Кластер как приём реализации программы Финансовая грамотность
методическая разработка (4 класс)
Учебный кластер как приём реализации программы Финансовая грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klaster.pptx | 1.61 МБ |
ispolzovanie_priyoma_klaster_na_zanyatiyah_vd_finansovaya_gramotnost.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы составления кластера
в иды кластеров
Предварительный просмотр:
УЧЕБНЫЙ КЛАСТЕР В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Добрый день! Изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие основ экономического образа мышления;
- воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
- развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности. Для их реализации, на своих занятиях использую один из методических приемов технологии развития критического мышления – кластер, стимулирующий интеллектуальное развитие учеников.
Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Прием кластеров универсален. Он может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации, для установления логической связи между понятиями, на стадии рефлексии.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, как это будет представлено на моем примере на следующем слайде, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Виды кластеров
Существуют различные виды кластеров:
- планета и её спутники
- блок-схемы
- бумажный кластер
- кластер с нумерацией слов для составления рассказа
- кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
- групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
- обратный кластер
- грамматический кластер
На слайде продемонстрирован «Бумажный кластер». Он может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В данном случае ученики получили карточки с отдельными словами, (предложениями или даже небольшим текстом) на тему «Семейный бюджет». Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся.
Обучение школьников приему составления кластеров
Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:
1) коллективное составление кластера вместе с учителем;
2) коллективное составление кластера учащимися;
3) составление кластера в группе;
4) создание кластера в паре;
5) индивидуальная работа школьника на уроке.
Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроках именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.
Достоинства и результаты применения этого метода
В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:
- формулировать вопросы;
- находить главное в большом объеме учебного материала;
- устанавливать причинно-следственные и логические связи;
- строить умозаключения;
- проводить аналогии, сравнивать и анализировать.
Применение приёма «кластер» на занятиях внеурочной деятельности и на уроках:
- Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
- Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
- Деятельность интересна детям.
- Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
- Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.
Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа Финансовая грамотность
Программа внеурочной деятельности по формированию основ финансовой грамотности для обучающихся 4 класса. Первый год обучения....
Муниципальная инновационная площадка «С Афлатотом к Афлатуну» ( Преемственности в преподавании программы финансовой грамотности между детским садом и школой)
Программа является организационной основой для создания на базе школы муниципальной инновационной площадки. Программа определяет стратегию и механизмы реализации, основные модели организации дея...
Внеурочная программа "Финансовая грамотность" 1-4кл
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Финансовая грамотность" для 1-4 классов....
Рабочая программа " Финансовая грамотность"
Рабочая программа для 4 класса....
О реализации курса "Финансовая грамотность"
В статье рассказывается о реализации курса "Финансовая грамотность"...
Внеклассное мероприятие по программе "Финансовая грамотность" - "Ярмарка финансовых знаний".
Обобщение в игровой форме знаний по финансовой грамотности у учащихся начальной школы....