Рабочая программа кружка "Мастерилка "для 1 класса
рабочая программа

Марченкова Ольга Павловна

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладения элементарными приемами работы с бумагой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_masterilka_dlya_1_klassa.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г. Смоленска».

Утверждаю:

приказ №172

 « 31 » августа 2022 г.

 ИО Директора:

/Гагарина Т.В./

Согласовано:

Зам. директора по УВР:______________

     /Вдовенкова И.В./

«  31 » августа  2022 г.

Принято на

педагогическом совете

протокол №1

от « 31 » августа 2022 г.

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №1

от « 31 » августа 2022 г.

_______________

/Мартыненкова Л.В./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«МАСТЕРИЛКА»

                                           

                                                                                 Программы составила:

                                                                    Марченкова Ольга Павловна

                                                                    учитель начальных классов

                                                                    Высшей категории

г. Смоленск

2022

1.Пояснительная записка

              Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить  наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

             Программа кружка «Мастерилка» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий  программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Дети научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять игрушки, сувениры, украшения; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами,  конструирование, мозаика, аппликация, квиллинг,  торцевание)

        Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладения элементарными приемами работы с бумагой

       Задачи программы: 
      Обучающие:
 

  • Научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • Научить детей элементарным трудовым навыкам, при работе с бумагой и картоном, учить проявлению творческой самостоятельности;
  • Развивать художественный вкус и ориентировать на качестве изделий.

Развивающие: 

  • Развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции;
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, прививать художественный вкус;
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • Развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к работе с бумагой;

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

 Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

             Направленность  данной  дополнительной  образовательной  программы:

художественно-эстетическая.

Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
  • овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
  • знакомятся со свойствами бумаги;
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.

Сроки реализации программы

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Режим  и форма проведения занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).

Методы, используемые на занятиях:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом. 

Формы и виды контроля

Формами  контроля (сформированность представлений о  различных способах работы с бумагой)  являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки, составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся может быть  в классе,  в школе,  в  библиотеке.
Выставки могут быть:

однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;

постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Планируемые результаты освоения программы «Мастерилка»

             В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
  • формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат;
  • бережному отношению к труду.

Метапредметные результаты:

Регулятивные БУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
  • учиться корректировать, вносить изменения в работу;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные БУД:

  •  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  •  учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
  • выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.

Коммуникативные БУД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться  планировать и осуществлять работу в группах, договариваться  в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения  и реализовывать их в творческих коллективных работах.

Предметные результаты:

  • знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами», а также основные формы в технике «квиллинг».
  • уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, квиллинг, торцевание) выполнена работа;
  • уметь соблюдать правила техники безопасности;
  • иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
  • уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
  • уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Наименование

разделов

Кол-во

часов

1

2

3

1

Техника безопасности

1

2

Разнообразие видов бумаги

Свойства бумаги

2

3

Секреты бумажного творчества

9

4

Аппликация и моделирование

14

5

Работа с бумагой и картоном

8

Итого за год

34

  1. Содержание программы

 34 часа

1. Техника безопасности (1 час)

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

2. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги (2 часа)

Виды бумаги и картона.

Рассказ «Из истории бумаги»

Изучение свойств бумаги и картона

3. Секреты бумажного творчества (9 часов)

Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в комок. Мозаика. Моделирование из полос. Мозаика из объёмных деталей (оригами), коллективная работа. Соединение различных техник в одной работе.

4. Аппликация и моделирование (14 часов)

Аппликация из цветной бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков  бумаги. Аппликация из деталей квиллинга. Коллективная работа. Моделирование из картона. Рамочка. Моделирование из гофрированной бумаги. Объемная аппликация. Открытки к праздникам. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций.

5. Работа с бумагой и картоном (8 часов)

Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Простое торцевание на бумажной основе.  Коллективная работа.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Наименование темы занятия

Основные элементы

содержания

занятия

Основные виды  учебной деятельности учащихся

Оборудование

1

2

3

4

5

Раздел 1. Техника безопасности. 1 час

1

Техника безопасности.

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Из истории происхождения  ножниц.

Знакомство с историей возникновения бумаги, видами, с необходимыми материалами и инструментами, а также особенностями работы с ними. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.

Презентация

Раздел 2. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги. 2 часа

2

Виды бумаги, её разнообразие

Виды бумаги и картона.

Рассказ «Из истории бумаги»

Изучение свойств бумаги и картона

Создание коллекции «Бумага и картон» и оформление ее в творческой форме.

Видеофильм «Материал — бумага»

3

Волшебные свойства бумаги

Практическим путем знакомство со свойствами бумаги.

Инструменты для опыта

Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 9 часов

4

Обрывная аппликация. Фрукты

Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага

5

Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги

Работа с бумагой в технике

«Скручивание в жгут». Аппликация из гофрированной бумаги

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Бумага, клей, ножницы

6

Мозаика из газетных комков. Овечка

Работа с бумагой в технике

«Скатывание в комок». Мозаика.

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Газеты

7

Моделирование из полос. Цветы

Работа с бумагой в технике

«Моделирование из полос»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага

8

Конструирование из бумаги (оригами) Лягушонок

Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами.  Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги

Практическая работа. Работа с бумагой в технике оригами. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага

9

Мозаика из деталей оригами. Морские жители.  

