Муниципальная инновационная площадка «С Афлатотом к Афлатуну» ( Преемственности в преподавании программы финансовой грамотности между детским садом и школой)
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа является организационной основой для создания на базе школы муниципальной инновационной площадки. Программа определяет стратегию и механизмы реализации, основные модели организации деятельности в рамках расширения содержания образования за счет внедрения курса «Афлатун: социальное и финансовое образование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnaya_ploshchadka.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Адрес:142804, Россия, Московская область, городской округ Ступино, ул. Городищенская, владение 8
тел.: 8(496)6490591
e-mail: okaschool@yandex.ru
Муниципальная инновационная площадка
«С Афлатотом к Афлатуну»
( Преемственности в преподавании программы финансовой грамотности между детским садом и школой)
- Программа
Наименование программы | Программа деятельности муниципальной инновационной площадки по теме: «С Афлатотом к Афлатуну» ( Преемственности в преподавании программы финансовой грамотности между детским садом и школой) |
Сроки реализации | 2018-2022 годы |
Основной разработчик программы | МБОУ «СОШ №4» |
Нормативно- правовая основа Программы: | Национальная доктрина образования ФГОС Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2022 годы Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. |
Назначение Программы | Программа является организационной основой для создания на базе школы муниципальной инновационной площадки. Программа определяет стратегию и механизмы реализации, основные модели организации деятельности в рамках расширения содержания образования за счет внедрения курса «Афлатун: социальное и финансовое образование» |
Цель Программы: | Расширение сферы действия финансовой грамотности во внеурочной деятельности общеобразовательной организации; совершенствование процесса обучения финансовой грамотности при изучении на уровне общего среднего и основного среднего образования с опорой на знания, полученные в дошкольном учреждении. |
Задачи Программы |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: | Обучающиеся научатся:
грамотности;
|
Обоснованность: раньше площадки работали только в детских садах (начинали) или в начальной школе. В 2018/2019 учебном году к нам в школу придут дети из детского сада №6 «Зоренька», которые уже прошли начальный курс «Афлатот». Начинать в школе заново с азов, значит, тратить время даром. Данный проект необходим, т.к. следует разработать преемственную программу, продолжить финансовое образование детей.
Проблема: в настоящее время большое внимание в России и во многих развитых и развивающихся странах, уделяется проблеме низкой финансовой грамотности населения. Повышенное внимание к этой проблеме в настоящее время объясняется следующими причинами:
- существенным усложнением финансовой системы;
- ускорением процесса глобализации;
- появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг;
- развернувшийся глобальный финансовый кризис;
- недоверие к институтам финансовых рынков в силу особенностей исторического развития страны
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года №2039-р утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы». Цель Стратегии – формирование финансово грамотного поведения граждан, повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надёжной информации о финансовых услугах, в том числе для эффективной защиты прав граждан в качестве потребителей финансовых услуг.
Школа должна помочь учащимся адаптироваться к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям. Дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, узнают об их власти и коварстве, учатся их зарабатывать. Одно из важнейших направлений деятельности школы – это экономическая защита детей. Мы можем помочь детям зарабатывать деньги честным путем, избежать столкновений с «гримасами» молодежного рынка, неправильной эксплуатацией детского труда и другими негативными явлениями.
Детей следует учить не только зарабатывать, но и тратить деньги. Они должны участвовать в составлении бюджета, знать расходную часть и свой вклад в доход. Правильно будет приучать учащихся к расходованию наличных средств на акты милосердия.
Планируемые результаты освоения Программы
Для обучающихся:
- повысится осведомлённость о конкурентных преимуществах изучения курса финансовой грамотности;
- возрастёт мотивация к изучению курса;
- расширится сфера применения финансовой компетенции за счёт участия в конкурсах, фестивалях, конференциях и т.д., проектной и внеурочной деятельности по предмету;
- понимание учащимися своих личностных ценностей;
- изучение этических аспектов финансов;
- знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка и со своими обязанностями по отношению к самим себе, своей семье, обществу и окружающей среде;
- понимание важности делать сбережения и тратить разумно;
- применение навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.
Для родителей:
- получат объективную и конкретную информацию о конкурентных преимуществах изучения курса финансовой грамотности
будет приобретён опыт социального партнёрства с педагогами образовательных организаций в рамках мероприятий, направленных на формирование положительного отношения у обучающихся к изучению курса;
- вовлечение в структуру плодотворного взаимодействия;
- изучение этических аспектов финансов.
Для педагогов:
- повысится эффективность образовательной деятельности и мероприятий, направленных на привлечение внимания школьников курсу изучения финансовой грамотности как средству успешной интеграции в современную поликультурную среду;
- будут разработаны рабочие программы внеурочной деятельности;
- будут подготовлены промо-материалы для родителей и обучающихся, формирующие положительное отношение к курса изучения финансовой грамотности;
- будут обеспечены необходимые условия для формирования устойчивой мотивации обучающихся к изучению курса;
- разработка (адаптация), апробация, внедрение, распространение эффективных моделей информационно-методического сопровождения работы с родителями и обучающимися, направленная на стимулирование изучения финансовой грамотности
- повышение уровня финансовой грамотности педагогов за счёт обмена опытом;
- использование продуктивных образовательных технологий для повышения социокультурной компетентности учащихся;
- проектирование программ, учебных занятий по внеурочной деятельности;
- апробированная и внедренная программа организации сбалансированного подхода к социальному и финансовому образованию детей; учебно-тематический план с краткими методическими рекомендациями, перечнем планируемых результатов освоения обучающимися программы, списком литературы для учителей и учащихся.
