СИОП 8.3 1-й дополнительный класс
рабочая программа (1 класс)

Шелухина Ирена Сергеевна

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 1-го дополнительного класса, имеющего нарушения аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сипр 8.3 1 класс88.2 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Администрация городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 24

(МАОУ СОШ № 24)

                   

                                               

                                                                                                                                                                                             

Специальная индивидуальная

программа развития

на  2024-2025 учебный год

(1 класс, третий год обучения)

                                 

      Заместитель директора по УВР

Солдатова Б.Г.

Согласована с родителями

_________________________

ФИО родителя, подпись

«_____» ____________ 2024 г.

                                                                                   

Калининград  

2024

Структура СИОП

  1. Общие сведения об обучающемся
  2. Особенности развития обучающегося
  3. Индивидуальный учебный план
  4. Содержание образования.

4.1. Базовые учебные действия.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

5.Специалисты, участвующие в реализации СИОП.

  1. Программа сотрудничества с семьей.
  2. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
  3. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) определяет специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе индивидуальной программы  реабилитации ребенка-инвалида, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и службы психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной организации, комплексной диагностики психофизических возможностей ребенка, с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания.

     СИПР направлен на развитие у ребенка максимально возможной самостоятельности и расширение  жизненного  опыта.

Нормативно-правовой базой проектирования СИПР является Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, утвержденный приказом  №1599 Министерства образования и науки Российской Федерации 19.12.2014 и АООП  обучающихся  с расстройствами аутистического спектра (РАС).  

Программа составлена на основании:

АОП МАОУ СОШ № 24;

Устава, локальных актов МАОУ СОШ № 24:

Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме школы;

Положение о порядке обучения по индивидуальным учебным планам;

Положение об электронном классном журнале.

  1. Общие сведения об обучающемся

ФИО ребенка:

Возраст ребенка: 10 лет

Место жительства: г. Калининград

Мать: -

Год обучения в образовательной организации: 3-й год

Ступень обучения: 1 класс

Группа (особые потребности): индивидуальное обучение на дому (медицинское заключение ____________________________________, Управление здравоохранения, Администрация Калининградской области,  «Калининградская Областная больница № 1») по адаптированной общеобразовательной программе для детей с расстройствами аутистического спектра.

Рекомендации ПМПК: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки с учётом индивидуальных особенностей  обучающегося; реализация индивидуального подхода; регулярная динамическая оценка состояния обучающегося ПМПк школы не реже трех раз в год; сопровождение педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом; наблюдение врача-психиатра.

  1. Особенности развития обучающегося

Развитие общей и мелкой моторики. Передвигается самостоятельно, координация недостаточная. Движения целенаправленные, при волнении хаотичные. Удерживает предметы, манипулирует ими. Графическое изображение букв и цифр, рисование доступно. Рабочая рука – правая.

Зрительное и слуховое восприятие. Недифференцированность, крайне узкий объем восприятия. Характерна повышенная чувствительность к любым посторонним звуковым раздражителям. Адекватная реакция на голос обращающегося педагога присутствует. Основные цвета и геометрические формы называет, правильно раскладывает фигурки по величине, собирает пирамидку, простые пазлы – неохотно, при помощи педагога. Любит Лего, строит простые модели.

Тактильные ощущения специфичны. Положительная реакция на прикосновения к кистям рук избирательная, опосредована актуальным самочувствием.

Учебная мотивация. Учебная мотивация не сформирована, познавательный интерес отсутствует.

Внимание, работоспособность. Работоспособность низкая, нуждается в частом повторении  инструкции, в удержании внимания на деятельности, испытывает трудности при концентрации внимания при смене вида деятельности. Внимание  неустойчивое. На речевые инструкции реагирует. Сформировано выполнение действий по словесной инструкции («Посмотри на меня», «Отдай  этот предмет», «Возьми  этот предмет»).    

Память. Непроизвольная, механическая, кратковременная,  объем небольшой.

Мышление. Мышление не самостоятельное. Деятельность осуществляется только на уровне совместных действий с педагогом, мамой. Кругозор, общая осведомленность – ниже возрастной нормы. Способность к логическому мышлению не сформирована.

Речь. Артикуляционный аппарат развит по возрасту. Речь как средство общения сформирована. Имеется значительные нарушения произношения.

