Решение проектной задачи экологической направленности в начальной школе.
материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Ичитовкина Татьяна Владимировна

 Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение методом проектной деятельности ученые относят к существенным характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_proektnoy_zadachi_v_nachalnoy_shkole.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Решение проектной задачи экологической направленности                                                          в начальной школе»

Оглавление:

-Теоретические основы экологического воспитания младших школьников.  Острота  современных экологических проблем в процессе образования младших школьников.

- Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся.Рекомендации.

-Заключение.

-Литература.

1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников

Острота  современных экологических проблем в процессе образования младших школьников.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства так же, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.

Целевые установки  учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви  и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.

Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом.
Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину
.                                                                                                                                                                             Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов.
Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы.
Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что
соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.


Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о её ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

2.Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся.
     
Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение методом проектной деятельности ученые относят к существенным характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся.

       Сущность развития личности в данном случае состоит в качественном изменении деятельности. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых учащиеся сами формируют понятие об изучаемом предмете, овладевают способами поисковой творческой деятельности. Проектный метод – один из способов реализации детских знаний наглядным способом.
Проектная задача – это система заданий, направленных на поиск лучшего достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового результата.Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. В ходе  решения системы проектных задач могут быть сформированы следующие способности:

-рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное)

-целеполагать (ставить и удерживать цели)

-планировать (составлять план своей деятельности)

-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя главное)

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, аргументировано отклонять точки зрения других.)

Эти задачи имеют творческую составляющую.Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать и фантазировать.Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность.   Отстаивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

      Особенно актуален этот метод при решении задач формирования основ экологической культуры. В процессе проектной деятельности учащиеся получают возможность самостоятельно определять ту область экологического знания, которая им интересна, близка и которую они хотели бы расширить. Они учатся проводить доступные их возрасту опыты, практические работы и другие исследования экологического характера; на основе полученных результатов делают выводы и обобщения, которые являются фактически их научными открытиями. Все это способствует формированию экологического сознания, выработке экологических отношений и стремлению к экологической деятельности.
                       Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными.

   Степень активности учащихся и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно  Степень активности – самостоятельности можно представить по схеме:

1 этап :УЧИТЕЛЬ- ученик

2 этап : 3 этап – учитель- УЧЕНИК

Последний этап : УЧИТЕЛЬ-ученик

На первом и последнем этапе роль учителя, несомненно, велика. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе- этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта. Здесь угроза- свести  работу над проектом к выполнению задания по самостоятельной работе уч-ся. На последнем этапе роль учителя не маловажна, так как ученикам не под силу сделать обобщение, то есть протянуть мостик между научным кругозором, аналитическим мышлением и житейским опытом.                                                                                Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель  пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, сформулированная учащимися естественным для них языком.( сказа, сюжет просмотренный, разыгранная инсценировка и т.д.)                                                                                                 На этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле , откуда  вытекают цель и задачи.                                                                                                                            На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то  необходимо организовать уч-ся в группы, определить цели и задачи каждой группы.На этом этапе происходит планирование работы по решению задачи проекта                                                                                                                                            На третьем этапе учитель может являться  «наблюдателем».Ребята делают всё сами.Степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Учитель на контроле:  каков уровень самостоятельности.                                                                                                                                          Этап презентации обязателен и необходим для завершения работы, самооценки и оценки со стороны,  для демонстрации результатов. На  данном этапе  учитель обобщает, резюмирует, даёт оценку. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение.

В ходе решения проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

-рефлексировать;  (видеть проблему; анализировать сделанное, видеть трудности , ошибки)

- целеполагать (ставить и удерживать цели)

Планировать (составлять план своей деятельности)

- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя главное)

- проявлять инициативу при поиске способо решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять аргументировано точки зрения других).

- осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

Решение проектной задачи является ещё одной педагогической техникой, которая может быть просто добавлена к уже существующим учебным, практическим, исследовательским или творческим задачам.

Проектные задачи меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогом.

Литература

  1. «Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области» (Е.Е.Морозова, О.И.Кайота. – Изд-во Саратовского университета, 2011).                                                                                                  

2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М., 1997.

3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Начальная школа. № 2, 2004. стр. 96 – 101.

4. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе, 1925 г

5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с.

6. Конышева Н.М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда. // Начальная школа, 2004, №2, с. 35-39.

7. Ксезнова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997.

10. Сельцер Р. Активный и самостоятельный процесс учебы //Инновационная деятельность в образовании: Междунар. междисциплинарный научно-практич. журнал - 1994. - N 3. - С.65-75.

11. Солдатова З. М. Использование проектного метода обучения на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение.Экологические проблемы, ставшие глобальными, затрагивают интересы каждого человека и человечества в целом. Их разрешение зависит в первую очередь от уровня сформированности эколог...

«Решение проектной задачи экологической направленности в начальной школе»

ОГЛАВЛЕНИЕВведение……………………………………………………………………….…. 3Глава 1.  Теоретические основы   формирования  понятия   «проектная задача» у  младших школьников в контексте требовани...

Реферат "Использование проектных задач в образовательном процессе начальной школы".

Предлагаемый реферат поможет педагогу сориентироваться в теоретических основах учебного проектирования, определиться в различии учебных и проектных задач,  а также активнее использовать проектные...

презентация к методической разработке по теме "Решение текстовых задач по УМК "Перспективная начальная школа"

Данная презентация наглядно отображает теоретический материал по теме "Решение задач через введение единичной величины" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

Мастер-класс Решение проектных задач на уроках в начальной школе Ф.Ф.Рахимова МБОУ СОШ № 4

Мастер- класс Решение  проектных задач на уроках в начальной школе...

Теория решений изобретательских задач на уроках в начальной школе

  ТРИЗ- универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребёнку решать творческие и социальные за...

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРОЕКТ «ТОРТ»

В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход – вовлечение обучающихся в учебную деятельность. Он предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каж...


 

Комментарии

Ичитовкина Татьяна Владимировна

Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение методом проектной деятельности ученые относят к существенным характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся.