Выступление на педагогическом совете по теме: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
проект

Матвеева Екатерина Евгеньевна

В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому духовно-нравственному воспитанию надо уделять больше внимания, в том числе и на уроках.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования включает в себя широкую сферу понятий и достижений. Я остановлюсь на некоторых из них.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Автор: учитель начальных классов,

Матвеева Екатерина Евгеньевна.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому духовно-нравственному воспитанию надо уделять больше внимания, в том числе и на уроках.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования включает в себя широкую сферу понятий и достижений. Я остановлюсь на некоторых из них.

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- начальные представления об истории страны,  этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

- ценностное отношение к природе;

-элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

4) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

Системы учебников для начальной школы в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Учебник «Литературное чтение» содержит литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Содержание учебника «Окружающий мир» позволяет предоставить детям широкую целостную картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии.

Погружение в богатую разнообразную природную и общественную среду активизирует эмоционально чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей планете и родному краю, к истории, людям Земли, любовь к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Для ребенка 6-10 лет окружающий мир представлен, прежде всего, людьми, с которыми он общается, - родителями, учителями, одноклассниками.

На уроке «Окружающего мира» в теме «Мы - разные по внешнему виду и по возрасту».

Задаются вопросы:

- Вспомните, что такое семья?

- Кто может жить в семье?

- Какие отношения у вас с мамой, папой, бабушкой, дедушкой?

- Чем вы можете помочь старикам?

- Как вы можете оберегать младших братьев и сестер?

-  Знаете ли Вы о происхождении своей фамилии?

-  Что обозначает ваше имя?

-  Какие традиции в вашей семье?

Даются такие понятия, как:

Род – все родственники, которые имеют общего предка.

Родословная – слово о роде.

Генеалогия- наука о родословной человека.

Предлагаются  следующие задания:

-вместе с родителями рассмотрите семейные фотографии, узнайте о традициях и истории своей семьи

-составьте родословное дерево, подпишите имена и фамилии, узнайте, чем занимались ваши предки

-раскрась рисунки, где вы помогаете родителям

-подготовь к следующему уроку и разыграй сценки: Какие правила поведения вы знаете по отношению к старшим?

В каждой семье есть свои традиции. Но есть и общее, то, что объединяет все семьи. Издавна семья помогает человеку понять своё место среди других людей. Именно в семье люди стали уважать неравные отношения. Младшие подчиняются старшим не только по возрасту, но и по положению. Каждый человек в семье выполняет свою роль: матери, отца, ребёнка, брата, сестры, бабушки или дедушки. У любой роли есть свои обязанности, которые каждый должен выполнять.

На уроках Литературного чтения, знакомясь с произведениями  о семье,  школьники  постигают  любовь  к  родным людям, учатся строить взаимоотношения в семье на основе уважения, любви, доверия, взаимопомощи.

В одной из тем, предлагается рассмотреть картинку, на которой изображена семья.

Задаются вопросы:

- Какое настроение у людей, изображенных на этой картинке?

- Счастливы ли они? Почему вы так решили?

- Как ваша семья проводит вечера?

- Как вы понимаете слова «дружная семья»?

В рассказе  Л. Толстого «Косточка» поднимается тема обмана родителей и последствия этого обмана. Дети отвечают  на вопросы:

- Какие чувства испытал герой, когда обман раскрылся?

- Будет ли он поступать так дальше?

- Случались ли с вами такие ситуации? Что вы чувствовали?

Рассказ М.Горького «Воробьишко» побуждает ребенка задуматься, могут ли дети осуждать своих родителей? К чему приводит непослушание?  Обсуждая этот вопрос, дети приходят к выводу, что Воробьишко так поступает, потому что он ещё маленький и глупый. Родители, опираясь на жизненный опыт и житейскую мудрость, советами стараются оградить детей от совершения ошибок.

        Тема семьи тесно связана с понятием народ, этнокультура, народные традиции, фольклор.

        На уроках окружающего мира это направление раскрывается в темах: «Становление человека», «Предки человека», «Родовой строй». Дети прослеживают развитие человечества, возникновение рода, отношений в нем, традиций, культуры. Формирование жизненных и нравственных ценностей.

Отвечают на вопросы:

- Чему должны были учить детей древние люди?

- Чему учат вас в семье сейчас?

- Как сохраняли и передавали друг другу знания древние люди?

- Как передают знания сейчас?

        Издавна люди передавали жизненный опыт посредством коротких, ёмких изречений. На уроках литературного чтения большая роль уделяется жанрам устного народного творчества: потешки, пословицы, поговорки, заклички, небылицы, колыбельные, сказки. С раннего детства дети слышали их от мам и бабушек. Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.

        При анализе прочитанного произведения постоянно используются пословицы, которые выражают идею произведения, раскрывают характеры героев, содержат мудрый совет или предостережение. Дети соотносят пословицы, данные в книге для чтения, с содержанием произведения, подбирают другие, выражающие эту же мысль.

        Дети выполнят творческие, практические задания: составить небылицу, сочинить загадку, подобрать пословицы на заданную тему, сочинить свою версию финала сказки.

        С первых уроков закладываются понятия: Родина, Отечество, патриотизм, толерантность. На уроках окружающего мира, изучая тему «Как жили наши предки», дети знакомятся с историей страны, важными историческими событиями. В теме «Россия-любимая наша страна», «Что вы знаете о своей стране?», рассматриваются понятия: столица, символика страны: герб, флаг, гимн и история их возникновения. Дети понимают, что Россия многонациональная страна и необходимо уважать обычаи, традиции других народов.

Ребята отвечают на вопросы:

- За что вы любите свою Родину, свой край, город?

        Выполняют задания: опиши свой любимый уголок России, исследуй карту России, узнай о государственных праздниках России.

        В учебнике литературного чтения, читая рассказы и стихи русских поэтов о Родине, о природе, дети учатся любить родную землю, свой край, Отечество, видеть и ценить красоту русской природы. Изучение литературных шедевров обогащает и развивает детей духовно, формирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир – это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить.

        Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств ученика зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

        Воспитание патриотизма невозможно без осознания себя неотъемлемой частью своей Родины, чувство гордости за историю своей страны, своего народа, своей семьи, активное участие в событиях, от которых зависит общее благополучие. Решение этой задачи происходит постепенно с формированием у обучающихся рефлексивной деятельности, основанной на чувственном восприятии учебного материала, вызывающим сопереживание, разделение общих радостей и горестей своего народа, желание участвовать в общих делах на благо своей семьи, класса и школы, города, края, Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Материал содержит информацию о путях духовно-нравственного воспитания младших школьников....

Доклад для педагогического совета «Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО»

Электронная форма учебников как ресурс эффективного сотрудничества педагога и обучающегося в условиях введения ФГОС Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением. На сегодняшн...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмор формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмов формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Выступление на педагогическом совете "Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творчески...

Выступление на педагогическом совете по теме : "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"

Текст выступления на педагогическом совете по теме : "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"...