Особенности эмоционально-волевой сферы. Коммуникативно-поведенческие навыки в процессе развития (по В.В.Ткачевой). Обращенную речь понимает. Доступной речью пользуется. Пользуется так же доступными невербальными средствами коммуникации: кивает, при инициативе взрослого указывает на предмет. Мимика присутствует. Положительные эмоциональные реакции проявляет. Инициативу к взаимодействию с педагогом проявляет. На собственное имя, похвалу, критику реагирует.

Социально-бытовые навыки. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания сформированы:  умывается, одевается, ест, выполняет другие действия при пошаговой инструкции, даваемой мамой.

  1. Индивидуальный учебный план

Образователь-ные области

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

очно

электронно

дистанционно

Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1.Русский язык

1.2.Чтение

1.3.Речевая практика

102

102

68

2. Математика

2.1.Математика

102

3. Естествознание

3.1.Мир природы и человека

68

4. Искусство

4.1. Музыка

4.2. Рисование

68

34

5. Физическая культура

5.1. Физическая культура

102

6. Технологии

6.1. Технология

68

Итого

714

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

-

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

714

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):

204

Ритмика

34

Логопедические занятия

68

Развитие познавательных функций

68

Развитие эмоционально-личностной сферы

34

Внеурочная деятельность 

136

Всего к финансированию

1054

4. Содержание образования

4.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с РАС включает следующие задачи:

  1. Формирование учебного поведения:

 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

 умение выполнять инструкции педагога;

 использование по назначению учебных материалов;

 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

  1. Формирование умения выполнять задание:

 в течение определенного периода времени,

 от начала до конца,

 с заданными качественными параметрами.

  1. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит на специально организованных индивидуальных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика».

Цель: формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

Задачи:

 уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

 формирование первоначальных грамматических понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

 формирование правильного навыка письма;  коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

 развитие навыков устной коммуникации;

 формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Раздел

Краткое содержание

Букварный период

1 

Формирование элементарных навыков чтения

Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов

Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после  предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.

2

Формирование элементарных навыков письма

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки.

Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Письмо под диктовку букв, слогов, несложных по структуре слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой начала предложения, имен людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (жи – ши, ча - ща, чу - щу).

3

Речевое развитие

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций, предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал.

Составление двух-трех предложений с опорой на сюжетную картинку, серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.

4

Звуки и буквы

Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие (в сильной позиции). Ударение. Гласные ударные и безударные.

5

Графика

Слог. Алфавит.

6

Слово

Понятие «слово». Слова, обозначающие фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7

Имена собственные

Большая буква в именах, кличках животных

8

Предлог

Предлог как отдельное слово. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами

9

Предложение

Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам. Распространение предложений (из 3 слов) с опорой на предметную картинку с помощью вопросов.

10

Развитие речи

Составление подписей к картинкам. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора

Планируемые результаты:

Личностные:

 формирование представления о себе;

 развитие элементарных представлений об окружающем мире;

 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

 владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

 формирование мотивации;

 формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками;

 формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

 владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

 развитие положительных свойств и качеств личности

Коммуникативные:

 вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;

 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

 сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 доброжелательно относиться к людям.

Регулятивные:

 адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

 активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные:

 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

 наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Предметные:

Включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень: 

 различать звуки на слух и в произношении;

 дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;

 анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя;  составлять простые слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя;

 усвоить рукописное написание несложных по графическому начертанию строчных и прописных букв алфавита;

  написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения с помощью учителя;

 списывать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения;

Достаточный уровень: 

 различать звуки на слух и в произношении;

 дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции); твёрдые и мягкие;

 анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

 усвоить рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита;

 написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения;

 списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения;

 писать под диктовку буквы, слоги, простые слова, простые предложения после предварительного анализа.

Содержание учебного предмета «Чтение»

Цель: формирование необходимых знаний и умений для последующего обучения литературному чтению и русскому языку.

Задачи: 

 уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

 формирование у учащихся основ знаний из области фонетики и графики (звуки и буквы, гласные и согласные звуки);

 формирование навыка плавного послогового чтения;

 формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

 развитие коммуникативно-речевых навыков;  коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

 формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Раздел

Кол-во часов

Краткое содержание курса

Букварный период

Повторение пройденных в 1 (подготовительном первом) классе звуков и букв и изучение новых: н, ы, л, в, и. Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце) в сильной позиции. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом)

. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: ш, п, т, к, з, р, й, ж, б, д, г, ь.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение цвета буквы. Подбор слов с заданным звуком и определение его местонахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с]-[з], [х]-[к], [р]-[л], [п]-[б]), слогов с мягкими и твердыми согласными (мы-ми, мыл-мил), а также с и-й (мои-мой). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, котик). Чтение предложений из двух-трех слов.

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Послебукварный период

Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем).

Разучивание с голоса коротких стихотворений, чистоговорок. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного с рассматриванием иллюстраций к тексту.

Планируемые результаты:

Личностные:

 осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами;

 способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа);

 проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

 проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

 готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

 готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.

Коммуникативные:

 вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик);

 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

 обращаться за помощью и принимать помощь;  изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды;

 конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.

Регулятивные:

 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности

Познавательные:

 выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

 наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.

Предметные:

Минимальный уровень: 

 различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

 дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;

 анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

 читать по слогам отдельные слова, предложения из двух слов, соотносить их с картинками;

 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, опираясь на иллюстрации к тексту с помощью учителя.

Достаточный уровень: 

 анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

 плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты с переходом на чтение целым словом простых по семантике и структуре слов;

  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

 слушать небольшую загадку, стихотворение, рассказ.

Содержание учебного предмета «Речевая практика»

Цель: формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи:

- совершенствование речевого опыта;

- коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;

- формирование выразительной стороны речи; - формирование и развитие устной коммуникации;

- обучение построению элементарных устных связных высказываний;

- воспитание культуры речевого общения.

Содержание курса «Речевая практика» как учебного предмета представлено следующими разделами: аудирование и понимание речи, общение и его значение в жизни, дикция и выразительность речи, организация речевого общения.

Аудирование и понимание речи:

Выполнение простых и составных устных инструкций. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Дикция и выразительность речи: Развитие артикуляционной моторики. Коррекция нарушений звукопроизношения. Формирование правильного речевого дыхания.

Общение и его значение в жизни: Правила речевого общения. Условные знаки в общении людей. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения:

Обращение, привлечение внимания: Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.

Приветствие и прощание: Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.

Поздравление, пожелание: Формулы «Поздравляю с …», Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Благодарность: Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя).

Замечание, извинение: Формулы «извините пожалуйста» с обращением. Правильная реакция на замечания.

Сочувствие, утешение: Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Самостоятельно, используя мимику и жесты.

Алгоритм работы над темой речевой ситуации: 

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Планируемые результаты:

Личностные:

- овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:

 1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

2) развитие мотивации к обучению;

3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность осуществлять элементарный речевой самоконтроль в процессе использования речи;

6) развитие положительных свойств и качеств личности;

7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Коммуникативные:

- вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться к людям.

Регулятивные:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные:

выделять         существенные, общие и         отличительные свойства предметов

устанавливать         видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие         обобщения, сравнивать,         

классифицировать на наглядном материале;

пользоваться         знаками, символами,         предметами заместителями;

общаться.

Предметные:

Минимальный уровень: 

- выполнять простые инструкции учителя;

- выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;

- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях. Достаточный уровень: 

- выполнять простые инструкции учителя;

- выбирать картинку, соответствующую слову;

- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

- знать и применять элементарные правила речевого общения;

- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

- понимать содержание небольших по объёму сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач; отвечать на простые вопросы по их содержанию;

- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

- принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический  план.

Содержание предмета «Математика»

Цель: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.

Задачи:

 формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных задач;

 развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты;

 способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности;

 расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи;

 корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль).

Раздел

Краткое содержание

1

Единицы измерения и их соотношения

Единицы времени – сутки, неделя (дни недели), соотношение между ними.

Единицы стоимости – рубль. Обозначение – 1 р. Знакомство с монетами 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. Размен монет.

Единицы длины – сантиметр. Обозначение – 1 см

2

Нумерация

Отрезок числового ряда 1 – 9. Число и цифра 0. Число 10. Образование, чтение и запись чисел 1 – 10.

Соотношение количества, числительного и цифры.

Состав чисел первого десятка. Отрезок числового ряда 11 – 20. Образование, чтение и запись чисел в пределах 20.

Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 20. Место числа в числовом ряду.

Число предшествующее (предыдущее) и следующее (последующее).

Счет от/до заданного числа. Счет равными числовыми группами в пределах 20.

Сравнение чисел в пределах 20, установление соотношения больше, меньше, равно.

3

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания. Переместительный закон сложения. Таблицы сложения и вычитания.

Знакомство с названиями компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, требующих выполнения двух действий (одинаковых, разных) без скобок.

