Выступление на педагогическом совете по теме : "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Фролова Ксения Алексеевна

Текст выступления на педагогическом совете по теме : "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_nechepaeva.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся»

ФИО: Фролова Ксения Алексеевна

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 88 С УИОП

Должность: учитель начальных классов

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям через неповторимое творчество - верная дорога к сердцу ребёнка».

В.А.Сухомлинский.

Всегда было принято считать, что главная задача учителя – передача ученику определённого набора знаний, умений и навыков. На сегодняшний день, в условиях мощного научного развития, образование постепенно усложняется, обучение переходит от простого изучения материала к развитию творчески мыслящего, думающего и умеющего применять свои знания на практике человека. Творческие занятия играют важную роль в образовательном процессе начальной школы. Они не только способствуют развитию художественных и эстетических навыков у детей, но и значительно влияют на формирование их познавательной активности.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), может быть обращена в средство формирования потребности учиться, получать знания. В каждом ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству. Поэтому важнейшая задача каждого учителя - развитие у учащихся творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось - в математике или в музыке, в литературе или в спорте.

Познавательная активность — это стремление ребенка к познанию окружающего мира, проявляющееся в его интересе к учебной деятельности и готовности к исследованию. Она включает в себя такие аспекты, как: любознательность, самостоятельность и критическое мышление. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.

Для формирования познавательной активности младших школьников учителе могут использоваться следующие виды творческой деятельности:

  1. Интеграция игровых методов обучения (игры, квесты и соревнования): использование игровых элементов в обучении делает процесс более увлекательным. Это могут быть ролевые игры, викторины или образовательные квесты, которые требуют от детей активного участия и решения задач. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной и творческой задаче. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия.
  2. Решение проблемных задач: проблемное обучение помогает детям научиться анализировать ситуации, выявлять проблемы и искать пути их решения различными способами. Это развивает их способность к критическому мышлению, творческим наклонностям, а также формирует необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, которые способствуют решению задач познавательного характера, а также формированию у младших школьников познавательной активности.
  3. Использование элементов ИКТ: в начальной школе использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью учебного процесса. Применение ИКТ в начальной школе позволяет разнообразить обучение, сделать его более интересным и интерактивным для учащихся. Это помогает улучшить усвоение материала, повысить мотивацию к обучению и развить навыки работы с информацией. Использование образовательных приложений и онлайн-ресурсов может значительно повысить познавательный интерес детей к обучению.

         Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной и творческой деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников и плодотворной работой учителя.

      Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что творческие занятия являются мощным инструментом для формирования познавательной активности у младших школьников. Они стимулируют интерес к учебе, развивают критическое мышление и воображение, а также способствуют формированию самостоятельности. Интеграция творчества в образовательный процесс помогает создать более динамичную и увлекательную учебную среду, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению знаний и развитию личности ребенка. Поэтому важно активно использовать творческие методы обучения на уроках начальной школы для достижения качественного образования.

Список использованных источников и литературы:

  1. Кириллова, Л. С., Творческие задания как средство формирования познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности [Электронный ресурс]: / Л. С. Кириллова; М. : 2014. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-zadaniya-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov-k-uchebnoy-deyatelnosti
  2. Шуркина, Г. В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]: / Г. В. Шуркина; М. : 2018. — Режим доступа: https://multiurok.ru/files/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-uchashchikhsi-9.html
  3. Сластенин, В.А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему " Роль родителей в формировании здорового образа жизни детей"

Из опыта работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Выступление на педагогическом совете по теме: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому...

«Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся»

Как же творческие задания помогают развивать творческое мышление учащихся?...

Выступление на тему: "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"

Выступление на тему: "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"...

Выступление на педагогическом совете "Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творчески...