Решение проектных задач в начальной школе
статья по теме

Морозова Ольга Владимировна

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_proektnyh_zadach_v_nachalnoy_shkole.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

«РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

                                                               «То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них

                                                                         сможет сделать самостоятельно»

                                                                                                        Л.С. Выготский

     В современном мире изменения происходят во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в образовании (в содержании, в общем характере и стиле педагогического процесса). Процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных особенностей, освоение учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также развитие познавательных и коммуникативных способностей, приобретение основ культуры поведения.

     Своих учеников хочется  видеть думающими, с хорошим багажом знаний, умений и навыков, творческими, способными анализировать любую жизненную ситуацию, умеющими преодолевать трудности, ставить цели, их добиваться, искать разные способы действий, конструктивные пути разрешения проблем, позитивно относиться к окружающим людям.  

     Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

     При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

     В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

     Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект».

     Полноценная проектная деятельность, по мнению учёных, не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

     Что же мы понимаем под проектной задачей?

     Проектная задача – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

     Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» её решения.

     Почему задачи такого типа получили название «проектные»?                          

     Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных.

     Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

  1. Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи.                          
  2. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
  3. Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
  4. Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

     Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников (1-5 классы) могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все  

  существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

     Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной школе (6-9 классы). Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность проб по их использованию в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её. Управление собственным поведением в групповой работе.

     Как же устроена проектная задача, где её место в образовательном пространстве, как могут оцениваться её результаты? Без ответов на эти вопросы невозможно понять роль этого нового типа задач в начальной школе.

     Сформулируем основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации:

     1.Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в проблему  

       (в чем проблема?).

     2.Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему

        именно этих ценностей будем придерживаться?).

     3.Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов  

        отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?).

     4.Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев

        постановки и достижения цели (куда придем в итоге?).

     5.Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.

     6.Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) (что будем

       делать и каким будет результат?).

     7.Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное

        действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации).

     8.Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли

        мы проблему?).

     9.Представление окружающим полученного результата («продукта»).

      Структура проектной задачи:

     1.Прежде всего  должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации

       не должна быть напрямую поставлена задача

     Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.

     2.Далее, проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.

     Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

     Решение проектной задачи означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

     Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, т. к. нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрении, способа описания и представления результатов работы.

      Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределенной деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах). При этом проявляются умения (или неумения) планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль и т.п.

     Что необходимо избежать при решении проектных задач?

     Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

     Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

     Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

     Третья опасность – переоценка результатов  проектной   задачи  и недооценка её процесса.

     Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат  проектной   задачи. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащихся.

     Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования. В числе таких проблем отмечу следующие:

  1. низкий уровень самостоятельности учащихся;
  2. неумение следовать прочитанной инструкции, ярко проявляющееся в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность описанных в нем действий, а также выполнить работу в соответствии с заданием;
  3. разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и уверенно применять эти умения на практике;
  4. неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в ситуацию жизненную.

     Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, в иной же ситуации (не на уроке русского языка) некоторые ученики пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания грамматических правил. Осмыслив эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой работы с учащимися, при использовании которой они были бы погружены в атмосферу, требующую размышлений, рассуждений, грамотного изложения своих мыслей, т. е. могли бы применить все свои знания на практике. С этой целью мною был выбран метод проектов, являющийся ни чем иным, как попыткой моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим принципам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется при этом интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы тут же применить их для решения поставленных в проекте задач, что и способствует самореализации личности.  

     Желание самостоятельно разработать тему проекта часто оказывается более результативным, чем требования к ученикам со стороны родителей и учителей хорошо учиться и получать хорошие оценки. Главным же результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, с большей частью которых ученики встретились впервые, но им не следует при этом теряться, испугавшись неизвестности, а надо быстро понять, каких знаний им не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребенок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезают страхи перед ранее неизвестными ему действиями и недостатком знаний - он учится учиться.

