Рабочая программа кружка "Мастерилка "для 1 класса
рабочая программа
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_masterilka_dlya_1_klassa.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска».
Утверждаю: приказ №172 « 31 » августа 2022 г. ИО Директора: /Гагарина Т.В./ | Согласовано: Зам. директора по УВР:______________ /Вдовенкова И.В./ « 31 » августа 2022 г. | Принято на педагогическом совете протокол №1 от « 31 » августа 2022 г. | Рассмотрено: на заседании МО протокол №1 от « 31 » августа 2022 г. _______________ /Мартыненкова Л.В./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«МАСТЕРИЛКА»
Программы составила:
Марченкова Ольга Павловна
учитель начальных классов
Высшей категории
г. Смоленск
2022
1.Пояснительная записка
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Программа кружка «Мастерилка» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Дети научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять игрушки, сувениры, украшения; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация, квиллинг, торцевание)
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой
Задачи программы:
Обучающие:
- Научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- Научить детей элементарным трудовым навыкам, при работе с бумагой и картоном, учить проявлению творческой самостоятельности;
- Развивать художественный вкус и ориентировать на качестве изделий.
Развивающие:
- Развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции;
- Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, прививать художественный вкус;
- Развивать положительные эмоции и волевые качества;
- Развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к работе с бумагой;
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Направленность данной дополнительной образовательной программы:
художественно-эстетическая.
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
- овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
- знакомятся со свойствами бумаги;
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.
Сроки реализации программы
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Режим и форма проведения занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).
Методы, используемые на занятиях:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Формы и виды контроля
Формами контроля (сформированность представлений о различных способах работы с бумагой) являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки, составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся может быть в классе, в школе, в библиотеке.
Выставки могут быть:
однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Планируемые результаты освоения программы «Мастерилка»
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
- формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат;
- бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
- учиться корректировать, вносить изменения в работу;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные БУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
- выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные БУД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
- знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами», а также основные формы в технике «квиллинг».
- уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, квиллинг, торцевание) выполнена работа;
- уметь соблюдать правила техники безопасности;
- иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
- уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
- уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
1 | Техника безопасности | 1 |
2 | Разнообразие видов бумаги Свойства бумаги | 2 |
3 | Секреты бумажного творчества | 9 |
4 | Аппликация и моделирование | 14 |
5 | Работа с бумагой и картоном | 8 |
Итого за год | 34 |
- Содержание программы
34 часа
1. Техника безопасности (1 час)
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
2. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги (2 часа)
Виды бумаги и картона.
Рассказ «Из истории бумаги»
Изучение свойств бумаги и картона
3. Секреты бумажного творчества (9 часов)
Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в комок. Мозаика. Моделирование из полос. Мозаика из объёмных деталей (оригами), коллективная работа. Соединение различных техник в одной работе.
4. Аппликация и моделирование (14 часов)
Аппликация из цветной бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Аппликация из деталей квиллинга. Коллективная работа. Моделирование из картона. Рамочка. Моделирование из гофрированной бумаги. Объемная аппликация. Открытки к праздникам. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций.
5. Работа с бумагой и картоном (8 часов)
Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Простое торцевание на бумажной основе. Коллективная работа.
- Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Наименование темы занятия | Основные элементы содержания занятия | Основные виды учебной деятельности учащихся | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Техника безопасности. 1 час | ||||
1 | Техника безопасности. | Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения ножниц. | Знакомство с историей возникновения бумаги, видами, с необходимыми материалами и инструментами, а также особенностями работы с ними. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. | Презентация |
Раздел 2. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги. 2 часа | ||||
2 | Виды бумаги, её разнообразие | Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги» Изучение свойств бумаги и картона | Создание коллекции «Бумага и картон» и оформление ее в творческой форме. | Видеофильм «Материал — бумага» |
3 | Волшебные свойства бумаги | Практическим путем знакомство со свойствами бумаги. | Инструменты для опыта | |
Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 9 часов | ||||
4 | Обрывная аппликация. Фрукты | Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага |
5 | Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги | Работа с бумагой в технике «Скручивание в жгут». Аппликация из гофрированной бумаги | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Бумага, клей, ножницы |
6 | Мозаика из газетных комков. Овечка | Работа с бумагой в технике «Скатывание в комок». Мозаика. | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Газеты |
7 | Моделирование из полос. Цветы | Работа с бумагой в технике «Моделирование из полос» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага |
8 | Конструирование из бумаги (оригами) Лягушонок | Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги | Практическая работа. Работа с бумагой в технике оригами. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага |
