Выступление на педагогическом совете по теме: Роль классного руководителя в системе воспитания обучающихся начальных классов
статья

Трунина Марина Викторовна

Выступление на педагогическом совете по теме: Роль классного руководителя в системе воспитания обучающихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_rol_kl.rukovoditelya_-_05.12.24.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО :Трунина Марина Викторовна

Место работы: МОУ «Лицей №25 имени Героя Советского Союза В.Ф.Маргелова»

Должность        - учитель начальных классов

Выступление на педагогическом совете

Тема: Роль классного руководителя в системе воспитания обучающихся начальных классов

Учитель в начальной школе – это маяк, который указывает направление для детей, и они ему следуют.

 «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…» Это слова педагога-новатора Александра Антоновича Захаренко.

Да, все мы  родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Профессиональный педагог – это единственный человек, в отличие от других взрослых, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.

          В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека.

           Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

 Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

         

Каким же должен быть современный классный руководитель?
         С введением новых образовательных стандартов амплуа классного руководителя приобретает новое наполнение. Акценты делаются не только на направлениях деятельности классного руководителя, но и на качествах его личности: для обеспечения достижения заявленных результатов воспитания личности педагог должен быть психологом, исследователем, обладать обширным диагностическим инструментарием, активно заниматься поисковой, научно-методической деятельностью, искать новые, инновационные формы работы с тем коллективом, который ему доверен.

          Воспитание нового поколения представляет собой отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня детей нужно защитить от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научить достойно жить в меняющемся социуме, создавая «островки безопасности» в различных объединениях и проектировать дружественную социальную среду. С другой стороны, молодого человека надо ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу – обязанность классного руководителя.

          Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Профессия, учитель начальных классов, складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? Василий Александрович Сухомлинский писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души», а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем». С этим высказыванием невозможно не согласиться. Но как стать настоящим учителем, классным руководителем, как верно вести за собой, как правильно воспитывать?

В сегодняшнем обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Если его место занимают профессионально неподготовленные люди, страдают дети. Если процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.

              Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой  работы классного руководителя в начальных классах  считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика.

          Я много лет работаю в школе, сделала много разных выпусков и с уверенностью могу сказать, что самый сложный класс в начальной школе – это первый. Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений, платформа отношений между классным руководителем и родителями. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать, иначе фундамент треснет, а платформа будет неустойчивой. Как же много зависит от учителя, классного руководителя, какая ответственность: не только научить учиться, но заложить азы формирования человеческой личности: научить доброте, состраданию, уважению, гуманности,  видению прекрасного.

           Чтобы строить воспитательную работу в классе, необходимо максимально изучить каждого ребёнка, его психологические и физиологические  особенности, характер, интересы, склонности.

           Такая работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями, учителями-предметниками, психологом, логопедом, педагогами дополнительного образования.

          Совместно с педагогом-психологом, Кутузовой Ольгой Алексеевной,  изучаем индивидуальность каждого ученика, анализируем развитие классного коллектива, определяя способности и возможности воспитанников.

         Учитель-логопед, Матвеева Алла Александровна, выявляет детей с недостатками устной и письменной речи, организует занятия по подготовке предпосылок к полноценному обучению ребёнка, формирует учебную деятельность детей.

          С учителями-предметниками определяем меры по развитию устойчивого интереса к занятиям, предупреждению неуспеваемости, по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся; готовим и проводим конкурсы, олимпиады, конференции с целью повышения культуры учебного труда.

         Сотрудничество с библиотекой, способствует формированию у детей культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения.

          Учащиеся начальной школы охотно посещают школьную библиотеку, с интересом относятся к библиотечным урокам и другим мероприятиям, которые проводит Корнейчик Ю.Ю., а также являются читателями детской библиотеки С.Я.Маршака.

          Большая роль отводится патриотическому воспитанию: любви к Родине, к родному краю, к защитникам Отечества. С этой целью ежегодно организовываю экскурсии в музей Боевой Славы, краеведческий, музей народной культуры, музей изобразительных искусств.

           Любовь к родному краю прививается и на уроках мордовского языка. Учитель эрзянского языка, Косынкина Л.М., ежегодно проводит интересные беседы в школьных музеях, знакомит детей с выдающимися людьми, которыми гордится Мордовия, организовывает конкурсы чтецов на патриотическую тему. Всё это не проходит бесследно, и после окончания начальной школы мои воспитанники охотно пополняют кадетские классы.

           Ведётся работа и по профориентации. С профессиями и трудом взрослых дети знакомятся во время экскурсий на промышленные предприятия, во время бесед на классных часах, внеурочных занятиях.

