Рабочая программа " Финансовая грамотность"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Рабочая программа для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_finansovaya_gramotnost_4_klass.docx | 61.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 33
РАССМОТРЕНА на заседаниикафедры _______________________ Зав.кафедрой _____________/__________ протокол от «___»________ | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ___________/________________ ФИО «____»_____________ 20____г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МОУ Лицея № 33 от «___» ___________ 20_____г. ______________ Г.П.Тювикова |
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
4В класс
Разработана Юшкиной Л.Н.,
учителем начальных классов,
первой квалификационной категории
2018-2019 г.
Пояснительная записка
Факультативный курс состоит из двух блоков: «Финансовая грамотность» (16ч.) и «Экономика и мы» (17ч.). Модифицированная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность» для 2–4 классов общеобразовательных организаций, автор Ю. Н. Корлюгова и авторской программы Е.А. Мухина «Экономика и мы» (2-4 классы).
Блок 1 «Финансовая грамотность»
В учебной программе представлены инновационные материалы для проведения апробации учебного курса по финансовой грамотности в образовательных организациях (начальное общее образование).
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи.
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
Содержание программы для 4классов
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия: Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
- Объяснять причины и приводить примеры обмена.
- Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
- Описывать свойства товарных денег.
- Приводить примеры товарных денег.
- Приводить примеры первых монет.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия:Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
- Объяснять, почему появились монеты.
- Описывать купюры и монеты.
- Сравнивать металлические и бумажные деньги.
- Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия: «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
- Описывать старинные российские деньги.
- Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия: Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
- Описывать современные российские деньги.
- Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
- Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
- Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия: Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
- Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
- Объяснять причины различий в заработной плате.
- Объяснять, кому и почему платят пособия.
- Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия: Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
- Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
- Сравнивать покупки по степени необходимости.
- Различать планируемые и непредвиденные расходы.
- Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7.Как умно управлять своими деньгами. Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия: Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
- Объяснять, как управлять деньгами.
- Сравнивать доходы и расходы.
- Объяснять, как можно экономить.
- Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия:Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
- Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
- Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
Сравнивать разные виды сбережений.
Место курса в учебном плане.
Курс рассчитан на 16 часов (2-3 классы) и 16 часов (4 класс).
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- составление простых планов с помощью учителя;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Учебно-тематический план курса «Финансовая грамотность» для 4 классов
№ занятия | Тема | Количество часов |
Обмен и деньги | ||
1-2 | Что такое деньги и откуда они взялись | 2 |
3-4 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок | 2 |
5-6 | Какие деньги были раньше в России | 2 |
7-8 | Современные деньги России и других стран | 2 |
Семейный бюджет | ||
9-10 | Откуда в семье деньги | 2 |
11-12 | На что тратятся деньги | 2 |
13-14 | Как умно управлять своими деньгами | 2 |
15-16 | Как делать сбережения | 2 |
Формы оценивания
Текущая аттестация:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
- тестовое задание;
- решение задач;
- решение кроссворда и анаграммы;
- мини-исследование;
- графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
- творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
- викторина;
- тест.
Внеурочная деятельность:
Система оценивания
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
- Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
- Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
- Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
- Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
- Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
- Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
- Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Вид работы | A (5 баллов) | B (5 баллов) | C (5 баллов) | D (5 баллов) | E (5 баллов) | F (5 баллов) | G (5 баллов) | Максимальное количество баллов |
Тест, кроссворд, анаграмма | √ | 5 | ||||||
Задача | √ | √ | 5-10 | |||||
Графическая работа | √ | √ | √ | 15 | ||||
Кейс | √ | √ | √ | √ | √ | 20-25 | ||
Доклад, сообщение | √ | √ | √ | √ | 20 | |||
Ролевая игра | √ | √ | √ | √ | √ | 15-20 | ||
Постер | √ | √ | √ | √ | 20 | |||
Компьютерная презентация | √ | √ | √ | √ | 20 | |||
Мини-исследование | √ | √ | √ | 15 | ||||
Проект | √ | √ | √ | √ | √ | √ | √ | 15-35 |
Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература:
- Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
- Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
- Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;
- Портал «Профориентир» «Мир профессий» - http://www.cls- kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
- Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
Блок 2 «Экономика и мы»
Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников, разработанной под руководством Л.В. Занкова, курс экономики в начальной школе направлен на решение следующих задач:
- с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
- формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
- развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельном приобретении школьниками новых знаний.
Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а также те, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты.
Главная особенность и принципиальное отличие данного курса экономики - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.
Содержание тем учебного курса "Экономика"
Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?"Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.
Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.
Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор.
К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.
Одно из основных направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой.
Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.
Содержание учебного предмета не передается детям в виде готовых сентенций и выводов. Им предоставляется возможность самим находить решение.Экономические знания нельзя рассматривать как изолированные. Они тесно переплетаются с социологическими, психологическими проблемами, вопросами права и философии.Программа предполагает сочетание в преподавании логически приемов, причинно-следственных связей и аналогий.
Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии. Вопрос в том, каким образом можно найти выход из конфликта. Перед учащимися раскрываются два пути: обострение противоречий, вплоть до антагонистической их формы, и другой путь - выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и поворот ситуации на пользу всем участникам. При этом применяется экономический инструментарий и раскрывается важность его грамотного использования.
Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов практического курса экономики, представленного в отдельном учебном пособии: задачник рабочая тетрадь. Чтобы решать задачи по экономике, ученику необходимо, во-первых, овладеть теоретическими знаниями о сущности основных экономических понятий, во-вторых, научиться мыслить экономически грамотно, осознать то, что экономическая логика и формальная логика - не одно и то же.
В сквозной программе экономики в школе могут быть выделены три ступени.
Первая ступень. Начальная школа, 1-2 классы. Программа начального обучения на этом этапе предполагает знакомство с экономическими отношениями как с производственной и хозяйственной деятельностью людей, направленной на удовлетворение их материальных потребностей. На бытовом овне основные экономические понятия: потребности, хозяйство, труд. Заработная плата как плата за труд. Товар. Деньги. Торговля. Сделка. Договор. Платежи. Бюджет: доходы и расходы.
Характерной особенностью курса является осмысление рассматриваемых экономических отношений, категорий и понятий с морально-этических позиций, формирование нравственной платформы школьников. Пособие: Книга для чтения "Дом в Обычном переулке".
На второй ступени изучаются следующие основные экономические понятия:
Торговля, посредничество, услуги как особый вид коммерческой деятельности. Аренда. Банк как особый финансовый институт. Производство материальных благ как основы жизни. Акционерная форма капитала. Экономические циклы. Понятие о налогах. Способы ведения хозяйства. Работу по программе второй ступени обучения обеспечивает комплект учебных пособий: "Экономика для детей в сказках, играх и задачках. Книга первая. "Белка и компания"; практическое пособие: задачник рабочая тетрадь "Путешествие в компании Белки и ее друзей"; методическое пособие "В помощь учителю экономики".
Третья ступень. Поскольку процесс обучения экономике носит характер спирали, на каждом последующем ее витке расширяется и углубляется ранее изложенный материал, представляемый на более высоком уровне сложности. Кроме того, даются новые дополнительные знания.На третьей ступени изучаются следующие основные экономические понятия:
Ценовая политика. Маркетинг. Основные виды и формы торговли. Амортизация. Расчеты между покупателями и продавцами. Формы и виды налогов. Биржа – организационная форма оптовой торговли. Фондовая биржа как рынок ценных бумаг. Понятие о земельной ренте. Внешняя торговля - экспорт, импорт. Эффективность производства, развитие производства. Работу на этой ступени обучения обеспечивает комплект учебных пособий: "Экономика для детей в сказках, играх и задачках. Книга вторая. "Новые приключения Белки и ее друзей"; практическое пособие: задачник рабочая тетрадь; методическое пособие "В помощь учителю экономики".