4

Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка): запись краткого условия, решения, наименования при записи решения, ответа.

5

Геометрический материал

Точка, построение точки. Вычерчивание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) по заданным вершинам (точкам).

Прямая и кривая линия. Построение прямой линии с помощью линейки. Построение кривой линии.

Отрезок, измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. 

Коммуникативные:

- вступать в контакт и         работать в коллективе (учитель –         ученик, ученик – ученик,         ученик – класс, учитель-класс);

- обращаться за помощью         и принимать помощь;

- слушать и понимать         инструкцию к учебному заданию         в разных видах деятельности         и быту;

- доброжелательно         относиться, сопереживать,         конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные:

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Предметные:

Достаточный уровень 

 образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;

 считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;

 сравнивать числа в пределах 20;

 пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

 решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через десяток;

 знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки единицы;

 решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка;

 решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

 заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и другими возможными способами;

 читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;

 записывать и решать примеры с именованными числами;

 отображать точку на листе бумаги, классной доске;

 строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;

 проводить прямую линию через одну и две точки.

Минимальный уровень: 

 образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;

 считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;

 сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале;

 пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

 решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток;

 решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога);

 решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога);  читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;

 отображать точку на листе бумаги, классной доске;

 строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию

Содержание предмета «Мир природы и человека»

Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи: 

 развивать познавательные способности;

 выработать у детей правильное, осмысленное представление об изучаемых предметах и явлениях;

 учить познавать свойства и качества предметов;

 учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;

 воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Содержание курса «Мир природы и человека» как учебного предмета представлено следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года, неживая природа, живая природа (в том числе растения, животные, человек), безопасное поведение.

Раздел

Краткое содержание раздела

Сезонные изменения в природе

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Дни недели. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в живой и неживой природе). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние.

Сезонные изменения в неживой природе.

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года.

Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц. Сад, огород, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени года, погоды. Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями.

Неживая природа.

Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.

Живая природа.

 Растения.

Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания, употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Грибы. Съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания.

Животные

Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание. Уход. Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Место обитания, питание, образ жизни. Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям, животным.

Человек

Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена кожи, ногтей, волос. Гигиена питания. Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Наш город. Праздники нашей страны

Безопасное поведение.

Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит). Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с дикими животными. Правила поведения в лесу. 1003 Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Коммуникативные:

- вступать в контакт и         работать в коллективе (учитель –         ученик, ученик – ученик,         ученик – класс, учитель-класс);

- обращаться за помощью         и принимать помощь;

- слушать и понимать         инструкцию к учебному заданию         в разных видах деятельности         и быту;

- доброжелательно         относиться, сопереживать,         конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные:

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Предметные:

Минимальный уровень: 

-называть изученные объекты и явления живой и неживой природы, окружающего мира;

-различать 2-3 комнатных растений, их части, осуществлять уход;

 - различать овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;

- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.

Достаточный уровень: 

- правильно называть изученные объекты и явления;

-различать 3-4 комнатных растений, их части, осуществлять уход;

-различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;

- различать домашних и диких животных, описывать их внешний вид, называть место обитания;

- выполнять элементарные гигиенические правила;

- различать признаки времён года.                

Содержание предмета «Музыка»

Цель: обучения музыке детей с РАС является приобщение их к основам музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры в целом, для их социальной реабилитации и адаптации в современном обществе.

Задачи: 

 формирование доступных музыкальных знаний и умений,

  формирование стремления и привычки к слушанию музыки,

  развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);

 обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

 реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся неадекватных форм поведения, снятия эмоционального напряжения,

 коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы с учётом индивидуальных возможностей для профилактики социальной дезадаптации.

Раздел

Краткое содержание раздела

1

Хоровое пение

Использование ритуала «музыкальное приветствие», «музыкальное прощание» Пение гласных звуков с логопедическими жестами.

 Формирование навыков пения с помощью работы над элементарными дыхательными упражнениями работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании;

Закрепление навыка пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопедических жестов» развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог;

Разучивание попевок и небольших песен с голоса учителя обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного развитие умения мягкого, напевного, легкого пения; активизация внимания к единой правильной интонации дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко).

