РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по теме
Введение.
Экологические проблемы, ставшие глобальными, затрагивают интересы каждого человека и человечества в целом. Их разрешение зависит в первую очередь от уровня сформированности экологического образования всего населения и, в особенности, подрастающего поколения. В связи с этим одним из ведущих принципов образования является принцип непрерывности, свидетельствующий о необходимости только в непосредственном общении с природой возможно включение школьника в реальные ситуации, возможно, привить им знания и навыки по решению конкретных задач в области охраны окружающей среды. Эколого-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач моего общественного детского эколого - патриотического объединения «ЭкоСпас». Исходя из вышеописанной актуальности проблемы, мною была поставлена цель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МОУ «Средняя образовательная школа № 18» УИП
Лукьянова Марина Васильевна,
высшая квалификационная категория.
Саратов
2012
Введение.
Экологические проблемы, ставшие глобальными, затрагивают интересы каждого человека и человечества в целом. Их разрешение зависит в первую очередь от уровня сформированности экологического образования всего населения и, в особенности, подрастающего поколения. В связи с этим одним из ведущих принципов образования является принцип непрерывности, свидетельствующий о необходимости только в непосредственном общении с природой возможно включение школьника в реальные ситуации, возможно, привить им знания и навыки по решению конкретных задач в области охраны окружающей среды. Эколого-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач моего общественного детского эколого - патриотического объединения «ЭкоСпас». Исходя из вышеописанной актуальности проблемы, мною была поставлена
Цель: Проектирование и внедрение, в общеобразовательный процесс школы комплексной программы, формируя экологической компетентности школьников в процессе обучение решению экологических проблем. Организовать систему работу по воспитанию экологической культуры школьников в урочной и внеурочной работе
Постановка проблемы (задачи)
- разрабатывать комплексную программу школьников;
- способствовать воспитанию у учащихся социальных норм и ценностям своего государства;
- формировать чувство любви и уважения к истории своей страны, постоянной готовности к ее защите;
- расширять кругозор, изучая родной край, прививать любовь к своей малой Родине; 3
- воспитывать в детях патриотов и достойных граждан своей страны;
- путем вовлечения учащихся в научно-исследовательскую, природоохранную, туристско-экологическую деятельность, театральную сформировать социально-зрелую, экологически грамотного, ведущего здоровый образ жизни личность каждого ученика
2. Методы и решения
На уроках окружающего мира очень эффективен групповой метод. Этот метод очень важен с позиции здоровьесбережения. Эффективно использую проектный метод при проведении исследовательских работ. Уделяю особое внимание формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных знаний.
Выводы: в своей работе использую формирование естественного научного мировоззрения учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида. Ключевая идея здоровьесбереженья - «здоровье каждого индивидуума – здоровье нации, здоровье вида в целом». Таким образом, системный подход в организации экологического и духовно-нравственного воспитания, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках проводимой деятельности в моем объединении.
Гипотеза: процесс формирования экологической компетентности школьников будет успешен если:
-реализуется личностно-ориентированная модель взаимодействия учителя с учащимися; 4
- формирование экологической компетентности школьников обеспечивается по средствам адекватных форм и методов работы;
- результатом реализации комплексной программы будет формирование у школьников экологической компетентности как мере приобщения личности к экологической культуре в ходе экологической деятельности в ОДЭПО «ЭкоСпас».
Сравнивая известные старые и предлагаемые методы решения в ходе проводимого опытно-экспериментальной деятельности по внедрению инновационной модели образовательно - воспитательной комплексной программы «Формирование экологической компетентности школьников в процессе обучения решению экологических проблем» в рамках областной целевой программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2010 учебные года»
Сделала следующие выводы:
Систематическое применение комнатных растений на уроках окружающего мира и во внеурочное время участие в общеобразовательной текущей деятельности ОДЭПО «ЭкоСпас» сочетая методы обучения как наблюдения, пропаганда и эксперимент, способствует воспитанию ответственного отношения к природе.
