Выступление на педагогическом совете на тему " Роль родителей в формировании здорового образа жизни детей"
материал на тему
Из опыта работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_2_.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме:
« Роль родительского сообщества в формировании здорового и безопасного образа жизни».
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Большинство родителей в начальной школе являются союзниками школы в вопросах воспитания. Педагогам необходимо помнить, что негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно родители своими ошибочными действиями провоцируют такие поступки. Часто родители - это отчаявшиеся, растерянные люди, поэтому, если предъявлять им претензии, пропасть между семьей и школой только углубится. Учителю даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Главное - тактичность, доброжелательность и терпение.
Двигаясь по неправильному пути, не видя результатов своих усилий, родители винят в происходящем себя и ребенка, получают стрессы и нервные расстройства, считая, что нет выхода из сложившейся ситуации.
Индивидуальные формы
Посещение семьи на дому. Проводится один-два раза в год с целью знакомства с семьей, ознакомления с особенностями семейного воспитания, отслеживания условий жизни ребенка дома.
Индивидуальные консультации. Предполагают индивидуальное общение с родителями, когда педагоги или другие специалисты отвечают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей.
Индивидуальные беседы. Представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в школе с целью установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке.
Участие родителей в подготовке и проведении образовательного процесса. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного материала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, самостоятельного обучения детей, участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по интересам.
Коллективные формы
Родительские собрания. Представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление), которое фиксируется в протоколе.
Конференции, семинары. Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями».
Диспуты, дискуссии. Представляют собой активное эмоциональное обсуждение родителями и сотрудниками детского сада неоднозначных проблем путем высказывания различных мнений и аргументов в пользу тех или иных решений. Например; «Стоит или не стоит наказывать»; «Родительская позиция "взрослый всегда прав": за и против».
Круглые столы, вечера вопросов и ответов. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание детей», «Детские капризы».
Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам. Например: «Тренинг общения с детьми», «Тренинг релаксации», «Как решать конфликты».
Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для приобретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте».
Экскурсии. Проводятся как совместные посещения детьми, родителями, учителем зон отдыха (парка, леса, реки), культурных, исторических мест (музеев, театров) с целью духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотношений, эмоциональной разгрузки.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений; совместное приготовление пособий, подарков, украшений и другого материала.
Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и учителем. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться поближе. Например: календарные праздники; праздники семьи (мам, пап); литературные, музыкальные, спортивные, интеллектуальные вечера.
Наглядно -информационные формы
Родительские уголки. Предполагают представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей
Памятки .
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.
2. Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.
3. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.
4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у школьников здорового образа жизни.
6. Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми.
7. Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть!
В своей работе пользуюсь следующими критериями:
- Требовательность к родителями.
- Последовательность в предъявлении этих требований.
- Проведение тематических собраний.
- Доверие
- Индивидуальный подход
- Искренность по отношению к детям
- Добросовестное отношение к своей работе.
На мой взгляд, именно эти принципы помогают мне с первых дней расположить к себе родителей, вывести их на откровенный разговор, найти в них хороших помощников, поддержку и опору. А ведь, если родители-союзники, то 70% успеха в классном коллективе гарантирован! Более того, с родителями своих учеников я поддерживаю тесную связь и после окончания детьми начальной школы. Всегда рада помочь, если они обращаются за помощью, советом, поддержкой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему"РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
Собрание проводится в форме тренинга. Родители практически задействованы на протяжении всего собрания.Цель собрания: выделить основные направления в формировании здорового образа жизни на ...
Советы родителям "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
Даются советы по формированию в семье здорового образа жизни...
Памятка родителям по формированию здорового образа жизни детей
слайдовая презентация для родительского собрания...
ПАМЯТКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
ПАМЯТКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ...
Родительское собрание на тему"Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...
Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни детей.
Воспитание культуры здорового образа жизни должно прививаться с раннего возраста детям и регулярно обновляться через семью. А образовательные учреждения должны помогать родителям в этом. Да...
Консультация для родителей "Роль семью в формировании здорового образа жизни"
laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн...