Решение проектных задач
план-конспект занятия (3 класс)

Шуликова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности в процессе решения проектной задачи:

«Смышлёный зверёк - белка»

ФГ

Читательская, Математическая, Финансовая, Естественно – научная.

Класс

3

Вид задачи

Межпредметная разновозрастная проектная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1.Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в заданной ситуации.

2.Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на её основе осуществлять выбор оптимального решения.

3.Сотрудничество учащихся в паре при решении общей задачи.

Знания, умения, способы действий, на которые опирается задача

Беличья память

Читательская грамотность:

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

– давать характеристику герою произведения;

– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.

Про беличьи запасы

Математическая грамотность:

– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;

– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;

– объяснять графические модели при решении задач;

– анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;

– строить ломаную линию.

Беличьи

деньги

Финансовая грамотность:

– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;

– понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;

– находить у монеты аверс и реверс;

– выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение

Про белочку и погоду

Естественно научная грамотность:

– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»;

– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;

– работать с таблицами наблюдений за погодой;

– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;

– работать в парах.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

усвоения материала по различным предметам и возможностей применять его в нестандартных условиях;

умения, работая в паре, создавать конечный «продукт».

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся при работе в паре проводится путём  наблюдения и оформляется в виде оценочного листа.

Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой паре через оценочный лист с заданными критериями.

ЭОР; программное обеспечение; ресурсы урока

Видеофильм; интерактивная презентация с заданиями; рабочие листы.

Технологии

Технология развития критического мышления.

Деятельностная технология.

Замысел проектной задачи

Задания для её решения построены таким образом, чтобы при объединении их в единое целое получить ответ на вопрос: Может ли белка стать домашним ручным зверьком?

Результат, который должны получить дети

В результате выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый «продукт»  - лист наблюдений с обоснованными выводами.

Цель занятия:

  •  Создание условий для получения  итогового «продукта» .

Задачи: 

  1. Обеспечивать эффективную обратную связь от преподавателя к ученикам.
  2. Включать учеников в процесс собственного учения (в работе в группе).
  3. Развивать умение выделять существенную (необходимую) информацию в тексте.
  4. Создать условия для развития способности учеников оценивать свои результаты и результаты партнёров (при работе в паре), понимания как их улучшить (рефлексия и самоорганизация), для развития критериального оценивания, организации работы в паре; распределения заданий между участниками; взаимодействия и взаимопомощи в ходе решения задачи; взаимоконтроля.

Планируемые результаты

Предметные: 

  Читательская грамотность

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности

Математическая грамотность:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

–  способность проводить математические рассуждения

Финансовая грамотность:

– понимание и правильное использование экономических терминов

Естественно-научная грамотность:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов

Метапредметные: Регулятивные: ставят  учебную задачу урока под руководством учителя, осуществляют её решение совместно с учителем в процессе выполнения УД (учебных действий); планируют, контролируют и оценивают свои учебные действия в соответствии с поставленной УЗ (учебной задачей);

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения УЗ, выдвигают критерии совместно с учителем; анализируют и понимают  информацию, а не просто приобретают знания;  умеют вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах;

логические – осуществляют оценивание по заданным критериям;

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вступают в речевое общение; организация работы; распределение заданий между участниками группы; взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи; взаимоконтроль.

Личностные:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.



Предварительный просмотр:

Урок решения проектной межпредметной задачи:

«Деревья нашего села»

(создание Паспортов деревьев)

Предмет

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир

Класс

2

Вид задачи

Межпредметная разновозрастная проектная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в заданной ситуации.
  2. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на её основе осуществлять выбор оптимального решения.
  3. Сотрудничество учащихся в малых одновозрастных группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения, способы действий, на которые опирается задача

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир:

  • умение выделять существенную (необходимую) информацию в тексте;
  • умение оформлять законченную мысль (находить соединять начало и конец пословиц и поговорок);
  • умение преобразовывать художественный текст (мини-сочинение от лица героя);
  • создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром (синквейн «Деревья»);
  • составление модели связи между человеком и живой природой, в соответствии с  последовательностью событий  в заданном тексте.

