Внеурочная программа "Финансовая грамотность" 1-4кл
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Финансовая грамотность" для 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_finansovaya_gramotnost.docx | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
предметов художественно-эстетического цикла № 58 г. Томска
Согласовано На основании решения педагогического совета МАОУ СОШ № 58 г. Томска Протокол №1от «30» августа 2018г | Утверждаю Директор МАОУ СОШ №58г. Томска Сидорова С.А. ___________ Приказ № 344 от04. 09.2017 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
Срок реализации: 4года
Уровень:1-4классы
Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю.
Количество часов в год: 34 часа
Разработчик:
Танкова Нелли Викторовна
учитель начальных классов
первой категории
2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих документов:
Рабочая программа «Финансовая грамотность» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
- 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
утвержденный приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». - Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО и ОООМКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденное 31.08.2015г.
Цель:
Развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Преемственность и межпредметное взаимодействие:
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.
Место предмета: занятия по внеурочной деятельности проводятся 1 раз в
неделю по1часу; в 1м классе 33 часа в год, в последующих классах -34часа.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Освоение программы курса «Основы финансовой грамоты» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
∙ овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
∙ развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
∙ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
∙ понимать цели своих действий;
∙ составлять простые планы с помощью учителя
∙ проявлять познавательную и творческую инициативу;
∙ оценивать правильность выполнения действий;
Познавательные.
Обучающийся научится:
∙ освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
∙ использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
∙ овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
∙ овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
∙ составлять текст в устной и письменной формах;
∙ слушать собеседника и вести диалог;
∙ признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
∙ излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
∙ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные.
Обучающийся научится:
∙ понимать и правильно использовать экономические термины;
∙ иметь представление о роли денег в семье и обществе;
∙ уметь характеризовать виды и функции денег;
∙ знать источники доходов и направлений расходов семьи;
∙ уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
∙ проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся. Прочному усвоению содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью компьютерной анимации, периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов - экономистов: Гном - Эконом (2 класс), друг-Бурундук и его компания (3–4 классы). Формированию самостоятельности и развитию творческих способностей детей при изучении данного курса способствует обязательное ведение рабочих тетрадей. Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно используется видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Основные формы контроля:
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.
(Первый год обучения)
1.Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика;
2. Потребности (9 часов): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.
3.Товары и услуги (12 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
4.Деньги (11 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
(2-ой год обучения)
1.Потребности (10 часов): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;
2. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов». История аренды.
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки. Банки.
3. Занимательная экономика (12 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками;Решаем задачи с экономическим содержанием;
(3-ий год обучения)
1.Основы экономического развития (11 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
2.Банки. Ценные бумаги. Налоги (12 часов) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов.
3.Международная торговля (11 часов): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;
(4-ий год обучения)
1.Основы экономического развития (8 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике. Реклама и качество товара.
2.Банки. Ценные бумаги. Штрафы. (8 часов) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
3.Деловая этика (9 часов): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет. История профессий.
4.Международная торговля (9 часов): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение прибыли.
Тематическое планирование
(1-ый год обучения)
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Введение в экономику | 1 | 1 | - |
2 | Потребности | 9 | 5 | 4 |
3 | Товары и услуги | 12 | 6 | 6 |
4 | Деньги | 11 | 5 | 6 |
Итого: | 33 | 17 | 16 |
(2-й год обучения)
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Потребности | 10 | 5 | 5 |
2 | Торговля | 12 | 6 | 6 |
3 | Занимательная экономика | 12 | 4 | 8 |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
(3-й год обучения)
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Основы экономического развития | 11 | 5 | 6 |
2 | Банки. Ценные бумаги. Налоги | 12 | 6 | 6 |
3 | Международная торговля | 11 | 5 | 6 |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
(4-й год обучения)
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Основы экономического развития | 8 | 4 | 4 |
2 | Банки. Ценные бумаги. Штрафы | 8 | 4 | 4 |
3 | Деловая этика | 9 | 4 | 5 |
4 | Международная торговля | 9 | 4 | 5 |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
Список литературы:
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной
школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.
– М., 2003.
5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;
2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал
Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита-
пресс; 1997.
9. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации,
волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
10. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов.Московскаяэкономическая школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....