Для ОО:
- системная работа по формированию социальной и финансовой компетентности детей;
- повысится осведомлённость администрации образовательной организации о перспективах и преимуществах введения курса изучения финансовой грамотности;
- повысится заинтересованность в поддержке инициатив педагогов по совершенствованию процесса финансовой грамотности;
- будет создана благоприятная информационно-образовательная среда для расширения образовательных возможностей и профессиональных перспектив обучающихся на основе изучения курса;
- системная профориентационная работа с детьми младшего школьного возраста;
- знакомство с мировым педагогическим опытом, современными педагогическими технологиями;
- обогащение опыта инновационной деятельности;
Для системы образования городского округа Ступино:
- опыт системной работы по формированию социальной и финансовой компетентности детей;
- расширение спектра образовательных услуг: создание объединений для родителей с целью повышения их уровня финансовой грамотности;
- развитие социального партнерства как организации совместной деятельности: разработка проектов социального взаимодействия (работа с государственными структурами, взаимодействие с учреждениями образования, культуры, финансов, производственных предприятий);
- знакомство с мировым педагогическим опытом, современными педагогическими технологиями;
- обогащение опыта инновационной деятельности.
Форма организации: внеурочная деятельность. Парная, групповая и индивидуальная работа учащихся; практические и творческие проекты.
Содержание программы
Инновационность при реализации данной программы обусловлена модификацией авторской программы с учётом подготовки учащихся в данном учреждении.
Данная программа построена на основе принципов непрерывности и преемственности. Непрерывность предусматривает постоянное движение от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаниями других наук, культурой делового общения и поведения. Она осуществляется за счет целесообразной совокупностей путей, средств, способов и форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений, формирования экономического мышления, способности к деловому общению, воспитания инициативности, предприимчивости, творческого отношения к делу в целях получения запланированного конечного результат с наименьшими затратами всех видов ресурсов.
Преемственность находит выражение в линейно-циклической структуре, где в каждый год обучения решаются общие задачи финансового и социального образования, учитывая возрастные особенности учащихся.
Учебная Программа проекта определяет содержание предмета и последовательность его прохождения во внеурочной деятельности. Данная Программа разработана на 4 года обучения по двум направлениям. Первое направление предполагает обучение детей, посещавших детский сад и прошедших начальный курс «Афлатот» (мотивированных к изучению данной программы). Второе направление предполагает обучение детей, не посещавших детский сад и не прошедших начальный курс «Афлатот» (немотивированных к изучению данной программы).
В темы года первого направления программы включены темы курса для дошкольников авторской программы «Афлатот» и программы для школьников «Афлатун». К третьему году обучения по двум направлениям темы года соответствуют авторской программе для школьников «Афлатун» 3 и 4 года обучения. Тема 4 года обучения данной модернизированной программы соответствует уже пятому году обучения по авторской программе для школьников «Афлатун».
Год обучения | Темы года первого направления освоения программы «С Афлатотом к Афлатуну» | Темы года авторской программы для дошкольников «Афлатот» | Темы года второго направления освоения программы «С Афлатотом к Афлатуну» | Темы года авторской программы для школьников Афлатун |
1 год обучения | Я и моя семья. Я и мои друзья. Уникальность и различия людей, уважение к другим. Представление об экономии средств. | Я и моя семья: забота о людях, которых мы любим. Я и мои друзья: помогая друг другу. | Уникальность и различия людей, уважение к другим. Представление об экономии средств. | Уникальность и различия, уважение к другим, представление об экономии средств. |
2 год обучения | Я и общество: живем и работаем вместе. Взаимосвязь между ребенком и его семьей, друзьями, соседями и местными органами управления. Я и деньги: тратим, копим и делимся. Деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний. | Я и общество: живем и работаем вместе. Я и деньги: тратим, копим и делимся | Взаимосвязь между ребенком и его семьей, соседями и местными органами управления. Деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний. | Взаимосвязь между ребенком и его семьей, соседями и местными органами управления; деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний. |
3 год обучения | Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства. Совместная деятельность, организационные навыки. Финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды. | Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства. Совместная деятельность, организационные навыки. Финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды. | Понимание себя через понимание своих чувств, финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды. | |
4 год обучения | Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие. | Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие. | Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства, совместная деятельность, организационные навыки. | |
5 год обучения | Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие. |
Мониторинг результатов:
Программой предусмотрен мониторинг результатов освоения компетенций учащимися. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по программе. Программой предусмотрен также мониторинг освоения результатов работы по таким показателям как развитие личных качеств обучающихся, развитие социально значимых качеств личности, уровень общего развития и уровень развития коммуникативных способностей. Формами и методами отслеживания является: педагогическое наблюдение, анализ самостоятельных и творческих работ, беседы с детьми, отзывы родителей.
Результаты деятельности по финансовому и социальному воспитанию распределены по трем уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных и финансовых знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об индивидуальных особенностях человека; некоторых потребностях человека, животных, растений и способах их удовлетворения; о биологически разлагающихся и биологически неразлагающихся материалах; о видах семей и семейных обязанностях; о видах и некоторых функциях денег (мера стоимости и средство обращения), о правилах поведения при походе за покупками.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своей семье и своим семейным обязанностям, к окружающим людям, к окружающей среде.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта работы в команде, взаимопомощи; опыта экономии денег и их правильного использования; опыта поведения при совершении покупок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между детским садом и школой
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...
Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты
Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему пре...
Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль от...
Преемственность между детским садом и школой
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. Дошкольное образование – это фундамент вс...
Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...
План работы по преемственности между детским садом и школой
Материалы могут пригодиться заместителю директора по УВР в начальной школе...
Программа преемственности между детским садом и школой
Обычно, когда мы говорим о продлении связи между детским садом и школой, мы выделяемдва понятия: психологической готовности ребенка к обучению в школе и преемственности между дошкольным учреждением и ...