     Проектные работы детей представляют собой одновременно и один из способов контроля учащихся, которому в рамках учебного процесса придается огромное значение, поскольку:

  1. результативный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
  2. учащиеся выявляют знания из разных образовательных областей в нестандартных или в новых для них ситуациях;
  3. выявляется характер личного отношения учащихся к процессу обучения;
  4. проявляется умение детей работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  5. дети проявляют учебную инициативу и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в условиях современной жизни.

     Работать над проектными задачами начинаю со второй половины 1 класса.          В 1-ом классе мы формируем группу детей как учебное сообщество. Если отложить организацию учебного сотрудничества хотя бы на год, то возникнут дополнительные трудности: учителю придётся учить детей не только сотрудничеству, но и переучивать, преодолевать стереотипы фронтального обучения. Труднее всего преодолеть уже сформировавшиеся учебные привычки и установки детей.

     Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектными задачами. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру.

     Решение проектных задач существенным образом способствует самореализации личности.

     Осуществление учащимися проектов способствует решению целого ряда задач, в результате чего школьники приобретают ценные навыки.

1. В процессе приобретения индивидуальных навыков дети получают возможность:

- определять задачи, за решение которых следует браться;

- формировать независимые суждения;

- углублять знания в определенной области;

- приобретать навыки самоорганизации;

- развивать практические навыки, создавать что-то свое;

- делать то, что может найти практическое применение, делать что-то особенное;

- развивать способности справляться с решением новых проблем, собирать и  

  анализировать новую для себя информацию;

- изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения

  задач);

- учиться анализировать и оценивать чужую работу;

- учиться быть более активными, развивать в себе инициативность.

2. К числу междисциплинарных навыков, приобретаемых учащимися, я отношу

  следующие:

- «выходить» за пределы одного предмета;

- интегрировать знания, получаемые из различных источников;

- научиться воспринимать факты, принимать иные точки зрения и ситуации в

  незнакомых «ракурсах»;

- учиться быть готовыми к противоречивым и спорным утверждениям.

3. Навыки работы в группах:

- учиться работать в группах;

- учиться возглавлять команду и организовывать встречи;

- участвовать в процессе принятия решений, приобретать навыки сотрудничества;

- развивать чувство такта и дипломатичность;

- руководить и направлять деятельность в процессе проекта.

4. Работа с самосознанием:

- изучение своих сильных и слабых сторон;

- удовлетворение от сделанной работы;

- возможность давать реальную оценку своим способностям при достижении

  поставленной цели;

- ощущение самостоятельности и свободы.

5. Навыки общения:

- выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или

  устно);

- совершенствовать навыки убедительной, логически выстроенной аргументации;

- развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в

  процессе выбора и усвоения информации;

- учиться писать понятные и грамотные отчеты о своей работе.

     Проектные задачи могут быть исследовательскими, творческими, ролевыми, ознакомительно-ориентировочными (информационными), прикладными, межпредметными и т.д. Но различаться могут не только типы проектных задач, но и форма их организации, их технологическая основа (осуществление их в рамках традиционных форм обучения или на основе компьютерных коммуникаций). Проектные задачи можно решать в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. Формы организации работы также могут быть различными: индивидуальными, парными, групповыми.

     Что же дает нам использование в работе проектных задач?

  1. Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся.
  2. Дети работают увлеченно.
  3. Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

     Работа над проектными задачами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Возможным это становится потому, что ученики, сделав свой выбор самостоятельно, действуют более активно, чем в тех случаях, когда инициатива исходит от взрослых. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями между учителями, учениками и их родителями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого потенциала детей.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Решение проектных задач в начальной школе

РЕФЕРАТ по программе дополнительного профессионального образования «Технологии развивающего обучения в начальной школе» на тему: Решение проектных задач на уроках в начальной школе...

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...

Мастер-класс «Решение проектных задач в начальной школе»

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Методическая разработка .Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова "Уральские сказы".

Методическая разработка Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова «Уральские сказы» Вид разработки: разработка методического обеспечения образовательных п...

«Особенности решения проектных задач в начальной школе в условиях ФГОС НОО».

Аннотация: Данная статья посвящена одному из эффективных способов формирования самостоятельности и развитию познавательных умений - проектным задачам, которые являются прообразом проектной деятел...