Практическая значимость исследования заключается в реализации предлагаемого эколого-образовательного проекта «Мой зеленый друг». Апробация и внедрение осуществлялось: через авторское преподавание в 4 «В» классе. Для диагностики уровня экологической культуры у учащихся в ходе подготовительного этапа проводимого эксперимента были выбраны такие методики диагностики, как анкетирование, наблюдение и метод экспертных оценок. Помимо уроков учащихся
5
4 «в» класса активно участвовали в общественном некоммерческом детском эколого-патриотическом объединение «ЭкоСпас», где они занимались реализацией полученных знаний и пропагандой экологических знаний среди учащихся своей школы, других школ и жителей г. Саратова. Эта деятельность была освещена по телевидению и СМИ, где объединение получило высокую оценку.
На сегодняшний день на лицо масса пробелов в воспитательной работе со школьниками. Особенно остро проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения. Смена общественной формации в России, переоценка идеологических и социальных ценностей, отсутствие новых сформированных общественных ориентиров в идеологии и воспитании привело к массе негативных явлений в среде молодежи и подрастающего поколения. Но общечеловеческие ценности, такие как: жизнь, физическое и психическое здоровье человека, комфортность его жизненных условий и гармоничные взаимоотношения с окружающим миром остаются незыблемыми. Не смотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего мира живой и не живой природы. Воспитанию экологической культуры школьников необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего, так и дополнительного образования. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента, организация научно-исследовательской работы и реализация социально - значимых экологических, природоохранных проектов - реальные эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников формирования их нового экологического мышления.
6.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Исходя из вышеописанной актуальности проблемы, мною была поставлена
Цель: организовать систему работы по воспитанию экологической культуры школьников и во внеурочной работе в ОДЭПО «ЭкоСпас». Данная система работы по эколого-патриотическому воспитанию школьников реализуется уже в течение 5 лет.
Контингент учащихся:
-младшая группа (учащиеся 2 класса, МОУ СОШ № 77)
- средняя группа (учащиеся 6 класса, МОУ СОШ № 77 и 1)
- старшая группа (учащиеся 10 классов, МОУ СОШ № 77)
Основная программа окружающего мира сохраняется, но уроки проводятся с использованием теоритического и наглядно-практического краеведческого материала. Практические работы в основном проводятся с использованием местных объектов флоры и фауны. На уроках используется групповой метод, уроков-исследовательских практикумов, игровых уроков. В систему уроков ввела практические работы с использованием краеведческого материала, многие из которых носят исследовательский характер. Практикую проведение уроков в виде экскурсий в природу. В плане экологического воспитания широко использую межпредметные связи с краеведением, историей. Эффективность и результативность образовательной и воспитательной деятельности основывается на активизации познавательного интереса учащихся посредством активного применения современных образовательных технологий - использование ИКТ, проектного метода,
7
компетентностно-ориентированного образования в сочетании с использованием традиционных методов. Особое внимание уделяю созданию здоровьесберегающей среды, так как биологические науки играют в этом первостепенную роль. Я работаю в таком режиме и занимаюсь разработкой модели здоровьесберегающей среды с 1999 года, наиболее значимые компонентами которой является:
- создание комфортных условий обучения моделирование в классе зоны экологической комфортности
-использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
Моя деятельность направлена на разносторонние развитие личности с учетом психофизических и интеллектуальных возможностей ребенка. Необходимость серьезно занимается формированием культуры здоровья в системе общего и дополнительного образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте (здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью);
- основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усеваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности.
