Формирование читательской грамотности в рамках реализации программы функциональная грамотность.
презентация к уроку
Конспект вебинара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_vo_vneurochnoy_deyatelnosti._1.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности в рамках реализации программы функциональная грамотность.
Формирование функциональной грамотности учащихся - одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности - показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
На слайде представлены три определения функциональной грамотности:
Функциональная грамотность - это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Одной из шести составляющих функциональной грамотности является читательская, которая стоит на первом месте. Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.
Чтение - есть искусство, искусство важное и трудное. Истинными стали слова Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдалось снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменился. Проблема чтения находится до сих пор в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и реализована «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Но проблема чтения так и остается актуальной на сегодняшний день.
На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.
Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Не секрет, что современные дети - это дети прогресса, дети новых технических новинок. Они с легкостью разбираются в мобильных телефонах, компьютерах, Интернете, которые заменили им общение с самым верным другом - книгой. И как привить любовь к книге, как заставить ребенка читать - эти вопросы всё чаще возникают и у педагогов и самих родителей.
Нашей задачей является не только привитие интереса к чтению, но и обучение школьников читательской грамотности.
Проблема формирования читательской компетентности сегодня очень актуальна, ведь чтение связано с грамотностью и образованностью. В нашем обществе все больше возрастает дефицит знаний, который обусловлен снижением интереса к чтению не только детей, но и взрослых.
Одна из главных задач начального обучения - научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, любви к книге.
Я пытаюсь найти пути решения проблемы: «Как привить любовь к чтению», «Как улучшить навыки чтения», «Как повысить читательскую грамотность младших школьников».
«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Цель и задачи моей работы.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать;
-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
Также выделяют следующие методы обучения, которые представлены на слайде:
- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),- репродуктивный,- проблемного изложения,- частично-поисковый (эвристический),- исследовательский,- активный.
На внеурочной деятельности я использую активный метод обучения. Этот метод направлен на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем. При этом методе деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, и др. Существует множество приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.
Я хочу вам показать Приём – «Чтение с остановками» на примере произведения Николая Носова «Фантазёры», который я часто использую.
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Приём «Работа с вопросником». Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём «Синквейн» по произведению Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Составление синквейна занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, мышления, совершенствованию коммуникативных навыков и умения емко и лаконично выражать свои мысли, вырабатывается способность к анализу, уменьшается время, отводимое на запоминание информации, расширяется словарный запас.
Оценка уровня сформированности читательской грамотности
Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.
Заключение
В заключении хочу сказать, что такая система работы с внедрением новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, эффективно отражается на развитии речи учащихся, повышает учебную мотивацию детей, воспитывает грамотного читателя и главное помогает ему быть успешным во всей учебной деятельности.
Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание ответственного отношения к животным у младших школьников как условие формирования нравственной личности в рамках реализации программы «Мы – твои друзья».
Для того, чтобы воспитать в наших учащихся ответственное отношение к домашним питомцам и не допускать жестокого отношение к братьям нашим меньшим, в этом учебном году в нашем общеобразовательном учреж...
Формирование личностных УУД в рамках реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников « Уроки для души»
Презентация :Формирование личностных УУД в рамках реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников « Уроки для души»...
Формирование коммуникативных УУД в рамках реализации программы внеурочной деятельности в начальной школе. ФГОС НОО
Формирование и развитие ребёнка как личности ; наблюдения за современными школьниками; учебное взаимодействие; дидактические игры, развивающие коммуникативные УУД ....
Программа по формированию читательской компетентности в рамках реализации ФГОС.
Для курса литературного чтения в качестве основной дидактической линии выделена читательская компетенция, включающая в себя развитие читательских умений младшего школьника. Выпускник начальной школы, ...
Формирование инженерного мышления в рамках реализации программы внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"
Статья для выступления на областном вебинаре "Современные подходы к образованию"...
Функциональная грамотность и её реализация на различных этапах урока
В статье приводятся примеры формирования функциональной грамотности на уроках русского языка, используя задания образовательного сайта Учи.ру....
Формирование читательской грамотности в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"
Представлена публикация в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"...