Моделирование путём прямого повторения за

педагогом - его рассказом и показом - необходимых действий

Практическая работа. Коллективная работа. Декоративное оформление изделия

Бумага, клей, ножницы

10

Конструирование из фольги. Насекомые

Работа с бумагой в технике

«Конструирование из фольги»

Практическая работа. Работа с фольгой, бумагой и ножницами.

Фольга

11

Коллективная работа. Мир природы

Соединение различных техник в одной работе.

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Бумага, клей, ножницы, ватман

12

Оформление выставки  «Игрушки-сувениры из бумаги»

Творческие работы  детей по желанию. Выставка лучших работ

Оформление выставки  «Игрушки-сувениры из бумаги»

Раздел 4. Аппликация и моделирование. 14 часов

13

Аппликация из геометрических фигур (метод обрывная аппликация)  Кораблик

Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация». Аппликация из геометрических фигур

Практическая работа. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков  бумаги

Цветная бумага

14

Аппликация из бумаги. Зайчик

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу

Альбом, цветная бумага

15

Аппликация из кругов. Слон

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу

Цветная бумага

16

Аппликация из бумаги. Весёлые гусеницы

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага,

картон

17

Аппликация из квадратов. Космонавт

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу. Работа по трафарету, способы скрепления деталей

Цветная бумага,

картон

18

Аппликация из треугольников. Кошка

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу

Бумага, клей, ножницы

19

Аппликация из деталей  квиллинга. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг

Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы. Работа с бумагой в технике «Аппликация из деталей  квиллинга»

Практическая работа. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг

Бумага, клей, ножницы

20

Аппликация из деталей  квиллинга. Коллективная работа «Мир похож на цветной луг»

Работа с бумагой в технике «Аппликация из деталей  квиллинга»

Практическая работа. Коллективная работа «Мир похож на цветной луг»

Бумага, клей, ножницы, ватман, детали

21

Моделирование из картона. Рамочка  для фотографии

Работа с бумагой и картоном  в технике «Моделирование из картона»

Практическая работа. Осваивать приёмы работы с картоном, подбирать материал для выполнения изделия. Рамочка  для фотографии

Картон, рамка, картон

22

Моделирование из гофрированной бумаги.            Жар-птица

Знакомство с техникой

«Моделирование из гофрированной бумаги»          

Практическая работа. Аппликация из гофрированной бумаги по образцу

Цветная гофрированная бумага

23

Моделирование из гофрированной бумаги. Цветы.          

Знакомство с техникой

«Моделирование из гофрированной бумаги»          

Практическая работа. Аппликация из гофрированной бумаги по образцу

Цветная гофрированная бумага

24

Объемная аппликация. Открытки к праздникам.

Знакомство с техникой

«Объемная аппликация»

Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия

Бумага, клей, ножницы, ватман, детали

25

Объемная аппликация. Открытки к праздникам.

Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм.

Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага,

картон, клей, ножницы

26

Объемная аппликация. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций

Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм.

Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага,

картон, клей, ножницы

Раздел 5. Работа с бумагой и картоном. 8 часов

27

Симметричное вырезание. Матрёшки

Знакомство с техникой

«Симметричное вырезание»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Картон, цветная бумага

28

Работа с бумагой и картоном. Веночек для мамы

Работа с бумагой и картоном.

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Картон, цветная бумага, клей

29

Игрушки из картона с подвижными деталями. Клоун

Знакомство с техникой

«Игрушки из картона с подвижными деталями»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Картон, проволока, ножницы, карандаши

30

Торцевание (вид мозаики)

Знакомство с техникой «Торцевание»

Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания

Цветная гофрированная бумага

31

Простое торцевание на бумажной основе. Птицы

Знакомство с техникой «Торцевание»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Салфетки цветные, клей

32

Простое торцевание на бумажной основе. Коллективная работа. Весна

Знакомство с техникой «Торцевание»

Практическая работа. Коллективная работа. Декоративное оформление изделия

Ватман, клей, ножницы, цветная бумага

33

Изготовление поделок собственного замысла

Изготовление поделок собственного замысла с помощью разных техник

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Ватман, клей, ножницы, цветная бумага

34

Оформление выставки  «Игрушки-сувениры из бумаги»

Творческие работы  детей по желанию. Выставка лучших работ

Оформление выставки  «Игрушки-сувениры из бумаги»

Список использованной литературы

1. А. И. Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.

2. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,

3. Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.

4. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.

5. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. Мой мир. 2008.

6. С. В. Соколова . Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. – М. 2007.

7. Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.

Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.

8. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...

Рабочая программа кружка 4 класс. Развитие связной речи.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществ...

Рабочая программа кружка 4 класс. Наглядная геометрия.

Одной из узловых проблем методики преподавания математики в начальной школе является содержание и методы изучения начального курса геометрии. Геометрии отводится ведущая...

рабочие программы кружков 3 класс

рабочие программы кружков для 3 класса: Занимательная математика, История Амурской области, кружок по ПДД "Я- пешеход и пассажир", Кружок по русскому языку "Граммотей"...

"Я помню" рабочая программа кружка 4 класс

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, се...

Рабочая программа кружка 2 класса « «Разноцветная палитра»

Программа кружка «Разноцветная палитра» направлена на решение задач художественного образования и воспитания.             Програ...