          Взаимодействие с  педагогами дополнительного образования помогает мне, как классному руководителю раскрыть творческие способности своих воспитанников. Тесное сотрудничество с ЦЭВ   способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы). Так мои дети прошлого выпуска на 100% были вовлечены в эту работу.  Для всего класса были организованы кружки рисования, декоративно-прикладного творчества, театрального искусства. И сегодня большинство первоклассников получают дополнительное образование.

         С первых дней пребывания в школе я пытаюсь максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность, строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь чтобы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего нужно понимать и уважать его родителей!

         Родители моих учеников становятся активными участниками воспитательного процесса и, в дальнейшем, не только сопровождают детей на экскурсиях, в походах, поездках, но и сами зачастую являются инициаторами и организаторами внеклассных мероприятий, участниками детских праздников, что плодотворно влияет на формировании детского коллектива.

Я как классный руководитель  стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ обучающихся класса.  Школьные и классные мероприятия планирую таким образом, чтобы каждый из ребят имел возможность проявить себя:  участвовать в спортивных мероприятиях, олимпиадах или конкурсах, готовить номер выступления, нарисовать стенгазету и так далее.  Всем находится дело по душе.

В подготовке праздников большую помощь мне оказывают учителя музыки: Шпакова Н.В., Смирнова И.Д. и учитель танцев Храмова Н.С.

        Одним из приоритетных  направлений  воспитательной деятельности классного руководителя в начальной школе является работа по  здоровьесбережению детей.  

Здоровый человек – обычно человек жизнерадостный, оптимистически настроенный, интересы его широки и многообразны, ему легче обходить жизненные препятствия, преодолевать трудности на пути к цели.

Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы. Но хранить эту драгоценность, укреплять этот дар природы – уже чисто человеческое занятие и обязанность.

На  протяжении  педагогической деятельности я, как и другие учителя, целенаправленно работаю над организацией и обеспечением здорового образа жизни детей. Веду работу по профилактике различных заболеваний, активно привлекая медицинских работников; провожу беседы о личной гигиене, провожу физминутки на уроках; генеральную уборку класса, ежедневное проветривание.

 Особое внимание я уделяю работе по предупреждению несчастных случаев. С этой целью проводятся беседы по ПДД с привлечением инспектора, организуются экскурсии в музей ГАИ, в музей пожарной службы.

Развивая детей, я стараюсь демонстрировать им, что динамические игры, путешествия, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом,  могут быть не менее интересны, чем компьютерные сражения и мультики  по телевизору.

Так дети с удовольствием участвуют в «Весёлых стартах», спортивных соревнованиях, которые систематически проводят учителя физкультуры: Литюшкина О.А., Сидоров И.А., Вишуткин О.И.

          В настоящее время я являюсь классным руководителем 1А класса. Каждый день меня встречают 30 первоклассников.  Все дети разные, непохожие друг на друга со своим внутренним миром, со своими способностями.  У одного доверчивый, открытый взгляд, у другого настороженный и тревожный, третий - неугомонный непоседа.

      Как сплотить столь разных детей? Как воспитать в них хорошие качества?

       Организуя воспитательную работу в своем классе, я придерживаюсь системы   определенных правил:

  • при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ  и наказание;
  • стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков  детей;
  • учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
  • создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.

    Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

В своей работе я опираюсь на простые постулаты:

  • если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
  • если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
  • если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
  • если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом  мире.

      Учитель в начальной школе это - знаковая фигура. Ни для кого не секрет, что младшие школьники идеализируют своего учителя, подражают ему. И авторитет родителей в этом возрасте становится второстепенным.

Дети часто произносят слова: «Так велела учительница».  В этих словах отражается вера ребёнка в учителя, в его правоту, доверие к его знаниям, поступкам, оценкам, требованиям.

           Поэтому учитель должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие сознательно или бессознательно усваивается учениками, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или аккуратно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, учителями, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания, может ли признать свою неправоту. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.

         Поэтому ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к ним.  

            "Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души" (Ш.А. Амонашвили).

Меняются государственные системы, методы, средства, программы, но не меняется желание родителей, педагогов, общества сделать из ребёнка хорошего, доброго, порядочного человека. Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а просит сможет воспитать успешного, самостоятельного человека, уверенного в своих силах.

Сегодняшнее выступление хочу закончить так:

Ребенок – это горящий факел! Это живое пламя! И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.

          Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

Статья на тему «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»

Статья на тему «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...

Выступление на педагогическом совете по теме : "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"

Текст выступления на педагогическом совете по теме : "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"...