Конспект урока по крымоведение
план-конспект урока (3 класс)

Малыч Татьяна Николаевна

Конспект урока по крымоведению для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krymoved.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черноморская средняя школа №2 имени Жданова Алексея Кузьмича»

муниципального образования Черноморский район Республики Крым

Урок – путешествие

по Крымоведению

в 3-А классе

на тему: «Крымские святыни. Древние города Крыма. Города – герои.»

Составил учитель начальных классов

Малыч Татьяна Николаевна

пгт. Черноморское, 2023 г.

Предмет:крымоведение 3-А класс

Учитель Малыч Т.Н.

Тема: Крымские святыни. Древние города Крыма. Города – герои.

Тип урока: Урок – путешествие.

Цель: создать условия для ознакомления со святыми местами Крыма, древними городами и городами – героями Крыма.

Задачи:

Общеобразовательная:

Формирование познавательной компетенции на определённый успех через представления об исторических событиях на территории Крымского полуострова; продолжить формирование умений работы с разнородными источниками.

Развивающая:

Заинтересовать обучающихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.

Развивать способности к самостоятельному мышлению.

Развивать умения самостоятельной учебной деятельности, работы с дополнительной литературой и источниками.

Воспитательная:

Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитание коммуникабельности, развитие речевой культуры, личной ответственности за выполнение коллективной работы.

Воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, государства в целом, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами.

Воспитание активной гражданской позиции и создание условий для свободного осознанного самоопределения личности на основе научных данных.

Воспитание патриотических ценностных ориентаций, гордости за свой родной край и страну.

Планируемые результаты: Личностные УУД: Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения о Крыме:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России). Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

Регулятивные УУД: Способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД: Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

формирование и развитие по средствам исторических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Освоение системы знаний об истории Республики Крым, на основе которых формируется историческое мышление учащихся.

Коммуникативные УУД: Отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции.

Ход урока

#1054;рг. момент

#1055;остановка проблемы.

У времени есть своя память – история. Мы должны хорошо знать исторические события, чтобы сохранить память о них. Сегодня у нас будет урок – путешествие. Который будет состоять из трёх остановок: «Крымские святыни», «Древние города Крыма», «Города-герои Крыма»

#1054;ткрытие новых знаний

1 остановка «Крымские святыни»

Крымский полуостров – одно из самых красивейших уголков земли. Удивительна, богата и многообразна природа этих мест, а история этого края насыщена различными событиями и корнями своими уходит вглубь веков. Чудесный морской климат является целебным и многим приезжающим сюда людям помогает оздоровиться. Всматриваясь в морские просторы, на голубую гладь воды, на ум приходят размышления о вечности, о том, как мудро устроил Господь все, что нас окружает. Великие христианские святыни Крыма влекут паломников со всех концов Великой Руси.

Г. Симферополь. В Свято-Покровском женском монастыре находится мощи выдающегося врача хирурга святителя Луки Войно-Ясенецкого. В Петро-Павловском кафедральном соборе собрано несколько мощевиков, а также особо почитается образ святителя Николая Чудотворца, отразившийся на стекле.

Топловский Свято-Параскевинский женский монастырь расположен в горах в лесу близ посёлка Грушевое. По преданию здесь окончила свои земные дни святая великомученица Параскева. На том месте, где ей отсекли голову гонители христиан, забил чудотворный источник. В наши дни, посещая этот монастырь, паломники могут окунуться сразу в нескольких источниках: Параскевы Пятницы, Трёх Святителей, Георгия Победоносца, которые находятся там же в горах, а также побывать на Богослужениях, поклониться некоторым святыням, бережно хранящимся в храмах этой обители.

На окраине посёлка Старый Крым, недалеко от г. Судак, стоит часовня во имя великомученика и целителя Пантелиимона. Рядом с ней протекает святой источник, освящённый, как и часовня. Окунуться и набрать воды, о целебных качествах которой широко известно, приезжают сюда люди со всей округи.

В посёлке Солнечная Долина очень хорошо посетить древний храм (8 века) во имя Илии Пророка, помолиться у его святынь и побеседовать с его настоятелем.

Интересно совершить автобусно-пешеходную прогулку в пос. Новый Свет, в сопровождении гида подняться в горы, подышать чистейшим воздухом эвкалиптовой рощи, полюбоваться незабываемым пейзажем и голубой и зелёной бухт.

Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь, основанный в 14-15 веках на месте чудесного явления иконы Божией Матери, некогда был большой обителью и назывался Лаврой. Все монастырские постройки располагались в 3 яруса, а сам монастырь внешним видом напоминает монастырские постройки на Святой Горе Афон. Благодатная сила Бахчисарайской Лавры была так велика, что даже мусульмане приходили сюда на поклонение Пресвятой Богородице. Ныне в обители находится список с утраченной иконы «Бахчисарайской», который перенял благодатную силу первообраза, а также список чудотворной афонской иконы 17 века Ватопедской обители – образ Божией Матери «Пантанесса» (Всецарица). Рядом со входом в монастырь усталый путник может омыть лицо, испить и набрать с собой воды из святого источника.

Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь находится в одном из красивейших мест Крыма – на южной окраине Севастополя, на плато и склоне высокого обрывистого берега мыса Феолент. По преданию, в 891 году недалеко от мыса Феолент терпели кораблекрушение греческие моряки, застигнутые бурей. Видя свою неизбежную гибель, они стали обращаться с мольбами к покровителю моряков св. великомученику Георгию Победоносцу. Святой мгновенно явился на большом валуне близ берега и чудесным светом указал морякам путь, а буря тотчас же утихла. Спасённые греки взошли на камень и там обрели икону св. вмч. Георгия, вынесли её на берег, где в скальном обрыве устроили пещерную церковь. Почти вся команда осталась здесь и приняла иноческий образ.

Инкерманский Свято–Климентовский мужской монастырь. Основные помещения монастыря – пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в 6 веке. В 14-15 веках крепость входит в состав православного княжества Феодоро, защищая его порт. Основание обители определяется историками неоднозначно: от 8-9 века до 14-15в., отдельные пещерные церкви и отшельнические келии Инкермана являются наиболее древними среди прочих христианских пещерных сооружений Крыма.

Херсонес – древнегреческий портовый город на берегу Черного моря. Основан около 500 лет до рождества Христова. Здесь по преданию принял Святое Крещение св. князь Владимир («ясно солнышко»). Ныне Херсонес является окраиной г. Севастополь. На месте старого городища постоянно ведутся раскопки, территория превращена в исторический музей-заповедник и охраняется законом. Тут же на территории Херсонеса заново отстроен князь – Владимирский собор, ведутся Богослужения.

#1060;изминутка

«Буратино»

Буратино подтянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Нужно на носочки встать!!

#1055;родолжение работы по теме урока

2 остановка «Древние города Крыма» (рассказ сопровождается видео-роликами)

Крым — поразительный полуостров, место, где гармонично сплетаются история прошлых веков и настоящее. Здесь прямо в центре современных городов можно увидеть памятники минувших столетий. «Осколки» прошлого в крымских городах,руины крупных поселений, остатки крепостей, курганов, культовых сооружений имеются практически в каждом городе или его окрестностях. Большая часть древних строений сегодня считается памятниками истории и археологии. Многим присвоен статус заповедников, на их территории ведутся исследовательские работы и действуют музеи. Сколь развит был полуостров уже в древние времена, позволяет понять знакомство даже с коротким перечнем древних городищ. Наибольшей известностью сегодня пользуются следующие объекты:

Пантикапей — самый древний из греческих городов в Крыму. Основанный в конце VII века до н.э, он располагается в центре современной Керчи. Чтобы увидеть его останки, необходимо подняться по высокой лестнице в 500 ступеней, ведущей на гору Митридат. А в 11 километрах от Пантикапея найдены руины древнего боспорского городища Тиритака. Городище Мирмекий – руины древнего города на территории Керчи.

Херсонес Таврический — руины другого греческого поселения, одной из достопримечательностей Севастополя. Основание этой колонии датируется пятым веком до н.э. Херсонес являлся крупным, хорошо укрепленным городом. Поныне здесь сохранились останки древнего храма, руины театра, где, по преданиям, велись гладиаторские бои, монетный двор, оборонительная башня. В церкви Херсонеса принял крещение князь Владимир — Креститель всея Руси.

Неаполь Скифский — античное городище на окраине Симферополя. Созданный в III веке до н. э., город служил столицей скифского государства. Сегодня на территории древнего урочища сохранились оборонительная башня и мавзолей царя Скилура.

Керкинитида — греческий город, возведенный в начале V века до н. э. и просуществовавший до конца II века до н. э. Его руины находятся в центре Евпатории, на Карантинном мысу. Хотя большая часть городища засыпана, два его участка ухожены и музеефицированы.

Пещерный город Чуфут-Кале – древнегреческий город возле города Бахчисарай.

Пещерный город Эски-Керман – древнегреческий город в 25 км от Бахчисарая. Пещерный город Мангуп-Кале – древнегреческий город в горах в 28 км от Бахчисарая.

3 остановка «Города-герои»

Просмотр видео-роликов

К середине сентября 1941г. Фашисты подошли к воротам Крыма – Перекопу. Захвату полуострова Гитлер придавал особое значение. Ведь именно с крымских аэродромов советская авиация громила нефтяные районы Румынии. Немцы стремились взять Крым, т.к. отсюда открывался прямой путь на Кавказ к Бакинской нефти.