Наиболее результативно - организация деятельности, накопленная за многолетнюю практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности. Работа была представлена на международной заочной научно - практической конференцией. Работа моя была опубликована
8
в книге «Здоровое общество-здоровые дети». В рамках экологического воспитания делается опора на краеведческий материал. Сотрудничество с краеведческой программой «Не за тридевять земель». Учащиеся с удовольствием готовят работы, проводят исследование, участвуют в олимпиадах «Горы Саратова» (получили дипломы I степени «За любовь к родной земле»). Наши работы освещались по телевидению в программе «Не за тридевять земель» и напечатаны в «Альманахах». Статьи о работе ОЭПО «ЭкоСпас» так же напечатаны в ней: № 1362, № 1372, № 1376. Кобзарь Ника является постоянным корреспондентом программы, ее работы освещались в программе №1339,1342,1358.Организуется экспедиции при поддержке главного редактора газеты «Не за тридевять земель» - Федосеева В.В. по исследованию родного края, быта и культуры населения, поиском экспонатов исторического значения, изучение родного края. Были собраны экспонаты народного быта, которые имеют историческое значение и переданы в музей школы «Народного быта» проведена исследовательская деятельность, которая освещалась в газетах. Эта работа в полевых условиях, по эффективности не заменит ни какое посещение краеведческого музея. Эффективно используется проектный метод при проведении исследовательских работ. Были выполнены краеведческие проекты: «Исследование родного края», «Горы Саратова» (два Диплома первой степени). В 2008 году участвовали в проектной деятельности ОДЭЦ, представляли на городской конкурс свой проект в 2009 году «Саратов-город мечта» . 30 марта 2009 года участвовали в областной научно-практической конференции «Саратовский край: экология, проблемы, решения» (Свидетельство). В 2010 году на школьной научно-практической конференции (два Диплома 3 степени) за «Чистый родник», «Экологический каркас
9
Саратова». Муниципальная научно-практическая конференция «Твой первый шаг в науку», проект «Родники Саратова» (Диплом 3 степени).
Областная научно-практическая конференция: «Экология. Проблемы. Решения», проблемно-исследовательская работа: «Полезна ли родниковая вода в 21 веке» (Диплом 2 степени)». Областной форум «Творчество. Экология. Молодежь» (Свидетельство). В 2011 году районная научно-практическая конференция «Маленькие исследователи» - Фролов Илья ученик 1 класса получил Диплом 3 степени. 29-30 марта 2012 г. Дипломант 2 степени Фролов Илья, ученик 2б класса, победитель в 18 областной научно-практической экологической конференции учащихся, посвященной Международному году устойчивой энергетики для всех.
Дипломант 3 степени Джанумов Роберт, учащийся 2 б класса, победитель в ОБЛАСТНОМ ЗАОЧНОМ КОНКУРСЕ "ЖИТЕЛИ ПРЕКРАСНОГО БОЛОТА", посвященного 40-летию празднования Всемирного дня охраны окружающей среды Дипломанты ОДЭПО "ЭкоСпас" воспитанники МОУ СОШ № 77 2-х и 6-х классов победителей областного заочного конкурса "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ-БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ". Приказ № 213-иэб от 31.10.2011 г. Министерство образования Саратовской области. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД защиты животных, IFAW награждает ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ Лукьянову М.В. за огромный вклад в дело экологического и природоохранного просвещения координатора "Недели в защиту животных - 2010 г.". Директор Российского представительства Международного фонда защиты животных. 2011 г. Активное участие в областном молодежном проекте «Я патриот». Мероприятие приурочено к 65-летию победы в ВОВ Саратовской научной библиотеке 02.02.2010.