Экономика как наука. Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии - как результате новых форм взаимодействия человека и природы.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на блок «Экономика» в учебном году отведено 17ч.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:
- социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;
- поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;
- гражданское становление человека – как гражданин демократической страны может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические.
- развитие человека как ЛИЧНОСТИ включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.
- осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия.
В процессе экономического воспитания у младших школьников вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности. Это планирование, организация, контроль, экономия времени, рациональные приемы учебной и внеклассной деятельности. Сущность этих умений проявляется в самоорганизации и в саморегуляции деятельности. Единство всех компонентов (знания, распределение и переключение внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и др.) в структуре умения определяется взаимодействием цели (представления о возможном конечном результате деятельности) и условий.
Познавательные универсальные учебные действия.
За период обучения в начальных классах у учащихся расширяется круг экономических понятий, меняется качество их усвоения - понятия становятся более полными и точными. В младшем школьном возрасте учащиеся усваивают экономические знания на общенаучном уровне, т.е. в виде представлений, которые при определенных условиях переходят в понятия. Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний.
Выпускник научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
Выпускник получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать, фиксировать экономическую информацию с помощью инструментов ИКТ;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнёра;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате изучения курса «Экономика» выпускники начальной школы получат возможность получить базовые знания о личной, семейной экономике; узнать значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Младшие школьники ознакомятся с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучатся простейшим навыкам потребителя.
Выпускники получат возможность осознать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникнутся бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов.
Младшие школьники получат элементарные представления о потребностях, о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, её оборудования и т.д.
Выпускник научится:
- анализировать свои потребности, выделять жизненно важные потребности;
- определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;
- пользоваться деньгами;
- определять источники доходов и расходов;
- объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
- совершать элементарные покупки в магазине;
- анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.
- решать простейшие экономические задачи;
- экономно и бережно относиться к школьному имуществу, ресурсам, в частности времени;
- систематизировать ранее полученную экономическую информацию;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать себя гражданином, будущим работником, участником социально-экономических проблем региона, школы, семьи;
- работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, осуществлять обоснованный выбор и отвечать за последствия этого выбора;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Проектировать и выполнять проект, предусматриваемый удовлетворение определённой потребности, рациональное использование ресурсов, необходимость выбора
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________/________________
ФИО
«____»_____________ 20____г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «Финансовая грамотность»
Класс 4В
Учитель : Юшкина Л.Н.
Количество часов 16; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе авторской программы Ю. Н. Корлюговой«Финансовая грамотность» для 2–4 классов общеобразовательных организаций /Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению») и авторской программы курса Е.А. Мухина «Экономика и мы» (2-4 классы)./Сборник. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательскийдом «Федоров», 2011 г.
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. / Г. Д. Гловели. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 128 c., ил. (Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2,3 классы общеобразоват. орг.В 2-х частях.Ч. 1 / С. Н. Федин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —112 с., ил. (Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 2 / С. Н. Федин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 c., ил. (Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Т.В.Смирнова. Белка и компания: Экономика для детей в сказках, играх и задачках.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» , 2016 г.
- Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник - рабочая тетрадь по экономике: В 2 частях. - Самара: Корпорация «Федоров», 2016 г.
Календарно-тематическое планирование.
№ | дата | Тема | Количество часов |
1четверть | |||
Обмен и деньги | |||
1-2 | Что такое деньги и откуда они взялись | 2 | |
3-4 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок | 2 | |
5-6 | Какие деньги были раньше в России | 2 | |
7-8 | Современные деньги России и других стран | 2 | |
Семейный бюджет | |||
9-10 | Откуда в семье деньги | 2 | |
2 четверть | |||
11-12 | На что тратятся деньги | 2 | |
13-14 | Как умно управлять своими деньгами | 2 | |
15-16 | Как делать сбережения | 2 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 1-4 классов...
Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа факультатива «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основании программы внеу...
Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса....
Рабочая программа Финансовая грамотность для 4 класса
Рабочая программа Финансовая грамотность для 4 класса...
Рабочая программа " Финансовая грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Финансовая грамотность"...