11-я фашистская армия и румынский горный корпус пытались сходу ворваться в Крым. На их пути встали воины 51-й армии. Во 2-й половине октября 1941г. Морем в Крым отошли остатки отдельной Приморской армии, только что защищавшие Одессу во главе с генералом Петровым. С боями 51 армия отходит к Керчи, а Приморская армия – к Севастополю.

16 ноября 1941г. Советские войска оставили Керчь. В ноябре весь Крым, кроме Севастополя, был оккупирован захватчиками.

Оборона Севастополя началась 30 октября 30 октября 1941г. И продолжалась до 4 июля 1942г. – 250 дней. За эти 8 месяцев фашисты провели 3 крупных наступления.

Освобождение Севасторополя.

Иван Яцуненко одним из первых ворвался на Сапун-гору. Почти у самой вершины он принял Красный Флаг из слабеющих рук сражённого пулей парторга роты старшего сержанта Евгения Смеловича и в тот же момент услышал сзади удивительно знакомый голос: «Правильно, сынок! Неси дальше». Оглянувшись назад, Иван увидел своего родного отца Карпа Алексеевича. Но в этот момент разорвалась вражеская мина, и Яцуненко-старший упал рядом с парторгом. Красноармеец Яцуненко – младший, одновременно с бойцами Дробяско и Бабажановым водрузил штурмовое Знамя на вершине Сапун-горы, а потом получил тяжёлое ранение и попал в госпиталь.

Просмотр видео-ролика о городе – герое Керчи.

#1056;ефлексия

«Сегодня на занятии я узнал …..»

«Мне понравилось…»

«Я собой доволен за то,….»

7. Подведение итогов занятия

Список использованной литературы:

  1. Л. Абраменко. «Последняя обитель. Крым, 1920—1921 годы» (2005)
  2. В.В. Абрамов. «Керченская катастрофа 1942» (2006)
  3. Д.В. Айналов. «Памятники христианского Херсонеса. Выпуск I. Развалины храмов» (1905)
  4. А.Р. Андреев. «История Крыма» (2002)
  5. А.Е. Артамонов. «Госдачи Крыма. История создания правительственных резиденций и домов отдыха в Крыму: правда и вымысел» (2015)
  6. Г.А. Бабенко, В.П. Дюличев. «Шедевры мусульманской архитектуры Крыма» (2008)
  7. В.П. Бабенчиков, Е.В. Веймарн,.... «Дорогой тысячелетий. Экскурсии по средневековому Крыму» (1966)
  8. В.И. Балахонов. «Феодосия (историко-краеведческий очерк)»
  9. С.Л. Белова. «Симферополь. Этюды истории, культуры, архитектуры» (2001)
  10. Л.-А. Бертрен (Луи де Судак). «Сочинения по истории Крыма» (2003)
  11. А.Л. Бертье-Делагард. «Керменчик» (Крымская глушь) (1899)
  12. А.И. Бирюкова. «Дом-музей Н.З. Бирюкова в Ялте» (1972)
  13. В.Д. Блаватский. «Античная археология Северного Причерноморья» (1961)
  14. М.М. Боборыкин. «Воспоминания о Крыме. 1897—1920» (2015)
  15. Н.Н. Богданов, Н.И. Ястреб. «Лечебные воды феодосийского курорта» (1962)
  16. Н.А. Богданова., И.И. Лобода. «Бахчисарайский историко-археологический музей. "Пещерный город" Чуфут-Кале» (1964)
  17. В.К. Гарагуля. «Бахчисарай. Очерк-путеводитель» (1973)
  18. А.Г. Герцен. «Крепостной ансамбль Мангупа» (1990)
  19. А.Г. Герцен, Ю.М. Могаричев. «Крепость драгоценностей. Кырк-ор. Чуфут-кале» (1993)
  20. В.Ф. Головачев. «История Севастополя, как русского порта» (2015)
  21. А.Г. Головачёва. «"Все эти гурзуфы, массандры и кедры...". А.П. Чехов в Гурзуфе» (2018)
  22. А.Г. Головачева. «Чеховский Кучук-Кой. История одного имения» (2019)
  23. В.П. Гончаров. «Демерджи» (1971)
  24. Е.С. Горчакова. «Описание Топловского женского общежительного монастыря св. преподобномученицы Параскевы в Крыму» (1885)
  25. В.П. Купченко. «Кара-Даг. Путеводитель» (1976)
  26. В.А. Кутайсов. «Керкинитида» (1992)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект занятия по "Крымоведению" во 2 кл.

quot;Морские и пресноводные рыбы"....