2

Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты)

Развитие навыка умения слушать музыку, развитие адекватной реакции на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; развитие эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; развитие умения передавать словами примерное содержание музыкального произведения; развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); развитие умения самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; формирование знаний о музыкальных профессиях, специальностях (композитор, дирижер, музыкант, певец); развитие умения выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); формирование представлений о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);

3

Игра на инструментах детского шумового оркестра

Формирование представлений о музыкальных инструментах и их звучании Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра: металлофон, ксилофон, триола, детские саксофон и кларнет, треугольник, бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки, ложки, детский баян и аккордеон и др. Обучение игре на металлофоне, учитывая правильные приемы звукоизвлечения. (Ударный молоточек, лежащий на указательном пальце, слегка прижимается сверху большим пальцем. Кисть в момент удара нужно расслабить. При этом очень важно соблюдать меру, поскольку, если молоточек держится слишком слабо, он выпадет из руки, а если она будет зажатой и скованной, звук становится глухим, жестким. Удар наносится ровно посередине металлической пластинки, не задевая соседних пластинок. В таком случае звук получается чистый, звонкий.) обучение игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках, кастаньетах формирование умения слушать музыкальное сопровождение на фортепиано, формирование умения передавать ритмический рисунок произведения. (На маракасах, румбе играют кистевым движением, а по треугольнику наносят спокойные удары палочкой посередине горизонтальной перекладины. Для приглушения звука к инструменту прикасаются пальцем.) Формирование навыка игры на трещотке, состоящей из деревянных пластин, (ритмично встряхивать ими, чтобы пластинки, касаясь друг друга, извлекали четкий звук). Обучение игре на кастаньетах (обращается внимание на излишнюю громкость звучания. Для предотвращения этого обучающиеся учатся брать инструмент в одну руку и правильно ударять «лепестками» кастаньет о ладонь другой. Звук от такого игрового приема становится более приглушенным, но и более четким, ритмичным) Обучение игре на бубне (кончиками пальцев или основанием кисти по центру натянутой мембраны или по краям обруча) Обучение игре на триоле, детском саксофоне, блок - флейте или кларнете (обучение правильному расходованию дыхания, координируя взаимосвязь между силой звучания и интенсивностью выдоха. Кроме этого, синхронизируется умеренный, равномерный выдох с одновременным нажатием на нужную дырку, кнопку или клавишу. Перед игрой у каждого духового инструмента мундштук обязательно протирается влажной салфеткой) Развитие навыка хорошо помнить мелодию, уметь пропеть звуки мелодии голосом

4

Музыкально – ритмические движения

Упражнения на ориентировку в пространстве.  Правильное исходное положение. Ходьба и бег по ориентирам Построение и перестроение Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга Ритмико-гимнастические упражнения.

 Общеразвивающие упражнения.

Упражнения на координацию движений.

Упражнения на расслабление мышц.

 Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки.

 Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).

 Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением Танцевальные упражнения Знакомство с танцевальными движениями.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Коммуникативные:

- вступать в контакт и работать в паре – «учитель-ученик»;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

 - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться к людям.

Регулятивные:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные:

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Предметные:

Минимальный уровень:

 определение содержания знакомых музыкальных произведений;

 представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;

 пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

 совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

 передача мелодии песни;

 различение песни, танца, марша;

Достаточный уровень: 

 определение содержания знакомых музыкальных произведений;

 представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);

 пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога),

  самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него,

  выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

  правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;

 правильная передача мелодии;

  различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

 различение песни, танца, марша,

  различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

 передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом),

  знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.

  определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные).

Содержание предмета «Рисование»

Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по подготовке обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.

Задачи:

воспитание интереса к изобразительному         искусству;
 раскрытие значения изобразительного искусства в жизни         человека;
 обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и         приспособлений;
 формировать умения правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между         предметами;
 формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои         действия;
 развитие ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной и моторной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов         рисования;
 развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Рисование. Оставление графического следа на бумаге, доске, стекле. Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д. Рисование кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования.

Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование линий: вертикальных, горизонтальных, наклонных. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Закрашивание внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура. Заполнение контура точками. Штриховка слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению. Дорисовывание части предмета, отдельных деталей предмета, с использованием осевой симметрии.

Планируемые результаты:

Личностные:

осознание себя как         ученика, заинтересованного         посещением школы, обучением, занятиями, как члена         семьи, одноклассника, друга;

способность к         осмыслению социального         окружения, своего места в нем,         принятие соответствующих         возрасту ценностей и социальных ролей;

целостный, социально         ориентированный взгляд на мир         в единстве его природной         и социальной частей.