10
Реализация социально-экологических проектов таких как: патриотическая акция «Весенняя неделя добра», Областная экологическая акция «Очистим планету от мусора», (проект долгосрочный, была защита по своей презентации)- грамота от министерства образования Саратовской области. Областной детский конкурс «Сохраним планету чистой и зеленой»- представили отчет о проделанной работе по озеленению территории Храма «Сретения Господня», показали спектакль «Волшебный листочек»- грамота. Озеленение территории библиотеки № 25 и уборка прилегающей территорий осуществляется ежегодно. Акции «65 добрых дел», «Напиши письмо другу», «Помоги другу», проводили для детей дома интерната №1. В завершении акции преподнесли подарки детям и показали небольшой концерт и спектакль. После проведенной акции дети высказали свое мнение: «Когда сделаешь доброе дело, на душе становится светлее: мы очень рады, что принесли лучик света детям, которые в этом очень нуждаются». А мы получили искреннюю признательность и благодарность от детей дома-интерната. Акция «Берегите природу». 15 января 2010 года творческая группа «ЭкоСпас» совместно с Саратовской региональной партией Единая Россия, в рамках акции «Милосердие в сердце твоем» посетили детей больных и прикованных к постели в Клинической больнице им. Миротворцев, где представили «Рождественскую программу». Акция была освещена по телевидению в программах ТВЦ и Вести Саратова и газетах «Саратовская панорама» и «Время». Акция в 2010 году «Милосердие в сердце твоем» проводилась в детской городской больнице №7 совместно с Саратовской региональной партией Единая Россия, где был показан новогодний спектакль театральной группой «Эко Спас». Детям были переданы собрание игрушки (Акция «Подари
11
подарок другу»- в школе) и приобретённые комплексы для детей сирот. Депутат вручил новогодние подарки. Радостные лица детей были нам наградой. В рамках проведения биологических и экологических мероприятий активно участвуем в различных конкурсах районного, областного уровней. Мероприятия в основном носят исследовательский краеведческий, природоохранный характер: 18 декабря 2008 года Областной конкурс детского творчества «Имя Саратова на карте страны», в работе отразили, каким хотим видеть нам родной город (Грамота и Свидетельства). В Областном детском конкурсе «Сохраним планету чистой и зеленой» получили Грамоту. Городской конкурс в 2009 году « Природа и фантазия»- грамота. Целый 2009-2010 учебный год мы участвовали в Областном конкурсе «Лучший ученический класс» и получили грамоту за победу в номинации «За любовь к родному краю» (весь класс активные участники в ОДЭПО «ЭкоСпас»).
В 2010-2011 учебном году участие в конкурсе «Безопасность»- грамота за 1 место. 06 апреля 2012 г. ОДЭПО "ЭкоСпас" победители в номинации "ЛУЧШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ" на 17 городском фестивале экологических театров малых форм и агитбригад. 26 апреля 2012 г. победители в номинации "ЗА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ЗЛОБОДНЕВНОЙ ТЕМЫ ОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ" в Межрегиональном фестивале детских экологических театров под девизом: "Через искусство к Зеленой Планете", в рамках Общероссийских "Дней защиты от экологической опасности". Вручили две ГРАМОТЫ. Благодарственные письма от министерства образования, библиотеки № 25, 30, ОДЭЦ, Региональной партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», ветеранов ВОВ, председателя Общественной палаты Саратовской области, члена Регионального политического
12
совета СРО ВПП «Единая Россия», координатора по работе с общественными организациями СРО ВПП «Единая Россия», члена Совета Общероссийской общественной организации «Ассамблея Народов России», председателя Саратовского регионального отделения общественной организации «Ассамблеи Народов России», за проделанную работу в ОДЭПО «ЭкоСпас».
Патриотическое и интернациональное воспитание. Достижение в охране природы и их значении; благоустройство улиц (территория библиотеки № 25, МОУ «Сош№77» Храма «Сретения Господня»), зон отдыха (родники Саратова). «Сретение Господня»,
Проведение театрализованных традиционных народных праздников. Ознакомление учащихся с народными природными приметами, пословицами, поговорками. Проведение викторин, конкурсов, праздников, выставок на экологические темы. Проведение мероприятий: «Масленица», «Рождественские встречи», «Пасхальное яйцо», «День пожилого человека»- Работа с ветеранами - «Сталинградская битва», просветительская работа «Сталинградская битва», «Встреча с ветеранами », «Письмо ветерану».
Сайт ОДЭПО «Экоспас» создан в 2007 году. Выпуск своей ежемесячной газеты «Вестник» является не только освещением проделанной работы, но пропагандой экологической культуры и патриотического воспитания учащихся и населения. Разнообразные виды коллективно - творческой деятельности экологического характера. Экологический театр. Постановка и показ спектаклей: «Волшебный листочек», «Сказка о царе, волшебном острове Лопас и дружине Экоспас»… Областной фестиваль детской экологических театров - Лауреаты, Дипломанты и персональные грамоты артистам: Кобзарь Н, Фролову И.-2011 13
Предложения по возможному практическому использованию результатов исследования
В связи свыше изложенным в анализированной области экологического
образования школьников мне удалось выделить эффективное сочетание форм организации учебно - воспитательной деятельности школьников в работе ОДЭПО «ЭкоСпас». Практическая значимость заключается в работе учащихся при создании музея и фонда комнатных растений для ветеранов ВОВ и в работе объединения, фонда музея «Народного быта», работа с ветеранами. Непосредственные контакты с живыми объектами природы способствует формированию основ биологических знаний и практических умений, позволяют воспитывать школьников заботливое к ним отношение и целесообразности внедрения в образовательный процесс обучения экологической компетентности школьников в процессе обучения и воспитательной деятельности и решению экологических проблем путем реализации в своем ОДЭПО «ЭкоСпас».