9 | Мозаика из деталей оригами. Морские жители. | Моделирование путём прямого повторения за педагогом - его рассказом и показом - необходимых действий | Практическая работа. Коллективная работа. Декоративное оформление изделия | Бумага, клей, ножницы |
10 | Конструирование из фольги. Насекомые | Работа с бумагой в технике «Конструирование из фольги» | Практическая работа. Работа с фольгой, бумагой и ножницами. | Фольга |
11 | Коллективная работа. Мир природы | Соединение различных техник в одной работе. | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Бумага, клей, ножницы, ватман |
12 | Оформление выставки «Игрушки-сувениры из бумаги» | Творческие работы детей по желанию. Выставка лучших работ | Оформление выставки «Игрушки-сувениры из бумаги» | |
Раздел 4. Аппликация и моделирование. 14 часов | ||||
13 | Аппликация из геометрических фигур (метод обрывная аппликация) Кораблик | Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация». Аппликация из геометрических фигур | Практическая работа. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги | Цветная бумага |
14 | Аппликация из бумаги. Зайчик | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу | Альбом, цветная бумага |
15 | Аппликация из кругов. Слон | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу | Цветная бумага |
16 | Аппликация из бумаги. Весёлые гусеницы | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага, картон |
17 | Аппликация из квадратов. Космонавт | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу. Работа по трафарету, способы скрепления деталей | Цветная бумага, картон |
18 | Аппликация из треугольников. Кошка | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу | Бумага, клей, ножницы |
19 | Аппликация из деталей квиллинга. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг | Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы. Работа с бумагой в технике «Аппликация из деталей квиллинга» | Практическая работа. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг | Бумага, клей, ножницы |
20 | Аппликация из деталей квиллинга. Коллективная работа «Мир похож на цветной луг» | Работа с бумагой в технике «Аппликация из деталей квиллинга» | Практическая работа. Коллективная работа «Мир похож на цветной луг» | Бумага, клей, ножницы, ватман, детали |
21 | Моделирование из картона. Рамочка для фотографии | Работа с бумагой и картоном в технике «Моделирование из картона» | Практическая работа. Осваивать приёмы работы с картоном, подбирать материал для выполнения изделия. Рамочка для фотографии | Картон, рамка, картон |
22 | Моделирование из гофрированной бумаги. Жар-птица | Знакомство с техникой «Моделирование из гофрированной бумаги» | Практическая работа. Аппликация из гофрированной бумаги по образцу | Цветная гофрированная бумага |
23 | Моделирование из гофрированной бумаги. Цветы. | Знакомство с техникой «Моделирование из гофрированной бумаги» | Практическая работа. Аппликация из гофрированной бумаги по образцу | Цветная гофрированная бумага |
24 | Объемная аппликация. Открытки к праздникам. | Знакомство с техникой «Объемная аппликация» | Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия | Бумага, клей, ножницы, ватман, детали |
25 | Объемная аппликация. Открытки к праздникам. | Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм. | Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага, картон, клей, ножницы |
26 | Объемная аппликация. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций | Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм. | Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага, картон, клей, ножницы |
Раздел 5. Работа с бумагой и картоном. 8 часов | ||||
27 | Симметричное вырезание. Матрёшки | Знакомство с техникой «Симметричное вырезание» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Картон, цветная бумага |
28 | Работа с бумагой и картоном. Веночек для мамы | Работа с бумагой и картоном. | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Картон, цветная бумага, клей |
29 | Игрушки из картона с подвижными деталями. Клоун | Знакомство с техникой «Игрушки из картона с подвижными деталями» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Картон, проволока, ножницы, карандаши |
30 | Торцевание (вид мозаики) | Знакомство с техникой «Торцевание» | Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания | Цветная гофрированная бумага |
31 | Простое торцевание на бумажной основе. Птицы | Знакомство с техникой «Торцевание» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Салфетки цветные, клей |
32 | Простое торцевание на бумажной основе. Коллективная работа. Весна | Знакомство с техникой «Торцевание» | Практическая работа. Коллективная работа. Декоративное оформление изделия | Ватман, клей, ножницы, цветная бумага |
33 | Изготовление поделок собственного замысла | Изготовление поделок собственного замысла с помощью разных техник | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Ватман, клей, ножницы, цветная бумага |
34 | Оформление выставки «Игрушки-сувениры из бумаги» | Творческие работы детей по желанию. Выставка лучших работ | Оформление выставки «Игрушки-сувениры из бумаги» |
Список использованной литературы
1. А. И. Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.
2. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,
3. Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.
4. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.
5. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. Мой мир. 2008.
6. С. В. Соколова . Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. – М. 2007.
7. Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.
Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.
8. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...
Рабочая программа кружка 4 класс. Развитие связной речи.
Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществ...
Рабочая программа кружка 4 класс. Наглядная геометрия.
Одной из узловых проблем методики преподавания математики в начальной школе является содержание и методы изучения начального курса геометрии. Геометрии отводится ведущая...
рабочие программы кружков 3 класс
рабочие программы кружков для 3 класса: Занимательная математика, История Амурской области, кружок по ПДД "Я- пешеход и пассажир", Кружок по русскому языку "Граммотей"...
"Я помню" рабочая программа кружка 4 класс
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, се...
Рабочая программа кружка 2 класса « «Разноцветная палитра»
Программа кружка «Разноцветная палитра» направлена на решение задач художественного образования и воспитания. Програ...