Конспект занятия по "Крымоведению" во 2 кл.
план-конспект занятия (2 класс)
"Морские и пресноводные рыбы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_krymovedeniyu_vo_2_kl.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по Крымоведению во 2 кл. № 10 дата: 05.02
Тема. Морские и пресноводные рыбы.
Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях расположения, природных условиях Черного и Азовского морей, о состоянии природных ресурсов морей, проблемы их использования и охраны, способствовать формированию в учащихся экологического сознания.
Формирование УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные – поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Оборудование: пейзажи Черного и Азовского морей, иллюстрации рыб, дельфина, медузы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
…я как зверь зализываю раны…
и как кофе растворяю горе…
пахну счастьем, солнцем и любовью…
Приезжай! Скучаю!
(Подпись) Море!
III. Актуализация опорных знаний.
На предыдущих уроках мы говорили с вами об особенностях нашего полуострова. Сегодня на уроке объектом нашего изучения станет животный мир Черного и Азовского морей, а так же их экологические проблемы.
IV. Изучение нового материала
Животный мир. Если сравнивать со Средиземным морем, у Черного гораздо беднее фауна. Черное море стало пристанищем для 2,5 тысяч видов животных.
В Черном море водятся такие виды рыб: бычок , хамса (азовская и черноморская), акула-катран, пять видов кефали, камбала-глосса, мерлуза (хек), луфарь, барабуля, морской ерш, скумбрия, ставрида, пикша, сельдь, тюлька и другие. Также встречаются осетровые виды: белуга, осетр (азовский и черноморский).
Не такая уж и бедная фауна Черного моря – рыбы здесь довольно много. Есть и опасные виды рыб: морской дракончик (самая опасная – ядовиты колючки жаберных крышек и спинного плавника), скорпена, скат-хвостокол, на хвосте которого располагаются ядовитые шипы.
Из птиц можно выделить: чаек, буревестников, уток-нырок и бакланов.
Млекопитающие представлены: дельфинами (белобочка и афалин), морской свиньей (ее также называют азовским дельфином) и белобрюхим тюленем. Рапана – гостья из Дальнего Востока
Некоторые обитатели Черного моря изначально не жили в нем. Большая их часть попала сюда через проливы Босфор и Дарданеллы. Причиной тому стало течение либо их личное любопытство. Хищный моллюск рапана попал в Черное море в 1947 году. К сегодняшнему дню он съел практически всю популяцию устриц и гребешков. Молодые рапаны, найдя себе жертву, просверливают ее раковину и выпивают содержимое. Взрослые особи охотятся немного иначе – они выделяют слизь, которая парализует створки жертвы и позволяет хищнику без проблем съесть моллюска. Самой же рапане ничего не угрожает, ведь из-за низкой солености воды в море нет ее главных врагов – морских звезд. Рапана съедобна. По вкусу она напоминает осетрину. Принято считать, что рапана является ближайшим родственником исчезающих моллюсков, из раковин которых финикийцы делали пурпурный краситель.
Акула катран. Морская фауна Черного моря не очень разнообразна, но довольно интересна. Водится в нем даже один вид акул. Это колючая акула, или, как ее еще называют, катран. Она редко вырастает более метра в длину и старается держаться глубины, где вода холоднее и людей нет. Среди рыбаков катран считается настоящим трофеем. Дело в том, что жир печени акулы обладает лечебными свойствами. Вместе с тем акула может быть опасна для человека, так как ее спинные плавники имеют шипы с ядом.