Коммуникативные:

- вступать в контакт и         работать в коллективе (учитель –         ученик, ученик – ученик,         ученик – класс, учитель-класс);

- обращаться за помощью         и принимать помощь;

- слушать и понимать         инструкцию к учебному заданию         в разных видах деятельности         и быту;

- доброжелательно         относиться, сопереживать,         конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные:

- Входить и выходить из класса со звонком;

- Ориентироваться в  пространстве класса;

- работать с учебными         принадлежностями и организовывать рабочее место.

Познавательные:

- выделять         существенные, общие и         отличительные свойства предметов,

- устанавливать         видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие         обобщения, сравнивать,         

- классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться         знаками, символами,         предметами заместителями.

Предметные:

Минимальный уровень: 

 знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

 знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

 пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

 знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

 владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

 применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

 ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

 адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

 узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

 знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

 знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

 знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

 знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

 знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

 знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

 нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

 следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

 оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

 использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

 применение разных способов лепки;

 рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

 различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

 различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

 различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

        

        Содержание предмета «Ручной труд»

представлено следующими разделами: работа с пластилином/глиной, работа с природными материалами, работа с бумагой, работа с текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с металлом, комбинированные работы.

Задачи:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности         человека;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире         вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- формирование интереса к разнообразным видам труда;
- развитие познавательных психических         процессов;
- развитие умственной         деятельности;
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических         умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование,
 контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной
целью.

Раздел

Краткое содержание раздела

1

Работа с пластилином

Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Лепка из пластилина. Приемы работ. Организация рабочего места

2

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые при работе с природными материалами. Организация рабочего места

3

Картонажно-переплетные работы

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона

4

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном, разметка бумаги, экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - понятие «шаблон»; - правила обращения с ножницами; - обрывание бумаги; - складывание фигурок из бумаги (оригами); - сминание и скатывание бумаги в ладонях; - конструирование из бумаги и картона; - соединение деталей изделия

5

Работа с металлом

Работа с алюминиевой фольгой.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознание себя как         ученика, заинтересованного         посещением школы, обучением, занятиями, как члена         семьи, одноклассника, друга;

- способность к         осмыслению социального         окружения, своего места в нем,

- принятие соответствующих         возрасту ценностей и социальных ролей;

- целостный, социально         ориентированный взгляд на мир         в единстве его природной         и социальной частей.

Коммуникативные:

вступать в контакт и         работать в коллективе (учитель –         ученик, ученик – ученик,         ученик – класс, учитель-класс);

обращаться за помощью         и принимать помощь;

слушать и понимать         инструкцию к учебному заданию         в разных видах деятельности         и быту;

доброжелательно         относиться, сопереживать,         конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные:

Входить и выходить из класса со звонком;

Ориентироваться в  пространстве класса;

работать с учебными         принадлежностями         (инструментами, спортивным инвентарем)         и организовывать рабочее место.

Познавательные:

выделять         существенные, общие и         отличительные свойства предметов

устанавливать         видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие         обобщения, сравнивать,         

классифицировать на наглядном материале;

пользоваться         знаками, символами,         предметами заместителями.

Предметные:

Минимальный         уровень:

 выполнение простых инструкций учителя;

 знание правил организации рабочего места;

знание основных цветов указанных материалов, названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный материал, картон);

 умение дифференцировать операции при работе с материалами (пластилин – лепят, бумага –         сгибают);
Достаточный         уровень:
 выполнение инструкций учителя;

  знание правил рациональной организации труда;

 умение соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

 знание названий материалов и объектов работ;

  умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

  выполнять поручения по уборке класса после уроков трудового обучения.

Содержание предмета «Физическая культура»

Основные задачи реализации содержания:

- Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, о возможностях и ограничениях его физических функций.

- Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

- Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.

- Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.

- Развитие основных физических качеств. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Гимнастика: Теоретические         сведения.         Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения         о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения         на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии.
Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе. Развитие
двигательных способностей и физических качеств с
помощью средств         гимнастики. Практический материал.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):

 - основные положения и движения рук, ног,         головы,         туловища; - упражнения для расслабления         мышц;
- упражнения для мышц         шеи;         

- упражнения для укрепления мышц спины и живота;
- упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса;
- упражнения для мышц         ног;
- упражнения на         дыхание;
- упражнения для развития мышц кистей рук и         пальцев;
- упражнения для формирования правильной         осанки;
- упражнения для укрепления мышц         туловища.
Упражнения с         предметами:
- с гимнастическими         палками;
- с         флажками;
- с малыми         обручами;
- с малыми         мячами;
- с большим         мячом;
- с набивными мячами (вес 2         кг);
Упражнения на         равновесие:
- лазанье и         перелезание;
- упражнения для развития         пространственно-временной дифференцировки и точности движений;

- переноска грузов;

- прыжки.