Общеучебные умения:

  1. Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах:
  • словесное описание проектной задачи;
  •  набор текстов различных  жанров (рассказы, научные тексты, пословицы и поговорки);
  • иллюстрации с изображением различных деревьев;
  1. Работа в малой группе:
  • организация работы; распределение заданий между участниками группы; взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи; взаимоконтроль.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • усвоения материала по различным предметам и возможностей применять его в нестандартных условиях;
  • умения, работая в малой группе, создавать конечный «продукт» - Паспорт дерева.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём  наблюдения и оформляется в виде оценочного листа.

Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лист с заданными критериями.

ЭОР; программное обеспечение; ресурсы урока

Видеофильм; презентация «Деревья нашего села»;

Комплекты заданий для 4 групп; комплект «Оценочных  листов  работы групп № 1 и №2 - №3 и №4; листы  для оформления страниц «паспорта» (продукта), карандаши, фломастеры, клей-карандаш, подкладные листы для работы с клеем, клеёнки, сигналы для групповой работы: «Эврика (открытие)», «Мы запутались (просим помощи)», «прошу тишины»;

Технологии

Технология развития критического мышления:

  1. Анализ (постановка учебной задачи).
  2. Моделирование. Решение задачи  в группах.
  3. Синтез.

Деятельностная технология: сотрудничество учащихся в малых одновозрастных группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи, «открытие нового знания», самооценка, взаимооценка (по установленным критериям)

Замысел проектной задачи

Задания для её решения построены таким образом, чтобы при объединении их в единое целое получить «Паспорта деревьев, которые можно встретить в нашем селе».

Результат, который должны получить дети

В результате выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый «продукт»  - паспорта различных деревьев.

Цель занятия:

  •  Создание условий для получения  итогового «продукта» .

Задачи: 

  1. Обеспечивать эффективную обратную связь от преподавателя к ученикам.
  2. Включать учеников в процесс собственного учения (в работе в группе).
  3. Развивать умение выделять существенную (необходимую) информацию в тексте.
  4. Создать условия для развития способности учеников оценивать свои результаты и результаты партнёров (при работе в группе), понимания как их улучшить (рефлексия и самоорганизация), для развития критериального оценивания, организации работы в группе; распределения заданий между участниками группы; взаимодействия и взаимопомощи в ходе решения задачи; взаимоконтроля.

Планируемые результаты

Предметные: 

  Литературное чтение, русский язык, окружающий мир:

  • умение выделять существенную (необходимую) информацию в тексте;
  • умение оформлять законченную мысль (находить соединять начало и конец пословиц и поговорок);

 

Метапредметные: Регулятивные: ставят  учебную задачу урока под руководством учителя, осуществляют её решение совместно с учителем в процессе выполнения УД (учебных действий); планируют, контролируют и оценивают свои учебные действия в соответствии с поставленной УЗ (учебной задачей);

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения УЗ, выдвигают критерии совместно с учителем; анализируют и понимают  информацию, а не просто приобретают знания;  умениют вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах;

логические – осуществляют оценивание по заданным критериям;

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вступают в речевое общение; организация работы; распределение заданий между участниками группы; взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи; взаимоконтроль.

Личностные:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач.

Первое заседание  проблемного семинара по теме: "Формирование личностных компетенций младшего школьника на основе реализации системно - деятельностного подхода".  Знакомство в творческой гру...

РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение.Экологические проблемы, ставшие глобальными, затрагивают интересы каждого человека и человечества в целом. Их разрешение зависит в первую очередь от уровня сформированности эколог...

Решение проектных задач в начальной школе

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....

Решение проектной задачи (из опыта работы)

Принцип работы при решении проектных задач (доклад, выступление), проектная задача по математике "Путешествие в город Величиния"...

Решение проектной задачи экологической направленности в начальной школе.

Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренчески...

Технологическая карта «Решение проектной задачи «Детский магазин». Закрепление знаний об обозначении мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и ь»

Цель: Обобщить способы письма и чтения, формировать орфографическое  действие, решать проектную задачу.                          ...

Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»

Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....