Медузы. Чаще всего в море встречаются медузы двух видов: аурелия и корнерот. Корнерот – наиболее крупная медуза черного моря, в то время как аурелия, наоборот, самая мелкая. Аурелия, как правило, не вырастает более 30 сантиметров в диаметре. А вот корнерот может достигать и 50 см. Аурелия не ядовита, а корнерот в случае контакта с человеком может нанести ожог, схожий с ожогом крапивы. Он вызывает легкое покраснение, жжение, в редких случаях - даже волдыри. Корнерот имеет голубоватую окраску с фиолетовым куполом. Если увидите эту медузу в воде, просто возьмите ее за купол и отведите подальше от себя. Купол, в отличие от щупалец, не ядовит. Некоторые отдыхающие на пляжах Черного моря сознательно ищут встречи с ядовитой медузой. Они верят, что яд корнерота имеет целебные свойства. Ходят слухи, что натерев свое тело медузой, можно излечить себя от радикулита. Это заблуждение, которое не имеет как научных, так и практических обоснований. Никакого облегчения такая терапия не принесет, а страдания причинит как пациенту, так и медузе.
Море мертвых глубин
Познакомившись с обитателями всеми любимого моря, рассмотрим пару интересных фактов. Черное море на сегодняшний день является самым большим бескислородным водоемом в мире. Жизнь в его водах невозможна на глубине более 200 метров из-за большой концентрации там сероводорода. За долгие годы море накопило более миллиарда тонн сероводорода, который является продуктом жизнедеятельности бактерий. Есть версия, что во время появления Черного моря (7200 лет назад) в нем погибли пресноводные обитатели Черноморского озера, бывшего здесь ранее. Из-за них на дне накопились запасы метана и сероводорода. Но это лишь догадки, которые пока что не имеют подтверждения. А факт состоит в том, что из-за высокого содержания сероводорода в море столь бедная фауна. Черное море, кроме того, имеет высокое содержание пресной воды, что также негативно сказывается на некоторых его обитателях. Дело в том, что попадающая из рек вода не успевает в полной мере испаряться. А соленая вода попадает в море главным образом из пролива Босфор, которого недостаточно для поддержки солевого баланса.
Существует множество гипотез касательно происхождения названия Черного моря. Но одна из них выглядит наиболее правдоподобно. Доставая якоря из вод Черного моря, моряки удивлялись их цвету – якоря чернели. Это происходило из-за реакции металла и сероводорода. Возможно, именно поэтому море получило то название, которое мы знаем сейчас. Кстати говоря, одно из первых названий звучало как «море мертвых глубин». Теперь мы знаем, чем это обусловлено.
Подводная река. Удивительно, но по дну Черного моря течет самая настоящая река. Она берет свое начало в проливе Босфор и уходит почти на сотню километров в толщу воды.
Характеристика Азовского моря
Береговая линия своеобразна. На севере четко оформились морские косы: Кривая, Белосарайская, Бердянская, Обитична, Федотова. На западе море от Сиваша обособленное песчаным баром длиной до 110 км, известным под названием Арабатская стрелка.
В море много заливов и лиманов.
В море насчитывается 155 видов представителей зооплактону. Летом здесь наблюдается свечение воды, что обусловлено ночесветки - ноктилукамы. На всей площади дна моря растут зеленые, бурые, красные водоросли, морская трава. Этому способствует прогрева воды и освещение дна моря летом. До недавнего времени в море было много рыбы. Этому способствовала большая плотность фитопланктона и зоопланктона. Здесь живет около 80 видов рыб, вылавливают кефаль, анчоус, севрюгу, бычков, сельди, судака, тюльку, хамсу, камбалу, пресноводных - леща, карпа, судака, тарань. Живет в море и представитель млекопитающих - дельфин азовка.
V. Закрепление изученного.
А теперь давайте вместе попытаемся определить экологические проблемы моря.
Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья созданы заповедники и заказники.
VI. Итоги урока.
Итак, сегодня мы выяснили кто такие обитатели Черного и Азовского морей. Список и названия помогли нам познакомиться с ними поближе. Также мы с вами узнали, чем Черное и Азовское моря отличается от других, и какие загадки природы скрываются за их могущественными водами.
Прощай же море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго – долго слышать буду
Твой гул в свободные часы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.
Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....
Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»
Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...
Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»
Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...
Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».
Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: · научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...