Игры: Теоретические         сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении         во время игр. Правила игр. Элементарные сведения
по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача,
броски, удары по         мячу.
Практический         материал. Подвижные         игры:
- Коррекционные         игры
- Игры с         бегом;
- Игры с         прыжками;
- Игры с         лазанием;
- Игры с метанием и ловлей         мяча;
- Игры с построениями и         перестроениями;
- Игры с элементами общеразвивающих         упражнений;
- Игры с бросанием, ловлей, метанием.

Планируемые результаты:

Личностные:

осознание себя как         ученика, заинтересованного         посещением школы, обучением, занятиями, как члена         семьи, одноклассника, друга;

способность к         осмыслению социального         окружения, своего места в нем,         принятие соответствующих         возрасту ценностей и социальных ролей;

целостный, социально         ориентированный взгляд на мир         в единстве его природной         и социальной частей.

Коммуникативные:

вступать в контакт и         работать в коллективе (учитель –         ученик, ученик – ученик,         ученик – класс, учитель-класс);

обращаться за помощью         и принимать помощь;

слушать и понимать         инструкцию к учебному заданию         в разных видах деятельности         и быту;

доброжелательно         относиться, сопереживать,         конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные:

Входить и выходить из класса со звонком;

Ориентироваться в  пространстве класса;

работать с учебными         принадлежностями         (инструментами, спортивным инвентарем)         и организовывать рабочее место.

Познавательные:

устанавливать         видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие         обобщения, сравнивать,         

пользоваться         знаками, символами,         предметами заместителями.

Предметные:

 Минимальный         уровень:
 выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
 знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно         их         применять;

 принимать правильную осанку; ходить в различном темпе с различными исходными         положениями;
 взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении подвижных игр,         элементов соревнований; участвовать в подвижных играх и эстафетах под руководством         учителя;
 знать правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдать         требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных         мероприятиях;
 выполнять несложные упражнения при помощи учителя при выполнении строевых         команд.
Достаточный         уровень:
 практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных         игр и др. видов физической         культуры;
 знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно         их         применять;
 выполнять несложные упражнения по словесной инструкции при выполнении         строевых         команд;
 владеть комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития         мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня         (физкультминутки);
 выполнять основные двигательные действия в соответствии с заданием учителя: бег,         ходьба, прыжки и         др.;
 узнавать различный спортивный инвентарь в основных видах двигательной активности и уметь их применять в практической         деятельности.

Содержание коррекционно-развивающих занятий

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими коррекционными курсами:

- «Ритмика» (индивидуальные занятия),

- «Формирование коммуникативного поведения» (индивидуальные занятия),

- «Социально-бытовая ориентировка» (индивидуальные занятия),

- «Развитие познавательной деятельности» (индивидуальные занятия).

Содержание коррекционного курса "Ритмика"

 (индивидуальные занятия)

Цель: Обеспечение качества образовательного процесса через музыкально – эстетическое развитие обучающихся, направленное на закрепление и совершенствование певческих,         слуховых и ритмических навыков, получаемых на уроках         музыки.
Задачи:
 Формирование и развитие вокально – речевых и слуховых навыков
 Обучение основным ритмическим         движениям.
 Обучение элементарным танцевальным         движениям.
 Развитие восприятия музыкальных образов и выражение их в движениях.
 Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.
 Развитие коммуникативных навыков путём выстраивания игрового или исполнительского ансамбля с учётом индивидуальных особенностей детей.
 Развитие эмоционально – волевой сферы и познавательного интереса.
 Воспитание чувства прекрасного путём приобщения к образцам музыкальной         культуры.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками речевой практики, литературного чтения и окружающего мира.

Музыкально-коррекционные         игры:
-Формирование предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие         слушают; ребёнок – солист в музыкально –ритмических упражнениях и музыкально –коррекционных         играх;

-Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов:         выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, треугольник, барабан;
-Формирование навыка игры на музыкальных инструментах ровными долями: деревянные         коробочки, клавесины, ксилофоны, металлофоны
-Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»), металлофоны,         круговые трещётки,         
- Выполнение упражнений на координацию движений
- Выполнение упражнений на расслабление мышц.