14
ТЕЗИСЫМ. В. Лукьянова, высшая квалификационная категория
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 77»
Фрунзенского района г. Саратова
Экологические проблемы, ставшие глобальными, затрагивают интересы каждого человека и человечества в целом. Их разрешение зависит в первую очередь от уровня сформированности экологического образования всего населения и, в особенности, подрастающего поколения. В связи с этим одним из ведущих принципов образования является принцип непрерывности, свидетельствующий о необходимости только в непосредственном общении с природой возможно включение школьника в реальные ситуации, возможно, привить им знания и навыки по решению конкретных задач в области охраны окружающей среды. Эколого-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач моего общественного детского эколого-патриотического объединения «ЭкоСпас».
В своей работе использую формирование естественного научного мировоззрения учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида.
Системный подход в организации экологического и духовно-нравственного воспитания, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках проводимой деятельности в моем объединении. Воспитанию экологической культуры школьников необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего, так и дополнительного образования. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента, организация научно-исследовательской работы и реализация социально - значимых экологических, природоохранных проектов - реальные эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников формирования их нового экологического мышления. Непосредственные контакты с живыми объектами природы способствует формированию основ биологических знаний и практических умений, позволяют воспитывать школьников заботливое к ним отношение и целесообразности внедрения в образовательный процесс обучения экологической компетентности школьников в процессе обучения и воспитательной деятельности и решению экологических проблем путем реализации в своем ОДЭПО «ЭкоСпас».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1.2. Актуальность решаемой научной проблемы………………….3
1.3. Методы решения………………………………………………….4
1.4. Гипотеза…………………………………………………………...4
1.5. Выводы…………………………………………………………….5
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
2.1. Цель………………………………………………………………..7
2.2. Контингент учащихся……………………………………………7
2.3. Деятельность направлена …………………………………….....8
2.4. Реализация социально-экологических проектов……………..11
2.5. Патриотическое и интернациональное воспитание………….13
2.6.Проведение театрализованных традиционных народных праздников………………………………………………………………..13
2.7. Сайт ОДЭПО «ЭкоСпас»……………………………………….13
ГЛАВА 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Предложения по возможному практическому использованию результатов исследования…………………………..14
3.2. Практическая значимость………………………………….14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проектной задачи экологической направленности в начальной школе.
Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренчески...
«Решение проектной задачи экологической направленности в начальной школе»
ОГЛАВЛЕНИЕВведение……………………………………………………………………….…. 3Глава 1. Теоретические основы формирования понятия «проектная задача» у младших школьников в контексте требовани...
Реферат "Использование проектных задач в образовательном процессе начальной школы".
Предлагаемый реферат поможет педагогу сориентироваться в теоретических основах учебного проектирования, определиться в различии учебных и проектных задач, а также активнее использовать проектные...
презентация к методической разработке по теме "Решение текстовых задач по УМК "Перспективная начальная школа"
Данная презентация наглядно отображает теоретический материал по теме "Решение задач через введение единичной величины" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"...
Мастер-класс Решение проектных задач на уроках в начальной школе Ф.Ф.Рахимова МБОУ СОШ № 4
Мастер- класс Решение проектных задач на уроках в начальной школе...
Теория решений изобретательских задач на уроках в начальной школе
ТРИЗ- универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребёнку решать творческие и социальные за...
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРОЕКТ «ТОРТ»
В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход – вовлечение обучающихся в учебную деятельность. Он предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каж...