин» дом – библиотека, всегда ждёт вас друзья!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ОНР III–IV уровни речевого развития, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие родственных слов по зимнему лесу».
Предлагается план-конспект логопедического занятия как заключительного этапа в работе с родственными словами с учащимися 2 класса....
Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».
Данный план-конспект составлен в соответствие с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена учителе...
Методическая разработка конспекта открытого занятия по шахматам «Шахматная композиция»
Шахматная композиция — это создание или составление шахматных задач и этюдов Базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой независимую форму шахматно...
Методическая разработка КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «Социально-средовая ориентировка» Тема «Признаки осени»
Для воспитателей и дифектологов корекционных школ....
Методическая разработка: Конспект индивидуального логопедического занятия: В гостях у сказки «Рукавичка».
Цель: Учить слушать сказку, понимать её содержание.Задачи:- развитие импрессивной и экспрессивной речи, умения понимать простые вопросы по содержанию сказки и отвечать на них доступными способам...
Конспект открытого логопедического занятия на тему "Суффиксы профессий"
Представлены виды работ по словообразованию, развитию орфографической зоркости, предупреждению ошибок на письме в 4 классе по теме "Суффиксы профессий"...
Методическая разработка. Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по программе 4.1.
конспект логопедического занятия в 1 классе по программе 4.1. по теме:"Слово"....