Результаты освоения курса

Личностные

- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Коммуникативные

- вступать в контакт и работать в паре – «учитель-ученик»;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться к людям.

Регулятивные

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной
деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Предметные

Достаточный         уровень:
 петь округлённым звучанием в верхнем регистре и мягким в нижнем регистре,
 пропевать последовательность гласных звуков с логопедическими жестами,
 петь короткие мелодии с текстом на одном         дыхании,
 петь несложные хоровые         распевки,
 петь специальные логопедические         распевки,
 различать разнообразную по характеру и звучанию музыку
 самостоятельно выполнять общеразвивающие движения под музыку по словесной инструкции         учителя,
 участвовать в музыкальных коммуникативных играх
 участвовать в общешкольных утренниках.

Минимальный уровень:

знать логопедические жесты, обозначающие гласные звуки
 различать вступление, окончание         песни,
 участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами,
 выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя.

Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия»

 тесно связано с содержанием программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.

Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения рекомендуется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно -уровневой системой оценки, в интерпритации Г.М.Вартопетовой.

Результаты обследования отражаются в специально разработанной речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.

Коррекционная работа делится на два этапа:

Подготовительный этап (1 класс):

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.

этап:

коррекция дефектов произношения;

формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

этап:

уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

этап:

совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов;

Основной этап(2-4 классы).

Планируемые результаты

По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:

учащиеся должны различать звуки на слух и в произношении;

делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

списывать печатный текст целыми словами;

учащихся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики).

Содержание коррекционного курса "Развитие познавательной деятельности" 

(индивидуальные занятия).

Цель коррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.

Задачи курса:

  • совершенствовать систему произвольной регуляции в зависимости от ее начального уровня сформированности за счет обучения планированию и контролю результатов действий;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;
  • корригировать недостатки пространственно-временных представлений дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделя-месяц-год», а также развивая «эмоциональное смещение» - предпосылку осознания психологического прошлого и будущего;
  • содействовать достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для 1 дополнительного класса;
  • совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
  • стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
  • корригировать типичные дисфункции: недостатки пространственно-временных представлений, в т.ч. препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к ней, а также пониманию протяженности обозначаемых в речи временных периодов, несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.;
  • корригировать недостатки перцептивных (отнесения к сенсорному эталону, перцептивного моделирования-конструирования) и мыслительных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, сериация) операций и действий, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности.

Общая характеристика коррекционного курса

Курс «Развитие познавательных способностей» в 1 классе включаются преимущественно разнообразные задания на активизацию познавательной деятельности: направленные на развитие основ абстрактно-логического и словесно-логического мышления, умения строить план решения задачи, схематически записывать условие и т.п.

Содержание коррекционных занятий в первом классе по развитию возможностей произвольной регуляции деятельности, временны́х представлений, коммуникативных умений, гармонизации психоэмоционального состояния, способствует расширению сферы жизненной компетенции, опосредованно влияя на отношение ребенка к школе и окружающему социальному миру.

Программа занятий включает следующие основные направления.

Приоритетные направления развития в 1 классе:

  1. Внимание

- объём

- переключаемость

- избирательность

  1. Внутренний план действий
  2. Мышление

Коррекционный курс "Развитие эмоционально-личностной сферы" (индивидуальные занятия)

Основные задачи реализации содержания:

Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения.

Активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях.

Развитие коммуникативных навыков обучающейся, формирование средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

5.Специалисты, участвующие в реализации СИОП

Учитель, дефектолог.

6.Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

 (1 полугодие 2023-2024 учебного года)

Отчет о проведении

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИОП, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  • участие родителей в разработке СИОП – 2 часа
  • присутствие родителей на уроках;

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИОП и результатах ее освоения

  • ведение журнала индивидуального обучения на дому – по расписанию
  • просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком – 1 раз в неделю или по запросу родителей
  • встреча со специалистами сопровождения по итогам реализации СИОП – конец учебного года

7. Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

  • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер.
  • Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).
  • Дидактический материал по предметам, внесенным в СИОП.

8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

_

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

- по подражанию или по образцу

до

- полностью самостоятельно

+

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельное использование

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения) первого дополнительного класса (вариант 2)

Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения)  первого дополнительного класса в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающи...

Конспект открытого классного часа "Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики" 1 дополнительный класс класс коррекционная школа

Цель занятия пробудить у детей интерес к школе, знаниям. Учить определять, что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе; создать условия для воспитания доброжелательност...