Выступление на тему: «Как хорошо уметь читать!»
материал

Гусева Анастасия Михайловна

В своём выступлении на тему: «Как хорошо уметь читать!» я затронула проблему формирования читательской компетенции у детей младшего школьного возраста. Данная проблема в большей степени связана с особенностями детей (неспособность долго концетрироваться на одной деятельности) и с отсутствием интереса у детей к чтению. Формировать интерес и не перегружать обучающихся чтением помогут нейроразминка и струп-тест. Такие интересные задания помогают ребёнку расслабиться, но не отвлекаться. Они активизируют работу мозга, и ребёнок выполняет эти задания в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._vystuplenie.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Как хорошо уметь читать!»

Гусева Анастасия Михайловна

учитель начальных классов

МБОУ Гимназия им. А. Платонова

«Если математика – царица всех наук,

то литература – это царство, в котором и живут все науки»

Ершова Г.Н.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Когда господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, гаджеты - дети потеряли интерес к чтению. Учащиеся ограничиваются чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным».

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Формирование правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет доминирующую роль в образовании и развитии личности ребенка.

Читательская компетентность - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.  Главная проблема для учителей начальных классов в формирование читательской компетентности: количество часов на чтение в программе НОО сократилось, а требования возросли.

Программа начальной школы в СССР предполагала 35 учебных недель, в рамках которых на чтение выделялось 210 часов. В настоящее время количество часов снизилось на 37% (132 ч). Вследствие реформ образования мы наблюдаем следующий результат: 38% учеников в четвёртых классах читают ниже нормы; только 96% медленно читающих детей учится на 2 и 3. Данная проблема связана с особенностями детей младшего школьного возраста и с отсутствием интереса у детей к чтению.

В среднем современный ребёнок может воспринимать информацию и не отвлекаться 1,5 минуты. После чего обучающийся переключает своё внимание на внешние факторы и не может концентрироваться на чтении. Как это исправить?

Для начала разберём ошибки преподавателя на уроках чтения:

-не учитывать физиологию работы мозга, перегружая одну зону, не уделяя внимания другим;

-слишком быстро усложнять задания или, наоборот, бояться этого делать и занятия станут скучными;

-уделять внимание только одному какому-то навыку и застревать на однотипных упражнениях;

-не внедрять геймификацию в свои уроки.

Как сделать урок интересным и продуктивным?

Необходимо стремиться к соотношению 30/70. 30% на уроке должны занимать мотивационные задания, которые направлены на прокачивание мышления, памяти, внимания (найди отличия, лабиринт, поиск предмета, воображение, тренажёры блока память и внимание и т.д.). А 70% это собственно задания на чтение и речь - слоговые таблицы, анаграммы, тексты и т.д. Задания должны динамично чередоваться.

Мотивационные задания помогают активизировать работу мозга на уроке, развить концентрацию и внимание. Примеры таких заданий:

Нейроразминка - это комплекс заданий, основанный на принципах кинезиологии, который помогает развивать умственные способности. Он состоит из простых в выполнении упражнений и помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Некоторые упражнения нейроразминки: очень быстро вслух читать слова, называть фигуры и картинки, произносить цифры. Также нейроразминки могут включать физические упражнения и подвижные игры в специально организованном пространстве. Они учат мозг планировать и выполнять движения, считывая и интерпретируя информацию от всех органов чувств.

Струп-тест - это упражнение, в котором на листе бумаги напечатаны разноцветные слова. Задача ученика - называть вслух цвет, которым написано каждое слово. Трудность заключается в том, что цвет букв не соответствует значению слова. Например, слово «зелёный» набрано красным цветом, слово «красный» - синим, слово «жёлтый» - чёрным и т.д. Струп-тесты используются для развития навыка скорочтения, улучшения концентрации внимания, памяти и понимания прочитанного. Также они помогают определить гибкость когнитивного мышления: чем быстрее человек переключается с чтения слов на визуальную информацию, тем лучше работают его когнитивные функции.

Важно помнить, что чтение – сложный процесс, в котором важно всё: знание букв и звуков, правильное дыхание, внимание, понимание прочитанного. Формирование читательской компетентности – долгий процесс, требующий больших усилий.

Список использованных источников и литературы

  1. Ляпина, Г. А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса / Г. А Ляпина. – Алма-Ата : Мектеп, 2009 – С. 9-13.
  2. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастик / Т. П. Трясорукова. – 2-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2019. – С. 16-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Открытый урок по литературному чтению в 1 В классе на тему: «Как хорошо уметь читать»

Конспект открытого урока  по литературному чтению в 1 В классе...

Внеурочное занятие по курсу "Детская риторика" на тему "Как хорошо уметь читать!"

Внеурочное занятие по курсу "Детская риторика" на тему "Как хорошо уметь читать!"...

Конспект урока на тему: "Как хорошо уметь читать".

Конспект урока открытия новых знаний. Знакомство с произведениями С. Я. Маршака "Ты эти буквы заучи", и В. Д. Берестова "Читалочка"....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Как хорошо уметь читать!»

Текст выступления на педагогическом совете по теме:  «Как хорошо уметь читать!»...